Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 068/01/17-623/2020 о нарушении антимонопо... от 31 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                    Ответчик:                                                                                                                                

                                                                    ПАО «МРСК Центра»

                                                                    119017, г. Москва,

                                                                    ул. М. Ордынка, д. 15

 

                                                                    филиал «Тамбовэнерго» ПАО «МРСК

                                                                    Центра»

                                                                 392680, г. Тамбов, ул. Моршанское

                                                                шоссе, д. 23

 

                                                                    Заявитель:

                                                                 ООО «Орион»

                                                                 358014, Республика Калмыкия,

                                                                 г. Элиста, 6 микр., д. 11 «А»

 

                                                                Заинтересованное лицо:

                                                                           ООО ТД «ЭТС»

                                                                           454092, г. Челябинск, ул. Елькина,

                                                                          д.80А, пом.2, каб. 102

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 068/01/17-623/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения объявлена «30» декабря 2020 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено «31» декабря 2020 года                            г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Мазаева С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

члены:

Колодина Н.Н. - заместитель руководителя  - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Дедова Е.Н. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Пономарева И.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 068/01/17-623/2020 от 02.10.2020 по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании комиссии:

представителя ПАО «МРСК Центра» - <…>, действующей на основании доверенности от 30.04.2020 № Д-ТБ/72,

представителя ООО «ОРИОН» - <…>, действующей на основании доверенности от 04.09.2020 № 1,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) поступила жалоба ООО «Орион» (вх. от 01.09.2020 № 5381) на действия заказчика - ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тамбовэнерго»  при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, - № 32009398928 на право заключения договора на поставку установок осветительных для нужд филиала ПАО «МРСК Центра»- «Тамбовэнерго».

ООО «Орион» в качестве доводов жалобы указало, что Заказчиком в документации о закупке установлены неправомерные требования к характеристикам товара, необходимого к поставке, а именно:

- некорректное внесение в техническое задание на поставку аварийной осветительной установки Лот № 207В, КВД 2 в качестве неизменного показателя - газоразрядной лампы, которая по своим характеристикам выходит за пределы действующего законодательства об энергоэффективности и относится к максимальному классу опасности;

- техническое задание на поставку аварийной осветительной установки Лот № 207В, КВД 2 содержит пункты 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.10, в которых заказчик устанавливает жесткие, повышенные требования к закупаемому товару.

Решением Тамбовского УФАС России по жалобе № 068/07/3-548/2020 о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров от 11.09.2020 рассмотрение жалобы ООО «Орион» прекращено в связи с тем, что общество обжалует установленные документацией требования после окончания срока подачи заявок. Материалы дела переданы  в отдел антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России для рассмотрения в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ (утв. приказом от 25.05.2012 N 339), вопроса о наличии признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в указанных  действиях филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго».

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении ПАО «МРСК Центра» запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, - № 32009398928 на право заключения договора на поставку установок осветительных для нужд филиала ПАО «МРСК Центра»- «Тамбовэнерго» приказом Тамбовского УФАС России от 02.10.2020 № 69 было возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительной информации, необходимой для рассмотрения дела.

ПАО «МРСК Центра» при рассмотрении дела представило письменные пояснения, запрашиваемые сведения и  материалы, которые приобщены к делу.

Представитель ПАО «МРКС Центра» на рассмотрении дела сообщил, что Общество не согласно с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства.

ПАО «МРСК Центра» указало, что все условия проведения торговой процедуры являлись равными  для всех участников, заказчиком созданы все условия для обеспечения максимально широкого круга участников. 

Требование в техническом задании о прохождении аттестации поставляемого оборудования в одном из аккредитованных Центров ПАО «Россети» не противоречит  законодательству и не ограничивает конкуренцию, а лишь имеет своей целью проверку качества поставляемого товара.

Аттестация является элементом проверки при приемке продукции для внутреннего контроля качества поставляемой продукции в соответствии с техническими условиями заключенного договора, а не на стадии допуска участников закупочных процедур к торгам.

Данное условие не является критерием отбора и допуска заявки к участию торгам и предлагает аттестацию уже по итогам проведения закупочных процедур и заключения договора, в момент поставки товара.

Относительно требования в техническом задании о том, что оборудование должно соответствовать требованиям стандартам МЭК и ГОСТ: ТУ 8043-004-44919750-2001 представитель указал, что Закон о закупках не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенном нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические  характеристики этих услуг.  В случае, если исполнение договора требует соблюдения определенных норм и правил, указание в документации о закупке требований к услугам путем ссылки на государственные стандарты, санитарные правила и иные документы при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры, характеристики оказываемых услуг, являются правомерными и достаточными.

Представитель ПАО «МРСК Центра» относительно требования о наличии сертифицированного сервисного центра на территории РФ по гарантийному обслуживанию поставляемого товара также указал, что в соответствии с Законом о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам.

Требование о наличии сертифицированного  сервисного центра на территории РФ адресованы всем участникам закупки, заявлены заблаговременно. Участники закупки надлежащим образом информированы  о предъявлении таких требований путем включения соответствующих условий в документацию о закупке.

Заявитель на рассмотрении дела сообщил, что поддерживает заявленные требования. Считает, что ПАО «МРСК Центра» установило незаконные требования в техническом задании к поставщикам закупки и к поставляемому товару, что влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия.

Заявитель также указал, что установленные требования  в техническом задании о  прохождении аттестации поставляемого оборудования в одном из аккредитованных Центров ПАО «Россети» и о наличии сертифицированного сервисного центра на территории РФ по гарантийному обслуживанию поставляемого товара  накладывает на участников дополнительные обязательства, не предусмотренные действующими законодательством о техническом регулировании. Более того, добровольная сертификация  в настоящем случае становится для участников закупки обязательной.

ООО «Орион» считает, что планируемое Обществом для поставки оборудование по некоторым параметрам превосходит поставленное по договору оборудование.

Однако, у ООО «Орион» отсутствовала возможность принять участие в запросе предложений  на право заключения договора на поставку  установок осветительных для нужд ПАО «МРСК Центра», по причине наличия в документации требований, ограничивающих  конкуренцию.

ООО ТД «ЭТС» письменно указало, что ПАО «МРСК Центра» не допустило нарушение антимонопольного законодательства при проведении запроса предложений. Заказчики, осуществляющие закупку по правилам закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребности, а, с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников. Установленные требования были адресованы всем участникам закупки, заявлены заблаговременно. Участники закупки надлежащим образом информированы  о предъявлении таких требований путем включения соответствующих условий в документацию о закупке.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно положениям статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики обязаны руководствоваться основными принципами, а именно участнику закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих документации, к участию в такой закупке.

Закупочная деятельность ПАО «МРСК Центра» регламентируется Положением Единого стандарта закупок ПАО «Россети», которое размещено на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru.

Указанным положением определены способы закупки, в том числе запрос предложений в электронной форме.

ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тамбовэнерго» разместило 12 августа 2020 года на сайте: https://msp.roseltorg.ru запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку установок осветительных для нужд филиала ПАО МРСК Центра» -  «Тамбовэнерго», расположенного по адресу: 392680, г. Тамбов, ул. «Моршанское шоссе, д. 23 (номер извещения 32009398928).

Пунктом 3.1 Технического задания на поставку аварийной осветительной установки Лот №207В, КВД (утв. 20 июля 2020 года) установлены технические требования к оборудованию, в том числе:

- источник света - газоразрядная лампа высокого давления мощностью 1000 Вт.

Пунктом 4 «Общие требования» Технического задания установлены, в том числе, следующие требования:

1) пункт 4.2: к поставке допускается оборудование, которое прошло обязательную аттестацию в одном из аккредитованных Центров ПАО «Россети»:

- ОАО «Научно-исследовательский инжиниринговый центр межрегиональных распределительных сетевых компаний» (ОАО «НИИЦ МРСК»), тел. (495) 651-84-83, доб. 109, сайт в Интернет http://www.niic-mrsk.ru;

- ОАО «НТЦ электроэнергетики»;

2) пункт 4.3: оборудование должно соответствовать требованиям стандартов МЭК и ГОСТ:

- ТУ 8043-004-44919750-2001 «Осветительная установка световая башня»;

3) пункт 4.4: аварийная осветительная установка должна быть включена в Государственный реестр средств измерений РФ, иметь действующий сертификат/свидетельство об утверждении типа средств измерений и отметку о проведении первичной/заводской поверки;

4) пункт 4.5: на момент закупки срок, прошедший с момента первичной/заводской поверки аварийной осветительной установки, не должен превышать 6 (шесть) месяцев;

5) пункт 4.10: наличие сертифицированного сервисного центра в РФ по гарантийному обслуживанию поставляемого оборудования.

20 августа 2020 года ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тамбовэнерго» внесло изменения в техническое задание на поставку аварийной установки Лот №207В, КВД 2, в том числе установило требование к источнику света – «лампа мощностью», а также исключило пункты 4.4 и 4.5.

1. Комиссия Тамбовского УФАС России проанализировав установленные ПАО «МРСК Центра» технические требования к закупке оборудования, считает, что они  необоснованно ограничивают потенциальных участников закупки и нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

1.1. Пунктом 4.2 Технического задания установлено обязательное требование о прохождении аттестации поставляемого оборудования в одном из аккредитованных Центров ПАО «Россети»:

- ОАО «Научно-исследовательский инжиниринговый центр межрегиональных распределительных сетевых компаний» (ОАО «НИИЦ МРСК»), тел. (495) 651-84-83, доб. 109, сайт в Интернет http://www.niic-mrsk.ru;

- ОАО «НТЦ электроэнергетики».

ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тамбовэнерго» (исх. от 08.09.2020 б/н) на данные требования поясняет следующее.

В соответствии с пунктом 4.2.1. Положения ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе» (утв. Решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 08.11.2019 № 378) система проверки качества (далее - аттестация) в ПАО «Россети» является системой проверки качества, направленной на обеспечение потребностей Общества в современном, надежном, безопасном и эффективном оборудовании, материалах и системах для обеспечения надежной и безаварийной работы ЕЭС России. Система аттестации является самостоятельным элементом внутренней проверки качества закупаемого оборудования. Пунктом 4.2.5. Положения ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе» определено, что «Обязанность прохождения проверки качества и получение документа, подтверждающего возможность применения проверенного оборудования, материалов и систем на объектах заказчика и определяющий область его применения, возлагается на поставщика/подрядчика».

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что закупочная деятельность ПАО «МРСК Центра» регулируется Положением о закупке, в котором установленное требование о прохождении аттестации не содержится.

Действующее законодательство также не возлагает на поставщика обязанность по прохождению обязательной аттестации в аккредитованных центрах заказчика и его головной организации (в данном  случае - ПАО «Россети»).

Согласно представленной ПАО «МРСК Центр» в ходе рассмотрения дела форме договора на оказание услуг по проведению аттестации такая аттестация поставляемого оборудования в указанных центрах ПАО «Россети» осуществляется на платной основе и занимает определенное время  на ее прохождение.

Следовательно, установление данного требования к поставщику является завышенным, нарушающим условия конкуренции и может привести к нарушению порядка определения победителя, поскольку оценка заявок с предложенными товарами и выбор победителя поставлен в зависимость не от условий закупки, а от отдельных хозяйствующих субъектов (аккредитованных ПАО «Россети), у которых участники закупки должны проходить аттестацию товара по неизвестным критериям, что к тому же требует дополнительных финансовых и временных затрат.

1.2. Пунктом 4.3 Технического задания определено, что оборудование должно соответствовать требованиям стандартов МЭК и ГОСТ: ТУ 8043-004-44919750-2001 «Осветительная установка световая башня», что само по себе является невыполнимым и противоречивым, а потому указанным требованием неоправданно созданы необоснованные риски участия в закупке.

Названные ТУ, как и любые другие, не являются стандартами общего применения, а потому не могут быть известны неопределенному кругу лиц, а полное соответствие ТУ могут обеспечить только те товары, которые изготовлены по указанным ТУ.

Участники закупки могут предложить товар по указанным ТУ, но не выполнить требование об обязательности соответствия стандартам МЭК и ГОСТ, и наоборот, что  означает, что одновременное требование о соответствии названным в закупке ТУ,  а также ГОСТ и МЭК является взаимоисключающим.

Кроме того, заказчик установил требование к закупаемой аварийной осветительной установке о соответствии Техническим условиям товара производства отдельного конкретного производителя, что нарушает условия конкуренции.

Так, согласно сертификату соответствия ТС RU С-RU.МЕ64.В.00376 изготовителем осветительной установки «Световая башня» (аварийная) по 8043-004-44919750-2001 является ООО «СВЕБА» (129347, Российская Федерация, г. Москва, ул. Палехская, д. 143).

Во-первых, данные технические условия в свободном доступе отсутствуют, а потому участник закупки не может проверить, соответствует ли предлагаемый им товар указанным Заказчиком отдельным ТУ, а во-вторых, полностью соответствовать ТУ может только товар того производителя, который эти ТУ разработал и изготавливает по ним свой товар.

Следовательно, организатор торгов рассмотренным требованием негласно, но однозначно указывает на отдельный товар конкретного производителя, несмотря на наличие товаров других производителей с аналогичными функциями и назначением. Все это свидетельствует о нарушении условий конкуренции.

Включение заказчиком в запрос предложений требования о поставке товара конкретного производителя, не допуская замены товара на эквивалент, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок.

Рынок осветительных установок схожего спектра действия представлен широким кругом производителей. Помимо ООО «СВЕБА» их изготавливают НПП «ЭнергоТехСервис», компания «Аргус-М», ИП Пашков А.А. и др.

Условие о том, что оборудование должно соответствовать ТУ 8043-004-44919750-2001 «Осветительная установка световая башня» включено в документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу только поставщику данного производителя, что исключает конкуренцию между производителями закупаемого оборудования, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

ПАО «МРСК Центра» в своих пояснениях (исх. от 03.12.220 № МР1-ТБ/3/7928, вх. от 03.12.2020 № 7458) указало, что точные аналоги отсутствуют. При закупке оборудования филиал ориентировался на уже существующее оборудование и его укомплектование, а именно данная световая башня соответствует необходимым габаритам и функционалу, который необходим для проведения работ. Габариты имеют важное значение для укомплектования бригадного автомобиля. Функционально данная башня соответствует необходимым параметрам для производства работ.

По данным ООО «Орион», Общество на основании эксклюзивного договора на изготовление и продажу оборудования от 07.2020 года, заключенного с ИП Пашковым А.А., осуществляет продвижение, маркетинг (размещение) и продажу товаров, в том числе осветительной установки «Свеча». ИП Пашков А.А. является патентообладателем  на полезную модель № 187954 «Световая установка» (приоритет полезной модели от 13.09.2018) и производителем мобильных осветительных установок «Свеча», которые используются к качестве основного или дополнительного в различных ситуациях, от проведения аварийно-восстановительных работ до проведения мероприятий различной направленности, в темное время суток. Осветительная установка «Свеча» различных моделей имеет декларацию о соответствии от 25.12.2019 № ЕФЭС №RUL-RU/АЖ49.В.03475/19.

Таким образом, установка «Свеча» выполняет то же назначение, что является предметом закупки, и соответствует целям и потребностям закупки.

Сравнительная таблица характеристик осветительной установки «Свеча» Торговый марки «ОРИОН» и поставленного оборудования по результатам запроса предложения ООО ТД «ЭТС» подтверждает, что ООО «ОРИОН» могло предложить к поставке товар с  аналогичными функциями и с тем же назначением, причем с меньшими габаритами, что  соответствует потребностям Заказчика:

 

Установки

Параметры

ОУ «Свеча 5м 1000» с генератором Торговой марки «ОРИОН» 

АОУ 

ELG71000S2.7 GX 

Осветитель 

COB Led Citizen 

Натриевая лампа ДНАТ 

Эффективность осветителя (L\W

165 

120 

Мощность осветителя (Вт) 

1000 

1000 

Общая мощность установки (Вт) 

2000 

2000 

Начальная светоотдача с учетом КПД (только лампа) (L\W

135 

25 

Снижение светового потока через 1 год эксплуатации (%) 

0,5-0,7 

20 

Срок службы (часов) 

Более 50 000 

10 000 

Светораспределение  

Класс Р по ГОСТ 1767 

Класс Р по ГОСТ 1767 

Ветроустойчивость с растяжками 

20м\с 

20м\с 

Контрастность и цветопередача 

Высокая  

(Ra 70-90

Очень слабая  

(Ra 30) 

Механическая прочность осветителя 

отличная 

средняя 

Температурная устойчивость 

отличная 

Очень слабая 

Температурный режим эксплуатации 

-40...+60 

-40...+60 

Устойчивость осветителя к перепадам 

отличная 

Очень слабая 

Время выхода в рабочий режим 

Мгновенно 

5 минут 

Нагрев осветителя  

Умеренно  

(90 град. С) 

Очень сильно  

(более 400 град. С) 

Экологическая безопасность 

Полностью безвреден 

Содержит натриево-ртутную амальгаму и ксенон 

Относится к высшему классу опасности 

Высота (м) 

5-7 

5-7 

Ветроустойчивость (м\с) 

20 

20 

Сеть переменного тока  

220В 50Гц 

Да  

Да 

Автономный генератор  

220В 50Гц 

Да 

Да  

Встроенная электростанция, кВт 

2,7 

2,7 

Вес (кг) 

59 

74 

Габариты в транспортном положении (д\ш\в), мм 

590\450\780 

600\450\800 

Гарантия, лет 

 

Из указанного следует, что установленное в запросе предложения требование о поставке товара по конкретному ТУ незаконно ограничивает участие в закупке и не направлено на отбор лучшего предложения по поставке закупаемого товара, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

1.3. Пунктом 4.10 Технического задания установлено требование к поставщикам о наличии сертифицированного сервисного центра в РФ по гарантийному обслуживанию поставляемого оборудования.

Действующим законодательством к поставщикам рассматриваемого товара такие требования не установлены, при этом поставщик (производитель) вправе самостоятельно осуществлять гарантийное обслуживание оборудования либо по договору с компетентным хозяйствующим субъектом.

Данное требование является неоправданным барьером для хозяйствующих субъектов при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Итак, исходя из вышеуказанного следует, что требования, установленные в  техническом задании на поставку аварийной осветительной установки Лот № 207В  приводят или могут привести к ограничению доступа возможных претендентов к участию в закупке и необоснованному отклонению участников закупки, что нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).

Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Комиссия Тамбовского УФАС России также установила, что Заказчик при проведении закупки нарушил порядок определения победителя в силу следующего.

Согласно протоколу очного заседания Закупочной комиссии по подведению итогов закупочной процедуры от 16.09.2020 № 0150-тА-20-3 до окончания срока представления ценовых частей Заявок на сайт ЕЭТП www.msp.roseltorg.ru поступили следующие Заявки Участников:

 

пп/п

Идентификационный номер

Участника закупки:

Наименование Участника закупки и его адрес

Общая цена Заявки, руб. с НДС

Дата и время регистрации

Заявки на ЕЭТП

11

457268

ООО «СМУ-3», 392030, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Проезд Энергетиков, д. 30, кабинет 315 А, тел. 8 (4752) 72-73-66

579 899,99

26.08.2020 г. в 14 ч. 14 мин.

22

458580

ООО ТД «ЭТС», 454092, г. Челябинск, ул. Елькина, д.80А, пом.2, каб. 102, тел. 8 (351) 216-30-63

330 000,00

28.08.2020 г. в 10 ч. 35 мин.

33

458614

ООО «ПРОФТЕХКОМ», 456208, Челябинская обл., г.Златоуст, ул. В.П.Чкалова, д.5, оф.4, тел. 8-951-44-26-472

279 000,00 (без НДС, применяется УСН)

28.08.2020 г. в 11 ч. 22 мин.

 

По результатам ранжировки заявок победителем запроса предложений на право заключения Договора на поставку установок осветительных для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиала «Тамбовэнерго») признано ООО ТД «ЭТС».

При рассмотрении дела установлено, что предложенное победителем закупки ООО ТД «ЭДС» оборудование не проходило аттестацию ни в одном из аккредитованных Центров ПАО «Россети», при этом данное Общество было допущено и признано победителем торгов в нарушение объявленных условий закупки.

Кроме этого, победитель закупки не соответствует требованию Заказчика о наличии сертифицированного сервисного центра в РФ по гарантийному обслуживанию поставляемого оборудования.

Согласно пояснениям ПАО «МРСК Центра» (исх. от 03.12.2020 № МР1-ТБ/3/7928, вх. от 03.12.2020 № 7458) поставляемый товар имеет сервисный центр в Тамбове на генераторную установку RedVerg (ИП Кондратьева А.Н., г. Тамбов, ул. Лермонтовская, д. 101, к. 1).

Также установлено, что поставленное победителем - ООО ТД «ЭТС»  оборудование не соответствует установленному в техническом задании ТУ 8043-004-44919750-2001 как обязательному условию.

Поставленное оборудование ООО ТД «ЭТС» изготовлено по ТУ-8043-109-082-2004.

Таким образом, организатором закупки допущено нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку победитель закупки определен в нарушение объявленным в закупке требованиям. 

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, в том числе запрещается нарушение порядка определения победителя и победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (пункт 3).

При рассмотрении дела Тамбовское УФАС России в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

Исследование проводилось в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Временным интервалом исследования рынка является время проведения закупки- с 12.08.2020 по 10.09.2020.

Согласно протоколу очного заседания Закупочной комиссии по подведению итогов закупочной процедуры от 16.09.2020 № 0150-ТА-20-3 до окончания срока предоставления ценовых частей Заявок на сайт ЕЭПТ www.msp.roseltorg.ru поступили 3 заявки от ООО «СМУ-3», ООО ТД «ЭТС» и ООО «ПРОФТЕХКОМ», где по результатам ранжировки заявок ООО ТД «ЭТС» признано победителем запроса предложения.

ООО «ОРИОН» также является участником рынка электрических ламп и осветительного оборудования.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установленные ПАО «МРСК Центра» в техническом задании на поставку аварийной осветительной установки Лот № 207В требования к поставщикам закупки, а также включение в запрос предложений требования о поставке товара, соответствующего конкретно поименованным ТУ, приводят или могут привести к ограничению доступа количества возможных претендентов к участию в закупке и необоснованному отклонению участников закупки, в силу чего, действия ПАО «МРСК Центр» противоречат части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, нарушен пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях ПАО «МРСК Центра», поскольку победитель закупки определен в нарушение объявленным в закупке требованиям.

8 декабря 2020 года Комиссия Тамбовского УФАС России в связи с установленным в действиях ПАО «МРСК Центра» нарушения антимонопольного законодательства вынесла заключение об обстоятельствах дела № 068/01/17-623/2020.

ПАО «МРСК Центра»» на заключение об обстоятельствах дела № 068/01/17-623/2020 от 08.12.2020 представило письменные возражения (исх. от 30.12.2020, вх. от 30.12.2020 № 8156).

Рассмотрев доводы ПАО «МРСК Центра», Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что по всем указанным в представленных письменных возражениях замечаниях Комиссией дана надлежащая правовая оценка.

Изложенные ответчиком по делу доводы не свидетельствуют об отсутствии факта нарушения антимонопольного законодательства и опровергаются совокупностью полученных по делу письменных пояснений и доказательств.

ООО «Орион» письменные возражения, пояснения не представило, как и ООО ТД «ЭТС».

На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении ПАО «МРСК Центра» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при установлении в техническом задании на поставку аварийной осветительной установки Лот № 207В (извещение № 32009398928) требований к поставщикам закупки о прохождении аттестации поставляемого оборудования в одном из аккредитованных Центров ПАО «Россети» и о наличии сертифицированного сервисного центра в РФ по гарантийному обслуживанию поставляемого оборудования, а также при включении в запрос предложений требования о поставке товара, соответствующего конкретно поименованным ТУ, что  приводит или может привести к ограничению доступа возможных претендентов к участию в закупке и необоснованному отклонению участников закупки, а также пункта 3 части 17 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения победителя запроса предложений.

Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных ст. 48 Закона о защите конкуренции, не имеется.

Комиссия считает, что основания для выдачи ПАО «МРСК Центра» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют в связи невозможностью его исполнения по причине завершения закупки и заключения договора на поставку аварийной осветительной установки.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ПАО «МРСК Центра» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку установок осветительных для нужд филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» (извещение № 32009398928) нарушившим:

- часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части установления в техническом задании на поставку аварийной осветительной установки Лот № 207В требований к поставщикам закупки о прохождении аттестации поставляемого оборудования в одном из аккредитованных Центров ПАО «Россети» и о наличии сертифицированного сервисного центра в РФ по гарантийному обслуживанию поставляемого оборудования, а также при включении в запрос предложений требования о поставке товара, соответствующего конкретно поименованным ТУ, что  приводит или может привести к ограничению доступа возможных претендентов к участию в закупке и необоснованному отклонению участников закупки;

- пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения победителя запроса предложений.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с невозможностью устранения нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        С.В. Мазаева

 

Члены Комиссии:                                                                                                Н.Н. Колодина

 

  Е.М. Вислобокова

 

Е.Н. Дедова

 

И.А. Пономарева

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Пономарева И.А.

т. 71-34-29

Связанные организации

Связанные организации не указаны