Решение б/н решение по делу № А3-3/16 о нарушении антимонопольного закон... от 12 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответчик: ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов»

 

 

 

Заявитель: ООО «Фортуна-Плюс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №А3-3/16 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» апреля 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» апреля 2017 г.

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены:

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А.,

в присутствии представителей ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» <…> (доверенность от 30.12.2016), <…> (доверенность от 30.12.2016),

в отсутствие представителя ООО «Фортуна-Плюс»,

рассмотрев дело №А3-3/16 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» (адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 11А)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Тамбовское УФАС России поступило заявление ООО «Фортуна-Плюс» о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» антимонопольного законодательства действиями по незаконному переводу с декабря 2015 года принадлежащих ООО «Фортуна-Плюс» объектов газопотребления («Баня» и «Магазин» по адресу: г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 2 «З») на учет объема потребляемого газа исходя из проектной мощности газопотребляющего оборудования общества, без учета показаний поверенных контрольно-измерительных приборов узла учета расхода газа АГАТ G 16 (зав. № 0006240) и УБСГ 001 G 6 (зав. № 003055), а также действиями по незаконному прекращению с 15.04.2016 поставки газа.

ООО «Фортуна-Плюс» также указало, что 03.12.2015 ФБУ «Тамбовский ЦСМ» указанные приборы учета газа были признаны пригодными к применению, о чем выданы Свидетельства о поверке № 198195 и № 201451. Поверенные приборы учета были установлены и 08.12.2015 опломбированы ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» с составлением актов № 679 и № 680. В заключении обоих актов указано, что потребителю необходимо организовать узел учета газа в  соответствии с требованиями нормативных документов, а до приведения узла учета в соответствие, учет потребляемого газа будет производиться в соответствии с п. 3.9. Правил учета газа, то есть по проектной мощности газопотребляющего оборудования, без указания каких-либо претензий к самим приборам. До этого каких-либо нареканий к приборам в части невозможности их использования после процедуры государственной поверки ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» не уведомлял. ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» не признало поверенные приборы учета газа пригодными для целей договора, хотя конкретно об этом  в актах ничего не указано.

04.05.2016 принятие решения по результатам рассмотрения заявления ООО «Фортуна-Плюс» было отложено до принятия и вступления в силу решения Арбитражного суда Тамбовской области по делу № А64-1685/2016.

По результатам рассмотрения заявлений, материалов, приложенных к обращению в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов»  представило следующие пояснения.

Актами № 679 от 08.12.2015 и № 680 от 08.12.2016 установлено, что ООО «Фортуна-Плюс» необходимо организовать узлы учета газа АГАТ G 16 и УБСГ-0001-G 6 в соответствии с требованиями Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России № 961 от 31.12.2013. Согласно п. 1.6 Правил необходимо установить средства измерений, а также технические системы, отвечающие требованиям законодательства РФ о единстве средств измерений согласно ст. 2 п.п. 14, 23 ФЗ-102 от 26.06.2008. До приведения узла учета газа в соответствие с вышеуказанными требованиями учет расхода газа должен производиться в соответствии с п. 3.9 Правил учета газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования.

ООО «Фортуна-Плюс» неоднократно сообщалось, что объем газа должен приводиться к следующим стандартным условиям: температура 20 градусов С, давление 760 мм. рт. ст.; влажность равна 0. Учет газа, не приведенного к стандартным условиям по давлению, не корректен. Приборы учета ООО «Фортуна-Плюс» рассчитаны на избыточное давление в газопроводе. В подтверждение позиции ООО «Газпром Межрегионгаз Тамбов» было направлено письмо на завод-изготовитель данных приборов учета. Письмом № Р-369 от 06.06.2016 было сообщено, что для корректного учета объема газа, приведенного к стандартным условиям, необходимо вводить в данные счетчики значение поправочного коэффициента давления, рассчитанного исходя из значений фактического избыточного давления газа в газопроводе и среднего барометрического давления в регионе по месту установки приборов учета газа. Однако со стороны ООО «Фортуна-Плюс» меры по устранению нарушений не предпринимались.

Разногласия по потребленным объемам газа между покупателями и поставщиком являются предметом рассмотрения сторонами в гражданско- правовом порядке и должны разрешаться досудебным урегулированием, в связи с чем в оферту публичного договора поставки газа, направляемой покупателям, предусмотрен соответствующий порядок, указанный в п. 4.4 договора поставки газа.

В соответствии с пунктом 4.4 договора поставки газа от 25.03.2014 № 50-5- 23060, заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» и ООО «Фортуна-Плюс», предусмотрено, что при разногласиях в оценке качества и количества потребленного газа представители поставщика и покупателя проводят совместные проверки соответствия метрологических характеристик контрольно-измерительных приборов действующим нормативным документами правильности определения количества (объема м. куб.) и показателей качества газа с составлением акта. Стороне, несогласной с результатами проверки, необходимо отразить в акте свое особое мнение. Особое мнение рассматривается в рабочем порядке, а в случае неразрешения спорной ситуации Сторона, несогласная с результатами проверки, обращается в территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в его головные институты. Окончательное решение по спорному вопросу принимает Арбитражный суд. До разрешения спора количество газа определяется по данным поставщика.

Согласно п. 4.5 Договора поставки газа при отсутствии у Покупателя КИП или их неисправности объем переданного газа учитывается по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности КИП и (или) их отсутствия из расчета 24 часа в сутки.

ООО «Фортуна-Плюс» 02.12.2016 направило в Тамбовское УФАС России письмо исх. № 96 (вх. от 02.12.2016 № 8643) об оставлении  его заявления без рассмотрения в связи с тем, что ООО «Фортуна-Плюс» 28.11.2016 заключило мировое соглашение и признало задолженность за потребленный газ, согласившись, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» по отключению газа были обоснованными. При этом, ООО «Фортуна-Плюс» указало, что действия по прекращению поставки газа не привели к какому либо ущербу для ООО «Фортуна-Плюс», поскольку отключение произошло вне отопительного сезона и на хозяйственную деятельность предприятия влияния не оказали.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов», приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В ходе рассмотрения заявления и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, проведен анализ состояния конкуренции на рынках оказания услуг по поставке природного газа в границах Тамбовской области. Установлено, что доля ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» на указанном товарном рынке составляет более 98%, что позволяет признать положение общества доминирующим.

Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» обязано соблюдать ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

25.03.2014 между ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» (поставщик) и ООО «Фортуна-Плюс» (покупатель) был заключен договор поставки газа N 50-5-23060 (в редакции дополнительного соглашения б/н от 01.10.2014). Согласно п.п. 2.1, 5.1 указанного договора поставщик принял на себя обязательство в период с 01.04.2014 по 31.12.2017 поставлять и обеспечивать транспортировку газа горючего природного и (или) газа горючего природного сухого отбензиненного (далее - газ), цена которого является государственно регулируемой, формируется из регулируемых оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку газа по сетям газораспределительной организации (ГРО) и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО, а покупатель обязался принять и оплатить полученный газ.

В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 договора поставки газа, учет газа производится поставщиком в соответствии с Правилами учета газа, утвержденными Минтопэнерго 14.10.1996 г., и договором.

Количество газа, поставленного поставщиком покупателю, определяется по  показаниям опломбированных поставщиком контрольно-измерительных приборов узла учета расхода газа (далее – КИП), принадлежащих покупателю и установленных у него, в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370 - 2008 (ИСО 10715:1997).

За единицу объема принимается 1 куб.м. газа, приведенный к стандартным  условиям: температуры 20°С или 293,15°К, давление 760 мм ртутного столба или 101325 Н/м², что соответствует 101,325 кПа (п. 5.2. договора поставки газа) ГОСТ 2939-63.

Из п. 4.5 договора поставки газа следует, что при отсутствии у покупателя КИП или их неисправности, объем переданного газа учитывается по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности КИП и (или) их отсутствия, из расчета 24 часа в сутки.

Под неисправностью КИП стороны понимают такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно - технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма и пломбы, установленной поставщиком на месте крепления КИП и их конструктивных элементов.

Принадлежащие ООО «Фортуна-Плюс» объекты газопотребления «Баня» и «Магазин» оборудованы приборами учета расхода газа АГАТ G16 (зав. № 0006240) и УБСГ 001 G6 (зав. № 003055) соответственно.

Установка данных счетчиков с названными заводскими номерами была согласована сторонами в п. 4.2. договора поставки газа.

В декабре 2015 года, в связи с истечением межповерочного интервала на упомянутые счетчики ООО «Фортуна-Плюс», ФБУ «Тамбовский ЦСМ» произведена их поверка, по результатам которой КИП признаны соответствующими описанию типа и пригодными к применению до 03.12.2021 г., метрологические характеристики признаны соответствующими описанию типа средства измерения. Данный факт подтверждается свидетельствами о поверке № 198195 от 03.12.2015 и № 201451 от 03.12.2015.

Согласно актам № 679 от 08.12.2015 г. и № 680 от 08.12.2015 г. следует, что представителем ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» зафиксирован факт очередной поверки приборов учета расхода газа ООО «Фортуна-Плюс» АГАТ G 16 и УБСГ001 G 6, эти приборы установлены и опломбированы пломбами ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов».

Вместе с тем, в разделе «Заключение» обоих актов указано, что потребителю необходимо организовать узел учета газа в  соответствии с требованиями Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России № 961 от 31.12.2013. Согласно п. 1.6 Правил необходимо установить средства измерений, а также технические системы, отвечающие требованиям законодательства РФ о единстве средств измерений согласно ст. 2 п.п. 14, 23 ФЗ-102 от 26.06.2008 г. До приведения узла учета в соответствие с вышеуказанными требованиями, учет расхода газа будет производиться в соответствии с п. 3.9. Правил учета газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования.

На основании указанных актов, начиная с 08.12.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов», полагая КИП ООО «Фортуна-Плюс» не отвечающими требованиям действующего законодательства, производило расчет объема поданного ООО «Фортуна-Плюс» газа исходя из проектной мощности газопотребляющих установок и 24 часового режима их использования.

Письмом от 11.04.2016 № 03/1828 ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» известило ООО «Фортуна-Плюс» о проведении 14.04.2016 работ по прекращению поставки газа в связи с неоднократным нарушением ООО «Фортуна-Плюс» своих обязательств по договору поставки газа от 25.03.2014 № 50-5-23060 в части оплаты.

15.04.2016 АО «Газпром газораспределение Тамбов» на основании заявки ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» от 12.04.2016 № 03/1861 произвело работу по прекращению поставки газа потребителю ООО «Фортуна-Плюс» по адресу: г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 2 «З», путем снятия сгона с установкой заглушки, что подтверждается актом № 15/1 о выполнении работ по прекращению поставки газа.

Согласно пункту 1 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее – Правила № 162), настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Согласно п. 21 Правил № 162 поставка и отбор газа без учёта его объёма не допускаются.

В силу п.п. 22, 23, 25 Правил № 162 (в редакции постановления Правительства РФ № 741 от 23.07.2015г.) учёт объёма газа осуществляется в порядке, утверждённом Министерством энергетики РФ. При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объём переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объёму потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.

Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учёта газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.

Утверждённым постановлением Госстандарта СССР № 3375 от 15.11.1989 г. Межгосударственным стандартом ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения» дано понятие неисправному состоянию - состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно - технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Доказательств неисправности  приборов учёта расхода газа истца АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6, а именно, их несоответствия какому - либо требованию нормативно - технической или конструкторской документации на КИП, отвечающих критериям достоверности и достаточности, ответчиком в материалы дела не представлено.

Из актов № 679 и № 680 от 08.12.2015 г. не представляется возможным установить, в чём именно заключается несоответствие КИП АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6 требованиям  законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также какие средства измерений и технические системы согласно п. 1.6. Правил № 961 необходимо установить  ООО «Фортуна-Плюс» на принадлежащее ему газопотребляющее оборудование.

Комиссией установлено, что спор между заявителем и ответчиком по делу рассматривался Арбитражным судом Тамбовской области (решение от 22.06.2016 по делу № А64-1685/2016).  Действия ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» по переводу с 08.12.2015 г. принадлежащих ООО «Фортуна-Плюс», объектов  газопотребления: «Баня», оборудованного прибором учета АГАТ G 16 зав. № 0006240, и «Магазин», оборудованного прибором учета УБСГ 001 G 6 зав. № 003055, на учет объема потребляемого газа исходя из проектной мощности названных газопотребляющих объектов признаны неправомерными. Суд обязал ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» с 08.12.2015 произвести расчет объема газа, потребленного указанными объектами газопотребления, расположенными по адресу: г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 2 «З», по показаниям приборов учета  АГАТ G 16, зав. № 0006240 и УБСГ 001 G 6, зав. № 003055, исходя из показаний, зафиксированных в актах № 679 от 08.12.2015 г. и № 680 от 08.12.2015 г.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2016 по делу № А64-1685/2016  решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Однако, 28.11.2016 между ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» и ООО «Фортуна-Плюс» заключено мировое соглашение. Данное мировое соглашение утверждено определением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.11.2016 по делу № А64-1685/2016.  

Указанным определением от 28.11.2016 суд утвердил мировое соглашение, из которого в т.ч. следует:

1) ООО «Фортуна-Плюс» подтверждает наличие задолженности перед ответчиком (ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов») за период декабрь 2015 год по апрель 2016 года в размере 116 192,49 руб. на момент утверждения мирового соглашения законными;

2) действия поставщика газа признаны обоснованными.

Судебные акты арбитражных судов обязательны для органов государственной власти (ч.1 ст.16 АПК РФ).

С учетом утверждения судом положения мирового соглашения об отсутствии ущемления интересов заявителя действиями ответчика по делу, с учетом существа рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства Тамбовское УФАС России не усматривает возможности признать ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" нарушившим требования ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №А3-3/16 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии

 

Е.А. Гречишникова

 

 

Члены комиссии

К.И. Мурзин

 

 

 

Н.В. Попова

 

 

 

А.Н. Мясникова

 

А.А. Абанкин

Исп. Попова Н.В., 8 (4752) 72-93-54

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны