Решение №068/05/5-79/2021 Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/5-79/2021 от 26 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИП <…>
Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/5-79/2021
Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Моисеева Е.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № 068/05/5-79/2021 по признакам нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей недостоверную информацию,
УСТАНОВИЛА:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе 1 февраля 2021 года установлено, что при входе в магазин «Бир тайм» (г. Тамбов, ул. Советская, д. 190 Д) размещается баннер с информацией следующего содержания: «Раковая № 1 Живые раки».
В рассматриваемой информации содержится утверждение «Раковая № 1» без подтверждения на основании каких данных сделан вывод о преимуществе данного магазина перед другими.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в магазине «Бир тайм», является ИП <…>.
12.02.2021 в отношении ИП Селивановой А.В. возбуждено дело № 068/05/5-79/2021 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
ИП <…> письмом от 04.03.2021 (вх. № 1378) указала, что реклама изготавливалась рекламной компанией, документы об оплате утеряны. В настоящее время нарушение устранено.
Изучив материалы и представленные доказательства, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Установлено, что с февраля 2021 года по 04 марта 2021 года при входе в магазин «Бир тайм» (г. Тамбов, ул. Советская, д. 190 Д) размещался баннер с информацией следующего содержания: «Раковая № 1 Живые раки».
Исходя из статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на продвижение реализуемой продукции и привлечение клиентов, и указанное в рекламе словосочетание воспринимается не просто как информация о торговой точке, а именно как реклама, поскольку формирует положительный образ магазина, а также имеющихся в нем товаров, и способствуют возникновению желания обратиться именно к данному продавцу.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными услугами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Таким образом, для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.
В рассматриваемой рекламе содержится утверждение «Раковая № 1», однако, указание конкретного критерия, по которому осуществлено сравнение отсутствует.
Для утверждения о статусе «№ 1» перед другими продавцами необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве. Отсутствие в рекламе критерия, по которому использовано данное утверждение «№ 1», означает возможность проведения сравнения, по любому критерию.
Указанная реклама создает впечатление, что торговая точка со статусом «№ 1» является «первой», «лучшей», обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим продавцам. Таким образом, рекламируемая продукция представляется потребителю наиболее качественной и востребованной по сравнению с другими продавцами аналогичных товаров.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что магазин соответствует указанному в рекламе показателю и что, по сравнению с конкурентами, в данном месте предлагают лучший ассортимент предлагаемого товара.
С учетом изложенного, указанная реклама в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
ИП <…> сообщила, что реклама изготавливалась рекламной компанией, документы об оплате утеряны. В настоящее время нарушение предпринимателем устранено. В доказательства представлены фотоснимки торговой точки, на которых отметка о преимуществе торговой точки «№1» отсутствует.
Таким образом, рекламодателем рекламы является ИП <…>
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 42-51 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: ««Раковая № 1 Живые раки», распространявшуюся с февраля 2021 года по 04 марта 2021 года при входе в магазин «Бир тайм» по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 190 Д, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранение нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: Е.Л. Моисеева
А.Н. Мясникова
Исп.: Мясникова А.Н., 8(4752) 72-93-54