Решение б/н Акт выездной проверки соблюдения антимонопольного законодате... от 26 октября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Тамбов

 

«26» октября 2018 г.

в 15 час. 00 мин.

АКТ ПРОВЕРКИ

№П4-4/18

На основании:

Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовское УФАС России) от 15.08.2018 № 52 «О проведении плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства Моршанским городским Советом народных депутатов Тамбовской области» и приказа от 26.09.2018 № 68 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства Моршанским городским Советом народных депутатов Тамбовской области»

была проведена проверка в отношении:

Моршанского городского Совета народных депутатов Тамбовской области (393850, г. Моршанск, Октябрьская площадь, 37).

Продолжительность проверки:

с «3» сентября 2018 года по «26» октября 2018 года.

Акт составлен:

Пономаревой И.А. (государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов).

Копия приказа о проведении проверки направлена Моршанскому городскому Совету народных депутатов Тамбовской области посредством электронной почты 16.08.2018 в 17 час. 30 мин. С приказом о проведении проверки ознакомлен заместитель председателя Моршанского городского Совета народных депутатов Тамбовской области 25.09.2018.

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции:

Мазаева Светлана Владимировна, заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

члены инспекции:

Вислобокова Елена Михайловна, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Пономарева Ирина Александровна, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов.

При проведении проверки присутствовали:

заместитель председателя Моршанского городского Совета народных депутатов <...>.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся председатель Моршанского городского Совета народных депутатов Тамбовской области <...>.

Предметом проводимой проверки является соблюдение Моршанским городским Советом народных депутатов Тамбовской области требований статей 15, 16, 17, 17.1, 18, 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 15 Федерального закона от 26.07.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства - с августа 2017 года по август 2018 года.

Срок проведения проверки: с «3» сентября 2018 года по «26» октября 2018 года включительно.

Место проведения проверки: административное здание, расположенное по адресу: г. Моршанск, Октябрьская площадь, 37.

В ходе проведения проверки:

изучены и подвергнуты оценке следующие документы и материалы:

решения № 413- 415, № 418-428, № 438-451, № 457-467, № 470, № 472, № 474-484, № 488, № 494-504 за август - декабрь 2017 года;

решения № 509-525, № 530-544, № 547, № 548, № 550-560, № 566-572, № 574-580, № 584, № 585, № 587, № 596, № 601-604, № 610 за январь - август 2018 года:

решения, действовавшие в проверяемый период №№ 283 от 28.07.2011, 315 от 28.12.2016, 1118 от 27.08.2015, 321 от 21.03.2006, 319 от 21.03.2006,

в результате чего инспекция,

УСТАНОВИЛА:

1. 10 апреля 2018 года администрация города Моршанска постановлением № 385 «О закреплении за муниципальным унитарным предприятием Тепловых сетей города Моршанска на праве хозяйственного ведения муниципального имущества» закрепила за МУП Тепловых сетей города Моршанска газопровод высокого давления в с. Малое Гагарино и д. Низовка Бондарского района, а также сооружение газохимического комплекса 1.61 Бондарского района на праве хозяйственного ведения.

17 апреля 2018 года МУП Тепловых сетей города Моршанска письменно обратилось к главе города Моршанска с просьбой дать согласие на заключение соглашения об отступном между ТОГУП «Водное и газовое хозяйство» и МУП Тепловых сетей города Моршанска с целью погашения задолженности перед ТОГУП «Водное и газовое хозяйство» вышеуказанным закрепленным имуществом.

26 апреля 2018 года, рассмотрев представленный главой города Моршанска проект решения «О даче согласия МУП Тепловых сетей города Моршанска на отчуждения муниципального имущества», Моршанский городской Совет народных депутатов принял решение № 578 «О даче согласия МУП Тепловых сетей города Моршанска на отчуждения муниципального имущества», пунктом 1 которого решено: «Дать согласие муниципальному унитарному предприятию Тепловых сетей города Моршанска на отчуждение муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения».

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Частью 3 статьи 18 Закона №161-ФЗ определено, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Статья 209 ГК РФ определяет, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2 статьи 209 ГК РФ).

Отчуждение имущества это и есть продажа либо передача прав по договору, в любом случае это передача прав собственности другому лицу

В силу части 2 статьи 7 Закона №161-ФЗ муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия.

Таким образом, предприятие самостоятельно должно рассчитываться по долгам. В случае признания должника банкротом имущество реализуется путем публичных процедур, и все потенциально заинтересованные лица на равных могут конкурировать за право владения имуществом должника-банкрота.

Согласно статье 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имуществ, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из системного толкования действующего законодательства передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов - торгов (конкурсов, аукционов).

Как показывает анализ решения Моршанского горсовета, в решении имеется только ссылка на отчуждение имущества без указания конкретной процедуры отчуждения и нормы федерального закона, разрешившей данному органу согласовать передачу муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту.

Решение также не содержит указаний, каким образом и в какой форме (по торгам, без торгов) должно осуществляться отчуждение имущества.

Вышеуказанное свидетельствует, что дача согласия на отчуждение имущества без указания процедуры отчуждения может повлечь в последующем неконкурентную передачу имущества в пользу отдельного хозяйствующего субъекта (ТОГУП «Водное и газовое хозяйство»), поскольку в переписке между МУП Тепловых сетей города Моршанска и администрацией города Моршанска (исх. от 17.04.2018 № 1192), а также в письменном ответе Моршанского городского Совета народных депутатов (исх. от 15.10.2018 № 228, вх. от 18.10.2018 № 6281 н) однозначно определено, что планируется отчуждение имущества ТОГУП «Водное и газовое хозяйство» в счет задолженности перед ним.

Это приводит или может привести к созданию условий для ограничения либо устранения конкуренции и к нарушению прав неопределенного круга лиц – хозяйствующих субъектов, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

2. Действующее решение Моршанского городского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области от 21.03.2006 № 321 «Об утверждении Положения о порядке залога муниципального имущества города Моршанска» (далее - Положение) содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства в части порядка передачи в залог объектов муниципального имущества (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции)

Главами 2 и 3 данного Положения определен порядок, реализация которого может привести к нарушению условий конкуренции при предоставлении в залог муниципального имущества.

Положением не установлено общее обязательное правило, закреплённое в статье 17.1 Закона о защите конкуренции, что предоставление в залог объектов муниципального имущества в пользу хозяйствующих субъектов должно осуществляться по результатам торгов (конкурса или аукциона), не учтены ограничения, установленные главой 5 Закона о защите конкуренции, при принятии представительным органом местного самоуправления решения о предоставлении преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи им в залог муниципального имущества.

Предоставление органом местного самоуправления незаконных преимущественных условий определенному хозяйствующему субъекту (передача в залог муниципального имущества) в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является муниципальной преференцией, подлежащей контролю в рамках главы 5 (статьи 19-21) Закона о защите конкуренции.

Законом о защите конкуренции установлено, что передача муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту возможна посредством основных способов:

- через решение представительного органа власти (решение о бюджете);

- через программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- через торги (в соответствии с действующим законодательством);

- через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой   5 Закона о защите конкуренции).

Все эти способы исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными.

Однако, Положением предусмотрено иное, а именно: «глава города Моршанска на основании представленных документов принимает решение о передаче в залог муниципального движимого имущества либо направляет указанные в статье 13 документы на рассмотрение Моршанским городским Советом народных депутатов при залоге муниципального имущества» (статья 14).

Нарушение порядка предоставления государственного и муниципального имущества, установленного антимонопольным законодательством, может привести к нарушению конкуренции, поскольку отдельным хозяйствующим субъектам могут быть предоставлены незаконные преимущества.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного Закона (пункт 7).

К акту проверки прилагаются (документы или их копии, связанные с результатами проверки).

Акт составлен в 2 экземплярах на 3 листах.

Подписи лиц, проводивших проверку:

_______________________ С.В. Мазаева

__________________ Е.М. Вислобокова

 

___________________ И.А. Пономарева

С актом проверки ознакомлен(а), экземпляр акта на 3 листах получил(а): ____________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя или представителя организации)

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт

____________________________________________________________________________

В связи с невозможностью вручить акт проверки лично для подписания председателю Моршанского городского Совета народных депутатов Тамбовской области настоящий акт в одном экземпляре направлен проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Руководитель инспекции __________________________________________(С.В. Мазаева)

26 октября 2018 года

Связанные организации

Связанные организации не указаны