Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 068/01/17-305/2020 о нарушении антимонопол... от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 Заявитель:

ООО «Частная охранная организация

«Рубеж-СТ»

309517, Белгородская область,

г. Старый оскол, мкр. Весенний, д. 16/17

 

Ответчик:

АО «Тамбовские коммунальные системы»

392000, г. Тамбов, ул. Тулиновская, д. 5

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 068/01/17-305/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения объявлена «3» ноября 2020 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено «12» ноября 2020 года                            г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Мазаева С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

члены:

Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Дедова Е.Н. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Пономарева И.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 068/01/17-305/2020 от 21.05.2020 по признакам нарушения АО «Тамбовские коммунальные системы» (далее - АО «ТКС», Общество, заказчик, организатор торгов) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании комиссии:

представителей АО «ТКС» - <…>, действующей на основании доверенности от 23.08.2019 № 68АА 1222131, и <…>, действующая без доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) поступило обращение (вх. 21.02.2020 № 842) ООО «Частная охранная организация «Рубеж-СТ» о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «ТКС» при проведении конкурса в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на выполнение «Услуг по охране объектов».

Заявитель сообщил, что 31.01.2020 АО «ТКС» на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - сайт www.zakupki.gov.ru)  разместило извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение «Услуг по охране объектов» (Извещение № 32008826771). Ряд положений документации содержит неправомерные требования к участникам которые ведут к ограничению конкуренции.

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в закупочной документации АО «ТКС» на проведение конкурса в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на выполнение  «Услуги по охране» приказом Тамбовского УФАС России от 21.05.2020 № 39 было возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительной информации, необходимой для рассмотрения дела.

АО «ТКС» на рассмотрение дела представило письменные пояснения, запрашиваемые сведения и  материалы, которые приобщены к делу.

Представители ОА «ТКС» на рассмотрении дела сообщили, что Общество несогласно с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства.

АО «ТКС» указало, что установленные в документации права организатора закупки не приводят к сокращению срока подачи заявок, необъективной оценке заявок, равно как и к ограничению количества участников конкурса.

Организатор закупок в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках оставляет за собой право продлить срок подачи заявок. Дополнительной информации, не входящей в состав закупочной документации, Общество не запрашивает.  Что касается права  заказчика не рассматривать заявки и права на отказ от заключения договора, то организатор закупок только отклоняет заявки участников в случае не представления документов после запроса и отказывается от заключения договора в случае подачи одной заявки на участие в конкурентной закупке.

Относительно требований закупочной документации к опыту работы, к дате государственной регистрации, о наличии у участников закупки отзывов  других заказчиков представители АО «ТКС» указали, что Общество самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства РФ. Закон о закупках не обязывает допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Опыт аналогичной деятельности участника, а также  его положительный опыт позволяет судить о его способности выполнить объем услуг, в связи с чем, использование данных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным, не приводящим к исключению из числа участников закупки претендентов. 

АО «ТКС» также указало, что установленное в техническом задании требование о наличии у исполнителя собственного или арендованного офисного помещения на территории Тамбовской области установлено для обеспечения оперативного руководства и реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации на охраняемых объектах, поскольку в случае, если организация, оказывающая охранные услуги, территориально удалена, это влечет риск наступления неблагоприятных последствий на охраняемом объекте в случае наступления инцидента.

Что касается установленного требования о наличии у сотрудников охранной организации удостоверения о проведенном обучении пожарно-техническому минимуму, данное требование Обществом установлено на основании Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 и приказа МЧС от 12.12.2007 № 645, которыми предусмотрено, что  обучение  мерам пожарной безопасности работников, состоящих в штате организации, осуществляется  сотрудником той же организации, ранее прошедшим обучение в учебном центре, имеющем лицензию МЧС России.   

Общество считает, что все установленные требования в закупочной документации связаны со спецификой работы АО «ТКС», нацелены на недопущение неисполнения договора и получение качественных услуг на благо потребителей города Тамбова, и не приводят к нарушению антимонопольного законодательства.  

Заявитель на рассмотрении дела сообщил, что поддерживает заявленные требования. Считает, что АО «ТКС» установило незаконные положения в закупочной документации, позволяющие организатору закупки запрашивать дополнительную информацию и документы, право не рассматривать заявки. Организатор закупки наделен правом, не предусмотренным законом, направленным на ограничение числа участников конкурса, что не позволяет неограниченному числу участников принять участие в конкурсе и быть допущенными до рассмотрения заявок.

Заявитель также указал, что установленные требования в закупочной документации к участникам закупки о наличии опыты работы, в том числе на территории Тамбовской области, наличие регистрации в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя не менее чем за 2 года до размещения документации о проведении конкурса, равно как и наличие отзывов других заказчиков, противоречат положениям Закона о закупках и Закона о защите конкуренции и необоснованно ограничивают конкуренцию, не позволяя принимать участие в конкурсе участникам, не отвечающим установленным заказчиком незаконным требованиям.

Также незаконным является включение в закупочную документацию условия о наличии у исполнителя помещений на территории города Тамбова и его пригорода, равно как и требование о наличии у сотрудников охранной организации удостоверения о проведенном обучении пожарно-техническому минимуму. Установленные требования заранее ограничивают круг участников и возлагают на участников дополнительные затраты. 

           

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность АО «ТКС» регламентируется Положением о проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Тамбовские коммунальные системы», которое утверждено Советом директоров АО «ТКС» от 13.01.2020 № 01/20.

Указанным Положением о закупке определены способы закупки, в том числе конкурс в электронной форме.

АО «ТКС» 31.01.2020 опубликовало на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru извещение № 32008826771 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение «Услуг по охране объектов».

Процедура проведения закупки по извещению № 32008826771 на право заключения договора на выполнение «Услуг по охране объектов»  регламентируется закупочной документацией на проведение конкурса в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на выполнение «Услуг по охране объектов», которая утверждена начальником управления обеспечения АО «ТКС» 31.01.2020 (далее - Закупочная документация).

1. Подпунктом 3 пункта 28 «Внесение изменений в извещение о проведении закупки, закупочную документацию, проект договора» Информационной карты Закупочной документации установлено, что в связи с внесением изменений до окончания срока подачи заявок организатор закупки вправе продлить этот срок.

В  соответствии с пунктом 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что  в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного Положением о закупке для данного способа закупки.

Из указанного пункта статьи 4 Закона о закупках следует, что в оговоренном случае организатор обязан продлить срок подачи заявок на участие в закупке по установленным правилам в случае внесения изменений в закупку, чтобы обеспечить требуемые сроки для подачи заявок.

Однако, подпунктом 3 пункта 28 Информационной карты Закупочной документации установлено право организатора, а не обязанность на продление срока подачи заявок.

Данное положение закупочной документации АО «ТКС» может ограничить круг потенциальных участников конкурса, так как предполагает возможность организатора торгов необоснованного сокращения срока подачи заявок для участников.

2. Согласно подпункту 4 пункта 32 «Срок заключения договора по итогам Конкурса» Информационной карты Закупочной документации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заказчик вправе отказаться от заключения договора с победителем конкурса или участником, заявка которого признана единственной заявкой, соответствующей требованиям и условиям, предусмотренными конкурсной документацией, в том числе, если заявка такого участника является единственной заявкой, поданной на участие в конкурсе, что не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы участников закупки.

 Законом о закупках и Положением о закупках не предусмотрен отказ заказчика от заключения договора с победителем конкурса, поэтому данное условие закупочной документации нарушает права и законные интересы участников закупки, в том числе потенциальных. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе  отменить конкурентную закупку, но только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, отказ от заключения договора по результатам закупки не предусмотрен.

Установленное в Информационной карте незаконное право заказчика на отказ  от заключения договора может привести к нарушению прав участников, в том числе потенциальных и ущемляет интересы победителя (единственного участника).

3. Согласно подпункту 5 пункта 37 «Требования к содержанию и оформлению Заявки (предложения) на участие в закупке» Информационной карты Закупочной документации при проверке соответствия заявок на участие в закупке организатор закупки вправе запросить у участников закупки  любые недостающие, нечитаемые  или оформленные с ошибками документы (в том числе в случае несоответствия сведений, указанных участником при заполнении соответствующих форм в интерфейсе электронной итоговой площадки, сведениям, указанным в составе заявки на участие в закупке), при этом такой запрос оформляется письмом секретаря закупочной комиссии оператору электронной торговой площадки. Оператор электронной площадки направляет данный запрос Участнику закупки, а также публикует запрос в Единой информационной системе. Документы, полученные от оператора электронной площадки в ответ на запрос Организатора закупки, включаются в состав соответствующей части заявки Участника и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей Закупочной документации.

Согласно подпункту 7 пункта 37 Информационной карты Закупочной документации организатор закупок имеет право не рассматривать заявки участников, которые не подкреплены всей необходимой документацией согласно требованиям Закупочной документации.

Указанные в подпунктах 5 и 7 права организатора закупки ни Положением, ни Законом о закупках не предусмотрены, а, следовательно, являются  неправомерными, поскольку они создают неправомерные предпосылки к необъективному отношению к участникам закупки.

Наделение организатора закупок правом запрашивать дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки, содержит риск необъективной оценки заявок и может применяться избирательно, не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете может повлечь ограничение количества участников конкурса и к ущемлению интересов отдельных участников закупки.

4. Подпунктом 1.1.5 пункта 41 «Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям» Информационной карты Закупочной документации установлено, что участник должен располагать необходимыми профессиональными знаниями и опытом, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, производственные, трудовые) и иметь соответствующие действующие разрешающие документы, утвержденные законодательством РФ, на выполнение работ в рамках договора, являющего предметом закупки согласно «Отборочным и квалификационным критериям рассмотрения вторых частей заявок» - Приложение № 4.2. Подтверждается справкой по перечню критериев с указанием ответа на каждый пункт из критериев с приложением указанных в Приложении № 4.2 копий подтверждающих документов.

Приложением № 4 установлены критерии допуска (отборочные) заявок.

Так, под номером 15 таблицы Приложения № 4 установлен критерий - наличие квалифицированных кадровых ресурсов для выполнения работ по лоту:

Сотрудник охраны - 28 человек (квалификация в соответствии с ТЗ);

Старший сотрудник охраны - 1 человек (квалификация в соответствии с ТЗ).

Под номерами 16 и 17 таблицы Приложения № 4 установлены такие критерии допуска заявок участника как:

общий опыт выполнения договоров, аналогичных по объему, срокам, составу и прочим характеристикам предмету закупки, а именно: опыт по охране объектов жизнеобеспечения населения, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения не менее двух лет;

наличие отзывов других заказчиков по результатам выполнения аналогичных видов работ.

 Согласно указанной таблице Приложения № 4 подтверждающими документами являются справки об опыте участника, о технических ресурсах, о кадровых ресурсах, указанных в Приложении № 3, а также копии отзывов, рекомендательных писем и тд. 

Требование об опыте поставки аналогичного предмету закупки товара/услуги за  последние два года и численность постоянных работников (руководителей, ИТР, рабочих) также установлено в пунктах 23 и 24 анкеты участника на поставку товара/ оказание услуг  (Приложение № 3 Закупочной документации).

Также в таблице Приложения № 5 указано, что обязательным критерием для конкурсной процедуры  на оказание услуг является опыт по охране объектов жизнеобеспечения населения, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения на территории Тамбовской области.

Техническим заданием также установлено, что участник закупки должен иметь опыт по охране объектов жизнеобеспечения населения, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения не менее 2 лет (пункт 2.2 раздела 2).

Согласно критерию 11 «Приложением № 4 - критерии допуска (отборочные) заявок» установлено, что  участник отвечает одному из следующих требований:

а) в установленном законодательством порядке зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица не менее чем за 2 года до дня размещения документации о проведении конкурса (пункт 11.1);

б) является юридическим лицом, созданным в результате реорганизации юридического лица, зарегистрированного в установленном законодательством порядке не менее чем за 2 года до дня размещения документации о проведении конкурса (пункт 11.2).

В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Вышеприведенные требования рассматриваемой закупочной документации  ни Положением, ни Законом о закупках, ни иными нормативными правовыми документами Российской Федерации не предусмотрены и являются неправомерными и избыточными, поскольку они незаконно ограничивают участие в закупке.

Установленные требования могут быть направлены на отбор лучшего предложения по исполнению закупаемых услуг и должны быть оценены после допуска.

Нормами действующего законодательства не определены минимальные сроки с даты регистрации организации для предоставления законного права заключения договора, равно как и не закреплена обязанность заказчиков по выдаче каких-либо отзывов, рекомендательных писем в адрес исполнителей по договорам.

Установленные требования к участникам в части наличия квалифицированных кадровых и технических ресурсов налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке, но их наличие не гарантирует лучшее исполнение договора.

Кроме того, на момент подачи заявки на участие в закупке претендент не обязан иметь определенный штат сотрудников, поскольку в штате охранной организации могут произойти объективные перемены (увольнение, прием новых сотрудников и др.).

При этом, отсутствие у участников на момент подачи заявки на участие в закупке условий  соответствия указанным требованиям является основанием для отклонения заявки участника, что является неправомерным и нарушающим условия конкуренции.

Также является неправомерным требование к участникам закупки  о наличии двухлетнего опыта работы в сфере охранных услуг и успешного опыта на территории Тамбовской области, которое служит основанием для  отклонения заявки участника.

Отсутствие двухлетнего опыта работы в сфере охранных услуг, а также наличие успешного опыта на территории Тамбовской области, как и обязательный опыт охраны объектов - водоснабжения и водоотведения, не является подтверждением невозможности или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, а потому установленные заказчиком требования являются ограничивающим административным барьером участия в закупке. 

Предметом рассматриваемой закупки являлась охрана объектов, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» не могли подлежать охране частными охранными предприятиями, а подлежат государственной охране.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.

Положениями данного Закона установлены основные принципы и содержание деятельности по осуществлению государственной охраны, полномочия и функции органов государственной охраны, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

При этом, возможность осуществления государственной охраны не ставится в зависимость от наличия опыта работы в данной сфере.

При таком положении, установленное заказчиком в закупочной документации требование к участникам закупки о наличии двухлетнего опыта работы в сфере охранных услуг противоречит федеральному законодательству, поскольку в данном случае требуется особый вид охранной деятельности  - государственная охрана, при этом установление двухлетнего ценза такой деятельности, неправомерно ограничивает участие  в закупке соответствующим хозяйствующим субъектам.

5. Неправомерные требования к исполнителю также установлены в подпункте  2.4.3 пункта 2 и в подпункте 3.3.4 пункта 3 раздела 6 Технического задания.

Так, в подпункте 2.4.3 пункта 2 указанного раздела Технического задания указано, что каждый сотрудник охраны при  выполнении  служебных обязанностей по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте Заказчика обязан иметь удостоверение о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму в соответствии с приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» (далее - Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645).

Согласно пункту 31 раздела 3 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя (пункт 3).

Согласно пункту 39 указанного раздела Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645  по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

 Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку (пункт 40).

Исходя из вышеуказанных пунктов следует, что обучение работников пожарно-техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе. 

Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму,  а также обязанность о наличии у исполнителя  удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют. 

Таким образом, заказчик установил неправомерные требования к исполнителю, не предусмотренные действующим  законодательством.

Следовательно, установленные требования являются завышенными, что  может привести к сужению круга участников закупки.

Кроме того, установленные требования незаконно налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке.

Подпункт 3.3.4 пункта 3 раздела 6  Технического задания также устанавливает излишнее требование в части наличия у исполнителя собственности или арендованного офисного помещения на территории города Тамбова или его пригороде (свидетельство о собственности/договор аренды) для обеспечения оперативного руководства и реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации на охраняемых объектах. 

Нормы действующего законодательства не возлагают обязанность на организацию, осуществляющую охрану объектов, по обеспечению оперативного руководства и реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации на охраняемых объектах.   

Таким образом, включение заказчиком в закупочную документацию требования о наличии у исполнителя помещений на территории города Тамбова или его пригорода является незаконным, ограничивающим круг участников, к тому же такое требование это дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в конкурсе, что может привести к нарушению условий конкуренции.

Отсутствие у участника на момент подачи заявки  собственного или арендованного имущества на территории города Тамбова и его пригорода, с подтверждающими документами, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса, поскольку такое имущество может быть приобретено участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки.

Итак, исходя из вышеуказанного следует, что требования, установленные в закупочной документации к участникам закупки,  является избыточными, что в свою очередь приводит или может привести к отказу от участия лиц, претендующих на участие конкурсе, что может привести к ограничению конкуренции в закупке.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закупок являются: обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц; указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части  1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики обязаны руководствоваться основными принципами, а именно участнику закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих документации, к участию в такой закупке.

При рассмотрении дела Тамбовское УФАС России в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

Исследование проводилось в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Временным интервалом исследования рынка является время проведения закупки - с 31.01.2020 по 27.02.2020.

Согласно протоколу подведения итогов по закупочной процедуре от 27.02.2020 № ТКС-К-010-20 до истечения срока подачи заявок поступила 1 заявка от Тамбовского городского казачьего общества, которое было допущено и в последующем признано победителем конкурса в электронной форме.

На территории города Тамбова, помимо Тамбовского городского казачьего общества, оказание услуг по охране осуществляет Филиал ФГУП Охрана Росгвардии по Тамбовской области, то есть имеется сформировавшийся рынок оказание услуг по охране.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установленные АО «Тамбовские коммунальные системы» в закупочной документации на проведение конкурса в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на выполнение  «Услуги по охране» незаконные требования к участникам закупки, а также не четкие и не однозначные положения о действиях организатора закупки при проведении конкурентной закупки, приводят или могут привести к ограничению доступа количества возможных претендентов к участию в закупке и необоснованному отклонению участников закупки, в силу чего, действия АО «Тамбовские коммунальные сети» противоречат части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).

9 октября 2020 года Комиссия Тамбовского УФАС России в связи с установленным в действиях АО «ТКС» нарушения антимонопольного законодательства вынесла заключение об обстоятельствах дела № 068/01/17-305/2020.

АО «ТКС» на заключение об обстоятельствах дела № 068/01/17-305/2020 от 09.10.2020 письменные возражения, пояснения не представила, как и ООО «Частная охранная организация «Рубеж-СТ».

На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении АО «ТКС» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части установления в закупочной документации на проведение конкурса в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на выполнение  «Услуги по охране» (извещение № 32008826771) незаконных требований к участникам закупки, а также не четких и не однозначных положений о действиях организатора закупки при проведении конкурентной закупки, что приводит или может привести к ограничению доступа количества возможных претендентов к участию в закупки и необоснованному отклонению участников закупки.

Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных ст. 48 Закона о защите конкуренции, не имеется.

Комиссия считает, что основания для выдачи АО «ТКС» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют в связи невозможностью его исполнения по причине завершения закупки и заключения договора на оказание охранных услуг.

Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 11, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Тамбовские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при установлении в закупочной документации на проведение конкурса в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на выполнение  «Услуги по охране» (извещение № 32008826771) незаконных требований к участникам закупки, а также не четких и не однозначных положений о действиях организатора закупки при проведении конкурентной закупки, что приводит или может привести к ограничению доступа количества возможных претендентов к участию в закупки и необоснованному отклонению участников закупки.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с невозможностью устранения нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      С.В. Мазаева

 

Члены Комиссии:                                                                                        Е.М. Вислобокова

 

Е.Н. Дедова

 

И.А. Пономарева

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Пономарева И.А.

т. 71-34-29

Связанные организации

Связанные организации не указаны