Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е ПО ДЕЛУ № Р-35/18 от 7 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МКК «Гарантированные финансы»

 

197110, г. Санкт-Петербург

пр-т Левашовский, д. 12

лит. А, пом. 1Н, оф. 618/1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

ПО ДЕЛУ № Р-35/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2019 года.                                                                             

Решение изготовлено в полном объеме 07 мая 2019 года.   

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-35/18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг без указания всех условий, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее,

в отсутствии законного представителя ООО МКК «Гарантированные финансы», общество уведомлено надлежащим образом,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в июле 2018 года установлено, что при входе в помещение «РосДеньги» по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д 182 размещается рекламная конструкция следующего содержания: «РосДеньги. Займы до 30 000 рублей. 9 из 10 одобрено. 8 800 200 50 51, ros-dengi.ru».

Лицом, в чьих интересах распространяется вышеуказанная реклама, является ООО МКК «Гарантированные финансы» (ОГРН 1167847115303, ИНН/КПП 7839059625/781301001, адрес: 197110, г. Санкт-Петербург, пр-т Левашовский, д. 12, лит. А, пом. 1Н, оф. 618/1).

В вышеуказанной рекламе сообщается, что займы выдаются до 30 000  руб., при этом в рекламе умалчивается об остальных условиях, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее.

31.07.2018 в отношении ООО МКК «Гарантированные финансы» возбуждено дело № Р-35/18 по признакам нарушения пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи  с непредставлением ООО МКК «Гарантированные финансы» запрашиваемых документов и сведений.

ООО МКК «Гарантированные финансы» письмом (вх. от 01.03.2019 № 1227) сообщило, что обществом не предусмотрено хранение документов по изготовлению и размещению рекламных конструкций, общество не может их представить в связи с их утилизацией, также общество сообщило, что период распространения рекламы с 30.07.2017.

 

Изучив материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Установлено, что с 30.07.2017 года при входе в помещение «РосДеньги» по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д 182 размещается рекламная конструкция следующего содержания: «РосДеньги. Займы до 30 000 рублей. 9 из 10 одобрено. 8 800 200 50 51, ros-dengi.ru».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация о предоставлении денежных средств, распространявшаяся при входе в помещение «РосДеньги» по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д 182 содержит все необходимые признаки рекламы, предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес потребителей к пользованию услугами по предоставлению денежных средств, следовательно, является рекламой услуг, связанных с предоставлением займа.   

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353 "О потребительском кредите (займе)" потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

Пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе предусматривает, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и, вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом, как отмечено в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются с учетом особенностей, установленных указанной статьей, следующие платежи заемщика: по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа) (п. 1); по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа) (п. 2); платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей (п. 3); плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа) (п. 4); платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом (п. 5); сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником (п. 6); сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей (п. 7).

Поскольку стоимость кредита складывается не только из суммы заемных средств, но и из процентной ставки, срока займа, дополнительного страхования рисков и иных предусмотренных договором условий, указание в тексте рекламы такой существенной информации является обязательным.

Так как распространенная Обществом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к займам, предоставляемым ООО МКК «Гарантированные финансы», содержит существенное условие предоставления займа (до 30 000 руб.) и создает впечатление, что указанная сумма предоставляется независимо от срока и процентной ставки.

В соответствии с представленной Обществом информацией об условиях предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма, предоставляемых ООО МКК «Гарантированные финансы», требования к заемщику, выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского займа следующие. Возраст: от 18 до 70 лет; наличие гражданства РФ; наличие постоянной регистрации и/или место работы по трудовому договору в субъекте РФ, в котором заемщик обращается в Общество для получения микрозайма; суммы потребительского займа: от 1 000 до 30 000 рублей; сроки возврата: от 7 дней до 30 дней с момента предоставления займа; валюта: рубли; процентные ставки: размер ставки от величины размера ключевой ставки, устанавливаемой Банком России (7.25% - с 26.03.2018), до 803% годовых.

При этом условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита относятся к влияющим на его стоимость. На основании материалов дела, рассматриваемая реклама содержала сведения только об одном условии предоставления рекламируемой финансовой услуги, а именно: о сумме предоставления займа, и не содержала сведений об иных условиях влияющих на стоимость займа - для заемщика.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в рекламе существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, что вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно приобретения финансовой услуги.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного, указанная реклама не соответствует части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, а потому является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

ООО МКК «Гарантированные финансы» является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы, поскольку именно в интересах данного Общества данная реклама была изготовлена и размещена. Общество указанное обстоятельство не отрицает.

ООО МКК «Гарантированные финансы» письмом (вх. от 01.03.2019 № 1227) указало, что Обществом не предусмотрено хранение документов по изготовлению и размещению рекламных конструкций, в связи с этим Общество не может их представить в связи с утилизацией. Рассматриваемая реклама распространяется с 30.07.2017, реклама аналогичного содержания в других местах на территории РФ не размещалась.

В силу статьи 12 Закона о рекламе, рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

Поскольку указанная реклама размещается с 30.07.2017 по настоящее время, и документы на ее изготовление и размещение отсутствуют в связи с их утилизацией, Обществом нарушены требования статьи 12 Закона о рекламе.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «РосДеньги. Займы до 30 000 рублей. 9 из 10 одобрено. 8 800 200 50 51, ros-dengi.ru», размещаемую с 30.07.2017 года при входе в помещение «РосДеньги» по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д 182, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
  2. Признать ООО МКК «Гарантированные финансы» нарушившим статью 12 Закона о рекламе, в части несоблюдения требований по хранению рекламных материалов.
  3. Выдать ООО МКК «Гарантированные финансы» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства, а именно: прекратить нарушение требований требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе и сообщить об исполнении данного предписания в 2-х недельный срок со дня его получения.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 6 статьи 14.3, по статье 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                    Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии                                                                                            К.И. Мурзин

 

Н.В. Попова

 

А.Н. Мясникова

Связанные организации

Связанные организации не указаны