Решение б/н Решение по делу № А2-13/13 о нарушении антимонопольного зако... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № А2-13/13 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Тамбов

Резолютивная часть решения оглашена «5»  сентября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» сентября 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Мазаева С.В. - заместитель руководителя управления - начальник антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

члены:

Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Иванов В.В. - заместитель начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Пономарева И.А. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Лукина Л.М. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

рассмотрев дело от 08.08.2013 №А2-13/13 по признакам нарушения администрацией Тамбовского района Тамбовской области пункта 7 части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства сотрудники Тамбовского УФАС России осуществили выездную проверку администрации Тамбовского района Тамбовской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, а именно - требований  Закона о защите конкуренции.

В ходе проверки выявлены признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии  постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от 26.12.2012 № 5673 «О передаче в залог муниципального имущества» (в части подпункта 1 пункта 1 данного постановления) без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

Тамбовское УФАС России по собственной инициативе возбудило настоящее дело.

На рассмотрении дела присутствовали:

представители администрации Тамбовского района Тамбовской области, действующие на основании доверенности  - <…>,  <…>, <…>;

генеральный директор ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» - <…>;

представитель ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция», действующая на основании доверенности - <…>.

Представители администрации Тамбовского района Тамбовской области на рассмотрении дела признали, что муниципальное имущество передано в залог в нарушение правил, установленных антимонопольным законодательством. В настоящее время администрацией Тамбовского района принимаются меры по возврату муниципального имущества, переданного в залог.

Представители ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» на рассмотрении дела сообщили, что в декабре 2012 года Обществом получен кредит на приобретение строительных материалов под залог муниципального имущества в качестве обеспечения возвратности банковского кредита. В настоящее время кредит не погашен, так как датой окончания срока погашения кредита является 25 сентября 2013 года.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.

 

26 декабря 2012 года администрация Тамбовского района Тамбовской области  приняла постановление № 5673 «О передаче в залог муниципального имущества».

Подпунктом 1 пункта 1 названного постановления определено: «передать в залог находящееся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области:

 административное здание, площадь: общая 134,1 м2 Инв. № 359/Б/31, литер: Б, этажность: 1, подземная этажность: 1, кадастровый № 68-68-14/025/2011-148, расположенное по адресу: Тамбовский район, Тамбовская область, п. Строитель, ул. Придорожная, д. 1а; рыночной стоимостью 27921466 (двадцать семь миллионов девятьсот двадцать одна тысяча четыреста шестьдесят шесть) рублей 80 копеек (с учетом НДС), залоговой стоимостью 20941100 (двадцать миллионов девяносто сорок одна тысяча сто) рублей».

Пунктом 2 данного постановления разрешено предать вышеуказанный объект  открытому акционерному обществу «Российский Сельскохозяйственный банк» в качестве обеспечения возвратности банковского кредита, оформляемого закрытым акционерном обществом Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» для пополнения оборотных средств (приобретение строительных материалов) на следующих существенных условиях: сумма кредита (лимита) 16 800 000 (шестнадцать миллионов восемьсот тысяч) рублей, срок погашения 08.04.2013 - 16 800 000 рублей, процентная ставка 12,73%.

На основании вышеуказанного постановления администрацией Тамбовского района Тамбовской области и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» заключен договор об ипотеке (залоге недвижимости) от 27.12.2012.

Пунктом 1.1. названного договора об ипотеке установлен предмет договора, а именно: «В силу настоящего Договора Залогодатель, обеспечивая надлежащее исполнение обязательств по Договору № 120224/0027 об открытии кредитной линии (далее - Договор об открытии кредитной линии), заключенному «27» декабря 2012 между Залогодержателем и Закрытым акционерном обществом «Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» (далее-Заемщик) в поселке Строитель Тамбовского района Тамбовской области, передает в залог следующее недвижимое имущество в совокупности (далее - имущество или предмет ипотеки):

- объект недвижимости (здание характеристики и залоговая стоимость которого определены в статье 3 настоящего Договора;

…».

Подпунктом 2.3.1. пункта 2.3 статьи 3 данного договора установлен срок исполнения обязательств: «Погашение (возврата) кредита (основного долга) осуществляется «08» апреля 2013 года - 16 800 000 (шестнадцать миллионов восемьсот тысяч) рублей».

После истечения срока исполнения обязательства, а именно 8 апреля 2013 года (возврат кредита), администрация Тамбовского района Тамбовской области и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» 8 апреля 2013 году заключили дополнительное соглашение № 1 к Договору № 120224/0027-7.2 об ипотеке (залоге недвижимости) от 27.12.2012 года, в соответствии с которым продлен срок исполнения обязательств по договору ипотеки  до 25 сентября 2013 года.

Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что основным видом деятельности ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» является строительство дорог.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, выслушав стороны и установив фактические обстоятельства, пришла к выводу, что администрацией Тамбовского района не соблюдены установленные антимонопольным законодательством требования к порядку предоставления муниципальной преференции при передаче в залог муниципального имущества отдельному хозяйствующему субъекту, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в силу следующего.

 

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основания защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при  котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно   владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, при этом осуществление прав владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом в первую очередь должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного.

 Залог - форма обеспечения обязательства, позволяющая уменьшить либо не применять иные формы обеспечения обязательства (страхование ответственности, банковские гарантии и т.д.). Лицо, чьи обязательства обеспечены залогом муниципального имущества, получает возможность использовать кредитные средства на более выгодных условиях по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что в свою очередь приводит к созданию определенному хозяйствующему субъекту незаконных преимущественных условий по сравнению с остальными участниками товарного рынка (потенциальными участниками) в сопоставимых рыночных условий.

Предоставление органом местного самоуправления незаконных преимущественных условий определенному хозяйствующему субъекту (передача в залог муниципального имущества), в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является муниципальной преференцией, подлежащей контролю в рамках главы 5 (статьи 19-21) Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, установленных данной статьей.

Законом о защите конкуренции установлено, что передача муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту возможна посредством основных способов:

- через решение представительного органа власти (решение о бюджете);

- через программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- через торги (в соответствии с действующим законодательством);

- через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой   5 Закона о защите конкуренции).

Все эти способы исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными.

Положение о залоговом фонде Тамбовского района Тамбовской области, утвержденное Решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 31.03.2011 № 363, также предопределяет порядок предоставления в залог муниципального имущества.

Пункт 3 статьи 3 Положения устанавливает, что объекты залогового фонда Тамбовского района Тамбовской области предоставляются путем направления в финансовое управление администрации Тамбовского района предложения о включении кредитуемой организации или индивидуального предпринимателя в перечень получателей муниципальной помощи, являющийся приложением к решению Тамбовского районного Совета народных депутатов о районном бюджете на соответствующий год, либо в порядке, установленным Законом о защите конкуренции, направляет в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ходатайство о даче согласия на предоставление муниципальной помощи.

Часть 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции устанавливает, что орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче письменного согласия на предоставление такой преференции.

Установленный порядок предоставления муниципальной преференции направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды и последствий передачи органами местного самоуправления имущества и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка.

Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной преференции, в установленном законом порядке, администрация Тамбовского района, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должна была соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной преференции в антимонопольном органе, проведение торгов, принятие решения о бюджете представительным органов местного самоуправления).

Однако, как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России, администрация Тамбовского района Тамбовской области не обращалась в Тамбовское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление указанной муниципальной преференции в виде согласования передачи в залог недвижимого муниципального имущества в пользу отдельного хозяйствующего субъекта - ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» и не проводило торги на получение права залога муниципального имущества.

Также, в ходе рассмотрения дела Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в перечень организаций, подлежащих муниципальной поддержке в форме предоставления залога муниципального имущества Тамбовского района для обеспечения возврата кредита коммерческим банкам, который утверждается решением Тамбовского района Совета народных депутатов Тамбовской области о бюджете на соответствующий финансовый год, ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» не было включено.

Данные факты подтверждены представителями администрации Тамбовского района.

 

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» не является участником программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области, что подтверждено письменным ответом ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» (исх. от от 05.09.2013, вх. от 05.09.2013 № 8927).

Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит  к выводу, что акт администрации Тамбовского района Тамбовской области - постановление администрации Тамбовского района от 26.12.2012 № 5673 «О передаче в залог муниципального имущества» противоречит антимонопольному законодательству, так как создает преимущественные условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» в отличие от иных хозяйствующих субъектов, которые также имели или могли иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального недвижимого  имущества (залог).

Несоблюдение порядка предоставления муниципальной преференции и передача в приоритетном порядке имущественных прав в интересах ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция», обеспечивающее данному Обществу преимущество при получении банковских кредитов в сопоставимых рыночных условиях, необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности или другое исполнение залога муниципального имущества, при получении банковских кредитов, что, в свою очередь, препятствует равному доступу хозяйствующих субъектов к получению прав пользования муниципальным имуществом (залог) в целях ведения предпринимательской деятельности. 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции безусловно запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе пунктом 7 части 1 статьи 15 запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции (пункт 7).

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

                                                              Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать администрацию Тамбовского района Тамбовской области нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия решения (постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 26.12.2012 № 5673 «О передачи в залог муниципального имущества» (в части подпункта 1  пункта 1 данного постановления) о предоставлении муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту (ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция») путем передачи в залог недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью Тамбовского района без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов (несоблюдение установленных антимонопольным законодательством требований к порядку предоставления муниципальной преференции).

2. Выдать предписание в срок до 1 ноября 2013 года о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- принять меры по возврату муниципального имущества, преданного в залог в пользу отдельного хозяйствующего субъекта - ЗАО Универсальное производственно-коммерческое предприятие «Интеграция» по договору об ипотеке от 27.12.2012 № 120224/0027-7.2 в нарушение порядка, установленного Законом о защите конкуренции.  

 

 

Председатель комиссии                                                                                       С.В. Мазаева        

 

Члены комиссии:                                                                                               Н.Н. Колодина

 

В.В. Иванов

 

           И.А. Пономарёва

 

Л.М. Лукина

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Пономарёва И.А.

)8 (4752)72-73-44

Связанные организации

Связанные организации не указаны