Решение б/н Решение по делу № А3-3/15 в отношении ОАО "РЖД" и ООО "ЭНЕРГ... от 29 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответчикам по делу:

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»

107078, г. Москва,

ул. переулок Орликов, 5, стр. 1.

 

ОАО «РЖД»

107174, г. Москва,

ул. Басманная нов., 2

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №А3-3/15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» января 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «8» февраля 2016 года.

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены:

заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,

специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Баченина Л.А.,

в присутствии представителей ОАО «РЖД» <…> (по доверенности от 18.08.2015), <…> (по доверенности от 23.01.2015), <…>  (по доверенности от 24.04.2015),

 

в отсутствие представителей «Желдорэнерго» - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», Заявителя <…>., извещенных надлежащим образом,

рассмотрев дело № А3-3/15 по признакам нарушения ОАО «РЖД», ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тамбовское УФАС России поступило обращение <…> о злоупотреблении ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» своим доминирующим положением действиями по неправомерному установлению завышенной платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

<…> сообщил, что обратился в филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» - «Желдорэнерго» (далее – Желдорэнерго) с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Желдорэнерго направило в адрес Заявителя три экземпляра договора № 10504/04-15/ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД». Согласно п. 3.1 указанного договора плата за технологическое присоединение составляла 259 790, 85 рублей, в том числе НДС (18%) – 36 629, 11.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что кратчайшее расстояние от фидера трансформаторной подстанции до границ земельного участка заявителя составляет 295 м.

При изложенных обстоятельствах, в соответствии с нормами Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) плата по договору технологического присоединения для Кирьянова С.В. не должна была превышать 550 рублей.

По результатам рассмотрения заявления возбуждено настоящее дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ».

Письмом от 01.09.2015 исх. № 7374и-ЖДЭ ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» сообщило, что с 01.03.2013 в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 06.03.2013 № 587р «О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций» ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (в лице «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ») осуществляет комплекс юридических и иных действий, направленных на технологическое присоединение энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Взаимодействие структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице Желдорэнерго – филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, утвержденным Распоряжением ОАО «РЖД» № 799р от 30.03.2013 (в редакции Распоряжения № 2349р от 31.10.2013) (далее – Регламент).  

Учитывая принадлежность электрических сетей ОАО «РЖД», участие общества в процедуре выдачи технических условий, ввиду наличия признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в действиях общества, определением от 17.09.2015 ОАО «РЖД» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика.

ОАО «РЖД» письмом от 09.10.2015 исх. № НЮ-52/889 сообщило, что разделом 3 Регламента определен порядок подготовки технических условий и договора об осуществлении технологического присоединения.

Так, служба электрификации и электроснабжения Юго-Восточной дирекции инфрастуктуры – структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» со дня получения запроса от Желдорэнерго по заявкам на технологическое присоединение разрабатывает и направляет Желдорэнерго проект технических условий.

После чего Желдорэнерго, при получении проекта технических условий, оформляет договор и технические условия.

В соответствии с п. 8.1 Регламента Желдорэнерго выполняет расчет размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям ОАО «РЖД» и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный им проект договора в 2х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

По мнению ОАО «РЖД», общество не может нести ответственность за нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ввиду того, что ОАО «РЖД» не производит расчета платы за технологическое присоединение, не направляет в адрес заявителя договор.

В части несоблюдения установленного п. 15 Правил срока для выдачи технических условий ОАО «РЖД» письмом от 08.12.2015 исх. № НЮ-52/1068 сообщило, что, получив указанный запрос от Желдорэнерго Служба электрификации и электроснабжения, с учетом поступавших в Мичуринскую дистанцию электроснабжения заявлений о заниженном уровне напряжений в осенне-зимний период от абонентов, присоединенных к воздушной линии электропередачи ВЛ-0.4 кВ фидер № 18 (планируемой для подключения энергопринимающих устройств) приняла решение провести дополнительное обследование линии электропередачи и замер уровня напряжения у ранее присоединенных абонентов.

В результате замеров установлено, что подключение новых потребителей к существующей линии электропередачи приведет к снижению качества электроэнергии всех потребителей, в том числе и вновь подключаемых. В подтверждение ОАО «РЖД» представлен акт обследования от 10.02.2015.

Проведение изложенных дополнительных мероприятий привело к тому, что разработанный проект технических условий был направлен в адрес Желдорэнерго 11.03.2015.

Желдорэнерго не согласилось с нарушением пп. 15, 17 Правил, сообщило, что информация о расстоянии между объектами электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» и границей участка заявителя не была своевременно предоставлена ОАО «РЖД», дополнительно уточнялась сотрудником Желдорэнерго у сотрудников Службы электрификации и электроснабжения. Срок выдачи технических условий обществом соблюден, поскольку 02.02.2015 после получения заявки от 23.01.2015, то есть в последний из 6 рабочих дней срока, предусмотренного для проверки полноты представленных документов, установленного абз. 13 п. 15 Правил, направила запрос на разработку Проекта технических условий в Службу электрификации и электроснабжения.

Комиссия Тамбовского УФАС России, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив имеющиеся в деле материалы, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.5 ст.5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что к естественно-монопольным сферам деятельности относится, в том числе, деятельность по передаче электрической энергии.

ОАО «РЖД» осуществляет деятельность по передаче электроэнергии (товарный рынок находится в состоянии естественной монополии) и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение.

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» входит с ОАО «РЖД» в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции, т.к. ОАО «РЖД» имеет в силу своего участия в ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества.

Следовательно, ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» занимают доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии как группа лиц.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (в редакции, действовавшей на момент возбуждения настоящего дела).

Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу, что в рассматриваемом случае группа лиц: ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» нарушили указанный выше запрет.

1. В соответствии с п. 15 Правил сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя).

Согласно п. 1.1 Регламента взаимодействия ОАО «РЖД» с «Желдорэнерго» - филиалом ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» настоящий Регламент определяет порядок взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с «Желдорэнерго» - филиалом ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» при принятии заявок на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, подготовке технических условий для присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц, а также подготовке и выполнению мероприятий по технологическому присоединению объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, заключении и исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технологического присоединения № 861, иных нормативно-правовых актов РФ, а также распоряжения ОАО «РЖД» от 06.03.2013 №587р.

Управление электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры (далее – Управление электрификации и электроснабжения) организует и координирует работу Желдорэнерго и причастных подразделений ОАО «РЖД» по технологическому присоединению энергопринимающих устройств третьих лиц к сетям ОАО «РЖД» (п. 1.2 Регламента).

При соблюдении ОАО «РЖД» и Желдорэнерго норм Регламента срок выдачи технических условий Заявителю не должен был превышать установленный Правилами 15-дневный срок.

Так, в соответствии с п. 2.3 Регламента Желдорэнерго, получив заявку, в установленном порядке регистрирует заявку и в течение 5 рабочих дней с даты получения проводит ее проверку на полноту сведений и соответствие Правилам, в день определения соответствия заявки Правилам направляет копию заявки с запросом в соответствующую службу электрификации и электроснабжения о подготовке проекта технических условий и предоставлении необходимых документов, связанных с их подготовкой.

Служба электрификации и электроснабжения, в свою очередь, в течение 5 дней со дня получения запроса от Желдорэнерго по заявкам с запрашиваемой мощностью не более 150 кВТ включительно направляет в Желдорэнерго проект технических условий для присоединения к электрическим сетям по утвержденной Правилами форме (п. 3.1 Регламента).

Согласно пп. «а» п. 3.6, п. 3.7 Регламента Желдорэнерго в течение 3 дней с даты получения проекта технических условий и документов, указанных в п. 3.2 Регламента, осуществляет анализ представленных документов, оформляет технические условия, затем направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный им проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в установленных Правилами сроки.

23.01.2015 в «Желдорэнерго» - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» поступила заявка <…> на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «РЖД».

02.02.2015, с соблюдением установленного Регламентом срока, Желдорэнерго направило запрос на разработку проекта технических условий в Службу электрификации и электроснабжения Юго-Восточной Дирекции инфраструктуры – Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Так как от Службы электрификации и электроснабжения не поступило подтверждения получения указанного запроса 03.02.2015, письмо было продублировано.

11.03.2015 Служба электрификации и электроснабжения направила, в том числе, посредством электронной почты разработанный проект технических условий для <…> в Желдорэнерго. Учитывая п. 3.1 Регламента и пояснения сторон о получении Службой электрификации и электроснабжения указанного запроса 03.02.2015, проект технических условий подлежал отправке в Желдорэнерго 09.02.2015. Таким образом, пропуск срока составил 29 дней.

Желдорэнерго в нарушение пп. «а» п. 3.6, п. 3.7 Регламента направило подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору <…> 10.04.2015. Пропуск установленного Регламентом срок составил 30 дней.

Учитывая, что надлежащим образом оформленная заявка  поступила в Желдорэнерго 23.01.2015, договор технологического присоединения и технические условия подлежали отправке в адрес заявителя 09.02.2015.

Несоблюдение ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» Регламента привело к пропуску срока для направления договора технологического присоединения и технических условий, установленного п. 15 Правил, на два месяца.

Таким образом, ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» нарушили п. 15 Правил.

 

2. В соответствии с п. 17 Правил плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как указано выше, ОАО «РЖД» (Служба электрификации и электроснабжения) письмом от 11.03.2015 исх. № ЭТ-12/212 направило в адрес Желдорэнерго проект технических условий на технологическое присоединение энергетических установок жилого дома  к электрическим сетям ОАО «РЖД», пунктом 9 которого определена точка присоединения (основной источник питания): ЗРУ – 0,4кВ (Ф12 – 0,4 кВ) трансформаторной подстанции ТП-400/10/0,4 кВ № 17 с трансформатором мощностью 400 кВА на ст. Кочетовка Мичуринской дистанции электроснабжения Юго-Восточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», от которой в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, предусматривается прокладка воздушной линии ВЛ-0,4 кВ проводом марки СИП расчетного сечения и определенной длины от ЗРУ-0,4 кВ ТП № 17 до шкафа учетного наружного исполнения на фасаде жилого дома.

В соответствии с п. 3.2. Регламента к проекту технических условий прилагаются, в том числе, однолинейные схемы электрических сетей ОАО «РЖД», к которым планируется технологическое присоединение, план расположения существующих объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств заявителя с указанием расстояний между объектами, копии актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон между ОАО «РЖД» и потребителем.

Согласно пояснениям ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» и материалам дела указанные документы не были приложены Службой электрификации и электроснабжения к проекту технических условий, направленному в Желдорэнерго.

В соответствии с п. 3.6 Регламента Желдорэнерго осуществляет анализ представленного ОАО «РЖД» проекта технических условий. Однако, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», в свою очередь, также не представило доказательств, подтверждающих уточнение/выяснение у ОАО «РЖД» информации о расстоянии от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД».

Письмом от 10.04.2015 исх. № 2267и-ЖДЭ Желдорэнерго направило в адрес Заявителя технические условия для присоединения к электрическим сетям с аналогичной точкой присоединения и 3 договора № 10504-04-15/ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД».

В соответствии с п.3.1 договора плата за технологическое присоединение по договору составляет 259 790,85 рублей, размер платы утвержден в соответствии с приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19.12.2014 № 219-э.

При этом в соответствии с п. 17 Правил и указанным Приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области плата за технологическое присоединение может превышать 550 рублей только в случае расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения составляет более 300 метров.

В данном случае, в материалы дела представлены результаты проверки Транспортной прокуратуры г. Мичуринска, куда <…> также обращался с жалобой на действия сетевой организации.

Так, 17.07.2015 помощником Мичуринского транспортного прокурора, в присутствии заявителя <…>, совместно с заместителем начальника Мичуринской дистанции электроснабжения <…> проведены измерения кратчайшего расстояния от фидера № 12 трансформаторной подстанции до границ земельного участка заявителя. Длина указанной трассы рассчитана по кратчайшему расстоянию по прямой и составляет 295 м.

В соответствии с п. 8.1 Регламента Желдорэнерго выполняет расчет размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Вместе с тем, анализ норм Регламента позволяет сделать вывод, что итоговый расчет платы за технологическое присоединение зависит от взаимодействия сторон Регламента: ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ». В данном случае Служба электрификации и электроснабжения не представила полный перечень документов, в соответствии с п. 3.2. Регламента, позволяющих выполнить расчет платы за тех. присоединение, Желдорэнерго не представило доказательств истребования таких документов.

Таким образом, ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» при выдаче технических условий <…> нарушили п. 17 Правил.

Действия ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по пропуску срока выдачи технических условий и установлению завышенной платы по договору технологического присоединения привели к ущемлению прав и законных интересов Кирьянова С.В., что в силу ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент возбуждения настоящего дела) признается злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

 

В настоящее время нарушение устранено. 14.08.2015 <…> был направлен проект договора № 10504-08-15/ТП с указанием платы за технологическое присоединение в размере 550 рублей. 11.09.2015 ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» получены подписанные <…> экземпляры данного договора.

Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ в ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции внесены следующие изменения, вступившие в силу 05.01.2016:

запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. К другим лицам в новой редакции отнесены хозяйствующие субъекты в сфере предпринимательской деятельности и неопределенный круг потребителей.

Настоящее дело возбуждено по обращению который обратился в сетевую организацию для присоединения к электрическим сетям жилого дома, максимальная мощность энергопринимающих устройств – 15 кВт, заявленный характер нагрузки – бытовой.

Таким образом, действия ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по нарушению Правил технологического присоединения совершены в отношении <…>, и не нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в обращении о присоединении и технических условиях отсутствует информация об использовании присоединяемого объекта для осуществления предпринимательской деятельности. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении виновных лиц.

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.

 

 

 

Председатель комиссии

Е.А. Гречишникова

 

 

Члены комиссии

Н.Н. Колодина

 

 

 

К.И. Мурзин

 

 

 

Н.В. Попова

 

 

 

К.С. Кузнецова

 

 

 

Л.А. Баченина

 

 

 

 

 

 

Исп. Кузнецова К.С.,

т. (4752) 72-93-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны