Определение №ЕГ/286/24 Определение об отложении рассмотрения дела 068/05/5-856/2023 от 25 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922(ред. от 07.05.2022)"Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"

 

 

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 068/05/5-856/2023

 

«23» января 2024 года г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии: начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Рябова К.С.,

рассмотрев дело № 068/05/5-856/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащей недостоверные сведения,

в отсутствие заявителя - <...>, извещенной о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

в присутствии представителя <...> по доверенности от 12.01.2024 № 68/37-н/68-2024-1-37 <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тамбовское УФАС России подано обращение <...> (вх. от 18.09.2023 № 5824-ЭП/23) по необоснованному использованию в рекламе слов «максимально» и «по высшему разряду» в видеоролике от 31.08.2023 г. под названием «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ?» на YouTube канале «Деревенский дневник очень многодетной мамы» (https// www.youtube.com/channel/UCWuHMXSjYx-jTQDbcidGdMw).

Как следует из обращения, на YouTube канале «Деревенский дневник очень многодетной мамы» автор блога рекламирует гель и кондиционер для стирки «O2- clean», где в тексте используются слова «максимально» и «по высшему разряду»

Заявителем представлены снимки экрана видеоролика YouTube канала «Деревенский дневник очень многодетной мамы» от 31.08.2023 г. под названием «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ», в котором распространяется следующая информация: «Привет! Привет! Мои дорогие друзья и подписчики канала «Деревенский дневник очень многодетной мамы». У меня сегодня день «большого мяса и молока», т. е. 200 килограммов мяса и 200 литров молока. Прежде чем приступить к масштабной работе, я решила, что надо все сделать по дому спокойно, запустить стирку, сушку, убрать посуду, разобрать стол, чтобы никто не мешал, детей отвести в садик. И вот, чтобы у меня так это все эффективно получилось, я взяла себе в помощники вот такой гель и кондиционер для стирки «О2Clean». Девочки, обращаю на Ваше внимание, упаковка содержит сразу 2 ёмкости, то есть кондиционер и гель. В чем преимущество этого средства я вам сейчас быстренько расскажу. Упаковка О2- Clean максимально продумана, здесь сделаны краники, открывается это всё очень легко, отрываем достаём краник и можно поставить это средство таким образом, чтобы не поднимать тяжелую коробку потому что здесь все-таки достаточно большое количество средства, хватит надолго, либо поставить ее стационарно и подходить с чашечкой набивать. Я как раз сейчас собираюсь стирать детское белье, потому что этот гель безопасен для детского белья, запах у кондиционера и у геля очень нейтральный, приятный. Много этого средства использовать не нужно, оно концентрированное. И вот знаете какой розовый цвет, потому что это запах сочного персика. Мы сейчас добавим в лоточек для кондиционера. У нас столько белья сейчас перестирывается летом у детишек много и конечно стирки просто не прекращающиеся, но у меня нет надобности ограничивать своих детей и в одежде особенно, и вообще в свободе, потому что бегают по двору и пачкаются, постоянно идут стирки. Посмотрите какое количество белья у меня висит здесь на веревках, так еще и дома сушильная машина сушит не переставая, а О2Clean справился и все нам отстирал по высшему разряду, а кондиционер смягчил наши вещички детские, придал этому белью очень приятный запах. Так что Всем рекомендую найти ссылочку в описании к этому ролику, перейти по ней, потому что это средство Вы можете приобрести на Озоне, так и на Wildberries. А если воспользуетесь моим промокодом, получите еще и скидку. Пользуйтесь на здоровье.»

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38- ФЗ «О рекламе», (далее – Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования - гель и кондиционер для стирки «О2Clean», поддержание интереса к данному товару и продвижение на рынке - «Так что Всем рекомендую найти ссылочку в описании к этому ролику, перейти по ней, потому что это средство Вы можете приобрести на Озоне, так и на Wildberries. А если воспользуетесь моим промокодом, получите еще и скидку. Пользуйтесь на здоровье.».

Таким образом, рассматриваемая информация попадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения информации, содержащейся в заявлении на предмет соответствия требованиям Федерального закона о рекламе от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), обращение было вынесено 16.11.2023 на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Тамбовским УФАС России, с целью дачи оценки наличия нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе. Члены Экспертного совета пришли к мнению о том, что слова «максимально» и «по высшему разряду» в видеоролике от 31.08.2023 под названием «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ?» означают использование в превосходной степени.

Согласно толковому словарю Ушакова Д.Н. значение слова максимальный, максимальная, максимальное (от латин. maximus - наибольший) - наибольший, наивысший; предельный.

Согласно толковому словарю Ожегова С.И. значение слова максимальный -ая, - ое; -лен, -льна. Наибольший в ряду других, предельный.

Согласно толковому словарю Ушакова Д.Н. значение слова высший, высшая, высшее - товары высшего качества.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе гель и кондиционера для стирки «О2clean» использованы утверждения: «Упаковка О2Clean максимально продумана»; «О2Clean справился и все нам отстирал по высшему разряду» при этом с точки зрения обычного потребителя данная информация создает впечатление о том, что гель и кондиционер для стирки «О2clean» имеют значительное преимущество перед другими находящимися в обороте средствами для стирки.

В содержании вышеуказанной рекламы использована сравнительная характеристика объекта рекламирования с товарами иных продавцов путем употребления слов «Упаковка О2Clean максимально продумана»; «О2Clean справился и все нам отстирал по высшему разряду» без объективного подтверждения.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Рассматриваемая реклама создает впечатление, что указание в рекламе сравнительной характеристики, путем употребления слов «максимально» и «по высшему разряду» обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим товарам конкурентов.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна со держать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Соответственно, размещение рекламы в сети "Интернет" должно сопровождаться пометкой "реклама". При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети "Интернет" не предусмотрено данной нормой.

В рассматриваемой рекламе в видеоролике «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ» от 31.08.2023 отсутствовала пометка "реклама", а также указание на рекламодателя рекламы, что указывает на признаки нарушения ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьей 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Установлено, что автор YouTube канала "Деревенский дневник очень многодетной мамы» (https//www.youtube.com/channel/UCWuHMXSjYx-jTQDbcidGdMw) является <...>.

Определением от 17.11.2023 (исх. от 17.11.2023 № ЕГ/4723/23) по делу № 068/05/5-856/2023 <...> привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства. У <...> были запрошены документы и сведения по факту распространения рассматриваемой рекламы.

Письмом (вх. от 24.11.2023 № 7808-ЭП/23) <...> сообщила, что видеоролик с названием «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ?» действительно был размещен на канале 31.08.2023. В описании данного ролика значится следующее «Реклама ООО «НП групп», ИНН 7801329135, erid: 2Vtzqxjpv8z». <...> в данном выдеоролике выступала в качестве актрисы на безвозмездной основе. Договор на оказание услуг № 140823/2 от 14.08.2023 заключен между ООО «НП групп» (ИНН: 7801329135) и <...> Договор и акт выполненных услуг подписано лично <...>, чек об оплате выдан. Согласно договору № Л-384-07-12.23 от 07.12.2023 <...> заказала в ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «Стратегии оценки» проведение исследование и выдачу заключения специалиста с ответом на вопрос: «Имеются ли лингвистические признаки недобросовестной и недостоверной рекламы в ролике «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ?». Так же <...> указывает, что ни в одном предложении, слове или фразе данного видеоролика не содержится сравнения определенного вида товара одного производителя с товарами такого же вида каких-либо иных производителей. Слова, сказанные <...>, выступающей в роли актрисы в данном случае, имели только личное суждение. <...> всего лишь был произведен обзор одного продукта, без каких-либо сравнения с иными продуктами.

13.12.2023 в ходе рассмотрения дела № 068/5/5-856/2023 <...> было представлено заключение специалиста № Л-384-07-12.2023 по результатам лингвистического исследования по вопросу: «Имеются ли лингвистические признаки недобросовестной и недостоверной рекламы в ролике «250 кг. САЛА за День! СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ?». Согласно которому <...> - доктор филологических наук, указывает, что слово «максимально» обозначает такое состояние объекта, при котором его свойство дошло до предела; в данном случае автор указывает не на свойство самого товара (вещество, полезность и т. д.), а на удобство упаковки, в то время как превосходная форма прилагательного «высший» призвана не сравнивать что-то с чем-то, а представляет собой объект с высокой степенью развития, соответственно, в данном рекламном тексте отсутствует сравнение с другими услугами и товарами данной категории (категории моющих средств).

Определением (исх. от 18.12.2023 № СМ/5244/23) по делу № 068/05/5-856/2023 рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств. Рассмотрение дела назначено на 23.01.2024 в 14 часов 00 минут.

Письмом (вх. от 16.01.2024 № 273/24) <...> сообщила, что изменения сведений в описании видеоролика (erid) «250 кг сала за день! Сколько зарабатываю?» внесены 07.12.2023 г., а также предоставила нотариально заверенную копию заключения специалиста по результатам лингвистического исследования.

23.01.2024 на рассмотрении дела присутствовал представитель по доверенности от 12.01.2024 № 68/37-н/68-2024-1-37 <...>, которая поддержала раннее изложенную позицию <...>, а также предоставила письменные пояснения <...>, в которых говорилось, что пометка «реклама» и информация о рекламодателе были внесены 21.11.2023.

В соответствии с пунктом 38 Правил рассмотрения Антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1922 (далее Правила), рассмотрение дела может быть отложено в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств.

С учётом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 31, 38, 41 Правил, Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 068/05/5-856/2023 отложить.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

- <...> в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

3. Назначить дело № 068/05/5-856/2023 к рассмотрению на 27 февраля 2024 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, 1 (3-й этаж, левое крыло).

4. <...> в срок до 26 февраля 2024 года представить в Тамбовское УФАС России следующие сведения и документы (копии должны быть надлежащим образом заверены):

- письменные объяснение по факту распространения рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства;

- иные документы и информацию, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела.

При себе необходимо иметь документ удостоверяющего личность представителя. Обязанность предоставления в антимонопольный орган информации, в том числе составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, установлена статьей 34 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Дополнительно сообщаем, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии Н.В. Попова

 

К.С. Рябова

Исп.Рябова К.С.

тел.8-4752-72-93-54, 068-112

 

 

2024-279

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны