Решение №068/05/24-80/2021 Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/24-80/2021 от 30 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГБУЗ «Тамбовский областной

кожно-венерологический

клинический диспансер»

 

392000, г. Тамбов

ул. Карла Маркса, д. 180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/24-80/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2021 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 30 марта 2021 года.

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Моисеева Е.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело 068/05/24-80/2021 по признакам нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе 1 февраля 2021 года установлено, что на ограждении по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 82 размещается рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» ВРАЧЕБНО-КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ. Удаление доброкачественных новообразований кожи, инъекционные методы коррекции, нитевой лифтинг, омолаживающие процедуры, пилинг, чистка лица. КАБИНЕТ АНОНИМНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. Вход с торца. Телефон: 58-04-59».

 При этом, предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста отсутствовало.

12.02.2021 в отношении ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» возбуждено дело № 068/05/24-80/2021 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе. 

ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» письмом от 10.03.2021 (вх. № 1501) указало, что в рассматриваемом случае размещаемая информация не является рекламной. На ограждении по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д.82 размещается информационная вывеска о предлагаемых услугах в учреждении. Указанная информация обезличена и не содержит конкретных сведений о предлагаемых услугах и условиях их приобретения. Следовательно, в данном случае отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

На рассмотрении дела представители ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» пояснили, что макет был разработан учреждением самостоятельно в июле 2017 года и размещен на ограждении по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 82. Разрешение на размещение указанной конструкции у Учреждения отсутствует, ввиду того, что данная конструкция не является рекламной.

 

Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Установлено, что с июля 2017 года на ограждении по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 82 размещается информация следующего содержания: «ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» ВРАЧЕБНО-КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ. Удаление доброкачественных новообразований кожи, инъекционные методы коррекции, нитевой лифтинг, омолаживающие процедуры, пилинг, чистка лица. КАБИНЕТ АНОНИМНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. Вход с торца. Телефон: 58-04-59».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Данная информация отвечает всем признакам рекламы, а именно: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к медицинским услугам (удаление доброкачественных новообразований кожи, инъекционные методы коррекции, нитевой лифтинг, омолаживающие процедуры, пилинг, чистка лица), оказываемым в ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер», формирует и поддерживает интерес к данным услугам и способствует их продвижению на рынке.  

В соответствии с приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», предоставление услуг «удаление доброкачественных новообразований кожи, инъекционные методы коррекции, нитевой лифтинг, пилинг, чистка лица» относятся к медицинским услугам.

Так, «удаление доброкачественных новообразований кожи» (А16.01.017) относится к медицинской услуге класса «А», раздела 16 (оперативное лечение), подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи). «Очищение кожи лица и шеи» (А14.01.005) относится к медицинской услуге класса «А», раздела 14 (уход за больными или отдельными анатомо-физиологическими элементами организма (ротовая полость, верхние дыхательные пути и другие), подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи). «Дерматологический пилинг» (А16.01.024) относится к медицинской услуге класса «А», 16 (оперативное лечение), подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи). «Пилинг-массаж» (А21.01.006) относится к медицинской услуге класса «А», 21 (лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия), подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи).

Услуги представляют собой определенный вид медицинских вмешательств, направленный на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющий самостоятельное законченное значение.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Поскольку потребителями рассматриваемой рекламы не являются  исключительно медицинские и фармацевтические работники, на данную рекламу распространяются требования  части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста, следовательно, рассматриваемая реклама нарушает требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.

Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» в письменных пояснениях, а также при рассмотрении дела 16.03.2021 указало, что макет был разработан учреждением самостоятельно в июле 2017 года и размещен на ограждении по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 82.

Таким образом, ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы. 

Сведений об устранении нарушения требований рекламного законодательства в материалах дела не имеется.

 

ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» считает, что в данном случае отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, поскольку размещаемая информация не является рекламной, на ограждении размещается информационная вывеска о предлагаемых услугах в учреждении. Указанная информация обезличена и не содержит конкретных сведений о предлагаемых услугах и условиях их приобретения.

С данными доводами ответчика нельзя согласиться.

В соответствии пунктом 2 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

При этом, не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака. В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

Вместе с тем, понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

В силу статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской услугой признается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, рекламируемые услуги отнесены к типу медицинских услуг - лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (класс "А").

В соответствии пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Информация на рассматриваемом баннере не может быть расценена как информация, размещенная в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку содержит сведения рекламного характера, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к различным услугам, в том числе медицинских, формированию и поддержанию интереса к ним с целью продвижения их на рынке. 

В силу пункта 2 названной статьи до сведения потребителя в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.

Как усматривается из материалов дела, Учреждение осуществляет деятельность по оказанию медицинских услуг (лицензия ЛО-68-01-001001 от 22.03.2017) по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. К.Маркса, д. 180. Врачебно-косметологический кабинет с рекламируемым видом услуг располагается в здании Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения  «Тамбовская офтальмологическая больница» с бокового входа в указанное медицинское учреждение. Соответственно, указанная информация размещается вне места нахождения организации (на ограждении вдоль улицы Рылеева, 82 города Тамбова) и является рекламой.

Перечисленные обстоятельства, с учетом места расположения рассматриваемой конструкции и содержащейся в ней информации, свидетельствуют о размещении сведений, носящих рекламных характер и не может быть рассмотрено как обычай делового оборота или информационная вывеска.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, оценив содержание размещенной на баннере информации, содержащей указание не только на учреждение и номер телефона, по которому можно обратиться, но и на конкретные услуги «удаление доброкачественных новообразований кожи, инъекционные методы коррекции, нитевой лифтинг, омолаживающие процедуры, пилинг, чистка лица» можно сделать вывод о наличии в данном случае рекламы медицинских услуг, размещенной с нарушением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Следовательно, в данном случае правомерно применены требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 42-48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» ВРАЧЕБНО-КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ. Удаление доброкачественных новообразований кожи, инъекционные методы коррекции, нитевой лифтинг, омолаживающие процедуры, пилинг, чистка лица. КАБИНЕТ АНОНИМНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. Вход с торца. Телефон: 58-04-59», размещающуюся с июля 2017 года по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 82, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

2. Выдать ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» предписание об устранении нарушения законодательства и представить доказательства в 2-х недельный срок со дня получения предписания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.

4. Передать материалы дела в администрацию города Тамбова для проведения проверки по факту размещения рекламной конструкции без разрешения на ее размещение и принятия мер в пределах компетенции.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии                                                                                         Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                     Е.Л. Моисеева

 

А.Н. Мясникова  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.: Мясникова Алена Николаевна, (4752) 72-93-54

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны