Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № А2-21/15 о нарушении антимонопольного зак... от 29 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОтветчик:
Администрация Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области
392520, Ржаксинский район,
р.п. Ржакса, ул. Первомайская, д. 36
РЕШЕНИЕ
по делу № А2-21/15 о нарушении антимонопольного законодательства
г. Тамбов
Резолютивная часть решения оглашена «3» декабря 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено «17» декабря 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Пономарева И.А. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 13.11.2015 №А2-21/15 по признакам нарушения администрацией Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовского района Тамбовской области части 1 статьи 15 и статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства сотрудники Тамбовского УФАС России осуществили плановую проверку администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, а именно - требований Закона о защите конкуренции.
В ходе проверки выявлены признаки нарушения требований части 1 статьи 15 и статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части предоставления в 2013-2014 годах в аренду объектов коммунальной инфраструктуры ОАО «Тамбовская сетевая компания» для оказания услуг водоснабжения, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товаром рынке оказания коммунальных услуг.
Тамбовское УФАС России по собственной инициативе возбудило настоящее дело по материалам проверки.
На рассмотрении дела 3 декабря 2015 года присутствовали представители администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области:
глава Ржаксинского поссовета Матвеева А.В.;
заместитель главы администрации поссовета по жилищно-коммунальному хозяйству Желтов В.Г., действующий на основании доверенности.
Представители администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области на рассмотрении дела признали, что объекты муниципального имущества предоставлены в аренду Обществу в нарушение правил, установленных действующим законодательством, в том числе антимонопольным.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
23 августа 2013 года администрация Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области заключила с ОАО «Тамбовская сетевая компания» договор аренды муниципального имущества № 2/662, согласно которому арендодатель передает в аренду арендатору имущество по акту приема-передачи объекты коммунальный инфраструктуры, а именно объекты водоснабжения.
Согласно пункту 1.3 данного договора срок аренды устанавливается с 25.08.2013 по 24.07.2014 года.
Затем, после окончания срока действия вышеуказанного договора 25 июля 2014 года администрация Ржаксинского поссовета Ржаксинского района заключила новый договор аренды муниципального имущества № 2/311 с тем же Обществом на то же имущество (объекты водоснабжения).
Согласно пункту 1.3 данного договора срок аренды устанавливается с 25.07.2014 по 24.06.2015 года.
Данные договоры аренды были заключены на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
Администрация Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области в 2013-2014 годах предоставила в аренду объекты коммунальной инфраструктуры отдельному хозяйствующему субъекту - ОАО «Тамбовская сетевая компания» в нарушение правил и порядка, установленных действующим законодательством, в том числе антимонопольным, в результате чего нарушены условия конкуренции, а также права и законные интересы потенциальных претендентов на данное муниципальное имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основания защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
С 8 мая 2013 года, а именно с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения или пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведения в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Если между датой ввода соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее 5 лет, передача прав владения и (или) пользования данными Объектами может осуществляться по договору аренды. В обоих случаях должен проводиться конкурс.
Однако, как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России и подтверждается материалами дела, приведённые требования не соблюдены в 2013 и 2014 годах администрацией Ржаксинского поссовета Ржаксинкого района Тамбовской области, а именно: при заключении договоров аренды № 2/662 от 23.08.2013 и № 2/311 от 25.07.2014 администрацией Ржаксинского поссовета нарушен принцип обязательности проведения торгов, установленный статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Как видно из актов приема-передачи, переданные по договорам аренды № 2/662 от 23.08.2013 и № 2/311 от 25.07.2014 объекты водоснабжения введены в эксплуатацию более пяти лет назад, следовательно, обязательно было проведение в данном случае исключительно конкурса, причем не на право аренды, а на право заключения концессионного соглашения, который должен проводиться в порядке, установленном концессионным законодательством.
Однако, торги на право заключения концессионного соглашения администрацией поссовета проведены не были.
Под исключения, когда возможно предоставление муниципального имущества во владение и (или) пользование без проведения торгов, рассматриваемый случай не подпадает.
При изложенных обстоятельствах предоставление в 2013-2014 годах в аренду объектов коммунальной инфраструктуры без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения противоречит установленным требованиям.
Проведение торгов является самым конкурентным способом предоставления во владение и (или) пользование муниципального имущества, призванным обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры, к тому же в данном случае они являются обязательными в силу вышеуказанного Закона о водоснабжении и водоотведении.
ОАО «Тамбовская сетевая компания» вне конкурентной борьбы без участия в торгах получило право пользоваться муниципальным имуществом - объектами коммунальной инфраструктуры, что не обеспечило конкуренцию за право владения и (или) пользования данным муниципальным имуществом.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту - ОАО «Тамбовская сетевая компания» без проведения конкурса создает данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что описанными действиями администрация Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области нарушила установленный порядок предоставления в пользование объектов коммунальной инфраструктуры и создала незаконное преимущество отдельному хозяйствующему субъекту - ОАО «Тамбовская сетевая компания, что нарушает условия конкуренции и запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции
При рассмотрении дела установлено, что рассмотренные договоры аренды прекратили свое действие.
В связи с указанным обстоятельством Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение условий конкуренции.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части предоставления в 2013-2014 годах в аренду объектов инженерной инфраструктуры ОАО «Тамбовская сетевая компания» для оказания услуг водоснабжения, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции на товарных рынках оказания коммунальных услуг.
2. Предписание не выдавать.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии: Н.Н. Колодина
И.А. Пономарёва
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Исп. Пономарёва И.А.
)8 (4752)72-73-44