Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № А4-10/15 от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

ООО «Росгосстрах»

140002, Московская область,

г. Люберцы, ул. Парковая, 3

 

Заявитель:

ОСАО «Ингосстрах»

117997, г. Москва,

ул. Пятницкая, 12, стр. 2

 

Заинтересованные лица:

ОАО «СОГАЗ»

107078, г. Москва,

 проспект Академика Сахарова, 10

 

САО «ВСК»

121552, г. Москва,

ул. Островная, 4

 

31.07.2015 №58-4-09/3262

 

 

Р Е Ш Е Н И Е  № А4-10/15 

 

Резолютивная часть решения объявлена  20 июля 2015 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено  31 июля  2015 года                           г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Председатель Комиссии:

            Мазаева С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России;

            Члены Комиссии:

Гречишникова Е.А. – руководитель Тамбовского УФАС России,

            Деев А.А. – ведущий юрисконсульт Юридического отдела Отделения по Тамбовской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ;

            Плотников С.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России,

 

            рассмотрев дело № А4-10/15 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  (далее – Закон о защите конкуренции),

             в присутствии представителей:

            - ООО «Росгосстрах»: Севостьяновой Е.А. (доверенность от 12.01.2015 №30), Данилушкиной Е.М. (без доверенности);

            - ОСАО «Ингосстрах»: Яковлевой В.А. (доверенность от 05.09.2014 №3517481-527/14);

             представители заинтересованных лиц на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области     поступило заявление ОСАО «Ингосстрах» (исх. от 07.04.2015 № 319/и-15, вх. от 07.04.2015 № 3202) о признаках недобросовестной конкуренции ООО «Росгосстрах» при участии в запросе котировок (закупка №  0164200003015001048) на оказание  услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца транспортных средств – ТОГБУ «Тамбовское водное хозяйство».    

            В связи с наличием признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Росгосстрах» было возбуждено настоящее дело.

                        Представитель Заявителя на рассмотрении дела поддержал доводы заявления и пояснил, что 02.04.2015 конкурсной комиссией государственного заказчика  - ТОГБУ «Тамбовское водное хозяйство» были подведены итоги запроса   котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (реестровый номер закупки: 0164200003015001048). В соответствии с протоколом  рассмотрения  и оценки  заявок на участие в запросе котировок от 02.04.2015 №П1 победителем  было признано ООО «Росгосстрах», как участник, предложивший наименьшую цену контракта, а именно 64 444,14 рублей.  При этом,  цена, предложенная ОСАО «Ингосстрах»,  а также иными участниками закупки,  составила  64 444,15 рублей и была рассчитана в соответствии с требованиями статьи 8, статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» на основании сведений  о транспортных средствах и с учетом порядка округления дробных частей копейки, разъясненного в Письме Центрального Банка России от 14.10.1997 №91-97. Заявитель считает, что занижение ООО «Росгосстрах» цены котировочной заявки, обусловило обществу неправомерную победу в запросе котировок, что является недобросовестной конкуренцией.

                        На рассмотрении дела представители Ответчика сообщили, что общество  с указанными доводами не согласно, поскольку произвело расчет цены в соответствии с Указанием ЦБРФ от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». При этом, ООО Росгосстрах при участии в запросе котировок предложило цену 64 444,14 рублей выполнив расчет с указанием 4-х знаков после запятой по 9-ти  транспортным средствам по минимальному базовому тарифу, с учетом предусмотренных коэффициентов и без округления суммы страховой премии, поскольку конкурсной документацией не был установлен порядок округления и количество значимых цифр после запятой, участвующих в расчете. В связи с чем, предложенная цена контракта соответствует нормам действующего законодательства  Российской Федерации и действия ООО Росгосстрах при участии в запросе котировок не могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

                 Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

            Государственным заказчиком – ТОГБУ «Тамбовское водное хозяйство»  24.03.2015 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0164200003015001048 о проведении запроса котировок на оказание  услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца транспортных средств – ТОГБУ «Тамбовское водное хозяйство». 

            В извещении о проведении запроса котировок   содержатся сведения о 9-ти автомобилях, мощности их двигателей, дате выпуска, месте регистрации и иная информация, необходимая для расчета цены  предложения участниками закупки.

            На участие в запросе котировок  поступило 4 заявки: ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ»,  ООО «Росгосстрах»,  СОАО «ВСК». Все они допущены  к участию в запросе котировок.

            В соответствии  с Протоколом рассмотрения и оценки  заявок на участие в запросе котировок от 25.04.2015 №П1 победителем запроса котировок было признано ООО «Росгосстрах», первым предложившее  наиболее низкую цену  контракта: 64 444,14 рублей. При этом цена котировочной заявки, предложенная ОСАО «Ингосстрах» и ОАО «СОГАЗ», составила 64 444,15  рублей.

            По результатам указанной закупки с ООО «Росгосстрах»  был заключен контракт от 20.04.2015 № 0164200003015001048/1  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца транспортных средств - ТОГБУ «Тамбовское водное хозяйство».

            На основании положений статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Обязательное страхование осуществляется путем заключения договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована (пункт 1 статьи 15 Закона об ОСАГО).

Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России (пункт 1 статьи 9 Закона об ОСАГО).

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об ОСАГО, установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и/или коэффициенты, отличные от установленных Банком России.

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования (пункт 7 статьи 15 Закона об ОСАГО).

В п. 7 страхового полиса (Приложение 3 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств") указывается сумма страховой премии в рублях.

            В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 копеек.

            Поскольку действующим законодательством не установлены более мелкие кратные части рубля, все обязательства должны рассчитываться в указанных пределах.

            При наличии в расчете суммы обязательства более 1/100 рубля деловая практика использует метод округления. Так в Письме Центрального Банка России от 14.10.1997 №91-97 разъяснен порядок изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен при деноминации, а именно, округление производится по действующим бухгалтерским правилам: если при расчете образуются дробные части копеек, сумма должна быть округлена до целой копейки, и в случае, если дробная часть менее полкопейки, то сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна полкопейки и больше, то сумма повышается до целой копейки. 

Согласно письму Банка России (исх. от 21.05.2015 №53-1-2-6/2881, вх. от 04.06.2015 №5907) расчет страховой премии сделанный страховой компанией ООО «Росгосстрах» в размере 64 444,14 рублей, указанный в котировочной заявке по закупке № 0164200003015001048, произведен некорректно. Верным является расчет страховой премии произведенный страховой компанией ОСАО «ВСК»  в размере 64 444,15 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 72 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. В соответствии с пунктом 6 статьи 78 указанного Федерального закона при предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

ООО «Росгосстрах» при участии в запросе котировок предложило цену контракта, рассчитанную  с нарушением  требований  действующего  законодательства  об обязательном страховании и указаний Банка России, в результате чего ООО «Росгосстрах» было признано победителем запроса котировок.

            Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что снижение ООО «Росгосстрах» цены контракта на 1 копейку было направлено на получение  преимуществ перед другими участниками закупки, рассчитавшими ценовое предложение в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, поскольку  ООО «Росгосстрах»  подобным образом  обеспечило себе  победу в рассматриваемом запросе котировок.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

            Для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно:

- действия должны совершаться хозяйствующим субъектом;

- действия должны быть направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- действия должны противоречить положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность получить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий, то есть действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены, в связи с чем указанные термины применяют в связи с их общим значением в русском языке. Так, термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь – как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы.

Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда (или возможность) другому хозяйствующему субъекту - конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками кроме реального ущерба понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.

           Все   признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях ООО «Росгосстрах»:

            - действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке финансовых услуг, а именно при участии в запросе котировок на оказание  услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца транспортных средств;

            - действия противоречат действующему законодательству, а именно статье 8, статье 9 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», Письму Центрального Банка России от 14.10.1997 №91-97, части 1 статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, а также обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

            - действия могут причинить убытки хозяйствующим  субъектам-конкурентам (участникам запроса котировок), в том числе ОСАО «Ингосстрах», путем неполучения прибыли за счет непризнания его победителем запроса котировок и незаключения с ним договора по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца транспортных средств.

Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение недобросовестной конкуренции. 

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.  

            Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.

Конкурентами ООО «Росгосстрах» являются  страховые организации, имеющие  право осуществлять страховую деятельность по рассматриваемому виду  страхования - ОСАГО, при участии  в запросе котировок № 0164200003015001048, а именно допущенные к участию ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ».

            Часть 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации прямо запрещает экономическую (соответственно, предпринимательскую) деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.        

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России  приходит к выводу, что ООО «Росгосстрах» совершило недобросовестную конкуренцию на рынке обязательного страхования гражданской ответственности  владельца транспортных средств при участии в закупке №  0164200003015001048, чем  нарушило  запрет, установленный частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Довод ООО «Росгосстрах»  о том, что общество при участии в запросе котировок предложило цену 64 444,14 рублей на основании того, что конкурсной документацией не был установлен порядок округления и количество значимых цифр после запятой, то общество выполнило автоматический расчет с указанием 4-х знаков после запятой, не принимается  Комиссией Тамбовского УФАС России по  следующим основаниям.

Согласно законодательству об ОСАГО страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется путем заключения со страховщиком соответствующего договора, в котором указывается конкретное транспортное средство, гражданская ответственность владельцев которого застрахована.

Заключение договора ОСАГО удостоверяется вручаемым страховщиком страхователю страховым полисом на конкретное транспортное средство, где указывается размер страховой премии, в рублях, рассчитанной страховщиком на основании тарифных ставок и коэффициентов, установленных Банком России и примененных страховщиком в зависимости от технических характеристик транспортного средства, территории преимущественного использования транспортного средства и иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Таким образом, в соответствии с законодательством об ОСАГО страховая премия рассчитывается на каждое транспортное средство отдельно. Следовательно, цена государственного контракта должна рассчитываться как сумма страховых премий по каждому транспортному средству.

По результатам указанной закупки ООО «Росгосстрах»  заключило с ТОГБУ «Тамбовское водное хозяйство» контракт от 20.04.2015 № 0164200003015001048/1  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца транспортных средств, цена которого составляет 64 444,14 руб. (пункт 2.2 контракта). Объектом страхования являются 9 транспортных средств, указанные в Приложении №1 к контракту (пункт 1.2 контракта).

При сложении страховых премий по каждому транспортному средству, указанному в котировочной  заявке ООО «Росгосстрах», их сумма составляет  64 444,15 руб., а не  64 444,14 руб.

В рамках исполнения указанного контракта ООО «Росгосстрах» выдало ТОГБУ «Тамбовское водное хозяйство» полисы ОСАГО, в том числе: серия ССС №0704365904 на сумму 7661,30 руб.,  серия ССС №0704365905 на сумму 5241,94 руб., серия ССС №0704365906 на сумму 8595,42 руб., серия ЕЕЕ №0338823853 на сумму 6604,57 руб.

Таким образом, ООО «Росгосстрах»  неправомерно рассчитало цену контракта в размере 64 444,14 руб.,  поскольку цена не соответствует действующему законодательству РФ, однако данные действия по снижению цены контракта обеспечили обществу получение права на заключение контракта, что является  недобросовестной конкуренцией.

            В связи с тем, что  ООО «Росгосстрах»  по итогам запроса котировок  (закупка №  0164200003015001048) заключен контракт от 20.04.2015 № 0164200003015001048/1  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца транспортных средств - ТОГБУ «Тамбовское водное хозяйство», у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  руководствуясь статьей 23, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» по предложению цены контракта при участии в запросе котировок (закупка №  0164200003015001048) на оказание  услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца транспортных средств – ТОГБУ «Тамбовское водное хозяйство», рассчитанной не в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, актом недобросовестной конкуренции, что запрещено  частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

 

Председатель Комиссии                                                       С.В. Мазаева

 

Члены Комиссии                                                                   Е.А. Гречишникова

 

                                                                                                     А.А. Деев

 

                                                                                                   С.Ю. Плотников

                                                                                                                                                                    

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны