Заключение б/н Определение от 10.08.2021 от 10 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №068/01/10-821/2019

 

10

августа

 

2021

г.

г.Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.

члены:

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Моисеева Е.Л.,

главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,

рассмотрев дело №068/01/10-821/2019 по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра» (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП 771501001, адрес: 119017, город Москва, улица Малая Ордынка, дом 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)

в присутствии на заседании

представителя ПАО «МРСК Центра» <...>,

представителя ООО «Тамбовский асфальт» <...>,

 

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение ООО «Тамбовский асфальт» о неправомерных действиях ПАО «МРСК-Центра» при проверке прибора учета Меркурий 234 АРТМ, расположенного по адресу: Тамбовский р-н, п. Строитель, ул. Промышленная, д. 35, выразившихся в незаконном составлении акта неучтенного потребления электроэнергии № 68009125 от 22.03.2019, повлекшего расчет потребленной электроэнергии исходя из максимальной мощности энергопринимающего оборудования, которые привели к ущемлению интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

В заявлении общество приводит доводы в подтверждение незаконности составления в отношении него акта безучетного потребления.

Так, заявитель указывает, что несоответствие системы учета определено работниками сетевой организации без проведения инструментальной проверки достоверности показателей учета. Также Общество обращает внимания, на нарушения процедуры проверки, как то: отсутствие в акте сведений о том, каким образцовым оборудованием проведена проверка, неверно указан номер измерительного ТТИ по фазе «А», не заполнены графы, подлежащие заполнению, неверно указан адрес расположения энергопринимающих устройств заявителя, неверно указан тип изоляции трехфазного вводного кабеля – полихлорвиниловая (по факту провод неизолированный), не заполнена графа замечания к составленному акту. Кроме того, работоспособность системы учета подтверждена испытаниями ФГБ «Тамбовская ЦСМ», произведенным позже проверки.

В связи с наличием в действиях ПАО «МРСК Центра» признаков нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции возбуждено настоящее дело.

ПАО «МРСК Центра» в своей позиции по делу указало, что считает свои действия правомерными в силу следующего.

Акт о неучтенном потреблении № 68042307 от 22.03.2019 подписан представителем потребителя по доверенности <...> в момент ознакомления с результатами проверки с одновременным вручением ему одного экземпляра акта, что подтверждается видеозаписью проверки.

Сотрудниками Филиала четко отражены нарушения в акте о неучтенном потреблении: безучетное потребление - «сгорел трансформатор тока в системе учета по фазе «А», что привело к искажению данных об объемах потребления электроэнергии. Потребитель совершил бездействие по приведению системы учета в соответствие».

Акт о неучтенном потреблении № 68009125 от 22.03.2019 составлен в полном соответствии с требованиями п. 193 Основных положений, расчет выполнен согласно требований п. 195 Основных положений. Нарушений действующего законодательства при его составлении допущено не было.

Нарушение выявлено во время контрольного снятия показаний - п.2 акта проверки № 68042307 от 22.03.19. Проверка с использованием измерительного оборудования сгоревшего ТТ не проводилась, так как дальнейшее его применение в качестве расчетного не допустимо, согласно п. 9.1 ГОСТ 8.217-2003:

«9.1 Внешний осмотр

При внешнем осмотре устанавливают соответствие трансформаторов тока следующим требованиям:

-          контактные зажимы или выводы первичной и вторичной обмоток должны быть исправны и снабжены маркировкой:

-          отдельные части трансформаторов тока должны быть прочно закреплены:

-          болт для заземления, если он предусмотрен конструкцией, должен иметь обозначение в соответствии с требованиями ГОСТ 21130;

-          корпус трансформатора не должен иметь дефектов, приводящих к утечке заполняющей его жидкой или газовой изоляционной среды;

-          короткозамыкатель, если он предусмотрен конструкцией, должен быть исправен;

-          на табличке трансформатора должны быть четко указаны его паспортные данные.

Если при внешнем осмотре обнаружены дефекты по приведенному перечню, то трансформатор к дальнейшим операциям поверки не допускается».

Свидетельства о поверке ТТ от 01.04.2019. выданные ФБУ «Тамбовский ЦСМ», не являлись действительными на момент проверки 22.03.2019.

Также в акте о неучтенном потреблении № 68009125 от 22.04.2019 указан адрес производственной базы, а КТП № П-1255 имеет точку подключения к сети Филиала - ПС 35/10 кВ П.Пригородная, фидер № 4. Токоприемники Потребителя от нее подключены вводным проводом - СИП 4*95. то есть акт составлен правомерно, согласно норм действующего законодательства, что подтверждено видеозаписью хода проверки, расчет произведен исходя из максимальной мощности.

Таким образом, нарушение было выявлено и неоспоримо, надлежаще зафиксировано средствами видеофиксации, акт о неучтенном потреблении составлен правомерно, расчет произведен законно и обоснованно.

Также представителем ответчика заявлялось ходатайство о приостановлении рассмотрения дела до завершения судебного разбирательства по делу №А64-7859/2019 в рамках которого проверяется обоснованность действий сетевой организации по признанию безучетным потребления электроэнергии заявителем. В том числе, в рамках данного дело назначена экспертиза, результаты которой имеют существенное значение для правильного разрешения настоящего дела.

Ходатайство удовлетворено.

Рассмотрение дела приостанавливалось до принятия судебного акта, которым закончится рассмотрение арбитражного дела №А64-7859/2019. Постановление Арбитражного суда Центрального округа вступило в законную силу 09.06.2021, после чего дело возобновлено.

 

Изучив собранные по делу доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что к естественно-монопольным сферам деятельности относится, в том числе, деятельность по передаче электрической энергии.

ПАО "МРСК-Центра" осуществляет деятельность по передаче электроэнергии (товарный рынок находится в состоянии естественной монополии) и в пределах своих сетей, расположенных на территории Тамбовской области, занимает доминирующее положение.

ПАО «МРСК Центра» оказывает заявителю услуги по передаче электроэнергии на основании договора, заключенного с гарантирующим поставщиком (ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания»).

В соответствии с п. 4.1 договора энергоснабжения учет отпущенной и потребленной электрической энергии осуществляется приборами коммерческого учета.

Согласно п. 6.6. договора энергоснабжения при временном нарушении учета не по вине потребителя расчет за потребленную энергию и мощность производится по среднемесячному расходу электроэнергии и мощности за соответствующий период предыдущего года без последующего перерасчета.

Приложениями к договору сторонами согласованы точки поставки, перечень приборов учета, типы, номера счетчиков и места их установки.

16.01.2019 ООО «Тамбовский асфальт» направило в адрес сетевой организации заявку о проведении проверки вновь установленных приборов учета, для перевода организации на четвертую ценовую категорию, позволяющую измерять почасовые объемы потребления электрической энергии по следующим адресам:

- Тамбовский р-н, п. Строитель, ул. Промышленная, д. 35;

- Тамбовский р-н, п. Строитель, ул. Промышленная, д. 37.

Письменный ответ на указанное заявление в адрес ООО «Тамбовский асфальт» не поступал.

22.01.2019 представители ПАО «МРСК Центра» произвели обследование КТП П-1255 (ул. Промышленная, д. 35) и КТП П-1256 (ул. Промышленная, д. 37).

По результатам обследования был составлен акт № 68036171 от 22.01.2019 проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица по КТП П-1256 (ул. Промышленная, д. 37).

Акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица по КТП П-1255 (ул. Промышленная, д. 35) по результатам обследования 22.01.2019 представителями сетевой организации в адрес ООО «Тамбовский асфальт» не предоставлен.

28.03.2019 ООО «Тамбовский асфальт» обратилось в ПАО «МРСК Центра» с просьбой сообщить обществу о результатах обследования КТП П-1255 от 22.01.2019 и выдать акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица.

На указанное обращение ООО «Тамбовский асфальт» ответа от ПАО «МРСК Центра» не получило.

Согласно п. 176 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения № 442) результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа. Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления. Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

Акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица по КТП П-1255 (ул. Промышленная, д. 35) по результатам обследования 22.01.2019 в материалах заявления отсутствует, ПАО «МРСК Центра» не представлен.

Вместе с тем, 22.03.2019 представители ПАО «МРСК Центра» вновь произвели обследование КТП П-1255, расположенного по адресу: Тамбовский р-н, п. Строитель, ул. Промышленная, д. 35, по результатам которого составили акт №68042307 проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица, в котором отразили, что сгорел трансформатор тока по фазе «А», при этом указан номер трансформатора тока № 41417. Потребителю предписано произвести замену трансформатора тока.

Однако, в акте № 68036241 от 01.04.2019 проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица по КТП П-1255, указано, что демонтирован «сгоревший» трансформатор тока по фазе «А» с номером № 41421.

Таким образом, в представленных документах (акт № 68042307 от 22.03.2019, акт № 68036241 от 01.04.2019) содержится противоречивая информация о номере «сгоревшего» трансформатора тока по фазе «А» (№ 41417 или № 41421).

Как установлено Арбитражным судом Тамбовской области при рассмотрении дела №А64-8015/2019 в судебном заседании 15.01.2020 судом заслушаны показания свидетелей <...> (энергетик ООО "Тамбовский асфальт"), <...> (специалист ПАО "МРСК Центра"), принимавших участие в составлении акта N68009125 от 22.03.2019 о неучтенном потреблении электрической энергии, которые пояснили, что спорным измерительным прибором является трансформатор тока ТТИ-А600/5 заводской номер У41421 (в акте N 68042307 от 22.03.2019 проверки ошибочно указан номер У41417).

В пункте 176 Основных положений № 442 установлено, что в акте проверки приборов учета должны быть указаны:

дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;

лица, принявшие участие в проверке;

лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;

характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора);

характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

результат проверки;

характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;

лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

В акте № 68042307 проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица от 22.03.2019 указано, что сгорел трансформатор тока по фазе «А» № 41417, однако, согласно акту № 68036241 от 01.04.2019 был демонтирован «сгоревший» трансформатор № 41421.

Кроме того, в акте № 68042307 не заполнены графы № 8 «Визуальный осмотр счетчиков электроэнергии, испытательных колодок, трансформаторов тока и напряжения», № 9 «Проведение замеров без снятия нагрузки (со снятием пломбы с крышки зажимов счетчика)», а также другие графы, подлежащие заполнению.

ПАО «МРСК Центра» письмом от 28.08.2019 сообщило, что во время проведения проверки при внешнем осмотре трансформатора было выявлено, что его корпус оплавился. Дальнейшая проверка с использованием измерительного оборудования «сгоревшего» трансформатора не проводилась, соответственно, вышеуказанные графы не заполнены.

По факту проверки 22.03.2019 сотрудниками ПАО «МРСК Центра» составлен акт № 68009125 о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором отражено следующее: «Безучетное потребление – сгорел трансформатор тока в системе учета по фазе «А», что привело к искажению данных об объеме потребления электроэнергии. Потребитель совершил бездействие по приведению системы учета в соответствие».

Между тем, пунктом 193 Основных положений № 442 определено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться следующие данные:

о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

о приборах учета на момент составления акта;

о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.

В акте № 68009125 о неучтенном потреблении электрической энергии от 22.03.2019 по факту проверки КТП П-1255, расположенного по адресу: Тамбовский р-н, п. Строитель, ул. Промышленная, д. 35, указано, что безучетное потребление осуществлено потребителем по адресу: Тамбовский р-н, п. Строитель, ул. Промышленная, д. 37. Кроме того, в акте содержится следующая информация, которая по мнению заявителя, не соответствует действительности, так: в акте указан тип изоляции трехфазного вводного кабеля – полихлорвиниловая, фактически – провод неизолированный; сечение токопроводящей жилы указано – Сип 4*95 мм2, фактически – АС 95 мм2; не заполнена графа «Замечания» к составленному акту.

При этом, заявителю выставлен объем безучетного потребления электроэнергии в размере 1 113 750 кВт/ч (за вычетом оплаченного объема 129450 кВт/ч).

В видеоматериале проверки от 22.03.2019 сотрудники ПАО «МРСК Центра» сообщают, что один из трансформаторов тока «сгорел» и «потёк» при этом отсутствует четкая видеофиксация данного факта, визуально корпус «сгоревшего» трансформатора выглядит точно также, как и все остальные.

Ни в одном из актов проверки (№ 68042307, № 68009125) от 22.03.2019 не отражен тот факт, что трансформатор тока «потёк», а также отсутствует информация, на основании каких визуальных данных сотрудники ПАО «МРСК Центра» пришли к выводу, что трансформатор тока «сгорел». Факт неисправной работы прибора учета не подтвержден, поскольку инструментальная проверка прибора учета с применением надлежащего оборудования, предназначенного для проверок погрешностей приборов учета, не проводилась.

Вместе с тем, даже частичное оплавление корпуса трансформатора тока не может с очевидной достоверностью свидетельствовать о том, что он непригоден в качестве измерительного комплекса и не осуществляет свои функции.

В подтверждение данного факта 01.04.2019 трансформаторы тока, в том числе с номерами (№ 41417 и № 41421), были поверены Государственным региональным центром стандартизации, метрологии и испытаний в Тамбовской области и признаны пригодными к применению, что подтверждается свидетельствами о поверке (№ 316148, № 316146, соответственно).

Из пояснений ФБУ "Тамбовский ЦСМ" следует, что поверка вышеуказанного трансформатора тока ТТИ-А600/5 заводской номер У41421 проводилась в соответствии с требованиями ГОСТ 8.217-2003 "Трансформаторы тока. Методика поверки" с выполнением операций поверки, указанных в разделе 4: внешний осмотр (при внешнем осмотре устанавливают соответствие трансформаторов тока следующим требованиям: - контактные зажимы или выводы первичной и вторичной обмоток должны быть исправны и снабжены маркировкой; - отдельные части трансформаторов тока должны быть прочно закреплены; - корпус трансформатора не должен иметь дефектов, приводящих к утечке заполняющей его жидкой или газовой изоляционной среды; - короткозамыкатель, если он предусмотрен конструкцией, должен быть исправен; - на табличке трансформатора должны быть четко указаны его паспортные данные), проверка сопротивления изоляции, размагничивание, проверка правильности обозначения контактных зажимов и выводов, определение погрешностей. При внешнем осмотре трансформатора тока ТТИ-А600/5 заводской N У41421 дефектов по приведенному перечню обнаружено не было, поэтому указанный трансформатор тока прошел все операции поверки.

Согласно описанию типа, утвержденному при внесении трансформатора тока ТТИ-А в Государственный реестр средств измерений (приложение к свидетельству об утверждении типа средств измерений N 47195 от 2012 года), конструкция трансформаторов тока представляет собой кольцевой магнитопровод с первичной и одной вторичной обмотками, заключенный в пластмассовый изолирующий корпус. Пластмассовый корпус трансформаторов тока выполнен из двух частей, крепящихся неразборным клепанным соединением с исключением возможности доступа внутрь трансформатора к вторичной обмотке. Таким образом, трансформатор тока ТТИ-А600/5 не относится к трансформаторам тока, которые имеют заполнение корпуса жидкой или газовой изоляционной средой. Следовательно, требование к корпусу трансформатора об отсутствии дефектов, приводящих к утечке заполняющей его жидкой или газовой изоляционной среды, на него не распространяется.

Других требований к корпусу трансформатора тока ГОСТ 8.217-2003 "Трансформаторы тока. Методика поверки" при внешнем осмотре не устанавливает.

В целях устранения возникших противоречий в оценке пригодности для использования в измерительном комплексе спорного трансформатора тока ТТИ-А600/5 заводской номер У41421, арбитражным судом первой инстанции, по ходатайству ответчика, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Эксперт-Центр".

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1) определить по  представленным документам и видеозаписи, был ли "оплавлен" (поврежден)  трансформатор тока ТТИ-А600/5 заводской номер У41421 по фазе "A" на момент проведения 22.03.2019 проверки порядка учета электрической энергии в отношении потребителя ООО "Тамбовский асфальт" (составления акта N68009125 от 22.03.2019 о неучтенном потреблении электрической энергии),

2) влечет ли искажение данных об объеме потребления электрической энергии  (мощности) использование в измерительном комплексе трансформатора тока ТТИ-А600/5 заводской номер У41421 при наличии обнаруженных повреждений ("оплавления") данного трансформатора тока?

Из заключения судебной экспертизы N606-08/20 от 24.08.2020 усматривается, что на представленных в материалы дела фотографиях, скриншотах и видеозаписях присутствуют очевидные признаки повреждения корпуса трансформатора тока ТТИ-А 600/5 N У41421, а именно: смещение оси встроенной шины от перпендикуляра к плоскости корпуса трансформатора (от заводского положения, рисунки 5 и 2); образование зазора между встроенной шиной и корпусом трансформатора с "оплавлением" краев зазора (рисунок 6); смещение встроенной шины в продольном направлении с "вплавлением" основной шины и болтового соединения в корпус трансформатора тока (рисунок 7).

В данном состоянии трансформатор тока не может быть признан пригодным к эксплуатации в соответствии с п. 9.1 ГОСТ 8.217-2003 по части, касающейся прочного закрепления отдельных частей трансформаторов тока.

Наличие повреждений корпуса не обязательно свидетельствует о нарушении основной функции трансформатора тока - преобразование первичного тока с заданной точностью. Поверка трансформатора тока ТТИ-А 600/5 N У41421, проведенная 01.04.2019 в ФБУ "Тамбовский ЦСМ" (свидетельство о поверке N316146), подтвердила соответствие его метрологических характеристик паспортным значениям. Таким образом, обнаруженные повреждения ("оплавления") корпуса трансформатора тока ТТИ-А 600/5 N У41421 не повлекли искажение данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что судами при рассмотрении дела сделан однозначный вывод о том, что проведенная визуальная проверка состояния схемы измерения прибора учета, сотрудниками ПАО "МРСК Центра", на основании чего был составлен акт N 68042307 от 22.03.2019, не может являться достоверным доказательством о неработоспособности трансформатора тока по фазе "А".

Таким образом, вывод ПАО «МРСК Центра» о неисправности трансформаторов тока при проведении проверки без использования надлежащего эталонного оборудования, не может считаться обоснованным.

При указанных обстоятельствах действия ПАО «МРСК Центра» по составлению акта неучтенного потребления электроэнергии № 68009125 от 22.03.2019, повлекшего расчет потребленной электроэнергии исходя из максимальной мощности энергопринимающего оборудования, привели к ущемлению интересов ООО «Тамбовский асфальт» в сфере предпринимательской деятельности и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель комиссии

С.В. Мазаева

 

 

Члены комиссии

К.И. Мурзин

 

 

 

Е.Л. Моисеева

 

 

Т.В. Заботнова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны