Заключение №КМ/2484/23 Заключение 068/01/10-509/2022 от 27 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 068/01/10-509/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

” г. г.Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,

члены:

заместитель руководителя - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В.,

рассмотрев дело № 068/01/10-770/2021 № 068/01/10-509/2022 по признакам нарушения ПАО «Россети Центр» части 1 статьи 10, пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителей:

ПАО «Россети Центр» - Толмачева А.С.,

АО «Тамбовская сетевая компания» (далее – АО «ТСК») – Рудакова В.А., Савельев Д.А.,

АО «Тамбовская областная сбытовая компания» (далее – АО «ТОСК») – Гуляев Д.Ю.,

в отсутствие представителя ПАО «ТЭСК», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение АО «ТСК» от 12.07.2022 № 006/1961 (вх. от 12.07.2022 № 96/22) о признаках нарушения части 1 статьи 10, пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ПАО «Россети Центр», выразившихся в следующих действиях:

- требование о включении в договор № 2/120/4668000377 от 07.03.2008 информации, предусмотренной п. 13, п. 18, п.38 Правил № 861;

- принятие в одностороннем порядке решения о признании договора № 2/120/4668000377 от 07.03.2008 незаключенным;

- отказ от исполнения вышеуказанного договора (не оплата оказанных за июнь 2022 года услуг; отзыв актов оказанных услуг за январь-май 2022 года и возврат денежных средств, полученных за оказанные услуги);

- необоснованное истребование документов, подтверждающих фактический объем услуг, оказанных в январе-мае 2022 года.

Вышеуказанные действия, по мнению АО «ТСК», направлены на создание препятствий смежной сетевой организации к доступу на товарный рынок услуг по передаче электрической энергии и устранению Общества с рынка оказания услуг по передаче электрической энергии, что является нарушением антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов приказом от 08.09.2022 № 9/22 возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 09.12.2022 рассмотрение дела приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А64-7288/2022 в рамках которого ПАО «Россети Центр» оспаривало законность приказа о возбуждении настоящего дела. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 оставлено в силе решение Арбитражного суда Тамбовской области об отказе сетевой организации в признании недействительным приказа Тамбовского УФАС России от 08.09.2022 № 9/22. Определением от 20.03.2023 рассмотрение дела возобновлено с 05.04.2023.

 

ПАО «Россети Центр» в материалы дела представлена правовая позиция, которая заключается в следующем.

07.03.2008 ПАО «Россети Центр», смежной сетевой компанией - АО «Тамбовская сетевая компания» и гарантирующим поставщиком - АО «Тамбовская областная сбытовая компания» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от № 2/120/4668000377 (далее - Договор).

В соответствии с условиями Договора АО «ТСК» оказывает ПАО «Россети Центр» услуги по передаче электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителей АО «ТОСК» путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих АО «ТСК» на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании.

В дальнейшем, принято Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — Правила № 442).

Пунктом 38 Правил № 442 предусмотрено, что договор между смежными сетевыми организациями должен содержать следующие существенные условия, в том числе:

- величину максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки;

- ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства;

- величину заявленной мощности, определяемую по соглашению сторон;

- порядок осуществления расчетов за оказанные услуги;

- технические характеристики точек присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сторонам договора, включая их пропускную способность;

- порядок взаимодействия сетевых организаций при организации и осуществлении оперативно-технологического управления;

- порядок взаимодействия в процессе введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и ответственность за нарушение указанного порядка и другие существенные условия.

С учетом действующей тарифной модели, предусматривающей оказание услуг по передаче электроэнергии котлодержателем до точек поставки конечных потребителей электроэнергии, Договор также должен содержать существенные условия, установленные п. 13 и 18 Правил № 442, в том числе:

- фамилию, имя и отчество, дату и номер договора энергоснабжения, место нахождения энергопринимающих устройств физических лиц;

- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), место нахождения заявителя, место нахождения энергопринимающих устройств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- величину максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии с ее распределением по точкам поставки;

- акт об осуществлении технологического присоединения (при его наличии);

- акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (при их наличии);

- однолинейную схему электрической сети потребителя электроэнергии с указанием точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

- акт согласования технологической и (или) аварийной брони (при его наличии);

- сведения о приборах учета электрической энергии (мощности) (измерительных комплексах) потребителей электроэнергии, с указанием мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной поверки, межповерочного интервала и другие существенные условия.

При этом, ПАО «Россети Центр», АО «ТСК» и АО «ТОСК» до настоящего времени не согласованы существенные условия Договора, предусмотренные пунктами 13,18 и 38 Правил №442.

В целях приведения условий Договора в соответствие с нормами действующего законодательства ПАО «Россети Центр» в адрес АО «ТСК» неоднократно направлялись запросы о предоставлении информации и урегулированию существенных условий договора (исх. от 10.01.2013 №МРСК-ТБ/16-03/36, от 21.01.2013 № МРСК - ТБ/16-03/230, от 09.11.2016 № МРСК - ТБ/16-03/7961).

Однако АО «ТСК» уклонилось от согласования существенных условий Договора или заключения нового договора оказания услуг по передаче электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно п.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Принимая во внимание изложенное, в связи с отсутствием в Договоре существенных условий, предусмотренных пунктами 13, 18 и 38 Правил № 442, ПАО «Россети Центр» полагает, что договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.03.2008 №2/120/4668000377 является незаключенным.

Также общество сообщило, что согласно структуре взаимоотношений смежных сетевых организаций АО «Тамбовская сетевая компания» оказывает услугу по передаче электроэнергии посредством своих объектов электросетевого хозяйства в отношении тех точек, до которых гарантирующим поставщиком Филиалу ПАО «Россети Центр» заказана услуга по передаче электрической энергии и, соответственно, АО «ТСК» оказывает услуги по передаче электрической энергии в том объеме, который определяется на выходе из его сети, как исполнителя, то есть в точках отпуска потребителям.

Точки поставки электроэнергии находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств конечных потребителей и объектов электросетевого хозяйства АО «Тамбовская сетевая компания». Эти точки одновременно определяют место исполнения обязательств, как по договорам энергоснабжения, так и по договору оказания услуг по ее передаче и используются для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам.

Действующими нормами права предусмотрено указание в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии перечня конкретных точек поставки электроэнергии с описанием их идентифицирующих признаков и указанием максимальной мощности.

С 2018 года порядок определения объема оказываемых АО «ТСК» услуг был изменен и стал определяться как сумма объема полезного отпуска конечным потребителям, присоединенным к сетям АО «ТСК», и объемов электроэнергии, переданной в сети смежных сетевых организаций, тогда как перечень точек отпуска конечным потребителям согласован не был.

Между тем, определение объемов электрической энергии в точках приема и точках поставки (отпуска) осуществляется для различных целей:

- в точках приема подлежит определению весь объем электрической энергии, вошедший в сети сетевой организации, в целях формирования объемов потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства сетевой организации:

- в точках поставки (отпуска конечным потребителям), в то же время, определяется объем оказанной услуги по передаче электрической энергии.

В силу части 3 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электроэнергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров, устанавливаются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее — Правила № 861).

Пунктом 3 Правил № 861 определено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями установлен разделом III Правил № 861. Согласно требованиям пункта 36 Правил № 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ и законодательством РФ об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных ПП РФ № 861.

Следовательно, раздел III Правил № 861 не содержит в себе исчерпывающий механизм, определяющий порядок урегулирования отношений по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями, а лишь устанавливает содержательные условия данного взаимодействия.

В пункте 18 Правил № 861 указаны сведения, которые требуются для предоставления сетевой организации при заключении договора оказания услуг, т.е. сведения, которые АО «ТСК» должно было предоставить филиалу ПАО «Россети Центр», если бы договор заключался после внесенных изменений, в частности: информацию о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств с ее распределением по точкам поставки; документы, содержащие описание приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств, с указанием типов приборов учета и их классов точности, мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной государственной поверки.

Перечень существенных условий договора, заключаемого между смежными сетевыми организациями, также содержится в п. 38 Правил № 861, в частности, договор должен содержать: величину максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки; величину заявленной мощности, определяемую по соглашению сторон; технические характеристики точек присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сторонам договора, включая их пропускную способность.

Таким образом, представление предусмотренных п. 13, п. 18, п. 38 Правил № 861 данных является императивной обязанностью территориальной сетевой организации.

Договор оказания услуг по передаче электроэнергии, в котором отсутствуют существенные сведения, предусмотренные п. 13 и п. 18. п. 38 Правил № 861, характеризующие точки поставки электроэнергии потребителей технологически присоединенных к сетям АО «ТСК» и порядок ее учета, не может считаться заключенным в отношении данных объектов энергопотребления.

В соответствии с пунктом 140 Правил № 442, определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании:

показаний приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета и приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), и интеллектуальных систем учета электрической энерг ии (мощности);

отсутствия актуальных показаний или непригодности к расчетам приборов учета, измерительных комплексов - на основании расчетных способов, которые определяются замещающей информацией или иными расчетными способами, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3. Замещающей информацией являются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - показания расчетного прибора учета за ближайший расчет ный период, когда такие показания имелись.

Согласно пункту 155 Правил № 442, лицами, ответственными за снятие показаний расчетного прибора учета, являются:

сетевые организации в отношении приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) соответствующей сетевой организации, а также иных расчетных приборов учета, расположенных в границах объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или в границах бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.

В силу требований пункта 159 ПП РФ № 442 лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета, обеспечивает представление показаний расчетного прибора учета другой стороне договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договора оказания услуг по передаче электрической энергии в сроки, предусмотренные настоящим документом и (или) таким договором.

ПАО «Россети Центр» считает, что требование о представлении АО «ТСК» сведений об объемах электроэнергии, потребленной конечными потребителями, технологически присоединенным к сетям общества также основаны на нормах права.

Все иные смежные сетевые организации, оказывающие услуги но передаче электроэнергии на территории Тамбовской области за исключением АО «ТСК», направляют в адрес ПАО «Россети Центр» предусмотренную вышеуказанными нормами права информацию (указанное подтверждается в приложении).

Условиями п.3.5.4 договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 07.03.2008 № 2/120/4668000377, заключенного между ПАО «Россети Центр» и АО «Тамбовская сетевая компания» (далее - Договор), предусмотрена обязанность Исполнителя (АО «ТСК») по окончании каждого расчетного периода определять объемы электроэнергии, переданной в смежные сетевые организации, потребителям и иным владельцам энергооборудования, технологически присоединенным к сетям Исполнителя и направлять Заказчику соответствующие сведения. Однако в нарушение данных условий Договора, указанные сведения от АО «ТСК» в адрес ПАО «Россети Центр» не поступали, чем существенно нарушены права общества, так как отсутствие информации о величие объемов электроэнергии, переданной в адрес конечных потребителей, не позволяет филиалу в полной мере выполнять договорные обязательства перед АО «ТОСК» в части ежемесячного предоставления гарантирующему поставщику ведомости об объемах электроэнергии переданной потребителям-юридическим лицам, технологически присоединенным к сетям АО «ТСК».

Так, акты оказанных услуг за период с октября 2022 года по апрель 2023 года были возращены АО «ТОСК» ПАО «Россети Центр» без подписания, вследствие того, что подтвердить предъявляемые к оплате объемы и стоимость услуг документами, подтверждающими их бесспорность, филиалу не представляется возможным по причине неисполнения аналогичной обязанности со стороны АО «ТСК».

Утверждение АО «ТСК», что информация об объемах электроэнергии, переданная в мае-июне 2022 года в отношении всех точек поставки конечных потребителей, была представлена ПАО «Россети Центр» гарантирующими поставщиками АО «ТОСК» недостоверно.

На официальном сайте АО «ТСК» в открытом доступе размещена «форма раскрытия информации о структуре и объемах затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевыми организациями, регулирование деятельности которых осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования: 2022-2026», в п. 1 раздела IV которой общее количество точек подключения к сетям АО «ТСК» на конец года составляло 158 327 (прилагается для ознакомления).

АО «ТОСК» 21.10.2022 в материалы дела № А64-6043/2022 представлен CD -диск с Exсel-файлами, на котором содержится информация в отношении точек поставки электроэнергии АО «ТСК» количество которых составляет 83 333.

Согласно представленным ПАО «ТЭСК» сведениям о потребителях электроэнергии по сетевой организации АО «ТСК» количество точек поставки составляет 89.

Таким образом, в материалы дела представлены сведения только в отношении 83 422 точек поставки электроэнергии, складывающихся из 83 333 потребителей АО «ТОСК» + 89 потребителей АО «ТОСК».

Учитывая изложенное, сведения в отношении 74 905 точек поставки электроэнергии (с описанием идентифицирующих сведений) и указанием фактически переданных объемов за период с мая 2022 года по июнь 2022 года по каждому потребителю, вопреки утверждению АО «ТСК», представлены не были.

 

АО «ТСК» дополнило свою позицию по делу.

Предоставление истребованной ПАО «Россети Центр» информации не предусмотрено ни действующим договором оказания услуг по передаче электрической энергии N 2/120/4668000377 от 07.03.2008 между двумя смежными сетевыми организациями, ни действующим законодательством.

Указанная информация, в соответствии с п. 34 Правил № 442, предоставляется конечным потребителем при заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Соответствующие ответы были даны в адрес ответчика по делу на претензии, направляемые до 2022 года.

Получив отказ со стороны АО «ТСК», ПАО «Россети Центр» не предприняло действий по понуждению к включению условий о предоставлении вышеуказанной информации в заключенный между сторонами договор в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, а, напротив, продолжило подписывать акты оказанных услуг и произведить по ним оплату, что прямо указывает на то, что позиция АО «ТСК» была принята контрагентом.

В настоящее время филиалом ПАО «Россети-Центр»- «Тамбовэнерго» не оплачены фактически оказанные услуги за июнь, июль, аванс за август 2022г, документы АО «ТСК» о фактическом оказании услуг возвращены без подписи на основании одностороннего решения ПАО «Россети-Центр» о признании заключенного договора незаключенным

Приказом управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области от 14.04.2021 №42 (в редакции от 01.06.2022) утверждена инвестиционная программа АО «ТСК» по услуге передача электрической энергии на 2022-2026 годы (Приложение 1).

На 2022 год данная программа предусматривает освоение средств на реализацию инвестиционных мероприятий в размере 200 млн. руб. (с НДС) с финансированием за счет амортизационных отчислений и прибыли, включенных в необходимую валовую выручку АО «ТСК» по передаче электрической энергии на 2022 год, и, соответственно, в индивидуальный тариф для взаиморасчетов между ПАО «Россети Центр» и АО «ТСК» на 2022 год (необходимая валовая выручка и тарифы установлены приказами управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 23.12.2021 № 199-э и №200-э).

В утвержденной инвестиционной программе на 2022 год предусмотрены важные для общества мероприятия по строительству электрических сетей взамен ветхих или реконструкции электросетевого хозяйства, так как на этих сетях расположены социально значимые объекты, на сумму 132 млн. руб.

Не осуществление оплаты ПАО «Россети Центр» услуг по передаче электрической энергии может привести к негативным последствиям для производственной деятельности по передаче электрической энергии и к неблагоприятным финансовым последствиям для организации в целом.

Необходимые расходы для оказания сетевых услуг и обеспечения качественных и надежных показателей регулируемой деятельности исходя из утвержденных тарифов составляют в среднем 100,1 млн. руб. в месяц.

В настоящий момент (исх. от 29.09.2022 №006/2962) несвоевременная оплата ПАО «Россети Центр» за услуги по передаче электрической энергии привела к увеличению задолженности по налоговым обязательствам в размере 42,7 млн. руб.

Неоплата со стороны ПАО «Россети Центр» услуг по передаче электрической энергии, фактически оказанных АО «ТСК» (в части тарифных источников финансирования инвестиционных мероприятий в среднем 16,7 млн. руб. в месяц с НДС), приводит к риску несвоевременной оплаты и невыполнению инвестиционных мероприятий в установленные сроки, следствием чего может явиться исключение инвестиций 2022 года из необходимой валовой выручки Общества в последующем периоде регулирования, применение к АО «ТСК» штрафных санкций со стороны подрядных организаций.

Кроме того, для обеспечения оборотными средствами деятельности организации при подготовке к осенне-зимнему периоду АО «ТСК» пользуется услугами кредитных организаций. Недобросовестные действия ПАО «Россети Центр», связанные с предположением о «незаключенности» договора между смежными сетевыми компаниями незаключенным приводят к имиджевым потерям и ущемлению интересов АО «ТСК» ввиду сомнений банков в добропорядочности и финансовой устойчивости компании (Приложение 2). Данное обстоятельство может привести к рискам требования банков досрочного возврата кредитных средств и отказа в заключении новых кредитных договоров.

АО «ТСК» с целью продолжения качественного, бесперебойного оказания услуг вынуждено было обратиться в АО «ТОСК» для заключения договоров уступки права требования долга ПАО «Россети Центр» за услуги по передаче электрической энергии для финансового обеспечения деятельности.

Однако ПАО «Россети- Центр» обжаловало в Арбитражный суд Тамбовской области данные договоры уступки права требования.

В случае отказа АО «ТОСК» в заключении указанных договоров систематическое отсутствие платежей со стороны ПАО «Россети-Центр» может привести к неисполнению АО «ТСК» критерия 3 Постановления Правительства РФ от 28.02.2015 года № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», что приведет к устранению организации с товарного рынка услуг по передаче электрической энергии.

Также отмечает, что согласно представленной информации по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.12.2015 с АО «ОРЭС-Тамбов» установлено, что договор с этим обществом также не содержит всех сведений, предусмотренных пунктами 13, 18 Правил № 861, однако это не мешает ПАО «Россети Центр» согласовывать и оплачивать услуги по передаче электрической энергии АО «ОРЭС-Тамбов», что еще раз подтверждает нарушение Закона о защите конкуренции.

 

АО «ТОСК» в рамках дела поддержало позицию заявителя. По существу сообщило следующее.

Между АО «ТОСК» и ПАО «Россети Центр» в лице филиала «Тамбовэнерго» заключены два договора оказания услуг по передаче электрической энергии:

- № 6800/00169/09 от 10.04.2009 (далее Договор), согласно условиям которого Исполнитель обязуется оказать абсолютно всем Потребителям, в интересах которых Заказчик заключил Договор, услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сечей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций, заключивших с Исполнителем договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя, в порядке, установленном Договором.

- № 2/120/4668000377 от 07.03.2008, заключенного между АО «ТСК», ПАО «Россети Центр» и АО «ТОСК» во исполнение договора оказания услуг но передаче электрической энергии № 6800/00169/09 от 10.04.2009.

Во исполнение договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 6800/00169/09 от 10.04.2009 ПАО «Россети Центр» приняло на себя обязательства по передаче электрической энергии всем потребителям региона, невзирая на отсутствие собственных линий электропередач практически во всех городах Тамбовской области. Для выполнения принятых на себя обязательств, ПАО «Россети Центр» заключило договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с остальными территориальными сетевыми организациями, действующими на территории области.

ПАО «Россети Центр» самостоятельно определяет объем потребления всеми потребителями услуги электроснабжения Гарантирующего поставщика АО «ТОСК» (в том числе и АО «ТСК»), предлагая АО «ТОСК» оплатить выставленную счёт-фактуру и подписать акт об оказании услуг по передачи электрической энергии.

Следует отметить, что, получив в «котёл» денежные средства в полном объёме для последующей выплаты за оказанные в период с января по май 2022 года услуги 5-ти ТСО, «котлодержатель» ПАО «Россети Центр» в настоящее время требует в судебном порядке (дело Арбитражного суда Тамбовской области № А64-6100/2022) возврата якобы неоказанных услуг лишь от одной из 5-ти ТСО - АО «ТСК», ссылаясь на незаключенность договора и на невозможность определения величины заявленной мощности, что прямо противоречит положениям пунктов 15.1. - 15.3. Правил № 861, в которых определён механизм определения объемов, а также дата такой оплаты не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчётным, невзирая на наличие или отсутст вие договора.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и на основании Положения об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации области от 06.11.2012 № 110, уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых цен (тарифов), является Департамент цен и тарифов Тамбовской области (далее - Департамент). В рамках своих полномочий Департамент устанавливает тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

Исходя из возложенных на Департамент задач и в соответствии с требованиями действующего законодательства, Департаментом был издан приказ № 200-Э от 23.12.2021 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годы», которым утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети Центр» и АО «ТСК».

Принятию данного приказа предшествовало заседание правления Департамента, итогом которого явился Протокол заседания правления № 74 от 23.12.2022. В указанном заседании был произведен расчет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями - ПАО «Россети Центр» и АО «ТСК» - на 2022 год и установлены основные показатели производственной деятельности АО «ТСК» на 2022 год, среди которых была зафиксирована заявленная .мощность на 1-е полугодие 2022 года (74,6555 МВт.) и 2-е полугодие 2022 года (74,6555 МВт.) (вопрос 3.2 Протокола заседания правления по регулированию тарифов Тамбовской области № 74 от 23.12.2021г.).

Соответственно, ПАО «Россети Центр» располагает сведениями о величинах заявленной мощности АО «ТСК» на оба полугодия 2022 года и его довод о невозможности рассчитать стоимость услуг по передаче электрической энергии является полностью необоснованным и недостоверным.

С июня 2022 года ПАО «Россети Центр» продолжает пользоваться услугами АО «ТСК», отказываясь осуществлять оплату и подписывать акты, подтверждающие поставку электроэнергии в сети АО «ТСК».

АО «ТСК», являясь территориальной сетевой организацией, основную часть выручки получает за услуги по передаче электроэнергии, в связи с чем прекращение платежей со стороны ПАО «Россети Центр», в конечном счёте, повлечет за собой остановку предприятия, невозможность выплаты заработной платы и уплаты налоговых платежей.

Аналогичные ситуации сложились и в других регионах, входящих в зону присутствия МРСК Центра, в частности: ОАО Комунэнсрго - г.Киров Кировская область и АО «Курские электрические сети» - г.Курск.

ПАО «Россети» в Тамбовской области, как и в большинстве регионов РФ, наделено статусом «котлодержателя», т.е. является территориальной сетевой организацией, получающей от сбытой всю региональную электросетевую выручку и распределяющей её нижестоящим ТОО за оказанные услуги по передаче электроэнергии. Следовательно, дочерние общества и филиалы ПАО «Россети» должны являться безупречным гарантом надёжности и центром финансовой ответственности перед всеми участниками процесса передачи электроэнергии.

Несоблюдение платежной дисциплины и недобросовестное поведение филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовзнерго» в отношении финансовых расчетов с АО «ТСК» за оказанные услуги по передаче электрической энергии является прямым нарушением норм Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", дискредитирует репутацию компании ПАО «Россети», уполномоченную реализовывать единые принципы государственной политики в сфере электроэнергетики, создает угрозу снижению надежности и качества электроснабжения потребителей Тамбовской области.

Удерживание «котлодержателем» тарифной выручки рано или поздно приведёт к вынужденным задержкам выплат зарплаты коллективу АО «ТСК», налоговых и других обязательных платежей в бюджет, расчетов с контрагентами и как следствие, убыткам в виде начисленных пеней, штрафов, неустоек, процентов за пользование чужими денежными средствами.

Действия такого рода со стороны руководства филиала ПАО «Росссти Центр» - «Тамбовэнерго» негативно влияют на продолжение стабильного функционирования всей энергосистемы региона, от чего полностью зависит деятельность промышленных предприятий Тамбовской области.

Также в дело представлена позиция второго гарантирующего поставщика — ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания».

ПАО «ТЭСК» сообщило, что к сетям АО «ТСК» подключено значительное число потребителей электрической энергии АО «Тамбовская областная сбытовая компания» (АО «ТОСК»). В зоне ПАО «ТЭСК» также имеются потребители, подключённые к сетям АО «ТСК».

В соответствии с договорами энергоснабжения, заключенными с потребителями, гарантирующие поставщики обязаны организовать работу по беспрепятственной передаче потребителям электрической энергии в необходимом количестве и качестве.

С этой целью гарантирующие поставщики заключили договоры оказания услуг с филиалом ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго», по которым производят оплату котлодержателю услуг по передаче электрической энергии всех ТСО по единым котловым тарифам, а котлодержатель обязан урегулировать отношения со смежными сетевыми компаниями, к электрическим сетям которых подключены конечные потребители, иными словами, оплачивать их услуги по индивидуальным тарифам.

Отказ котлодержателя от оплаты услуг смежной сетевой организации привело к тому, что смежная сетевая организация (АО «ТСК») оказалась без средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в полном объеме, включая выполнение ремонта и обслуживания своих объектов электросетевого хозяйства, устранение в указанных объектах аварийных ситуаций, выплату заработной платы, выполнение инвестиционной программы, оплату услуг Федеральной сетевой компании, оплату собственных потерь электрической энергии и т.д.

Создание условий для ненадлежащего функционирования одной из территориальных сетевых организаций на территории области может оказать негативное влияние на функционирования энергетического комплекса области в целом, что не соответствует принципам, заложенным в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что между АО «ТСК» (Исполнитель), ПАО «Россети Центр» (Заказчик) и АО "Тамбовская областная сбытовая компания" (Гарантирующий поставщик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 2/120/4668000377 от 07.03.2008 года (Приложение №1), по условиям которого Исполнитель оказывает услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек поставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а Заказчик оплачивает данные услуги.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе запрещается создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Спорные правоотношения сложились на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, оказываемых одной смежной сетевой организацией другой смежной сетевой организации в географических границах расположения электрических сетей АО «ТСК» на территории Тамбовской области.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что к естественно-монопольным сферам деятельности относится, в том числе, деятельность по передаче электрической энер­гии.

ПАО «Россети Центр» является субъектом естественной монополии - смежной сетевой организацией, организующей передачу электроэнергии до потребителей, которые, в том числе, технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства иных территориальных сетевых организацией.

Рассматриваемый товарный находится в состоянии естественной монополии.

Филиал ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» (далее - «Тамбовэнерго») является крупнейшим участником рынка услуг передачи электрической энергии на территории Тамбовской области и осуществляет передачу энергии потребителям непосредственно по собственным электрическим сетям, а также использует электрические сети, принадлежащие иным территориальным сетевым организациям региона.

Так, на территории Тамбовской области деятельность по передаче электроэнергии в 2022 году осуществляют ПАО «Россети Центр» и территориальные сетевые организации (далее также — ТСО): АО «Тамбовская сетевая компания», АО «ОРЭС-Тамбов», филиал «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области, ОАО "Российские железные дороги" в границах деятельности ЮгоВосточной железной дороги на территории Тамбовской области, ОАО "Котовская ТЭЦ".

Установлено также, что на территории Тамбовской области все объекты АО «ТСК» и ПАО «Россети Центр» входят в единую электроэнергетическую систему. При этом, единственная смежная сетевая организация, которая приобретает у АО «ТСК» услуги по передаче электроэнергии до конечных потребителей - ПАО «Россети». Оказание АО «ТСК» услуг по передаче электроэнергии до конечных потребителей поставлено в зависимость от выполнения ПАО «Россети» своих обязательств по передаче электроэнергии до объектов АО «ТСК».

Передача электроэнергии осуществляется не в конкретном месте, а по всей совокупности сетей от генерации до потребителя.

Фактически, ПАО «Россети Центр», являясь смежной сетевой организацией – держателем «тарифного котла», является единственным потребителем услуг АО «ТСК», т.е. занимает доминирующее положение на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, с долей 100%.

Технологически ПАО «Россети Центр» взаимодействует с остальными территориальными сетевым организациями по следующей схеме:

 

 

Сети ПАО «Россети Цетр»

Сети Другой ТСО

Потребитель

 

 

 

 

 

 

05.07.2022 года в адрес ОАО «Тамбовская сетевая компания» (исх. МР1-ТБ/2-01/4852 от 05.07.2022) поступила претензия ПАО «Россети Центр», в которой указано, что договор № 2/120/4668000377 от 07.03.2008 считается не заключенным и, в силу отсутствия действующего договора оказания услуг, отзывает акты оказанных услуг по передаче электроэнергии за период с января по май 2022 года ПАО «Россети Центр» считает, что в совокупности это привело к неосновательному обогащению со стороны АО «ТСК» на сумму 508 817 935,95 рублей.

В обоснование своей претензии ПАО «Россети Центр» (письменные пояснения от 29.07.2022 (вх. от 05.08.2022 № 699-ЭП/22)) ссылается на п.1 ст.432 ГК РФ, указывая, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, одновременно утверждая, что АО «ТСК» уклонилось от согласования существенных условий договора или заключения нового договора оказания услуг по передаче электроэнергии в соответствии с требованиями действую­щего законодательства.

При этом, на территории области применяется финансовая модель «котёл сверху». «Тамбовэнерго» является котлодержателем и осуществляет расчеты за услуги по передаче электрической энергии иным лицам, владеющим объектами электросетевого хозяйства и оказывающим услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов; то есть общество аккумулирует денежные средства для дальнейших расчетов с остальными территориальными сетевыми организациями.

Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому «котловому» тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в «котел». В силу того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной необходимой валовой выручки каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства.

В основе тарифа лежит экономическое обоснование необходимой валовой выручки регулируемой организации. Распределение совокупной необходимой валовой выручки всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом движения электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства

Схематически этот процесс можно изобразить так:

 

 

 

 

Таким образом, взаимодействие выстроено таким образом, что ПАО «Россети Центр» является смежной сетевой организацией, платящей прочим смежным организациям за передачу электроэнергии до конечного потребителя.

Без участков сетей и оборудования АО "ТСК" доставить электрическую энергию до конечных потребителей невозможно. Обязанным лицом по передаче электрической энергии конечным потребителям является ПАО «Россети Центр». Вместе с тем, непосредственно в сеть таким потребителям электрическая энергия передается через сети, находящиеся в распоряжении АО "ТСК".

Следовательно, АО "ТСК" оказывает фактические услуги по передаче электроэнергии смежной сетевой организации.

Сложившиеся технологическая и финансовая схемы поставили АО «ТСК» в зависимость от воли и добросовестности смежной сетевой организации – держателя «котла» ПАО «Россети Центр».

Субъект естественной монополии по определению способен оказывать существенное влияние на деятельность смежных хозяйствующих субъектов и неопределенного круга потребителей посредством экономических властных действий (бездействия), «рычагов влияния» (при том, что передача электрической энергии в масштабах Тамбовской области организована при ключевом значении «Тамбовэнерго», имеющего статус «котлодержателя» регионального рынка).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 861, в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии), сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (ранее и далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.

Как указывалось выше, в целях выполнения обязательств по организации передачи электроэнергии (мощности) ПАО «Россети Центр» и АО «Тамбовская сетевая компания» заключен договор № 2/120/4668000377 от 07.03.2008.

Согласно п.7.1 Договора он пролонгируется на каждый последующий год, если ни одной из сторон за месяц до окончания срока его действия не заявлено требование о его прекращении. Договор прекращает свое действие независимо от воли сторон (наступление юридического факта) в случае, если государственным регулирующим органом будет принято решение об изменении порядка расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом с момента, определенного в соответствующем решении комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области.

Таким образом, в силу условий вышеуказанного договора (п.7.1 в редакции дополнительного соглашения от 08.12.2009), договор является действующим.

ПАО «Россети Центр» свой отказ оплачивать услуги АО «ТСК» обосновывает тем, что считает указанный договор незаключенным по причине не согласования ряда существенных условий.

В частности общество указывает, что 10.01.2013 ПАО «Россети Центр» письмом (исх. от 10.01.2013 №МРСКТБ/16-03/36) сообщило АО «ТСК», что значительные изменения действую­щего законодательства, утв. Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012, указывают на необходимость актуализации основных положений договора и приложений к нему, в связи с чем, необходимо в срок до 24.01.2013 года представить в адрес ПАО «Россети Центр» следующую информацию:

- приложение № 1 «Технические характеристики точек присоединения объектов электросетевого хозяйства Исполнителя и пропускная способность сети»;

- приложение № 2 «Максимальная мощность в отношении точек поставки Потребителей/ССО Заказчика, реквизиты и реестр актов разграничения»;

- приложение № 3 «Перечень средств измерений электрической энергии и реквизиты расчетных способов учета электрической энергии по точкам поставки Потребителям/ССО»;

- приложение № 4 «Перечень средств измерений электрической энергии и реквизиты расчетных способов учета электрической энергии по точкам приема электроэнергии в электрическую сеть Исполнителя»;

- приложение № 5 «Реестр актов согласования аварийной и технологической брони».

Как отмечалось выше, претензии относительно содержания Договора в части точек поставки заявлялись «Тамбовэнерго» и ранее. Сторонами велась переписка, в ходе которой АО «ТСК» отказывало в представлении данной информации, что не влекло никакого развития договорного спора между сетевыми организациями. Последняя из претензий направлялась в 2016 году.

Из указанной переписки можно сделать вывод о том, что в 2008 году между заявителем и ответчиком был заключен договор на передачу электроэнергии. Затем, ПАО «Россети Центр» посчитало, что данный договор не соответствует действующему законодательству и потому является незаконным.

С таким правовым подходом нельзя согласиться.

В соответствии с пунктом 1 статьи 442 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Факт соответствия договора передачи электроэнергии на момент его заключения ответчиком по делу не оспаривается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 442 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В письме от 10.01.2013 ПАО «Россети Центр» указывают на существенное изменение правового регулирования, при этом прямо называется только Постановление Правительства от 04.05.2012 №442.

Пунктом 2 указанного постановления установлено, что

а) настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу;

г) положения настоящего постановления о точках поставки по договору оказания услуг по передаче электрической энергии применяются к условиям о точках присоединения, предусмотренным в ранее заключенных договорах оказания услуг по передаче электрической энергии, до приведения таких договоров в соответствие с настоящим постановлением.

Таким образом, указанное Постановление Правительства РФ не предписывает обязательное изменение ранее заключенных договоров и не устанавливает сроки для этого, а предусматривает обязанность при разночтениях применять положения нормативного акта.

Следовательно, само по себе принятие Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442 не являлось основанием для изменения условий ранее заключенных договоров, равно как и основанием к признанию их не заключенными и или недействительными.

Более того, стороны (как ответчик, так и заявитель) на протяжении 8 лет с момента направления первого из писем-претензий, исполняли условия договора, заключенного в 2008 году.

Пунктом 3 ст. 432 ГК РФ установлено, что сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора не­заключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности.

Как разъяснено в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" если сторона приняла от другой стороны полное или частич­ное исполнение по договору либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе недобросовестно ссылаться на то, что договор является незаключен­ным.

На протяжении 8 лет с момента направления первого из писем договор исполнялся сторонами, в т.ч. все акты оказанных услуг по передаче электрической энергии за период с января по май 2022 года подписаны без возражений и разногласий по объему оказанных услуг. Кроме того, на основании каждого акта произведена оплата, что подтверждается платежными поручениями.

С учетом изложенного, действия ПАО «Россети Центр» противоречат пункту 3 ст.432 ГК РФ.

Следует также отметить, что фактически ПАО «Россети Центр» в рассматриваемой переписке ни разу не направило АО «ТСК» оферту на заключение дополнительного соглашения к договору, а перекладывало на смежную сетевую организацию обязанности по самостоятельному составлению проекта дополнительно соглашения.

Между тем, пунктом 1 статьи 452 ГК РФ установлено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Пунктом 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, имея заинтересованность в заключении дополнительного соглашения к договору, ПАО «Россети Центр» должно было направлять АО «ТСК» проект договора, а не требовать от последнего составления данного документа.

Кроме того, пунктом 2 статьи 451 ГК РФ установлено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий.

В тоже время, в соответствии с пунктом 36 Правил сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

Таким образом, в данном случае договор, между ПАО «Росеети Центр» и АО «ТСК» является публичным.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 06.06.2002 N 115-обязательность заключения публичного договора, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Таким образом, единственным правовым методом решения спорной ситуации для ПАО «Россети Центр» являлось изменение условий договора в судебном порядке.

Отказавшись от исполнения договора, общество фактически лишило АО «ТСК» возможности получать предусмотренную законом плату за оказанные услуги по передаче электроэнергии, создало экономические предпосылки для не выполнения социально и экономически важных функций данной организацией.

Особо следует обратить внимание и на непоследовательность «действий «Тамбовэнерго".

Так, в 2013 и в 2016 годах велась переписка, в ходе которой общество не добилось поставленной цели, но при этом не отказывалось от исполнения договора.

В 2022 же году общество никак не предупреждая о своих намерениях (АО «ТСК» узнало о принятом решении только в период ожидания оплаты за оказанные услуги), отказалось от исполнения договора. Таким образом, ПАО «Россети Центр» лишило АО «ТСК» возможности своевременно оспорить свои действия в судебном порядке и предопределило ситуацию, при которой общество не получает от котлодержателя необходимую валовую выручку.

Пунктом 5.10 договора № 2/120/4668000377 от 07.03.2008 (в редакции дополнительного соглашения от 23.03.2022) установлено обязательство Заказчика по оплате услуг:

- авансовый платеж - до последнего рабочего дня расчетного периода, в размере 50-ти % от фактической стоимости услуг по передаче электрической энергии за предшествующий месяц;

- окончательный расчет – до 20 числа месяца, следующего за расчетным периодом, на основании фактических объемов оказанных услуг за расчетный период и уменьшенном на величину авансовых платежей, внесенных Заказчиком за рас­четный период, за который осуществляется оплата.

По условиям данного договора Стороны подписывают и скрепляют печатью акт оказанных услуг по передаче электрической энергии, определяющей стоимость оказанных услуг по договору.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Односторонний отказ от исполнения обязательства в силу требований статьи 310 ГК РФ не допускается.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязует­ся предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с ис­пользованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачи­вать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.

При таких обстоятельствах, односторонний отказ ПАО «Россети Центр» от исполнения договора противоречит статьям 309, 310 ГК РФ, п.34 Правил № 861.

Следует отметить спорные отношения частично рассмотрены в рамках судебного дела №А64-6043/2022. Суд апелляционной инстанции указал, что обязанность по оплате оказанных услуг АО «ТСК» возложена на ПАО «Россети Центр» в силу договора и подтверждена актами оказанных услуг приема-передачи электрической энергии, интегральными актами учета перетоков электрической энергии за спорный период. При этом плановый объем перетока электрической энергии по указанным объектам электросетевого озяйства заявлен сторонами и учтен регулятором при установлении котлового и индивидуального тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что соответствие претензий ПАО «Россети Центр» требованиям гражданского законодательства и условиям Договора как таковое не является предметом исследования антимонопольного органа и приведено в настоящем заключении с целью иллюстрации беспочвенности претензий ответчика по делу к своем контрагенту.

Как отметил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 04.03.2021 №2 к положениям Гражданского кодекса, которые образуют основу антимонопольного законодательства, относятся в том числе положения о признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (пункт 1 статьи 1); о добросовестности действий участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке (пункты 3 и 4 статьи 1, пункт 1 статьи 10).

При рассмотрении споров, связанных с применением антимонопольного законодательства, судам необходимо исходить из того, что названные конституционные нормы и положения Гражданского кодекса обусловливают цели, принципы и сферу применения антимонопольного законодательства (статьи 1, 3 Закона) и в связи с этим должны учитываться при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.

Таким образом, ПАО «Россети Центр», как лицо, занимающее доминирующее положение на рынке обязано в т.ч. добросовестно относится к выбору способа защиты субъективного права, которое общество полагает нарушенным АО «ТСК».

ПАО «Россети Центр», являясь котлодержателем, получает от гарантирующих поставщиков товарную выручку за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями. При этом, нарушая условия заключенного договора, котлодержатель не производит оплату АО «ТСК» оказанных услуг по передаче электрической энергии. Более того - требует вернуть 508 817 935,95 рублей, которые ранее были выплачены за оказание соответствующих услуг.

При таком положении дел, заявитель, являясь «котлодержателем» тарифа и, получая от гарантирующего поставщика электрической энергии доход за передачу электрической энергии всеми территориальными сетевыми организациями Тамбовской области, безосновательно удерживает денежные средства третьего лица, которое не получает необходимую валовую выручку, установление которой направлено на то, чтобы электросетевая организация должным образом содержала электросетевое имущество и обеспечивала бесперебойность его функционирования.

В результате несвоевременного выполнения обществом своих обязательств по договору последовательно длительное время ущемляются интересы АО «ТСК», поскольку отсутствие денежных средств не позволяет последнему качественно и в полном объеме осуществлять основной вид деятельности - передачу электроэнергии и технологические присоединения к распределительным сетям.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее – Постановление Пленума) указано, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса, злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При этом, в соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума, при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, судам наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

Одностороннее, не основанное на нормах права либо на решении суда принятие ПАО «Россети Центр» решения о признании договора с АО «ТСК» незаключенным и отказ от его исполнения (не оплата оказанных услуг за июнь 2022 года, отзыв актов оказанных услуг за январь-май 2022 года и требование о возврате денежных средств, полученных за оказанные услуги), а также совершение этих действий без заблаговременного предупреждения о последствиях невыполнения АО «ТСК» требований по дополнению Договора сведениями о точках поставки и необоснованное истребование документов, подтверждающих фактический объем оказанных услуг в январе-мае 2022 года, не просто привели к ущемлению интересов АО «ТСК», но имеют выраженную направленность на злоупотребление обществом своим доминирующим положением: преднамеренно в течение длительного времени своей «неплатежной политикой» существенно ограничивается конкурентоспособность АО «ТСК», снижается его возможность по продолжению оказания услуг надлежащего качества потребителям области.

Так, в утвержденной инвестиционной программе АО «ТСК» на 2022 год предусмотрены важные для общества мероприятия по строительству электрических сетей взамен ветхих или реконструкции электросетевого хозяйства, так как на этих сетях расположены социально значимые объекты на сумму 132 млн. руб.:

- г. Моршанска Тамбовской области: ВЛЗ-бкВ, ВЛ-6/0.4кВ и ВЛИ-0,4кВ по ул. Лотикова, ул. Гражданская, ул. Евдокимова, ул. Ленина. ул.Красная, ул. Свободная и ул. Сакко и Ванцетти.в г. Моршанск Тамбовской области. В данной зоне электроснабжения расположены население, а также социально значимые объекты - отделение ТОГБУЗ «Моршанская центральная районная больница», отделение ГБУЗ «Тамбовского областного клинического противотуберкулезного диспансера» Моршанский филиал, церковно¬приходская школа Местной религиозной организации православный Приход Свято- Троицкого собора г. Моршанска Тамбовской области Мичуринской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Золотой ручей», водозаборный узел для заправки пожарных автомобилей МУП Тепловых сетей г. Моршанска, Моршанский районный суд Тамбовской области;

- г. Кирсанова Тамбовской области: ВЛ-10кВ, ВЛ-10/0,4кВ и ВЛИ-0,4кВ с установкой КТП 10/0,4кВ №62 по улицам: ул. Широкая, Центральная, Новаторов, Сосновая, Восточная, Магистральная, Авиационная; ВЛ-10кВ, ВЛЗ-ЮкВ, ВЛ-10/0,4кВ и ВЛИ-0,4кВ с установкой КТП 10/0,4кВ №№1,2,3,4 по улицам: ул. Заводская, Лермонтовская, Школьная, Лесная. На данном участке осуществляется электроснабжение населения, а также социально значимых объектов - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», котельная МБОУ «СОШ №1», пищеблок МБОУ «СОШ №1», канализационно-насосной станции ООО «Водоканал», водозаборного узла ООО «Водоканал», ООО «КИРСАНОВХЛЕБ», МБДОУ «Детский сад «Аленка»;

- г. Рассказово Тамбовской области: ВЛ-бкВ, ВЛ-6/0,4кВ и ВЛИ-0,4кВ с установкой КТП №43п по ул. Салмановка, ул. Садовый проезд, ул.Некрасова, ул. 50 лет Октября, пер. Стахановский, пер. 1-й Некрасовский, 2-й Некрасовский и 3-й Некрасовский; ВЛ-бкВ, ВЛ- 6/0,4кВ и ВЛИ-0,4кВ с установкой КТП №5 по ул. Интернациональная и ул. Советская, на данном участке осуществляется электроснабжение социально значимых объектов - населения, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 корпус №4», артезианская скважина №23825 АО «ТСК», котельная №3 АО «ТСК», МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка», Регистрационно-экзаменационный отдел ОГИБДД МОМВД России «Рассказовский», ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ» (отделение скорой помощи);

- г.Уварово Тамбовской области: ВЛ-10кВ, ВЛ-10/0,4кВ и КЛ-бкВ по улицам: ул. Шоссейной, Больничной, Почтовой; мероприятия в границах благоустраиваемой территории пруда 2-го микрорайона. На данном участке осуществляется электроснабжение населения, ТОГБУЗ «Уваровская центральная районная больница», а также для внешнего электроснабжения благоустраиваемой территории пруда 2-го микрорайона за рамками проекта «Вишневый берег»;

- г. Жердевка Тамбовской области: ВЛЗ-ЮкВ, ВЛЗ-10/0,4кВ, ВЛ-10кВ, ВЛ-10/0,4кВ и ВЛИ-0,4 кВ с установкой КТП 10/0,4кВ №10,17,27,56 но улицам: Фиолетовая, Линейная, Стадионная, Первомайская, Нагорная, Подгорная, пер.Речной, пер.Видный. На данном участке осуществляется электроснабжение социально значимых объектов - населения, администрации города Жердевка, водозаборного узла ООО «Коммунальник».

Необходимые АО «ТСК» расходы для оказания сетевых услуг и обеспечения качественных и надежных показателей регулируемой деятельности исходя из утвержденных тарифов составляют в среднем 100,1 млн. руб. в месяц, среди которых:

- услуги ПАО «Федеральная сетевая компания» по передаче электрической энергии - в среднем 6,1 млн. руб. в месяц;

- за поставленную АО «Тамбовская областная сбытовая компания» и ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» электроэнергию для компенсации потерь в электрических сетях - в среднем в месяц 26,6 млн. руб.;

- расходы на финансирование капитальных вложений (реализация инвестиционной программы) - по 16,7 млн. руб. в месяц;

- материальные затраты на эксплуатацию и обслуживание оборудования, на проведение ремонтных работ, в том числе на проведение мероприятий по подготовке аварийного запаса материалов к прохождению осенне-зимнего периода 2022-2023 гг. - в среднем 6,5 млн. руб. в месяц;

- на проведение работ по технологическому присоединению к электрическим сетям в зоне деятельности сетевой организации льготным категориям потребителей (социально значимые объекты), частичное возмещение стоимости которых (выпадающие доходы) должно компенсироваться средствами из выручки за услуги по передаче электрической энергии - в среднем 2,7 млн. руб. в месяц;

- на проведение работ по установке (замене) приборов учета (согласно требованиям действующего законодательства) - в среднем по 1,6 млн. руб.

- оплату услуг других организаций (услуги связи, вневедомственная охрана, информационные услуги, коммунальные услуги, поверка приборов учета, обучение производственного персонала и др.) - в среднем в месяц 2,2 млн. руб.;

- а также аренда, налоги, выплаты социального характера персоналу (на рождение детей, погребение в случае смерти) и другие расходы (регистрация имущества, страхование).

Как сообщает АО «ТСК» (исх. От 29.09.2022 №006/2962), несвоевременная оплата ПАО «Россети Центр» за услуги по передаче электрической энергии привела к увеличению задолженности по налоговым обязательствам в размере 42,7 млн. руб.:

-по состоянию на 01.05.2022 г. задолженность составила 89,7 млн. руб.;

-по состоянию на 01.06.2022 г. задолженность составила 106,6 млн. руб.;

-по состоянию на 01.07.2022 г. задолженность составила 127,8 млн. руб.;

-по состоянию на 01.08.2022 г. задолженность составила 132,4 млн. руб.

Также Комиссия отмечает, что согласно пункту 4 Постановление Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области от 12.10.2006 N 36-э расположение зоны деятельности гарантирующего поставщика акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" определено следующим образом:

ограниченная точками поставки электрической энергии по перечню согласно приложению часть территории Тамбовской области, на которой потребители непосредственно или опосредованно, в том числе через электрические сети других сетевых организаций, технологически присоединены к электрическим сетям акционерного общества "Тамбовская сетевая компания", акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Тамбова", принадлежащим им на праве собственности или на ином законном основании, а также на которой вышеуказанные сетевые организации выступают в качестве потребителя электрической энергии.

Таким образом, границы зоны деятельности гарантирующего поставщика АО «ТОСК» определяются границами деятельности, в т.ч. АО «ТСК». Соответственно, АО «ТОСК» и АО «ТСК» являются взаимозависимыми организациями, зоны деятельности которых совпадают.

АО «ТОСК» в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика ПАО «ТЭСК» действует в качестве энергосбытовой организации (без статуса гарантирующего поставщика) и по состоянию на 1 полугодие 2022 года имеет долю 19,1% (в стоимостном выражении объем реализации за 1 половину года составил более 400 млн. руб.) в границах группы точек поставки, зарегистрированной ПАО «ТЭСК» - PTAMBOVE.

Ухудшение платеженой дисциплины АО «ТСК» перед АО «ТОСК» повлияет на платежеспособность АО «ТОСК» перед ПАО «ТЭСК». Снижение стабильности работы обоих гарантирующих поставщиков в целом дестабилизирует платежный баланс области, ввиду того, что оба гарантирующих поставщика области будут испытывать дефицит финансирования осуществляемой ими регулируемой деятельности.

Таким образом, действия филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» по неоплате АО «ТСК» услуг по передаче электрической энергии создают угрозу утраты:

- надежного и устойчивого обеспечения потребителей энергоресурсами надлежащего качества и услугами в сфере энергетики;

- возможности обеспечения технической доступности к объектам электросетевого хозяйства для различных групп потребителей и возможности оказания им услуг в сфере энергетики;

- возможности осуществления инвестиционной деятельности в рамках выполнения обязанностей, возложенных на АО «ТСК» действующим законодательством в сфере электроэнергетики;

- возможности обеспечения антитеррористической защищенности и безопасности объектов электросетевого хозяйства, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций, возникающих на объектах электросетевого хозяйства;

- дестабилизации платежной дисциплины области.

Следовательно, создание условий для ненадлежащего функционирования одной из территориальных сетевых организаций на территории области может оказать негативное влияние на функционирования энергетического комплекса области в целом.

С учетом изложенного, отношения двух смежных сетевых организаций АО «ТСК» и ПАО «Россети Центр» не являются частными отношениями двух хозяйствующих субъектов, а затрагивают всю сферу электроэнергетики Тамбовской области.

Действия ПАО «Россети Центр» носят характер злоупотребления доминирующим положением на рынке и осуществляются в целях укрепления своего положения на рынке, что подтверждается общей стратегией поведения на товарном рынке в отношении АО «ТСК», а также схожими действиями иных участников группы лиц ПАО «Россети» на территории Кировской (А28-10346/2022), а ранее и Калининградской областей (А21-6286/2018, А21-6347/2018).

В рассматриваемом случае, Комиссия отмечает, что согласно отчетной форме Департамента цен и тарифов Тамбовской области, затраты сетевых организаций на обслуживание условной единицы электрообрудования составляют (тыс. руб.):

 

 

Филиал ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго»

АО "Тамбовская сетевая компания"

АО «ОРЭС-Тамбов»

АО "Оборонэнерго" филиал "Волго-Вятский"

Юго-Восточная дирекция по энергообеспечению структурное подразделение Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"

ООО "Котовская ТЭЦ"

2022 год

29,69

46,81

18,32

16,28

3,87

42,28

2023 год

33,57

51,01

21,95

14,58

3,64

6,52

Таким образом, АО «ТСК»обслуживает объекты электросетевого хозяйства по ценам выше, чем ПАО «Россети Центр».

ПАО «Россети Центр» неоднократно заявляло свои возражения относительно размера тарифа АО «ТСК», полагая, что смежная сетевая организация необсновано завышает его, снижая тем самым доходы котлодержателя.

Например, 13.09.2022 ПАО «Россети Центр» обратилось в Тамбовский областной суд с иском о признании недействительным приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 23.12.2021 №200-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2022 — 2026 годы» и приказа от 23.12.2021 № 199-э «Об определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности по передаче электрической энергии, осуществляемой АО «ТСК», на 2022 — 2026 годы».

В обоснование заявленных требований ПАО «Россети Центр» ссылалось на то, что в тариф АО «ТСК» необоснованно включены расходы на сумму 161 832, 37 тыс. руб.

Следует отметить, что решением Тамбовского областного суда от 23.03.2023 по делу № 3а-10/2023 (УИД 68OS0000-01-2022-000170-47) в удовлетворении административного иска отказано.

В то же время, данный факт прямо указывает на непосредственную заинтересованность ПАО «Россети Центр» в вытеснении АО «ТСК» с рынков передачи электроэнергии Тамбовской области в целях снижения отчислений из «котла» и, повышения тем самым, своей валовой выручки.

Нельзя не отметить и то, что к иным сетевым организациям аналогичные претензии ПАО «Россети Центр» не предъявляет, даже в тех случаях, когда договоры оказания услуг имеют схожие недостатки.

Так, например, между АО «ОРЭС-Тамбов» и ПАО «Россети Центр» (расходы на условную единицу которого находятсяна уровне ниже расходов ответчика по делу) также заключен (16.12.2015) и действует договор на оказание услуг по передаче электроэнергии. Установлено, что количество точек поставки электрической энергии по договору — 12 771.

При этом, приложение 5.1 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии не содержит следующие данные по точкам поставки, которые отнесены п.13, 18 Правил №861 к существенным условиям договора, и без которых договор, согласно позиции ПАО «Россети Центр», считается незаключенным:

- графа 35 «реквизиты расчетного способа и алгоритма приведения результатов измерений к значению количества переданной электрической энергии»: «н/д» - нет данных по всем 12771 точкам поставки;

- по графам 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32 (предусматривающих сведения о трансформаторах тока и напряжения, необходимых для учета и расчета потребления электрической энергии) — «н/д» - нет данных по всем 12771 точкам поставки;

- графа «места установки приборов учета» - отсутствует.

- графа 3 «номер договора энергоснабжения» не заполнена: «н/д» - нет данных по всем 12771 точкам поставки;

- графа «фамилия, имя и отчество, дата и номер договора энергоснабжения, место нахождения энергоиринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор» - отсутствует;

- графа «идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер договора энергоснабжения» - отсутствует;

- графа «величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки» - отсутствует.

Дополнительно, в представленном документе - «Ведомость Объемов Передачи Электроэнергии По Сетям ТСО март 2023года» указано количество точек поставки - 43184 шт., т. е. значительно большее, чем указано в договоре, следовательно, услуги по передаче электрической энергии оплачены АО «ОРЭС-Тамбов» по 30413 точкам поставки, не предусмотренных «договором оказания услуг».

Как видно, отсутствие в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.12.2015 с АО «ОРЭС-Тамбов» (смежной сетевой организацией) сведений, предусмотренных п.п. 13, 18 Правил 861, не препятствует ПАО «Россети Центр» считать этот договор заключенным, согласовывать и оплачивать услуги, оказанные по нему, что подтверждает непоследовательность действий общества, их направленность на устранение с рынка одного конкретного участника — АО «ТСК».

Комиссия отмечает, что возможность совершения такого злоупотребления непосредственно связана с доминирующим положением «Тамбовэнерго» на региональном рынке передачи электроэнергии.

При этом, как установлено выше, действия ПАО «Россети Центр» не только ущемляют права и законные интересы АО «ТСК», но и создают угрозу дестабилизации региональных розничных рынков электроэнергии и, как следствие, угрозу ущемления прав неопределенного круга лиц на получение электроэнергии надлежащего качества.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые действия ПАО «Россети Центр» нарушают ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, поскольку ущемляют права и законные интересы АО «ТСК», гарантирующих поставщиков и неопределенного круга лиц-потребителей электроэнергии.

Кроме того, пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением путем создания препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Определение доступа на рынок передачи электроэнергии дано в пункте 3 Правил № 861: недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Таким образом, «доступ на товарный рынок» является более широким понятием по отношению к термину «вход на товарный рынок». Ограничение доступа к товарному рынку может быть осуществлено как в отношении лиц, намеренных войти на рынок, так и в отношении уже присутствующих на нем хозяйствующих субъектов.

Действия ПАО «Россети Центр» по созданию препятствий АО «ТСК» к осуществлению своих функций как сетевой организации свидетельствуют о создании препятствий к доступу заявителя на товарный рынок услуг по передаче электрической энергии, устранению Общества с этого рынка, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ввиду изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что обстоятельства дела подтверждают нарушение ПАО «Россети Центр» ч.1 ст.10 и п.9 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии:

С.В. Мазаева

 

 

Члены Комиссии:

К.И. Мурзин

 

 

 

Н.В. Попова

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Мурзин К.И.

тел.8(4752) 72-93-54 вн.068-103

 

 

2023-2463

 

 

Связанные организации

ПАО "Россети Центр"
ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
ИНН 6829010210, ОГРН 1056882285129
АО "ТСК"
ИНН 6829012231, ОГРН 1056882300694
АО "Тамбовская областная сбытовая компания"
ИНН 6829017247, ОГРН 1056882378464
ПАО "Россети Центр" - "Тамбовэнерго"
ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498