Решение б/н Решение по делу № А3-2/12, по признакам нарушения часть 1 ст... от 8 сентября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОАО «Тамбовские коммунальные системы»

 

ул. Московская, д. 19 в,

г. Тамбов, 392000

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

Исх. от 01.08.2012 № 58-3-06/2855

 

 

 

РЕШЕНИЕ № А3-2/12

г. Тамбов

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 01 августа 2012 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены: заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н., начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В.,

рассмотрев дело № А3-2/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Тамбовские коммунальные системы» (далее – ОАО «Тамбовские коммунальные системы») (Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Московская, д. 19 в) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),  

 

в присутствии представителей ОАО «Тамбовские коммунальные системы» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление гр. <…> о бездействии ОАО «Тамбовские коммунальные системы» по вопросу осуществления технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации гаража № 28 в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения (вх. от 20.02.2012 № 1454).

Заявитель сообщает, что между ОАО «Тамбовские коммунальные системы» и <…> заключен договор об осуществлении технологического присоединения (для заявителей – физических лиц с коммунально-бытовой нагрузкой до 15 кВт) № 111 от 27.04.2011 и через шесть месяцев ОАО «Тамбовские коммунальные системы» обещало подключить свет. Однако прошло десять месяцев, а работы по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевой организации ОАО «Тамбовские коммунальные системы» не выполнило.

 

По данному заявлению приказом от 01.03.2012 № 33 в отношении ОАО «Тамбовские коммунальные системы» возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На рассмотрении дела <…> заявлено, что в обещанный срок ОАО «Тамбовские коммунальные системы» свет не подключило, фактически технологическое присоединение было осуществлено ОАО «Тамбовские коммунальные системы» 12.03.2012.  

На рассмотрении дела представитель ОАО «Тамбовские коммунальные системы» заявил, что срок осуществления технологического присоединения не был соблюден ОАО «Тамбовские коммунальные системы» ввиду отсутствия у общества финансовых средств и сложных погодных условий.

Также заявлено, что поскольку электроснабжение гаража № 28, принадлежащего <…>, технологически связано с электроснабжением гаражей №№ 38,39,29, принадлежащих <…>, <…>, <…>, а 01.10.2011 заявители <…> и <…> обратились в ОАО «Тамбовские коммунальные системы» с заявлением о продлении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, в связи с тем, что ими не смонтирован воздушный ввод и контур заземления, то выполнить технологическое присоединение гаража № 28 <…> не представилось возможным. Данная позиция указана также в письме ОАО «Тамбовские коммунальные системы» от 13.04.2012 № 01-05-853. 

ОАО «Тамбовские коммунальные системы» письмом от 03.05.2012 № 01-05-1126 дополнительно сообщило, что ОАО «Тамбовские коммунальные системы» к истечению 6 месячного срока фактически имело возможность обеспечить электроснабжение гаража <…>, однако <…> не выполнены требования, предусмотренные техническими условиями, а именно: не смонтирован воздушный ввод и контур заземления. 

 

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам. 

Между ОАО «Тамбовские коммунальные системы» (Исполнитель) и <…> (Заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения (для заявителей – физических лиц с коммунально-бытовой нагрузкой до 15 кВт) № 111 от 27.04.2011, которым предусмотрено, что Исполнитель в целях обеспечения электроснабжения гаража (далее – Объект),  оказывает следующие услуги:

- разработку технических условий присоединения электрических сетей <…> к электрической сети ОАО «Тамбовские коммунальные системы»;

- подключение Объекта в точке присоединения, определенной техническими условиями, в пределах максимальной мощности энергопринимающих устройств 2 кВт по 3 категории надежности электроснабжения;

- проведение работ по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя.

В свою очередь, Заявитель обязуется произвести своевременную оплату услуг ОАО «Тамбовские коммунальные системы», провести работы по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями.

На основании указанного договора <…> были выданы технические условия на технологическое присоединение № 321 от 20.04.2011. Техническими условиями были предусмотрены требования, обязательные для исполнения как сетевой организацией (ОАО «Тамбовские коммунальные системы») (пункт 3), так и заявителем (пункт 4).   

В соответствии с подпунктом 3.1 технических условий № 321 от 20.04.2011 ОАО «Тамбовские коммунальные системы» обязано построить ВЛИ-0,22 (0,4) кВ от точки присоединения (опора расположенная на пересечении ул. Фабричная и Октябрьского путепровода) до границ участка заявителя.

Согласно пункту 4 технических условий № 321 от 20.04.2011 ОАО «Тамбовские коммунальные системы» обязало <…> выполнить, в том числе, следующие требования:

- предусмотреть строительство однофазного воздушного ввода (проводом марки СИП) от точки присоединения до вводного коммутационного аппарата без разрезания проводов (подпункт 4.2);

- согласовать трассу прохождения ЛЭП заказчика со всеми заинтересованными лицами (подпункт 4.7);

- разработать проектную документацию, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка не является обязательной. До выполнения строительно-монтажных работ проект согласовать с филиалом ОАО «ТКС» «Тамбовэлектросетьсервис», в объеме требований настоящих технических условий, и другими заинтересованными организациями (при наличии) (подпункт 4.8).

Одновременно, 27.04.2011 были также заключены договоры об осуществлении технологического присоединения (для заявителей – физических лиц с коммунально-бытовой нагрузкой до 15 кВт) между ОАО «Тамбовские коммунальные системы» и <…> (договор № 110, технологическое присоединение гаража), между ОАО «Тамбовские коммунальные системы» и <…> (договор № 109, технологическое присоединение гаража ) и выданы ОАО «Тамбовские коммунальные системы» технические условия на технологическое присоединение № 320 и № 322 от 20.04.2011.  

Согласно техническим условиям № 320 и № 322 от 20.04.2011 ОАО «Тамбовские коммунальные системы» обязало <…> и <…> выполнить такие же требования, как и для <…>.

Точкой присоединения <…> является ближайшая проектируемая опора ВЛИ-0,22 (0,4) кВ., как указано в их технических условиях.

19 сентября 2011 между ОАО «Тамбовские коммунальные системы» и <…> заключен договор № 540 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для электроснабжения гаража.   

В соответствии с техническими условиями для присоединения к электрическим сетям № 918 от 16.09.2011 ОАО «Тамбовские коммунальные системы» обязало <…>, в том числе, осуществить:  

- строительство ЛЭП (в случае воздушного исполнения проводом СИП) от точки присоединения до вводного коммутационного аппарата без разрезания токоведущих жил (подпункт 11.2);  

- разработать проектную документацию, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка не является обязательной. До выполнения строительно-монтажных работ проект согласовать с филиалом ОАО «ТКС» «Тамбовэлектросетьсервис», в объеме требований настоящих технических условий, и другими заинтересованными организациями (при наличии) (подпункт 11.6).

Точка присоединения: ближайшая проектируемая ВЛИ-0,4 кВ по ул. Октябрьская в районе ГСК «Гелиос-2», проектируемая для энергоснабжения гаражей №№ 39,38,28, как указано в технических условиях.

По данным ОАО «Тамбовские коммунальные системы»  (письмо от 14.06.2012 № 01-05-1539) обязанность по строительству однофазного воздушного ввода (проводом марки СИП) от точки присоединения до вводного коммутационного аппарата без разрезания проводов, возложенная ОАО «Тамбовские коммунальные системы» на заявителей, предусмотрена подпунктом «а» пункта 25.1 Правил технологического присоединения № 861 от 27.12.2004. Требование о согласовании трассы прохождения ЛЭП заказчика со всеми заинтересованными лицами предъявлено ОАО «Тамбовские коммунальные системы» с целью избежания конфликтных ситуаций с третьими лицами. Требование ОАО «Тамбовские коммунальные системы» о согласовании выполненного заявителем рабочего проекта электроустановки с филиалом ОАО «ТКС» «Тамбовэлектросетьсервис» и другими заинтересованными организациями (при наличии) до выполнения строительно-монтажных работ  предусмотрено пунктом 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6 (далее – Правила технической эксплуатации электроустановок), согласно которому до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия.

 

Согласно части 1 статьи 26  Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также устанавливают требования к выдаче технических условий.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения, установлено, что при подаче заявки физическим лицом, имеющим  намерение осуществить технологическое присоединение, процедура технологического присоединения осуществляется в следующем порядке: подача заявки; заключение  договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;  осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. 

В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Следовательно, заявитель исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения определено,  что  под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими  документами границы земельного участка,  либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Границы земельных участков под гаражами <…>, <…>, <…>, <…>, находятся в пределах створа внешних стен гаражей.

Таким образом, требования  подпункта 4.2 технических условий №№ 321, 320, 322 от 20.04.2011 и подпункта 11.2 технических условий № 918 от 16.09.2011,   обязывающие <…>, <…>, <…>, <…> выполнить мероприятия по технологическому присоединению за пределами границ их участков противоречат пунктам 16.1, 16.3 Правил технологического присоединения.

Довод ОАО «Тамбовские коммунальные системы» о том, что возможность расположения точки присоединения на расстоянии не далее 25 метров от границ участка позволяет возлагать на заявителя обязанности за пределами границ участка и довод о том, что для избежания конфликтных ситуаций с третьими лицами можно  возлагать на заявителя обязанность по согласованию трассы прохождения ЛЭП заказчика со всеми заинтересованными лицами, Комиссией Тамбовского УФАС России отклоняется по следующим основаниям.

Согласно пункту 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт «а»); распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией) (подпункт «г»).

Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией, включая урегулирование отношений с иными лицами для сетевой организации,  производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Поскольку норма подпункта «а» пункта 25.1 Правил технологического присоединения устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя, а ОАО «Тамбовские коммунальные системы» включило в технические условия требования, которыми распространило обязательства заявителей  (<…>) по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределы границ участка, то подпункт «а» пункта 25.1 Правил технологического присоединения применению не подлежит.

Довод ОАО «Тамбовские коммунальные системы» о том, что требование  согласовании выполненного  заявителем  рабочего проекта электроустановки с филиалом ОАО «ТКС» «Тамбовэлектросетьсервис» и другими заинтересованными организациями (при наличии) до выполнения строительно-монтажных работ предусмотрено пунктом 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, Комиссией Тамбовского УФАС России отклоняется по следующим основаниям.

Пунктом 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок установлено, что настоящие Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.

В данном случае Правила технической эксплуатации электроустановок  применению не подлежат в связи с тем, что в технических условиях №№ 321, 320, 322 от 20.04.2011 установлено, что уровень напряжения в точке присоединения – 220В, а в технических условиях № 918 от 16.09.2011 – класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,22 кВ,  

Положения абзаца второго пункта 19 Правил технологического присоединения запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Таким образом, включение ОАО «Тамбовские коммунальные системы» в технические условия №№ 321, 320, 322 от 20.04.2011 и № 918 от 16.09.2011 требований об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка, по согласованию трассы прохождение ЛЭП со всеми заинтересованными лицами, а также требование о согласовании рабочего проекта электроустановки, выполненного заявителем, до выполнения строительно-монтажных работ с филиалом ОАО «ТКС» «Тамбовэлектросетьсервис» и другими заинтересованными организациями (при наличии) противоречит пунктам 16.1, 16.3, подпункту «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения и ущемляют права и интересы <…>.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей – физических лиц, максимальная мощность которых составляет до 15 Квт включительно, не может превышать 6 месяцев с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, предельный срок по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям гаражей <…> – до 27.10.2011, а для гаража  <…>  – до 19.03.2012.

Акты об осуществлении технологического присоединения были подписаны ОАО «Тамбовские коммунальные системы» и <…> только 12.03.2012. Акт об осуществлении технологического присоединения был подписан между ОАО «Тамбовские коммунальные системы» и <…> 12.03.2012.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий.

Следовательно, ОАО «Тамбовские коммунальные системы» в течение 6 месяцев обязано проверить выполнение заявителем технических условий и осуществить технологическое присоединение.

ОАО «Тамбовские коммунальные системы» не проводилась проверка по выполнению заявителем <…> технических условий и не осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям гаража в установленный срок.

Таким образом, ОАО «Тамбовские коммунальные системы» нарушены подпункт «б» пункта 16, подпункт «д» пункта 18 Правил технологического присоединения.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатам которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «Тамбовские коммунальные системы» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по наименованию товара «Услуги по передаче электроэнергии» с долей более 65% в географических границах рынка г. Тамбова (приказ Тамбовского УФАС России от 27.12.2004 № 230).

Кроме этого, ОАО «Тамбовские коммунальные системы» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 68.1.2 (приказ ФСТ РФ от 27.10.2005 N 483-э).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается, в том числе положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Пунктом 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Следовательно, ОАО «Тамбовские коммунальные системы» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии в географических границах города Тамбова.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Технологическое присоединение является не отдельным видом экономической деятельности, а нераздельной частью деятельности по передаче электрической энергии, в связи, с чем не образует самостоятельного товарного рынка.

ОАО «Тамбовские коммунальные системы» в силу своего доминирующего положения при оказании услуг технологического присоединения к электрическим сетям, непосредственно связанных с передачей электрической энергии, обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона «О защите конкуренции», и не допускать действий, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

С учетом изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу, что действия ОАО «Тамбовские коммунальные системы» выразившиеся во включении в технические условия, выданные <…>, требований, противоречащих  пунктам 16.1, 16.3, подпункту «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения, а также в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям гаража <…> в срок, установленный подпунктом «б» пункта 16, подпунктом «д» пункта 18 Правил технологического присоединения привели к ущемлению интересов указанных лиц, что  является нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Тамбовские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах города Тамбова действиями, выразившимися:

- во включении в технические условия, выданные <…>, требований, противоречащих действующему законодательству РФ;

- в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств гр. <…> в срок, установленный подпунктом «б» пункта 16, подпунктом «д» пункта 18  Правил технологического присоединения,

которые привели к ущемлению интересов указанных лиц.

2. В связи с тем, что технологическое присоединение к электрической сети гаражей, принадлежащих <…> фактически выполнено ОАО «Тамбовские коммунальные системы», предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Тамбовские коммунальные системы» административного производства по части 2 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                          С.В. Мазаева

                                                                                                                       

                                                                                                                      Н.Н. Колодина

                                                                                                                       Т.Л. Чибисова                                                                                                                

                                                                                                                        Н.В. Попова

                                                                                                                           

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны