Решение №068/05/5-67/2019 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 068/05/5-67/2019 о нарушении закон... от 6 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

 

 

ООО «Прованс Моршанск»

 

393950, Тамбовская обл.

г. Моршанск, Октябрьская пл., д. 28, оф. 2

 

<…>

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 068/05/5-67/2019

о нарушении законодательства о рекламе

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2019 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 6 ноября 2019 года.   

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –  руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля  Попова Н.В., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля  Заботнова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № 068/05/5-67/2019 по признакам нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения звуковой рекламы на центральных улицах города Моршанска Тамбовской области,

в присутствии представителя ИП <…> по доверенности б/н от 22.10. <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Тамбовское УФАС России поступило заявление <…> о размещении звуковой рекламы на центральных улицах города Моршанска Тамбовской области.

Установлено, что на опоре знака дорожного движения, расположенной по адресу: Тамбовская обл., г. Моршанск, ул. Интернациональная, напротив здания «Красная аптека», размещается громкоговоритель, достаточно громко транслирующий, в т.ч. рекламу следующего содержания: «….Продуктовая база реализует продукты питания по оптовым ценам. Чай, кофе, шоколад, бакалея, замороженные продукты и многое другое по самой выгодной стоимости. Наш адрес: г. Моршанск, ул. Красная, д. 28…».

В рекламе продуктовой базы содержится утверждение, что именно в данной торговой точке самая выгодная стоимость продуктов, однако, информации, на основании каких данных сделан такой вывод, в рекламе не содержится. Кроме того, распространение громкой звуковой рекламы, а также звуковое сопровождение рекламы на центральных улицах города Моршанска привлекает внимание участников дорожного движения, что может негативным образом повлиять на безопасность движения и повысить риск возникновения аварийных ситуаций.

25.03.2019 в отношении лица, осуществляющего трансляцию рекламы посредством громкоговорителей - ООО «Прованс Моршанск» (393950, Тамбовская обл., г. Моршанск, Октябрьская пл., д. 28, оф. 2, ОГРН: 1136829000550, дата присвоения ОГРН: 31.01.2013, ИНН: 6829088520, КПП: 682601001) возбуждено настоящее дело по признакам нарушения Закона о рекламе.

В соответствии с договором от 12.11.2018 № 25 рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <…>. Определением от 24.04.2019 ИП <…> привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось ввиду ненадлежащего извещения лиц, участвующих в деле, а также необходимости получения дополнительных доказательств.

На рассмотрении дела генеральный директор ООО «Прованс Моршанск» и представитель Общества указали, что в настоящее время колонки громкоговорителей заменены и транслируют более мягкий звук, поэтому размещение рекламы данным способом не угрожает безопасности дорожного движения и не повышает риск возникновения аварийных ситуаций. При этом, данных о технических характеристиках колонок, которые эксплуатировались до мая 2019 года, Общество не представило, ввиду отсутствия технической документации на указанное оборудование (письмо от 01.07.2019 вх. № 4201).

ООО «Прованс Моршанск» предоставило письмо от 11.02.2013 № 03-09/452, в котором  Администрация города Моршанска Тамбовской области указала, что не видит препятствий для создания на территории города Моршанска сети проводного вещания (уличного радио) в центральной части города при условии соблюдения всех необходимых технических требований при установке и эксплуатации оборудования, а также самостоятельного согласования необходимой документации с контролирующими организациями, соблюдении благоприятных условий жизнедеятельности человека при эксплуатации оборудования в радиусе его действия.

Кроме того, ООО «Прованс Моршанск» в письме от 18.04.2019 № 18 (вх. № 2386) указало, что в соответствии с ответом МОМВД России «Моршанский» (письмо от 16.04.2019 № 7408) размещение сети проводного вещания (уличного радио), располагаемого на опорах ЛЭП на центральных улицах города Моршанска, исключает возможность негативного влияния на безопасность дорожного движения и не приводит к возникновению аварийных ситуаций на дорогах.

ИП <…> предоставил письменные пояснения от 22.10.2019 (вх. № 7333), в которых указал, что звуковая реклама продуктовой базы транслировалась на уличном радио в городе Моршанске в период с 09.12.2018 по 09.01.2019 и в период с 11.02.2019 по 11.03.2019. Текст рекламы разработан ИП <…> и направлен для согласования в ООО «Прованс Моршанск». Предприниматель определил содержание в рекламе информации о самой выгодной стоимости продуктов без указания подтверждения данного факта по незнанию требований рекламного законодательства.

 

Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Установлено, что в период с 09.12.2018 по 09.01.2019 и с 11.02.2019 по 11.03.2019 на опоре знака дорожного движения, расположенной по адресу: Тамбовская обл., г. Моршанск, ул. Интернациональная, напротив здания «Красная аптека», размещался громкоговоритель, транслирующий в т.ч. рекламу следующего содержания: «….Продуктовая база реализует продукты питания по оптовым ценам. Чай, кофе, шоколад, бакалея, замороженные продукты и многое другое по самой выгодной стоимости. Наш адрес: г. Моршанск, ул. Красная, д. 28…».

Исходя из статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемых товаров продуктовой базы и привлечение клиентов, указанное в рекламе словосочетание воспринимается не просто как информация о торговой точке, а именно как реклама, поскольку формирует интерес потребителей к приобретению указанной в рекламе продукции и способствуют возникновению желания купить рекламируемые товары в магазине по выгодным ценам.

Рекламируемые таким образом товары, определяющие сравнительные характеристики предлагаемого ассортимента, посредством использования такого словосочетания как «самые выгодные цены» несут смысловую нагрузку, связанную с выражением превосходной степени в ценовом сравнении с иными торговыми точками, представленными на рынке. Форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия, использование в рекламе данного словосочетания предполагает, что рекламируемая таким образом продукция, предлагаемая в торговой точке, является самой востребованной с точки зрения цены со стороны потребителей, ориентирует клиентов на обращение в указанный магазин для покупки товаров только в данной точке в связи с тем, что только в рассматриваемом месте самые выгодные цены на все товары.      

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, и который имеет объективное подтверждение.

Таким образом, для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» перед другими продавцами необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.

Указанная реклама создает впечатление, что продавец, указавший в рекламе  сравнительную характеристику путем употребления слова «самый», является «первым», обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим продавцам. Таким образом, рекламируемые товары представляются потребителю наиболее востребованными с точки зрения цены по сравнению с другими торговыми точками.

Поскольку в вышеуказанной рекламе подтверждение на основании каких данных сделан вывод о преимуществе торговой точки перед другими продавцами отсутствовало, реклама распространялась в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна угрожать безопасности дорожного движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Рассматриваемая звуковая реклама распространялась на опоре знака дорожного движения «указатель направлений» (6.10.1) «Интернациональная - прямо», «Октябрьская площадь - налево».

Пунктом 6.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 № 124-ст) установлено, что средства наружной рекламы не должны быть размещены на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами, а также над проезжей частью и обочинами дорог.

В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 120-ст, не допускается размещать на знаках, на их оборотной стороне, светофорах и опорах, на которых они расположены, плакаты, транспаранты и другие устройства, не имеющие отношения к организации движения.

Согласно Приложению № 1 к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», знак «указатель направлений» (6.10.1) является информационным знаком и указывает на направление движения к пунктам маршрута.

Распространение звуковой рекламы продуктовой базы, а также звуковое сопровождение рекламы, располагаемое на одной опоре с дорожным знаком на центральной улице города Моршанска, привлекает внимание участников дорожного движения, что может негативным образом повлиять на безопасность движения и повысить риск возникновения аварийных ситуаций.

Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение о ГИБДД), предусмотрено, что Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (пункт 2).

Согласно пункту 19 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" к полномочиям полиции относится осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, оценка влияния звуковой рекламы вблизи автомобильных дорог на безопасность дорожного движения относится к компетенции органов Госавтоинспекции, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения.

ГОСТ Р 52044-2003 не является техническим регламентом, но поскольку соответствующий технический регламент, предусмотренный Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не принят, а указанный стандарт направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, охрану жизни и здоровья граждан, его применение, в силу статьи 46 названного федерального закона, является обязательным.

Действие ГОСТ Р 52044-2003 распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях поселений.

В силу общих требований пункта 4.2 ГОСТа Р 52044-2003 наружная реклама не должна: вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным; ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства; иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта; издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом.

УГИБДД УМВД России по Тамбовской области письмом от 31.05.2019 исх. № 18/3798 (вх. от 13.06.2019 № 3694) сообщило, что пунктом 4.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом. В связи с чем, распространение звуковой рекламы в пределах автомобильной дороги отвлекает участников дорожного движения, что негативным образом влияет на безопасность движения и повышает риск возникновения аварийных ситуаций.

Таким образом, способ размещения рекламы продуктовой базы в виде звукового громкоговорителя, расположенного на одной опоре с дорожным знаком у проезжей части, не может не создавать угрозу безопасности дорожного движения, поскольку создает предпосылки для отвлечения внимания водителя от важной информации, либо полностью, либо, по крайней мере, заставляет водителя реагировать на нее позже, чем это необходимо. Важность недопущения подобных ситуаций подтверждает ГОСТ Р 52044-2003, который прямо запрещает не только ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, но и мешать восприятию водителем дорожной обстановки. Кроме того, в соответствии с данным ГОСТом средства наружной рекламы не должны издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги.

С учетом изложенного, положений ГОСТов, а также учитывая мнение компетентного органа, антимонопольный орган приходит к выводу, что размещение звуковой рекламы в т.ч. с повышенным уровнем громкости на центральной улице города Моршанска, а также на одной опоре со знаком дорожного движения может стать причиной и повлечь дорожно-транспортные происшествия, представляет угрозу безопасности дорожного движения и, как следствие - угрозу жизни и здоровью людей.

Таким образом, распространение вышеуказанной звуковой рекламы на одной опоре с дорожным знаком угрожает безопасности дорожного движения и нарушает требования пункта 3 части 4 статьи 5, части 3 статьи 19 Закона о рекламе.

С учетом изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания ООО «Прованс Моршанск» с целью прекращения распространения звуковой рекламы на одной опоре с дорожным знаком.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.

В соответствии с договором от 12.11.2018 № 25 ООО «Прованс Моршанск» (Исполнитель) обязуется оказать услуги в соответствии с Приложением (размещение рекламы на городском уличном радио «Прованс»), а ИП <…> (Заказчик) обязуется оплатить оказанные услуги в размере, порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

ИП <…> в письме от 22.10.2019 (вх. № 7333) указал, что звуковая реклама продуктовой базы транслировалась на уличном радио в городе Моршанске в период с 09.12.2018 по 09.01.2019 и в период с 11.02.2019 по 11.03.2019. Текст рекламы разработан ИП <…> и направлен для согласования в ООО «Прованс Моршанск».

Согласно актам выполненных работ № 47 от 10.12.2018 и № 15 от 12.03.2019 работы выполнены в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством. Стороны претензий друг к другу не имеют.

ИП <…> выставлены счета (№ 55 от 14.12.2018 и № 44 от 13.11.2018) на оплату услуг по договору от 12.11.2018 № 25.

В соответствии с платежными поручениями от 14.12.2018 № 842 и от 25.02.2019 № 193 ИП <…> произведена оплата за услуги по счетам № 55 от 14.12.2018 и № 44 от 13.11.2018.

Таким образом, ИП <…> является рекламодателем указанной рекламы, ООО «Прованс Моршанск» рекламораспространителем. 

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: ««….Продуктовая база реализует продукты питания по оптовым ценам. Чай, кофе, шоколад, бакалея, замороженные продукты и многое другое по самой выгодной стоимости. Наш адрес: г. Моршанск, ул. Красная, д. 28…», размещавшейся в период с 09.12.2018 по 09.01.2019 и с 11.02.2019 по 11.03.2019 при помощи громкоговорителя, установленного на опоре уличного освещения по адресу: Тамбовская обл., г. Моршанск, ул. Интернациональная, напротив здания «Красная аптека», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 3 части 4 статьи 5, части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
  2. Выдать ООО «Прованс Моршанск» предписание об устранении нарушения требований рекламного законодательства и представить доказательства устранения нарушения в 2-х недельных срок со дня получения предписания.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова 

 

Члены Комиссии                                                                                                         Н.В. Попова      

 

         Т.В. Заботнова

 

      А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Мясникова Алена Николаевна,

 8(4752) 72-93-54

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны