Заключение №А3-1/18 от 03.12.2018 от 5 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответчик: ПАО «МРСК Центра»

127018, Россия, г. Москва,

ул. Ямская 2-я, д. 4

факс: 8 (495) 747-92-95

Заявитель:

ИП глава КФХ Бурлина С.В.

<…>

 

Заинтересованное лицо:

ПАО «Тамбовская

энергосбытовая компания»

392000, г. Тамбов,

ул. Советская, д. 104/14

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №А3-1/18

 

03

декабря

 

2018

г.

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,

члены:

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А.,

рассмотрев дело № А3-1/18 по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра» (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП 771501001, адрес: 127018, Россия, г. Москва, ул. Ямская 2-я, д. 4)

части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании

представителей ПАО «МРСК-Центра» <…>,

представителей ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» <…>,

ИП главы КФХ Бурлиной С.В.,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тамбовское УФАС России с заявлением обратилась ИП Глава КФХ Бурлина С.В. В нем индивидуальный предприниматель сообщает о неправомерных действиях ПАО «МРСК-Центра» при проверке прибора учета и начислении с июля по октябрь 2016 года объема потребления электрической энергии по величине максимальной мощности по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Солдатская Духовка, ул. Зеленая, птицеферма.

В результате рассмотрения заявления, материалов, приложенных к обращению, возбуждено дело, по результатам рассмотрения которого установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что к естественно-монопольным сферам деятельности относится, в том числе, деятельность по передаче электрической энергии.

ПАО «МРСК-Центра» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим ему сетям, в том числе в пределах Тамбовской области (товарный рынок находится в состоянии естественной монополии) и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ своих сетей на территории Тамбовской области с долей 100%.

В данном случае, из материалов дела следует, что между ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» (Гарантирующий поставщик) (далее – ПАО «ТЭСК») и ИП главой КФХ Бурлиной С.В. (Потребитель) заключен договор энергоснабжения для  сельхозтоваропроизводителей № 2267 от 02.04.2012.

В соответствии с п. 4.1 указанного договора учет электроэнергии, полученной потребителем, осуществляется средствами измерений, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений и прошли поверку в органах Госстандарта Российской Федерации.

Согласно п. 4.5 договора энергоснабжения при временном нарушении учета не по вине потребителя, с учетом требований п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков, расчет за потребленную энергию производится по среднемесячному расходу электроэнергии за соответствующий период предыдущего года либо, при отсутствии таких данных, по расходу электроэнергии за прошлый месяц без последующего перерасчета.

Приложениями к договору сторонами согласованы точки поставки, перечень

приборов учета, типы, номера счетчиков и места их установки.

Сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на объект электроснабжения Бурлиной С.В. по заключенному договору энергоснабжения, является ПАО «МРСК Центра».

Согласно сведениям, представленным ПАО «МРСК Центра», сетевая организация с июля по октябрь 2016 года произвела расчет объема потребления электрической энергии по точке поставки ИП главы КФХ Бурлиной С.В., исходя из максимальной мощности энергопринимающего оборудования и передала данные ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» по сводным актам передачи электрической энергии.

ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» сообщило, что гарантирующий поставщик и сетевая компания до июля 2016 года начисляло объемы потребления электрической энергии исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года. В последующем ПАО «МРСК Центра» без объяснения причин стало производить расчет объема потребления электрической энергии по точке поставки ИП главы КФХ Бурлиной С.В. исходя из максимальной мощности энергопринимающего оборудования. ПАО «ТЭСК» за июль и август 2016 года не начисляло ИП Бурлиной С.В. объем потребления электроэнергии исходя из максимальной мощности. Как появился в сентябре 2016 года акт о неучтенном потреблении электрической энергии ПАО «ТЭСК» выставило ИП Бурлиной С.В. одномоментно счета на оплату за электроэнергию помесячно с июля по сентябрь 2016 года, исходя из объемов потребления электрической энергии по максимальной мощности. В дальнейшем, разобравшись в ситуации, ПАО «ТЭСК» направило Бурлиной С.В. итоговые документы об оплате за электроэнергию (счета-фактуры) с июля по октябрь 2016 года исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года.

Согласно пункту 167  Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

ИП Бурлина С.В. направила 02.03.2016 в адрес сетевой организации заявку об осмотре состояния прибора учета по причине его неисправности.

Порядок действий собственника энергопринимающих устройств, имеющего намерения заменить ранее установленный прибор учета либо имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств, детально регламентирован положениями пунктов 148 и 149 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения № 442), а именно: собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, должен направить в сетевую организацию (гарантирующему поставщику) письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и метрологических характеристик прибора учета (пункт 148 Основных положений № 442) и перед демонтажом прибора учета обратиться в сетевую организацию (к гарантирующему поставщику) с письменной заявкой о снятии показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа.

Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) или от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а также уведомить способом, позволяющим подтвердить факт получения, о согласованных дате и времени гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), который может принять участие в процедуре снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем.

В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в случае его участия (пункт 149 Основных положений № 442).

Таким образом, на сетевой организации лежит обязанность по снятию показаний прибора учета, осмотру состояния прибора учета и схемы его подключения перед демонтажем.

На потребителе лежат обязанности по обеспечению надлежащего учета потребления электрической энергии, технического состояния приборов учета электрической энергии, соблюдению сроков их периодической поверки, извещению гарантирующего поставщика и сетевой компании о неисправности приборов учета, их планируемом демонтаже или переносе и обеспечению снятия показаний приборов учета перед их демонтажем.

В соответствии с нормами Основных положений № 442 потребителю запрещено самостоятельно нарушать (повреждать) пломбы и (или) знаки визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), поскольку в соответствии с абзацем 13 пункта 2 Основных положений № 442, самовольная замена прибора учета электроэнергии, неизбежно сопровождающаяся повреждением и снятием ранее установленных пломб и знаков визуального контроля, квалифицируется безучетным потреблением электроэнергии.

Во избежание безучетного потребления в подобных случаях законодательно закреплена обязанность сетевой организации перед демонтажем прибора учета производить его осмотр, в том числе на предмет наличия и сохранности пломб.

ИП Бурлина С.В., руководствуясь требованиями Основных положений № 442, направила 02.03.2016 в адрес сетевой организации заявку об осмотре состояния прибора учета по причине его неисправности.

07.07.2016 по обращению потребителя сотрудниками ПАО «МРСК Центра» был организован выезд на объект индивидуального предпринимателя главы КФХ Бурлиной С.В. По результатам проведенной проверки составлен акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица № 68018815 от 07.07.2016, согласно которому было установлено, что отгорели провода, идущие от ПКУ к прибору учета № 21953409-14. Потребителю предписано произвести замену проводов, идущих от ПКУ к прибору учета.

В рассматриваемом случае сетевая организация не исполнила указанную обязанность, поскольку, получив заявление 02.03.2016, сетевая компания организовала проведение проверки расчетного прибора потребителя и зафиксировала его неисправность только 07.07.2016, в нарушение сроков, предусмотренных законодательством.

При указанных обстоятельствах у потребителя отсутствовали правовые основания для самостоятельной замены прибора учета в отсутствие представителей сетевой организации.

Таким образом, бездействие ПАО «МРСК Центра» не должно влечь для потребителя негативных последствий в виде оплаты электроэнергии в завышенном размере.

Каких-либо доказательств того, что потребитель препятствовала сетевой организации осуществить осмотр прибора учета электроэнергии в установленный срок, в материалы дела не представлены.

В соответствии с п. 179 Основных положений № 442 в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Пункт 166 Основных положений № 442 в свою очередь устанавливает, что в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета:

для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с

подпунктом "а" пункта 1 приложения № 3 к настоящему документу, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения № 3 к настоящему документу.

Таким образом, в связи с тем, что факт неисправности прибора учета был зафиксирован сетевой компанией 07.07.2016, о чем составлен Акт проверки № 68018815 от 07.07.2016, для первых двух расчетных месяцев (июль, август 2016 года) объем потребления электрической энергии должен определяться исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года.

После проведения 07.07.2016 сетевой компанией проверки состояния прибора учета, потребитель Бурлина С.В. приступила к устранению нарушений и выполнению соответствующего предписания.

При этом об отсутствии возможности выполнения предписания в срок, указанный в Акте № 68018815 от 07.07.2016, Бурлина С.В. заблаговременно уведомила ПАО «МРСК Центра» заявлением от 18.07.2016, в котором просила продлить срок устранения недостатков в связи с затруднительным финансовым положением.

Выполнив предписание сетевой компании о замене проводов, идущих от ПКУ к прибору учета, Бурлина С.В. 07.09.2016 обратилась в ПАО «МРСК Центра» с заявлением об опломбировке счетчика, о чем свидетельствует ее заявление.

После чего ПАО «МРСК Центра» осуществило выезд на объект потребителя Бурлиной С.В. только 21.09.2016. По результатам проверки составлен Акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица № 68018897 от 21.09.2016. Как следует из указанного акта, измерительный комплекс не допущен в качестве расчетного по причине нарушения пломбы гос.поверителя, нарушения гарантийной наклейки, голограммы завода-изготовителя. Прибор учета был упакован в прозрачный пакет для отправки на завод-изготовитель.

Одновременно в отношении Бурлиной С.В. был составлен акт о неучтенном

потреблении электрической энергии юридическим лицом (гражданином), использующим электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности  № 68001967 от 21.09.2016.

В последующем акт безучетного потребления № 68001967  от 21.09.2016 был аннулирован ПАО «МРСК Центра» по собственной инициативе, о чем свидетельствует акт о списании бланков строгой отчетности № 44 от 23.09.2016.

Из данного Акта № 44 от 23.09.2016, подписанного комиссионно представителями ПАО «МРСК Центра», следует, что 21 сентября 2016 года при производстве работ по проверке системы учета юридического потребителя ИП Бурлиной С.В., инженером был испорчен бланк акта о неучтенном потреблении э/э юридическим лицом (гражданином), использующим э/э для осуществления  предпринимательской деятельности № 68001967 (нарушение, указанное в акте, не было подтверждено комиссией при осмотре состояния прибора учета Меркурий 230 ART00 № 21953049 и не соответствует термину «безучетное потребление»).

Как пояснил представитель ПАО «МРСК Центра», демонтированный 21.09.2016 у Бурлиной С.В. прибор учета на экспертизу не направлялся, его работоспособность, и состояние пломб не исследовалось.

Таким образом, 21.09.2016 у потребителя Бурлиной С.В. прибор учета был демонтирован сотрудниками сетевой компании без наличия соответствующих правовых и фактических оснований.

В связи с этим, оснований для начисления Бурлиной С.В. за сентябрь 2016 года стоимости потребленной электроэнергии, рассчитанной исходя их максимальной мощности по правилам п. 195 Основных положений № 442 для случаев безучетного потребления, в настоящем случае не имеется.

На рассмотрении дела представитель ПАО «МРСК Центра» пояснил, что 21.09.2016 было установлено, что сгорели трансформаторы напряжения, в связи с чем, измерительный комплекс потребителя Бурлиной С.В. не мог быть опломбирован и принят к расчетам.

При этом, в составленных 21.09.2016 актах № 68018897 и № 68001967 данные нарушения учета не отражены.

Какие-либо иные допустимые доказательства неисправности измерительного

комплекса Бурлиной С.В. по состоянию на 21.09.2016 и невозможности его принятия сетевой компанией в эксплуатацию и признания расчетным, в материалы дела не представлено.

В связи с этим, по мнению Комиссии Тамбовского УФАС России, у сетевой организации не имелось оснований начислять в сентябре 2016 года потребителю Бурлиной С.В. объем потребления электроэнергии, исходя из максимальной мощности, в условиях уведомления сетевой компании 07.09.2016 о готовности прибора учета для его опломбировки и самовольного демонтажа сотрудниками ПАО «МРСК Центра» 21.09.2016 прибора учета Бурлиной С.В.

Потребление электроэнергии в сентябре 2016 года без его надлежащего учета расчетным прибором следует квалифицировать как допущенное не по вине потребителя Бурлиной С.В.

После демонтажа 21.09.2016 сетевой компанией прибора учета Бурлина С.В. в целях восстановления учета электроэнергии приобрела новый счетчик, о чем уведомила ПАО «МРСК Центра» заявлением от 28.09.2016 с просьбой установить новый счетчик.

30.09.2016 новый счетчик Меркурий 234 АРТ-ООP № 26905552 был установлен и опломбирован ПАО «МРСК Центра», о чем составлен акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы /замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица № 68018899 от 30.09.2016.

Согласно данному акту № 68018899 от 30.09.2016 по присоединению счетчика № 26905552 измерительный комплекс допущен в качестве расчетного к коммерческим расчетам за потребляемую электрическую энергию.

Акт подписан уполномоченными представителями ПАО «МРСК Центра». Каких-либо разночтений или дополнительных условий данный Акт не содержит.

В соответствии с п. 136 Основных положений № 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в разд. № X случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных данным документом и приложением № 3.

Согласно п. 137 данных Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с указанным документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в разд. № X требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном названным разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

В силу п. 153 Основных положений № 442, показания прибора учета учитываются при определении объема потребления электрической энергии с даты его ввода в эксплуатацию.

Таким образом, с момента допуска вновь установленного у потребителя счетчика  № 26905552 к коммерческим расчетам, а именно с 30.09.2016, определение объема потребляемой Бурлиной С.В. электроэнергии должно производиться на основании показаний данного прибора учета.

Как указывает ПАО «МРСК Центра», окончательно прибор учета был принят к расчетам только 15.11.2016, о чем составлен Акт № 68018907 проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы /замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица.

Содержание Акта № 68018907 от 15.11.2016 в части вывода о пригодности прибора учета к расчетам и его допуска в эксплуатацию в качестве расчетного полностью дублирует содержание Акта № 68018899 от 30.09.2016.

Показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в том случае, если этот прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.

Прибор учета электрической энергии Меркурий 234 АРТ-00P № 2690555 в предусмотренном действующим законодательством порядке был введен в эксплуатацию с 30.09.2016, что оформлено соответствующим актом проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы /замены/допуска в эксплуатацию прибора учета юридического лица № 68018899 от 30.09.2016.

При этом, установленная пунктами 152-154 Основных положений № 442 процедура допуска вышеуказанного прибора учета в эксплуатацию соблюдена в полном объеме.

Довод ответчика о том, что прибор учета был принят к расчетам 15.11.2016, не может быть принят во внимание, поскольку факт допуска прибора учета в эксплуатацию подтвержден актом проверки состояния схемы измерения  электрической энергии и работы /замены/допуска в эксплуатацию прибора учета  юридического лица № 68018899 от 30.09.2016. Именно данный акт в соответствии с п. 154 Основных положений № 442 является итоговым документом, фиксирующим окончание процедуры допуска прибора в эксплуатацию.

В решении Арбитражного суда Тамбовской области от 30.10.2017 по делу № А64-4319/2017, вступившим в законную силу, суд указал, что оснований для признания расчета объема потребления электроэнергии, в период с июля по октябрь 2016 года, произведенного ПАО «МРСК Центра» по точке поставки ИП главы КФХ Бурлиной С.В., исходя из максимальной мощности энергопринимающего оборудования, не имеется.

Следовательно, действия ПАО «МРСК Центра» по нарушению срока проведения проверки прибора учета потребителя и по расчету объема потребления электроэнергии с июля по октябрь 2016 года по точке поставки ИП главы КФХ Бурлиной С.В., исходя из максимальной мощности энергопринимающего оборудования, могли привести к ущемлению интересов ИП главы КФХ Бурлиной С.В. в сфере предпринимательской деятельности и нарушают запрет, установленный ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

Председатель комиссии

С.В. Мазаева

 

 

Члены комиссии

К.И. Мурзин

 

 

 

Н.В. Попова

 

 

 

А.Н. Мясникова

 

А.А. Абанкин

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны