Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № А2-10/15 о нарушении антимонопольного зак... от 20 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Прокуратура Тамбовского района

Тамбовской области

392002, г. Тамбов, ул. Лермонтовская, д. 1

 

Ответчик:    

                                                                                   Администрация Горельского сельсовета

Тамбовского района Тамбовской области

392504, Тамбовский район с. Горелое,

 ул. Ленина, д. 45Г

                                                                                 

Заинтересованное лицо:

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А2-10/15 о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                                                                           г. Тамбов

Резолютивная часть решения оглашена «18» июня 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» июня 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;

члены:

Колодина Н.Н. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Иванов В.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Пономарёва И.А. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Козлова Н.Е. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

рассмотрев дело от 22.05.2015 № А2-10/15 по признакам нарушения администрацией Горельского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  (далее - Тамбовское УФАС России) поступили материалы проверки прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области в отношении администрации Горельского сельсовета  Тамбовского района Тамбовской области (исх. от 18.05.2015 № 02-01-07/2015, вх. от 21.05.2015 № 4584).

В ходе проверки прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области  установлено, что администрация Горельского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в 2014 году без проведения торгов предоставила в аренду <…>. нежилое помещение, являющееся муниципальной собственностью Горельского сельсовета.

 По данному факту Тамбовское УФАС России возбудило дело в отношении администрации Горельского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрении  18 июня 2015 года присутствовали:

глава администрации Горельского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области - <…>.;

представитель <…> - <…>, действующая на основании доверенности.

Прокуратура Тамбовского района Тамбовской области заявила письменное ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителей.

Глава Горельского сельсовета Тамбовского района на рассмотрении дела подтвердил, что нежилое помещение предоставлено в аренду <…> без проведения торгов. 15 июня 2015 года заключено дополнительное соглашение к договору аренды о его расторжении. В настоящее время проведена оценка имущества для  дальнейшего предоставления указанного имущества в пользование по торгам.

Также глава сельсовета сообщил, что спорное помещение не эксплуатировалось в течение 20 лет и требует капитального ремонта, поэтому было принято решение о сдаче в аренду на условиях проведения ремонта помещения.

Представитель <…> на рассмотрении дела сообщил, что <…> пользовался рассматриваемым муниципальным имуществом с ноября 2014 года по июнь 2015 года на праве аренды. 15 июня 2015 года заключено дополнительное соглашение к договору аренды о его расторжении.  Арендная плата за данное помещение складывалась из суммы затрат на капитальный ремонт и затрат на наведение порядка и содержания кладбища.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.

 

5  ноября 2014 года  администрация Горельского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области заключила с <…> договор аренды нежилого помещения № 4.

Согласно подпункту 1.1. пункта 1 договора аренды нежилого помещения: «Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду нежилое помещение по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Горелое, ул. Ленина, дом 45 Г (неслужебные помещения, в количестве 2 шт., общей площадью 20 кв. м) в состоянии, требующем капитального ремонта».

Согласно подпункту 1.2. пункта 1 данного договора установлено, что помещение будет использоваться под магазин ритуальных принадлежностей.

Согласно подпункту 4.1 пункта 4 вышеуказанного договора установлено, что «Договор заключен на период с 06.11.2014 г.  по  05.10.2015 г.».

Подпунктом 3.1. пункта 1 договора установлено, что «Арендная плата составляет сумму:

- затрат на капитальный ремонт предоставляемых помещений, которые арендатор затратит согласно предоставленным документам и сметам;

- затрат на наведение порядка и содержание нового кладбища на территории Горельского сельского Совета в соответствии с нормами СЭС, которые Арендатор затратит согласно представленным документам и сметам».

 

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.

 

Администрация Горельского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в 2014 году предоставила в аренду муниципальное имущество отдельному хозяйствующему субъекту - ИП <…> в нарушение антимонопольного законодательства, в результате чего нарушены условия конкуренции, а также права и законные интересы потенциальных претендентов на аренду данного муниципального имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основания защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при  котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Однако, как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России и подтверждается материалами дела, администрацией Горельского сельсовета торги на право заключения вышеуказанных договоров аренды муниципального имущества не проводились.

Под исключения, когда возможно предоставление муниципального имущества в аренду без проведения торгов, рассматриваемый случай с арендой ИП <…> муниципального имущества не подпадает.

Администрация Горельского сельсовета письменно подтвердила (исх. от 18.05.2015; исх. от 15.06.2015 № 203, вх. 15.06.2015 № 6201), что торги на право заключения вышеуказанного договора аренды муниципального имущества не проводились.

В ходе рассмотрения дела представитель ИП <…> также подтвердил данный факт.

Данный факт также подтверждается материалами прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области (исх. от 18.05.2015 № 02-01-07/2015, вх. от 21.05.2015 № 4584).

При изложенных обстоятельствах заключение без торгов вышеуказанного договора аренды противоречит  части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Проведение торгов является самым конкурентным способом предоставления в аренду муниципального имущества, призванным обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры, к тому же в данном случае они являются обязательными в силу Закона.

ИП <…> вне конкурентной борьбы без проведения торгов получил право пользоваться муниципальным имуществом - нежилым помещением, что не допустило конкуренцию за право аренды данного муниципального имущества.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту – ИП <…>без проведения обязательного аукциона создает данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Как установлено и подтверждается представленными актом приемки-сдачи выполненных работ № 3 от 06.05.2015, а также актом оказанных услуг № 4 от 10.04.2015 ИП <…> в течение всего срока аренды, а именно - 7 месяцев, выполнил работы по ремонту помещения (окраса стен, монтаж потолка) и оказал услуги (автотранспортные перевозки строительного песка на территорию кладбища) на общую сумму 6 500 рублей.

При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что выполненные работы по окраске стен и монтажу потолка не являются работами по капитальному ремонту, хотя условием договора аренды было осуществление арендатором капитального ремонта арендованного помещения.

15 июня 2015 года администрация Горельского сельсовета Тамбовского района и ИП <…> заключили дополнительное соглашение к договору аренды муниципального имущества № 4 от 05.11.2014 года, пунктом 2 которого договор аренды муниципального имущества № 4 от 05.11.2014 года с 20 июня 2015 года считается расторгнутым.  

Также установлено, что администрация Горельского сельсовета в мае 2015 года заказала оценку рыночной стоимости нежилого помещения для дальнейшего предоставления указанного имущества в пользование по торгам.

Согласно отчету, по состоянию на 29 мая 2015 года рыночно обоснованная величина арендной платы  за данное нежилое помещение за 11 месяцев 28 дней составляет 15 000 рублей без учета НДС.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что 1 апреля 2015 года администрация Горельского сельсовета и ИП <…> заключали дополнительное соглашение № 1 к договору аренды муниципального имущества № 4 от 05.11.2015, пунктом 1 которого внесены изменения в данный договор, а именно было решено:

«- изложить п. 3.1.2 Договора аренды муниципального имущества № 4 от 05.11.2914 г. в следующей редакции: 1. Завоз песка; 2. Определение мест захоронения и соблюдение порядка на территории кладбища; 3. Работы по периметру кладбища по обвалке и дренажу. 

Данным соглашением хозяйствующий субъект - ИП <…> был незаконно наделен полномочиями органа местного самоуправления в части определения мест захоронения и соблюдения порядка на территории кладбища, чем также нарушено антимонопольное законодательство, а именно - часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления  и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что общественные кладбища находятся  в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения органа местного самоуправления относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом, из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, при этом полномочия органа местного самоуправления осуществляются ими также самостоятельно.

Таким образом, наделение хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а именно - определение мест захоронения и соблюдение порядка на территории кладбища действующим законодательством не предусмотрено.

Итак, исходя из вышеизложенного, администрация Горельского сельсовета наделила ИП <…> правами органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, тем самым нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции

 

При рассмотрении дела установлено, что договор аренды от 05.11.2014 № 4, который был заключен в нарушение требований антимонопольного законодательства,  администрация Горельского сельсовета и ИП <…> 20 июня 2015 года добровольно расторгли до истечения срока его действия.

В связи с указанным обстоятельством Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия

                                                  

                                                    Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать администрацию Горельского сельсовета Тамбовского района  Тамбовской области нарушившей:

 часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при заключении с ИП <…>  без проведения торгов договора аренды нежилого помещения № 4 от 05.11.2914 года, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на товарном рынке ритуальных услуг;

часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции при наделении отдельного хозяйствующего субъекта - ИП <…> правами органа местного самоуправления по определению мест захоронения и соблюдению порядка на территории кладбища.

2. Предписание не выдавать.

 

Председатель комиссии                                                                                Е.А. Гречишникова                               

 

Члены комиссии:                                                                                                   Н.Н. Колодина

 

                              В.В. Иванов

 

                                                                                    И.А. Пономарёва

 

   Н.Е. Козлова

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

 

 

 

Исп. Пономарёва И.А.

)8 (4752)72-73-44

Связанные организации

Связанные организации не указаны