Решение №ЕГ/1650/22 068/05/21-512/2022 от 20 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 068/05/21-512/2022 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

Резолютивная часть решения объявлена 6 октября 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.

г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Елизарова М.С.,

рассмотрев дело № 068/05/21-512/2022 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы алкогольной продукции, содержащей образ человека с использованием средства стабильного территориального размещения,

в присутствии ИП

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области установлено, что в июне 2022 года по адресу: <…>., при входе в магазин «<…>.» размещается рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «<…>. Магазин разливных напитков. Закуски. Рыба. Разливные напитки» с изображением девушки с бокалами пенного напитка.

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в магазине «<…>.», является ИП <…>. (ИНН: <…>.).

06.09.2022 в отношении ИП <…>. возбуждено дело № 068/05/21-512/2022 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

ИП <…>. в письменных пояснениях от 06.10.2022 вх. № 2396 сообщил, что смонтировал макет рассматриваемой рекламы самостоятельно, без привлечения третьих лиц. Период распространения с 1 мая 2022 года по настоящее время. Реклама распространяется в городе Тамбов по следующим адресам<…>.

А также, предприниматель пояснил, что распространял указанную рекламу по незнанию рекламного законодательства и обязуется устранить нарушения в кротчайшие сроки.

Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

С 1 мая 2022 года по настоящее время на фасаде здания по адресу: <…>., при входе в магазин «<…>.» размещается рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «<…>. Магазин разливных напитков. Закуски. Рыба. Разливные напитки» с изображением девушки с бокалами пенного напитка.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация распространялась для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение и поддержание внимания к товарам, реализуемым магазином «<…>.» (пива), а также к самому магазину с целью продвижения его на рынке.

22.07.2022 на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Тамбовском УФАС России члены Экспертного совета выразили мнение, что реклама магазина «<…>.», в наружном оформлении которого изображена девушка с бокалами пенного напитка, воспринимается как реклама торговой точки по продаже пива.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности индивидуального предпринимателя <…>. торговля розничная пивом в специализированных магазинах.

Таким образом, учитывая использование предпринимателем в совокупности изображения образа девушки с бокалами пенного напитка и названия магазина «<…>.», с информацией «Магазин разливных напитков. Закуски. Рыба. Разливные напитки», явно свидетельствует, что внимание потребителей направлено на реализуемую в указанном магазине алкогольную продукцию (пиво), а также к продавцу рекламируемого товара.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, относятся к алкогольной продукции.

В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно письму ФАС России N АК/76734/18 от 24.09.2018 г. "О применении статьи 21 Федерального закона "О рекламе", если распространяется реклама продавца (производителя) алкогольной продукции, в которой отсутствует указание на средства индивидуализации продукции (товарные знаки), используемые для обозначения алкогольной продукции, однако, указываются на сведения, формирующие интерес к алкогольной продукции, как напитку, такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В рекламе присутствует визуальный образ - изображение девушки, держащей в руках бокалы с пенным напитком. Также в рекламе указывается на иной ассортимент реализуемой продукции: закуски (изображены чипсы), рыба.

Данное оформление в совокупности с названием магазина «<…>.» (одним из узнаваемых символов г. Праги и Чехии является пиво) воспринимается как реклама пива, реализуемого данным магазином и самого магазина.

Статьей 21 Закона о рекламе установлены специальные требования и ограничения к рекламе алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Поскольку рассматриваемые рекламная конструкция с рекламой алкогольной продукции – пива стационарно размещены снаружи на стене занимаемого магазином помещения, данная реклама нарушает требования пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

В рекламе присутствует визуальный образ - изображение девушки, держащей в руках бокалы с пенным напитком, следовательно, данная рекламная конструкция размещается в нарушение пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

Таким образом, в вышеуказанной рекламе содержатся признаки нарушения пункта 5 части 2, пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 Федерального Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель, за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Исходя из письменных пояснений от 06.10.2022 вх. № 2396, предприниматель самостоятельно изготовил и разместил рассматриваемую рекламную конструкцию и определил содержание рекламы.

Таким образом, ИП является и рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Сведений о прекращении нарушения в материалах дела нет.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 42-51 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «<…>. Магазин разливных напитков. Закуски. Рыба. Разливные напитки» с изображением девушки с бокалами пенного напитка, распространявшуюся в городе Тамбов по следующим адресам: <…>. в период с 1 мая 2022 года по настоящее время, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 1 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП <…>. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

Председатель Комиссии К.И. Мурзин

Члены Комиссии Т.В. Заботнова

М.С. Елизарова

Исп. Елизарова М.С., 8(4752) 72-93-54

Связанные организации

ИП Голиков Р.В.
ИНН 682966079573, ОГРН 319682000010200