Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № А2-1/15 о нарушении антимонопольного за... от 20 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:   

Администрация Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области

 

393740, Тамбовская область,

Мичуринский район, с. Новоникольское,

ул. Комсомольская, д. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А2-1/15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                           г. Тамбов

Резолютивная часть решения оглашена «10» февраля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» февраля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;

члены:

Мазаева С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Иванов В.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Пономарёва И.А. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Козлова Н.Е. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

рассмотрев дело от 12.01.2015 № А2-1/15 по признакам нарушения администрацией Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  (далее - Тамбовское УФАС России) проверило действия органа местного самоуправления - администрации Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области (393740, Тамбовская область, Мичуринский район, с. Новоникольское, ул. Комсомольская, 10) по заключению в 2012-2014 годах договоров аренды муниципального имущества на предмет соблюдения требований статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции).

В ходе проверки Тамбовское УФАС России выявило признаки нарушения требований пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части предоставления в аренду ООО «Еврогазсервис» в 2012 и в 2014 годах без проведения торгов муниципального имущества на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.

Тамбовское УФАС России по собственной инициативе возбудило настоящее дело.

На рассмотрении дела присутствовала глава администрации Новоникольского сельсовета  Мичуринского района Тамбовской области - Логунова В.П.

Глава Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области на рассмотрении дела признала, что объекты муниципального имущества предоставлены в аренду ООО «Еврогазсервис» в нарушение правил, установленных антимонопольным законодательством. В настоящее время коммунальное обслуживание населения на территории Новоникольского сельсовета осуществляют ООО «Вектор»  и ООО «Исток» на основании договоров, заключенных по результатам проведенных торгов в 2014 году.

Также глава сельсовета сообщила, что арендная плата за весь срок аренды Обществом не вносилась. В настоящее время готовится претензия, которая будет направлена в адрес Общества.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.

 

14 мая 2012 года администрация Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области заключила с обществом с ограниченной ответственностью - ООО «Еврогазсервис» договор аренды муниципального имущества, предметом которого являются объекты коммунальной инфраструктуры, поименованные в Приложении № 1 к договору от 14.05.2012 (20 позиций), которые необходимы для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 1.3 раздела 1 установлено: «Срок аренды устанавливается с момента заключения договора на 1 (один) календарный месяц».

Пунктом 10.1 раздела установлено: «Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует в течение срока, указанного в п. 1.3. настоящего  договора».

После истечения срока действия вышеуказанного договора аренды администрация Новоникольского сельсовета трижды перезаключала с ООО «Еврогазсервис» договор аренды того же муниципального имущества с аналогичными условиями и также сроком на один месяц  - 15 июня 2012 года, 16 июля 2012 года, 17 августа 2012 года.

1 октября 2012 года был заключен договор аренды муниципального имущества № 1 сроком на 11 (одиннадцать месяцев) по итогам открытого конкурса  (протокол № 16 от 26.09.2012). Договор по результатам торгов заключен на тот же перечень муниципального имущества с ООО «Еврогазсервис» как с единственным участником торгов.

В 2013 году договоры аренды муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры) были заключены администрацией Новоникольского сельсовета также по итогам открытого конкурса сроком на 11 месяцев:

договор аренды муниципального имущества № 1 от 3 сентября 2013 года (объекты теплоснабжения);

договор аренды муниципального имущества № 2 от 3 сентября 2013 года (объекты водоотведения);

договор аренды муниципального имущества № 3 от 23 августа 2013 года (объекты водоснабжения).

Все договоры аренды в 2013 году заключены с ООО «Еврогазсервис» как с единственным участником торгов.

В 2014 году администрация Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области вновь заключила договоры аренды с ООО «Еврогазсервис», как в 2012 году.

Так, 24 июля 2014 года администрация сельсовета после прекращения действия договора аренды муниципального имущества № 3 от 23 августа 2013 года (объекты водоснабжения) заключила с тем же арендатором - ООО «Еврогазсервис» договор аренды муниципального имущества № 3 на объекты водоснабжения сроком на 30 (тридцать) календарных дней; 23 августа 2014 года заключен с ООО «Еврогазсервис» новый договор аренды муниципального имущества № 3/1 от 23.08.2014 на те же объекты водоснабжения со сроком аренды с момента заключения договора до 8 сентября 2014 года.

9 сентября 2014 года договоры аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности Новоникольского сельсовета, были заключены с ООО «Исток» и ООО «Вектор» сроком на 11 месяцев по результатам проведения конкурса (протокол № 6 от 08.09.2014).

 

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.

 

1. Администрация Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области в 2012 и в 2014 годах предоставила в аренду объекты муниципального имущества отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «Еврогазсервис» в нарушение правил и порядка, установленных антимонопольным законодательством, в результате чего нарушены условия конкуренции, а также права и законные интересы потенциальных претендентов на аренду данного муниципального имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основания защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при  котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Частью 1 данной статьи Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, прямо предусмотренных указанной частью статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев допускается без проведения торгов. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Однако, как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России и подтверждается материалами дела, договоры аренды муниципального имущества от 15.06.2012, 16.07.2012, 17.08.2012, а также договор аренды муниципального имущества от 23.08.2014 3/1 заключены администрацией Новоникольского сельсовета на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, что запрещено пунктом 11 указанной статьи.

Торги на право заключения вышеуказанных договоров аренды администрацией Новоникольского сельсовета Мичуринского района не проводились.

При изложенных обстоятельствах заключение без торгов вышеуказанных договоров аренды, противоречит  пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Проведение торгов является самым конкурентным способом предоставления в аренду муниципального имущества, призванным обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры, к тому же в данном случае они являются обязательными в силу Закона.

ООО «Еврогазсервис» вне конкурентной борьбы без проведения торгов получило право пользоваться муниципальным имуществом - объектами коммунальной инфраструктуры, что не обеспечило конкуренцию за право аренды данного муниципального имущества.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «Еврогазсервис» без проведения обязательных торгов создает данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

2. Также в ходе рассмотрения настоящего дела установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). При этом, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей.

Пунктом 4.1. раздела 4 вышеуказанных договоров установлено: «Арендная плата перечисляется Арендатором самостоятельно в бюджет на расчетный счет … ежеквартально, с оплатой до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом».

Пунктом 4.3. раздела 4 указанных договоров установлено: «При подписании настоящего договора за указанное в п. 1 имущество устанавливается арендная плата за 18 (восемнадцать) календарных дней в сумме 275,04 руб., без учета налога на добавленную стоимость».

Однако, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ООО «Еврогазсервис» не вносило арендную плату за пользование вышеуказанными объектами.

На рассмотрении дела данный факт подтвержден главой Новоникольского сельсовета Мичуринского района.

Администрация Новоникольского сельсовета Мичуринского района не осуществила надлежащий должный контроль за соблюдением условий указанного договора, а также не предприняла меры реагирования по взысканию арендной платы за пользование вышеуказанным муниципальным имуществом.

Согласно пункту 7.2. раздела 7 договоров аренды установлено: «любая из сторон настоящего договора, не исполнившая обязательства по договору или исполнившая их ненадлежащим образом, несет ответственность за упомянутые при наличии вины (умысла или неосторожности)».

Пункт 7.4. раздела 7 договоров аренды установлено: «за нарушение сроков внесения арендной платы, начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки».

Администрацией Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области не начислялись пеня за каждый день просрочки.

Данным бездействием администрация Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области создала отдельному хозяйствующему субъекту (ООО «Еврогазсервис») преимущественные условия деятельности как арендатору муниципального имущества, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что недопустимо частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что описанными действиями администрация Новоникольского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области нарушила порядок предоставления в пользование муниципального имущества и создала незаконное преимущество отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «Еврогазсервис», что нарушает условия конкуренции и запрещено частью 1 статьи 15 и пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

 

При рассмотрении дела установлено, что 9 сентября 2014 года администрация Новоникольского заключила договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры с ООО «Вектор» и ООО «Исток» сроком на 11 месяцев по результатам  проведения конкурса (протокол № 6 от 08.09.2014), для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В связи с указанным обстоятельством Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение условий конкуренции.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия

                                                             Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать администрацию Новоникольского сельсовета Мичуринского района  Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15 и пункт 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части заключения с ООО «Еврогазсервис» без проведения торгов договоров аренды муниципального имущества (коммунальные объекты)  от 15.06.2012, 16.07.2012, 18.08.2012 и от 23.08.2014 № 3/1, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарных рынках оказания коммунальных услуг.

2. Предписание не выдавать.

 

Председатель комиссии                                                                                Е.А. Гречишникова                              

 

Члены комиссии:                                                                                                      С.В. Мазаева

 

                              В.В. Иванов

 

                                                                                    И.А. Пономарёва

 

   Н.Е. Козлова

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Пономарёва И.А.

)8 (4752)72-73-44

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны