Решение №КМ/1734/23 Решение по делу № 068/05/18-18/2023 от 4 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО МФК «МигКредит»

127018, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 3

 

ООО «Т2 Мобаил»

108811, г. Москва, Киевское шоссе 22-й

(П Московский) километр, домовладение 6,

строение 1, этаж 5, комната 33

 

<...>

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 068/05/18-18/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Резолютивная часть решения объявлена «20» апреля 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме «04» мая 2023 года.

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

члены Комиссии – заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Козлова Е.Л.,

рассмотрев дело № 068/05/18-18/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы посредством направления смс-сообщения без предварительного согласия,

в отсутствие представителей ООО МФК «МигКредит», ООО «Т2 Мобайл», заявителя <...>.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тамбовское УФАС России подано обращение <...> (вх. от 16.12.2022 № 2804-ИП/22) о поступлении 16.12.2022 в 08:14 с буквенного номера «MigCredit» на мобильный телефон заявителя (номер +<...>) рекламного смс-сообщения следующего содержания: «Оформляйте онлайн заём от 5 т.р. от 0% до 365 дней – https://sl.migcredit.ru/zvky3 ООО МигКредит» без его согласия.

Установлено, что на номер телефона заявителя (номер +79537192692) вышеуказанное рекламное смс-сообщение распространено посредством оператора сотовой связи ООО «Т2 Мобайл».

Лицом, в чьих интересах распространяется рассматриваемая реклама, является ООО МФК «МигКредит» (127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 5, стр. 3, ОГРН: 1107746671207, дата присвоения ОГРН: 20.08.2010, ИНН: 7715825027, КПП: 771501001) (далее – Общество, Компания).

16.01.2023 в отношении ООО МФК «МигКредит» возбуждено настоящее дело.

Письмом от 10.04.2023 № 123 (вх. от 11.04.2023 № 2123-ЭП/23) ООО МФК «МигКредит» сообщило, что между ООО МФК «МигКредит» и ООО «МедиПартнерс» заключен договор № 01/07 от 01.07.2021 об оказании услуг по привлечению лидов (информации о потенциальных клиентах) из сети интернет. Также ООО «МедиПартнерс» оказывает услуги ООО МФК «МигКредит», в том числе с привлечением третьих лиц (ИП <...>).

15.12.2022 пользователь <...>воспользовалась услугой по подбору кредитных продуктов, которую предоставляет ИП <...>и предоставила согласие на обработку персональных данных на сайте https:/mikrozaymi24.ru, путем подписания публичной оферты (заявки на оказание услуг), в том числе согласие на получение рекламных сообщений от партнеров Оператора (ИП <...>).

Пользователь <...> согласилась с условиями договора публичной оферты, политикой обработки персональных данных, а также представила согласие на получение рекламных материалов и на обработку персональных данных. В качестве контактного номера телефона указала +<...>.

У ООО МФК «МигКредит» не было оснований полагать, что номер телефона +<...>принадлежит иному лицу.

Также ООО МФК «МигКредит» сообщило, что лицо, определившее содержание рассматриваемой рекламы более не является сотрудником Компании.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, рассматриваемая информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена по сетям электросвязи, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей как к ООО МФК «МигКредит», так и к его продуктам (финансовым услугам), сведения об услугах Общества, указанные в сообщении, носят обобщенный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или номер телефона поступило соответствующее рекламное смс-сообщение.

Тамбовским УФАС России установлено, что, пройдя по ссылке (https//mikrozaymi24.ru/) открывается Интернет-сайт «Микрозайм24.Быстро.Онлайн», на главной странице сайта расположено окошко для заполнения заявки на оформление займа, где можно выбрать сумму займа от 1 тысячи рублей до 100 тысяч рублей, ниже расположена активная клавиша «оформить заявку», но для того, чтобы нажать эту клавишу необходимо поставить галочку о том, что «Мне исполнилось 18 лет, я не являюсь получателем президентских выплат на детей, согласен с договором публичной оферты и даю согласие на обработку персональных данных, получение рекламных материалов, ознакомлен с «тарифными планами»», таким образом дать согласие на все вышеперечисленные манипуляции.

С учетом изложенного, у потребителя отсутствует возможность предоставить согласие на обработку персональных данных без представления согласия на рассылку рекламы, что прямо указывает на недобровольный характер представления такого согласия.

Далее необходимо ввести данные (ФИО, e-mail, номер телефона, дата рождения) и проставить галочки о том, что «Принимаю вышеизложенное соглашение об обработке, хранении и использовании учетных данных» и «Мне исполнилось 18 лет, я не являюсь получателем президентских выплат на детей, согласен с договором публичной оферты и даю согласие на обработку персональных данных, получение рекламных материалов, ознакомлен с «тарифными планами».

При этом, механика верификации достоверности указанного номера (проверочный смс-код и т.п.) сайтом не предусмотрена.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

С учетом изложенного, ссылки ООО МФК «МигКредит» на надлежащее получение согласия абонента подлежат отклонению, поскольку, во-первых, оно получено под условием оказания услуг (т.е. предоставлено недобровольно), а, во-вторых, у Общества отсутствуют какие-либо доказательства, что телефонный номер указан лицом, имеющим к нему отношение.

Иными словами, отсутствуют доказательства того, что ООО МФК «МигКредит» проявило должную заботливость и осмотрительность при определении списка рассылки своей рекламной информации, что лишает Общество права ссылаться на отсутствие вины в нарушении.

Комиссией установлено, что владельцем (номера телефона +79537192692) является <...>. Подтверждение наличия у рекламораспространителя согласия <...>на распространение в его адрес рекламы, не представлено.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанное смс-сообщение направлено абоненту без его согласия, что не соответствует требованиям части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Также следует отметить, что, исходя из содержания рассматриваемой рекламной информации: «Оформляйте онлайн заём от 5 т.р. от 0% до 365 дней – https://sl.migcredit.ru/zvky3 ООО МигКредит» объектом рекламирования является финансовая услуга.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Таким образом, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении беспроцентной ставки – порядок ее получения.

Рассматриваемая реклама не содержит информации о сроках, предоставляемого кредита, об условиях при которых предусмотрена беспроцентная ставка, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона несет рекламораспространитель.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламорасространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и пояснений, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МФК «МигКредит».

Доказательства прекращения нарушения в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 42-48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Оформляйте онлайн заём от 5 т.р. от 0% до 365 дней – https://sl.migcredit.ru/zvky3 ООО МигКредит», поступившую 16.12.2022 в 08:14 с буквенного номера «MigCredit» на мобильный телефон заявителя (номер +<...>), поскольку при её распространении нарушены требования части 1 статьи 18, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

  2. Выдать ООО МФК «МигКредит» предписание об устранении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии К.И. Мурзин

 

Члены Комиссии Н.В. Попова

 

Е.Л. Козлова

 

Исп.Попова Н.В., тел.(4752) 72-93-54 вн. 068-106

 

 

2023-1881

 

 

Связанные организации

Кренев Д.Н.
ИНН 000000000000, ОГРН
ООО МФК «МигКредит»
ИНН 7715825027, ОГРН 1107746671207
ООО "Т2 Мобайл"
ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610430