Решение б/н РЕШЕНИЕ №А2-15/15 от 27 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №А2-15/15

г. Тамбов

Резолютивная часть решения оглашена «10» сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «24» сентября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель руководитель управления Е.А.Гречишникова;

члены:

заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Пономарева И.А.,

рассмотрев дело № А2-15/15 от 17.07.2015 по признакам нарушения управлением здравоохранения Тамбовской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовское УФАС России) поступило обращение ООО «Альтаир» (392036, г. Тамбов, ул. Фабричная, д. 6) (исх. от 23.04.2015 № 2/32, вх. от 23.04.2015 № 3875) с жалобой на действия управления здравоохранения Тамбовской области, препятствующие доступу Общества на товарный рынок оказания услуг по проведению освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства несмотря на наличие у указанного Общества соответствующей лицензии на право осуществления обозначенной медицинской деятельности.

Заявитель указал, что обществу с ограниченной ответственностью «Альтаир» управлением здравоохранения Тамбовской области 2 марта 2015 года выдана лицензия № ЛО-68-01-000776 на осуществление медицинской деятельности, где одним из видов услуг предусмотрено проведение медицинских освидетельствований, в том числе на «…наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации».

Однако, в ответ на обращение ООО «Альтаир» о включении Общества в Перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Тамбовской области документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, и Перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание платных услуг, необходимого для получения (переоформления) патента, управление здравоохранения Тамбовской области письмом от 22.04.2015 № 01-17/2422 отказало ООО «Альтаир» в праве на осуществление данных видов медицинской деятельности на территории Тамбовской области.

Тамбовское УФАС России по заявлению ООО «Альтаир» возбудило настоящее дело в отношении управления здравоохранения Тамбовской области по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции.

Рассмотрение данного дела откладывалось в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительных доказательств.

На рассмотрении дела 10 сентября 2015 года присутствовали:

представители заявителя <…>, <…>, действующие на основании доверенностей,

представители управления здравоохранения Тамбовской области <…>, <…>, действующие на основании доверенностей,

представители управления Роспотребнадзора по Тамбовской области <…>, <….>, действующие на основании доверенностей.

Ранее, на рассмотрении данного дела присутствовали представители территориального органа Росздравнадзора по Тамбовской области <…> (18.08.2015) и <…> (25.08.2015), действующие на основании доверенностей.

Представитель администрации Тамбовской области на рассмотрении дела отсутствовал. Администрация Тамбовской области представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации и письменные пояснения относительно заявления ООО «Альтаир» (исх. от 06.08.2015 № 5.4-01/8158, вх. от 10.08.2015 № 7862). В представленных пояснениях администрация Тамбовской области сообщила, что установление перечня медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории субъекта РФ документов об отсутствии заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции является обязанностью высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Иных требований к порядку формирования указанных перечней, их утверждению федеральное законодательство не содержит.

Представитель заявителя подтвердил доводы обращения, указал, что в Перечни медицинских организаций, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2014 № 1743 «О реализации федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", включены только государственные учреждения здравоохранения. ООО «Альтаир», имея соответствующую лицензию, без включения в данный Перечень медицинских организаций лишено права осуществлять услуги по проведению освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Тамбовской области.

Управление здравоохранения Тамбовской области в представленных пояснениях и в ходе рассмотрения дела с нарушением антимонопольного законодательства не согласилось. Представители управления здравоохранения Тамбовской области на рассмотрении дела пояснили следующее. Постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2014 № 1743 определен перечень государственных учреждений здравоохранения, обеспечивающих потребность Тамбовской области в выявлении инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулирования решения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в РФ. В связи с тем, что на федеральном уровне отсутствует порядок формирования указанных Перечней, то орган исполнительной власти субъекта вправе самостоятельно определить организации для включения в Перечни. При формировании Перечня медицинских учреждений управление здравоохранения выбирало из своих подведомственных учреждений, имеющих соответствующие лицензии. Также учитывался опыт работы медучреждений, наличие сформированных баз данных по профилям заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наличие собственной лабораторной, диагностической, лечебной базы и прочее. ООО «Альтаир» не представило сведения о возможности организации врачебной комиссии для проведения медицинского освидетельствования и о наличии выданных в установленном порядке сертификатов ФСТЭК РФ на соответствие программного обеспечения требованиям федерального законодательства. Обращение ООО «Альтаир» было рассмотрено рабочей группой с участием главных внештатных специалистов-экспертов управления здравоохранения области, и членами комиссии высказано единогласное мнение, что медицинское освидетельствование иностранных граждан должно проводиться в государственных специализированных учреждениях здравоохранения. Управление здравоохранения области считает нецелесообразным включение в указанный Перечень частных медицинских организаций, не подведомственных управлению. Управление здравоохранения Тамбовской области не может отвечать за деятельность частных медицинских организаций. Кроме того, управление здравоохранения не уполномочено вносить изменения в сформированный Перечень медицинских учреждений.

Представители территориального органа Росздравнадзора по Тамбовской области представили письменные пояснения и сообщили, что порядок лицензирования медицинской деятельности и перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). Данным постановлением утверждены специальные требования к медицинским организациям, которые не содержат ограничений в отношении организационно-правовой формы, вида или типа медицинских организаций, осуществляющих деятельность по медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Согласно действующему законодательству ООО «Альтаир» при соблюдении лицензионных требований и условий, при наличии действующих договоров с организациями, проводящими лабораторные исследования, может оказывать работы, указанные в лицензии, в том числе медицинское освидетельствование на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Представители управления Роспотребнадзора по Тамбовской области представили письменные пояснения и сообщили, что в соответствии с приказом управления здравоохранения Тамбовской области от 19.01.2009 № 28 «О порядке организации медицинской помощи и медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» лабораторные и инструментальные исследования проводятся на базе профильных государственных учреждений здравоохранения, уполномоченных на выдачу на территории Тамбовской области документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека. Согласно постановлению главного санитарного врача РФ от 14.12.2007 № 86 проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется только учреждениями здравоохранения, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав стороны, установила следующие обстоятельства.

ООО «Альтаир» имеет действующую лицензию от 2 марта 2015 года № ЛО-68-01-000776 на осуществление медицинской деятельности, где одним из видов услуг предусмотрено проведение медицинских освидетельствований, в том числе на «…наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации».

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области) ООО «Альтаир» выданы соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения, которые позволяют осуществлять вышеуказанный вид медицинской деятельности по конкретному адресу: 392036, г.Тамбов, ул.Фабричная, д.6.

Обществом заключены договоры по взаимодействию и проведению лабораторных исследований с ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер», ГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница» и ООО «Медицинская лабораторная диагностика».

ООО «Альтаир» обратилось в управление здравоохранения Тамбовской области с просьбой о внесении дополнений в постановление администрации Тамбовской области от 31 декабря 2014 г. N 1743 «О реализации федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и включении ООО «Альтаир» в приложение № 1 «Перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Тамбовской области документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и в приложение № 2 «Перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения (переоформления) патента».

Однако управление здравоохранения Тамбовской области письмом от 22.04.2015 № 01-17/2422 по сути отказало ООО «Альтаир» в заявленном, указав следующее: «Перечень медицинских организаций утверждается не по принципу наличия лицензии, а в целях организации завершенного цикла: от выявления и проведения противоэпидемических мероприятий до лечения действенного контроля со стороны управления здравоохранения области и управления Роспотребнадзора по Тамбовской области... Все указанные в Постановлении администрации области учреждения работают в региональном фрагменте единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Тамбовской области по защищенным каналам передачи данных, что обеспечивает оперативный обмен информацией и защиту персональных данных пациента... В управлении здравоохранения Тамбовской области проведено совещание с представителями управления Роспотребнадзора по Тамбовской области и ОГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница», на котором все участники пришли к общему мнению о нецелесообразности включения в перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, частных медицинских организаций, не подведомственных управлению здравоохранения области».

Разъяснений об отсутствии полномочий по изменению перечня письмо управления здравоохранения Тамбовской области не содержит.

Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).

Частью 1 статьи 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг), чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, а также граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Перечень документов, которые иностранный гражданин должен представить в территориальный орган федеральной миграционной службы для получения (переоформления) патента, установлен частями 2, 9 статьи 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан. В данный перечень включены, в том числе,

документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Указанные документы и сертификат выдаются медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (п. 5 ч. 2, п. 6 ч. 9 ст. 13.3).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории данного субъекта Российской Федерации данных документов (документ об отсутствии заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции).

Кроме того, установление перечня медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения патента, является правом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ч. 2, п. 5 ч. 9 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Иных полномочий, в том числе по установлению порядка формирования и утверждения указанных Перечней, в силу прямого указания закона органам исполнительной власти области не предоставлено.

Во исполнение указанных положений Закона о правовом положении иностранных граждан управлением труда и занятости населения Тамбовской области был подготовлен соответствующий проект постановления администрации Тамбовской области с учетом предложений управления здравоохранения Тамбовской области.

Администрация Тамбовской области, рассмотрев представленный проект, приняла постановление от 31 декабря 2014 г. N 1743 «О реализации федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Данным постановлением администрации области утвержден Перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Тамбовской области документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (приложение № 1) и Перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения (переоформления) патента (приложение № 2).

В утвержденные перечни медицинских учреждений включены конкретные медицинские учреждения здравоохранения Тамбовской области исключительно государственной формы собственности, а именно:

в приложение 1 -

ОГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница»,

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»,

ГБУЗ «Тамбовский областной противотуберкулезный клинический диспансер»,

ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер»,

в приложение 2 -

ТОГБУЗ "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская клиническая больница N 3 г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская клиническая больница N 4 г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 6 г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская больница города Котовска",

ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска",

ТОГБУЗ "Бондарская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Гавриловская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Жердевская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Знаменская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Инжавинская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Кирсановская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Мичуринская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Мордовская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Моршанская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Мучкапская центральная районная больница имени академика М.И.Кузина",

ТОГБУЗ "Никифоровская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Петровская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Пичаевская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Рассказовская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Ржаксинская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Сампурская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Сосновская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Староюрьевская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Тамбовская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Токаревская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Уваровская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Уметская центральная районная больница".

Таким образом, все иные лица, не включенные в данный перечень, лишены права на оказание соответствующих медицинских услуг, несмотря на наличие лицензии.

Кроме того, 30.07.2012 управлением здравоохранения Тамбовской области утвержден приказ № 1018 «О порядке организации медицинской помощи и медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства».

Указанным приказом утверждена форма «Медицинская справка, подтверждающая наличие или отсутствие у иностранного гражданина заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющиеся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранным гражданам, или вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации» (приложение № 1). В форму справки внесены только государственные учреждения здравоохранения Тамбовской области, а именно:

ОГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница»,

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»,

ГБУЗ «Тамбовский областной противотуберкулезный клинический диспансер»,

ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер».

Также, приказом управления здравоохранения Тамбовской области от 30.07.2012 № 1018 установлен Перечень учреждений здравоохранения области, осуществляющих медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие у иностранного гражданина заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющиеся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранным гражданам, или вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации» (приложение № 2). В данный перечень также включены только 4 вышеперечисленные учреждения здравоохранения Тамбовской области.

Заявитель ООО «Альтаир», имея лицензию № ЛО-68-01-000776 на осуществление медицинской деятельности, где одним из видов услуг предусмотрено проведение медицинских освидетельствований, в том числе на «…наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации», обратился по компетенции в управление здравоохранения Тамбовской области о включении Общества в указанные перечни медицинских организаций в целях реализации своего права на осуществление деятельности согласно лицензии.

Однако, 22.04.2015 управление здравоохранения Тамбовской области письменно (исх. от 22.04.2015 № 01-17/2422) необоснованно отказало ООО «Альтаир» в возможности осуществления данных видов медицинской деятельности на территории Тамбовской области частными медицинскими организациями.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Под медицинской организацией, согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержден порядок лицензирования медицинской деятельности и перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Частью 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 установлены лицензионные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности. Специальные требования к медицинским организациям содержатся в пункте «з» части 4 и распространяются только на медицинские организации, выполняющие работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, а также организации, намеренные осуществлять медико-социальную экспертизу.

  • перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291) включены, в том числе, работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» утвержден перечень инфекционных заболеваний: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), лепра (болезнь Гансена), туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Вич-инфекции)» медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ установлено, что выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит рекомендации по организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» утверждены санитарно-эпидемиологические правила, которые устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения ВИЧ-инфекции.

В соответствии с пунктом 4.2 СП 3.1.5.2826-10 лабораторные исследования по диагностике ВИЧ-инфекции осуществляются в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения на основании санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.2 СП 3.1.5.2826-10 установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию для выявления ВИЧ-инфекции при поступлении на работу и при периодических медицинских осмотрах подлежат, в том числе, иностранные граждане и лица без гражданства при обращении за получением разрешения на гражданство, или видом на жительство, или разрешением на работу в Российской Федерации, при въезде на территорию Российской Федерации иностранных граждан на срок более 3-х месяцев.

Причем освидетельствование на ВИЧ-инфекцию (в том числе и анонимное) осуществляется в медицинских учреждениях всех форм собственности с информированного согласия пациента в условиях строгой конфиденциальности, а в случае обследования несовершеннолетних в возрасте до 14 лет - по просьбе или с согласия его законного представителя (п. 5.5 СП 3.1.5.2826-10).

Таким образом, законодательство Российской Федерации не содержит требований к организационно-правовой форме, виду или типу медицинских организаций, осуществляющих деятельность по медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также не устанавливает приоритет для медицинских организаций государственной формы собственности.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип равенства участников гражданских правоотношений, а также принцип неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ст.ст. 18, 49).

Заявителем, ООО «Альтаир», в материалы дела представлена копия лицензии № ЛО-68-01-000776 от 02.03.2015, выданной управлением здравоохранения Тамбовской области на осуществление медицинской деятельности. Согласно приложению № 1 к лицензии, при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуется и выполняются следующие работы (услуги), в том числе предусмотрено проведение медицинских освидетельствований наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области) ООО «Альтаир» выданы соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения, которые позволяют осуществлять вышеуказанный вид медицинской деятельности по конкретному адресу: 392036, г.Тамбов, ул.Фабричная, д.6.

Обществом представлены копии договоров по взаимодействию и проведению лабораторных исследований с ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер», ГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница» и ООО «Медицинская лабораторная диагностика».

Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно части 1.1. Положения об управлении здравоохранения Тамбовской области, утвержденного постановление администрации Тамбовской области от 18.09.2012 № 79, управление здравоохранения Тамбовской области является исполнительным органом государственной власти области, образуется постановлением главы администрации области в соответствии с законом области и входит в систему исполнительных органов государственной власти области. Следовательно, на управление здравоохранения Тамбовской области распространяется действие статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основными задачами управления здравоохранения области является, в том числе, осуществление государственной политики в сфере охраны здоровья населения и определения стратегии развития здравоохранения на территории Тамбовской области (ч. 2.1 Положения).

В соответствии с основными задачами управление здравоохранения Тамбовской области выполняет ряд функций, в том числе, разрабатывает, вносит на рассмотрение в установленном порядке проекты нормативных правовых актов области в сфере здравоохранения и осуществляет их реализацию (п. 3.1.1 Положения).

Таким образом, ответчик по делу – управление здравоохранения Тамбовской области является органом исполнительной власти Тамбовской области, наделенным специальной компетенцией в области здравоохранения в пределах предоставленных полномочий, т.е. является профильным органом по рассматриваемым правоотношениям.

Отказ управления здравоохранения Тамбовской области на обращение хозяйствующего субъекта - ООО «Альтаир» о включении в Перечни медицинских организаций, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2014 № 1743, является необоснованным и ограничивает самостоятельность хозяйствующего субъекта, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право осуществлять такую деятельность.

Отрицательное заключение управления здравоохранения Тамбовской области о возможности осуществления запрашиваемой медицинской деятельности со стороны частной медицинской организации – ООО «Альтаир» препятствует Обществу в решении его вопроса о включении в требуемые Перечни медицинских организаций. К тому же, рассматриваемое письмо указанного органа не разъясняло ООО «Альтаир», в каком порядке и кем может быть решен поставленный вопрос.

Законодательство Российской Федерации не содержит запретов на выдачу медицинских заключений о наличии либо отсутствии у иностранного гражданина заболевания наркоманией или инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (за исключением ВИЧ-инфекции), медицинскими организациями частной формы собственности.

Довод управления здравоохранения Тамбовской области о том, что с целью контроля за распространением социально значимых заболеваний и сохранением стабильной эпидемической ситуации в Тамбовской области, медицинское освидетельствование иностранных граждан должно проводиться в государственных учреждениях здравоохранения не соответствует действующему законодательству, в том числе антимонопольному законодательству.

В соответствии с частью 3.1.30 Положения об управлении здравоохранения Тамбовской области, утвержденного постановление администрации Тамбовской области от 18.09.2012 № 79, управление здравоохранения на территории Тамбовской области осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по лицензированию следующих видов деятельности, в том числе,

медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук).

Согласно части 3.1.16 Положения об управлении здравоохранения Тамбовской области управление здравоохранения координирует деятельность субъектов государственной и частной систем здравоохранения в сфере охраны здоровья населения на территории области.

Поэтому Комиссия Тамбовского УФАС России не принимает довод управления здравоохранения Тамбовской области о том, что управление здравоохранения Тамбовской области не может контролировать деятельность частных медицинских учреждений, так как согласно Положению об управлении, управление здравоохранения области должно осуществлять контроль, нести ответственность и создавать на территории Тамбовской области совместную, упорядоченную и согласованную деятельность между всеми формами систем здравоохранения, имеющих лицензию для сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории области.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что решение управления здравоохранения Тамбовской области «о нецелесообразности включения в перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, частных медицинских организаций, не подведомственных управлению здравоохранения области» (письмо управления здравоохранения Тамбовской области от 22.04.2015 № 01-17/2422) создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту (ООО «Альтаир»), чем нарушает пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Продуктовыми границами товарного рынка, на котором совершено правонарушение, является рынок медицинских услуг, географическими границами – Тамбовская область.

Рынок осуществления медицинского освидетельствования иностранных граждан и выдачи им медицинских заключений по результатам освидетельствования является конкурентным, его участниками могут быть медицинские учреждения различных форм собственности.

Руководствуясь статьями 22, 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать управление здравоохранения Тамбовской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части создания необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту (ООО «Альтаир») путем необоснованного отказа во включении в Перечни медицинских организаций (приложение № 1 и № 2), утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2014 № 1743 «О реализации федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Выдать управлению здравоохранения Тамбовской области предписание о прекращении в срок до 15 октября 2015 года нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

1) рассмотреть заявление ООО «Альтаир» о включении в Перечни медицинских организаций (приложение № 1 и № 2), утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2014 № 1743, не допуская необоснованного отказа;

2) принять меры по включению ООО «Альтаир» в Приложения № 1 и № 2, утвержденные приказом управления здравоохранения Тамбовской области от 30.07.2012 № 1018 «О порядке организации медицинской помощи и медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства».

3. Направить в адрес администрации Тамбовской области в целях обеспечения конкуренции и недопущения ограничений на рынке медицинских услуг рекомендации о включении в Перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Тамбовской области документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и Перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения (переоформления) патента (постановление администрации Тамбовской области от 31.12.2014 № 1743), организации различной формы собственности, имеющие соответствующие лицензии на осуществление указанной медицинской деятельности, в том числе ООО «Альтаир».

4. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны