Определение №ЕГ/4723/23 Определение о возбуждении дела 068/05/5-856/2023 от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение Калининградского УФАС России от 27.03.2023 по делу N 039/05/5-80/2023"Об отложении рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства российской федерации о рекламе"

 

 

 

<...>

 

<...>
 

 

 

 

 

 

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении производства по делу № 068/05/5-856/2023

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

17 ноября 2023 года г. Тамбов

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – руководитель управления Гречишникова Е.А., рассмотрев обращение физического лица о распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащей недостоверные сведения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Довожу до Вашего сведения, в Тамбовское УФАС России подано обращение <...>(вх. от 18.09.2023 № 5824-ЭП/23) по необоснованному использованию в рекламе слов «максимально» и «по высшему разряду» в видеоролике от 31.08.2023 г. под названием «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ?» на YouTube канале «Деревенский дневник очень многодетной мамы» (https// www.youtube.com/channel/UCWuHMXSjYx-jTQDbcidGdMw).

Как следует из обращения, на YouTube канале «Деревенский дневник очень многодетной мамы» автор блога рекламирует гель и кондиционер для стирки «O2- clean», где в тексте используются слова «максимально» и «по высшему разряду»

Заявителем представлены снимки экрана видеоролика YouTube канала «Деревенский дневник очень многодетной мамы» от 31.08.2023 г. под названием «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ», в котором распространяется следующая информация: «Привет! Привет! Мои дорогие друзья и подписчики канала «Деревенский дневник очень многодетной мамы». У меня сегодня день «большого мяса и молока», т. е. 200 килограммов мяса и 200 литров молока. Прежде чем приступить к масштабной работе, я решила, что надо все сделать по дому спокойно, запустить стирку, сушку, убрать посуду, разобрать стол, чтобы никто не мешал, детей отвести в садик. И вот, чтобы у меня так это все эффективно получилось, я взяла себе в помощники вот такой гель и кондиционер для стирки «О2Clean». Девочки, обращаю на Ваше внимание, упаковка содержит сразу 2 ёмкости, то есть кондиционер и гель. В чем преимущество этого средства я вам сейчас быстренько расскажу. Упаковка О2- Clean максимально продумана, здесь сделаны краники, открывается это всё очень легко, отрываем достаём краник и можно поставить это средство таким образом, чтобы не поднимать тяжелую коробку потому что здесь все-таки достаточно большое количество средства, хватит надолго, либо поставить ее стационарно и подходить с чашечкой набивать. Я как раз сейчас собираюсь стирать детское белье, потому что этот гель безопасен для детского белья, запах у кондиционера и у геля очень нейтральный, приятный. Много этого средства использовать не нужно, оно концентрированное. И вот знаете какой розовый цвет, потому что это запах сочного персика. Мы сейчас добавим в лоточек для кондиционера. У нас столько белья сейчас перестирывается летом у детишек много и конечно стирки просто не прекращающиеся, но у меня нет надобности ограничивать своих детей и в одежде особенно, и вообще в свободе, потому что бегают по двору и пачкаются, постоянно идут стирки. Посмотрите какое количество белья у меня висит здесь на веревках, так еще и дома сушильная машина сушит не переставая, а О2Clean справился и все нам отстирал по высшему разряду, а кондиционер смягчил наши вещички детские, придал этому белью очень приятный запах. Так что Всем рекомендую найти ссылочку в описании к этому ролику, перейти по ней, потому что это средство Вы можете приобрести на Озоне, так и на Wildberries. А если воспользуетесь моим промокодом, получите еще и скидку. Пользуйтесь на здоровье.»

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38- ФЗ «О рекламе», (далее – Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования - гель и кондиционер для стирки «О2Clean», поддержание интереса к данному товару и продвижение на рынке - «Так что Всем рекомендую найти ссылочку в описании к этому ролику, перейти по ней, потому что это средство Вы можете приобрести на Озоне, так и на Wildberries. А если воспользуетесь моим промокодом, получите еще и скидку. Пользуйтесь на здоровье.».

Таким образом, рассматриваемая информация попадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения информации, содержащейся в заявлении на предмет соответствия требованиям Федерального закона о рекламе от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), обращение было вынесено 16.11.2023 на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Тамбовским УФАС России, с целью дачи оценки наличия нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе. Члены Экспертного совета пришли к мнению о том, что слова «максимально» и «по высшему разряду» в видеоролике от 31.08.2023 под названием «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ?» означают использование в превосходной степени.

Согласно толковому словарю Ушакова Д.Н. значение слова максимальный, максимальная, максимальное (от латин. maximus - наибольший) - наибольший, наивысший; предельный.

Согласно толковому словарю Ожегова С.И. значение слова максимальный -ая, - ое; -лен, -льна. Наибольший в ряду других, предельный.

Согласно толковому словарю Ушакова Д.Н. значение слова высший, высшая, высшее - товары высшего качества.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе гель и кондиционера для стирки «О2clean» использованы утверждения: «Упаковка О2Clean максимально продумана»; «О2Clean справился и все нам отстирал по высшему разряду» при этом с точки зрения обычного потребителя данная информация создает впечатление о том, что гель и кондиционер для стирки «О2clean» имеют значительное преимущество перед другими находящимися в обороте средствами для стирки.

В содержании вышеуказанной рекламы использована сравнительная характеристика объекта рекламирования с товарами иных продавцов путем употребления слов «Упаковка О2Clean максимально продумана»; «О2Clean справился и все нам отстирал по высшему разряду» без объективного подтверждения.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Рассматриваемая реклама создает впечатление, что указание в рекламе сравнительной характеристики, путем употребления слов «максимально» и «по высшему разряду» обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим товарам конкурентов.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна со держать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Соответственно, размещение рекламы в сети "Интернет" должно сопровождаться пометкой "реклама". При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети "Интернет" не предусмотрено данной нормой.

В рассматриваемой рекламе в видеоролике «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ» от 31.08.2023 отсутствует пометка "реклама", а также указание на рекламодателя рекламы, что указывает на признаки нарушения ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьей 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Установлено, что автор YouTube канала "Деревенский дневник очень многодетной мамы» (https//www.youtube.com/channel/UCWuHMXSjYx-jTQDbcidGdMw) является <...>.

С учетом изложенного, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 «Закона о рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922 (далее-Правила),

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Возбудить дело № 068/05/5-856/2023 по признакам нарушения части п.1 ч.3 ст. 5, ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе;

  2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель <...>.;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - <...>.

  1. Назначить дело № 068/05/5-856/2023 к рассмотрению на 13 декабря 2023 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, 1 (3-й этаж, левое крыло).

  2. <...> в срок до 11 декабря 2023 года представить в Тамбовское УФАС России следующие документы и информацию (копии должны быть надлежащим образом заверены):

- копии документов и материалов, связанных с распространением рассматриваемой рекламы (договоры с приложениями, акты выполненных работ, платежные документы и др.);

- информацию о рекламодателе рассматриваемой рекламы с приложением копий подтверждающих документов;

с приложением подтверждающих документо

с приложением подтверждающих документов=

- письменное объяснение по факту распространения рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства;

- иные документы и информацию, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела.

 

 

 

Лицам, участвующим в деле, предлагается принять участие в заседании Комиссии посредством видеоконференц-связи.

Для участия в заседании посредством видеоконференц-связи лицам необходимо заблаговременно направить в Тамбовское УФАС России соответствующее ходатайство (в нем, в т.ч. указать контактное лицо и его телефон) и доверенность на представителя. Доверенность должна быть представлена в оригинале или в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью (на адрес to68@fas.gov.ru). При себе необходимо иметь документ удостоверяющего личность представителя.

Обязанность предоставления в антимонопольный орган информации, в том числе составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, установлена статьей 34 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Дополнительно сообщаем, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Рябова К.С.

тел.8-4752-72-93-54, 068-112

 

 

2023-5097

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны