Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № А4-11/17 о нарушении антимонопольного зако... от 2 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Администрация города Тамбова

392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 6

 

Ответчики:

Муниципальное казенное учреждение

«Долговой центр»

392002, г. Тамбов, ул. Сергеева-Ценского, д. 30

 

Общество с ограниченной

ответственностью

«ТрансЭкоСервис»

392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 21 А

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А4-11/17 о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения объявлена «4» июля 2018 года

Решение в полном объёме изготовлено «18» июля 2018 года г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

Гречишникова Е.А. - руководитель управления,

члены Комиссии:

Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Пономарева И.А. - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело по признакам нарушения МКУ «Долговой центр» (392002, г. Тамбов, ул. Сергеева-Ценского, д. 30) и ООО «ТрансЭкоСервис» (392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 21 А) пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании комиссии представителей:

МКУ «Долговой центр» - <…> (доверенность от 25.10.2017) и <…> (доверенность от 08.08.2017);

ООО «ТрансЭкоСервис» - <…> (доверенность от 05.02.2018 № 17) и <…> (доверенность от 05.02.2018 № 16);

администрации города Тамбова - <…> (доверенность от 17.10.2017) и <…> (доверенность от 08.02.2018),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) администрация города Тамбова представила для рассмотрения в соответствии с действующим законодательством копию акта № 1 от 24.08.2017 внеплановой проверки муниципального казенного учреждения «Долговой центр» по соблюдению требований Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

  • представленном акте проверки указано, что в период с 1 июня 2017 года по 14 июля 2017 года между МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» было заключено 12 контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова. Все контракты были заключены с единственным поставщиком в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», срок их действия - с 14.06.2017 по 13.07.2017. Каждый контракт предусматривает услуги по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова, общая площадь уборки придомовых территорий составляет 288 435,0 м2, общая стоимость услуг по всем договорам составляет 1 185 467, 85 руб.

В акте также указано, что, принимая во внимание тождественность предмета контрактов, временной интервал, в течение которого заключены контракты (заключены в один день), комиссия пришла к выводу о наличии факта дробления одной закупки на несколько (двенадцать) закупок, каждая из которых на сумму до 100 000 рублей, в целях заключения с единственным поставщиком.

  • мнению администрации города Тамбова, заключение МКУ «Долговой центр» указанных 12 контрактов с ООО «ТрансЭкоСервис» в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы не соответствует цели и содержанию указанного основания заключения контракта с единственным исполнителем, а также не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов обусловлено не техническими и организационными особенностями исполнения контрактов, а исключительно намерениями избежать проведения аукциона при осуществлении закупки на сумму выше 100 000 рублей. В связи с этим, администрация города Тамбова усматривает в действиях МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» признаки нарушения части 1 статьи 15 и статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По признакам заключения МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» антиконкурентного соглашения, направленного на заключение контрактов с единственным поставщиком, было возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.

1 июня 2018 года Комиссия Тамбовского УФАС России в связи с установленным в действиях МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» нарушением антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, вынесла заключение об обстоятельствах дела № А4-11/17.

На рассмотрении дела представители МКУ «Долговой центр» сообщили, что Закон о контрактной системе позволяет заключать контракты до 100 тысяч рублей с одним и тем же поставщиком, в связи с этим МКУ «Долговой центр» заключило 12-ть контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова. Заключение данных контрактов у единственного поставщика было обусловлено острой необходимостью скорейшей уборки территорий, с целью недопущения усугубления сложившейся санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории города Тамбова.

На рассмотрении дела представители ООО «ТрансЭкоСервис» сообщили, что 12-ть контрактов заключены по правилам закупки у единственного поставщика, то есть каждый контракт заключен на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. Закон о контрактной системе позволяет осуществление закупок у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг. Общество качественно и в полном объеме выполнило свои обязательства по контрактам. В настоящее время Общество взыскивает задолженность по пяти контрактам в судебном порядке.

Представители администрации города Тамбова сообщили, что конкретное направление денежных средств по подрядчикам относится к компетенции получателя бюджетных средств. Заявка, полученная от МКУ «Долговой центр» на выделение денежных средств с целью оплаты 12-ти контрактов, была возвращена. Причиной возврата послужило то, что денежные средства на те мероприятия, на которые МКУ «Долговой центр» просило финансирование, не соответствуют той целевой статье, по которой должны финансироваться данные мероприятия. Также в акте выполненных работ наименование мероприятия звучит: «Оказание услуги по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов». Из анализа контрактов следует, что произведенные работы не соответствуют мероприятиям по уборке придомовых территорий. Кроме того, при заключении контрактов на полугодовую уборку придомовых территорий тариф за квадратный метр составлял в среднем 1,40 руб., а тариф оказанных услуг ООО «ТрансЭкоСервис» составил 4,11 руб. за 1м2. В результате заключения 12-ти контрактов между МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» как с единственным поставщиком данный хозяйствующий субъект получил доступ к оказанию услуг по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о цене договора и тем самым был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность. Следовательно, учреждение не обеспечило эффективность финансовых вложений, проявило субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию. В связи с этим жилищным комитетом администрации города Тамбова, являющимся главным распорядителем денежных средств, была создана комиссия, которой была произведена камеральная проверка по 12-ти заключенным договорам с ООО «ТрансЭкоСервис», по результатам которой был составлен акт.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

 

Постановлением администрации города Тамбова от 23 апреля 2012 года № 3116 утвержден Устав муниципального казенного учреждения «Долговой центр».

В соответствии с пунктом 2.1 Устава МКУ «Долговой центр» предметом деятельности учреждения является, в том числе, осуществление функций муниципального заказчика.

В пункте 2.3 Устава МКУ «Долговой центр» перечислены основные виды деятельности, в том числе, размещение муниципального заказа в соответствии с возложенными функциями в пределах доведенных лимитов бюджетного финансирования.

Постановлением администрации города Тамбова от 09.06.2017 № 3476 в Устав МКУ «Долговой центр» внесены изменения в пункт 2.3, который дополнен абзацем, согласно которому к видам деятельности Учреждения, в том числе, относится организация выполнения в 2017 году работ на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды.

Согласно пункту 3.1.7 «Санитарное содержание территорий, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества» подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов на территории городского округа - город Тамбов», установленной в приложении № 2 Перечня мероприятий муниципальной программы города Тамбов «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан города Тамбова» на 2014-2020 годы», утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 14.11.2013 № 9627, МКУ «Долговой центр» является соисполнителем данной программы.

Кроме того, согласно Уставу МКУ «Долговой центр» предметом, целью и основными видами деятельности МКУ «Долговой центр» является осуществление контроля за исполнением управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, а также при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирных домах договорных обязательств по управлению муниципальным жилищным фондом и предоставлению жилищных и коммунальных услуг нанимателя муниципального жилищного фонда (подпункт 2.1 пункта 2); обеспечение сохранности и контроль за использованием жилых помещений за использованием жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тамбова, принятие мер по устранению нарушений использования муниципальных жилых помещения города Тамбова (подпункт 2.2 пункта 2); согласование перепланировки в муниципальных квартирах города Тамбова, ведение учета муниципального (в том числе специализированного) жилищного фонда (подпункт 2.3. пункта 2) и др.

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, в силу приведенного, МКУ «Долговой центр» осуществляет функции органа местного самоуправления, следовательно, на его действия распространяются положения Закона о защите конкуренции, в том числе статья 16 Закона о защите конкуренции.

13 июня 2017 года МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» заключили 12 контрактов №№ 72/1, 72/2, 72/3, 72/5, 73/2 77/6, 78/7, 79/8, 80/9, 81/10, 82/11, 83/12 с одними и теми же условиями на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова сроком с 14.06.2017 по 13.07.2017. Цена каждого контракта не превышает 100 тыс. руб., на общую сумму 1 183 860,84 руб.

Согласно пункту 1.2 контрактов виды и объемы оказываемых услуг указаны в техническом задании (приложение № 1 к контрактам).

В приложении № 1 к контрактам определена характеристика услуги по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова:

- мойка проезжей части – 2 раза в неделю;

- мойка тротуаров – 2 раза в неделю;

- смыв загрязнений асфальтового покрытия – 2 раза в неделю;

- уборка грунтовых наносов межсезонного образования и после ливневых дождей - по мере необходимости.

Пунктом 4.1 определено место оказания услуг (приложение № 2 к контрактам).

В приложении №2 к контрактам указан перечень адресов многоквартирных домов и убираемая площадь, которая в сумме составляет около 23-24 тыс. кв.м. (в зависимости от контракта).

При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в рассматриваемых 12-ти контрактах и их приложениях отсутствует указания и (или) планы, схемы (др.), определяющие непосредственные места, подлежащие уборке. В том числе не определено, что убираемая территория не входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно актам выполненных работ от 14.07.2017, подписанных сторонами, ООО «ТрансЭкоСервис» выполнило услуги по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов по контрактам на всей площади придомовых территорий, стоимость уборки 1 м2 составила 4,11 руб.

Исходя из представленных материалов и самих контрактов, все они заключены на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Так, согласно статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Также, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22).

В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Согласно информации, представленной МКУ «Долговой центр» (исх. от 17.10.2017 № 3705-01-12/17, вх. от 18.10.2017 № 7363) на запрос Тамбовского УФАС России (исх. от 26.09.2017 № 58-4-07/3707), заключение указанных контрактов у единственного поставщика было обусловлено острой необходимостью скорейшей уборки территорий с целью недопущения усугубления сложившейся санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории города.

Тамбовское УФАС России письмом от 19.10.2017 № 58-4-07/4130 запросило у МКУ «Долговой центр» документальные доказательства, подтверждающие острую необходимость скорейшей уборки территорий и заключения 12-ти аналогичных контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова, а именно на мойку проезжей части, тротуаров, смыв загрязнений асфальтового покрытия, уборку грунтовых наносов межсезонного образования и после ливневых дождей, а также запросило обоснование стоимости выполнения вышеуказанных работ в размере 4 рублей 11 копеек за 1 м2.

Кроме того, у МКУ «Долговой центр» были запрошены документальные доказательства, подтверждающие фактическую площадь проезжей части и тротуаров по каждому контракту в разрезе каждого дома, указанного в приложении № 2 к контрактам.

На запрос Тамбовского УФАС России МКУ «Долговой центр» сообщило, что острая необходимость заключения указанных контрактов у единственного поставщика заключалась в скорейшем приведении проезжих частей и тротуаров придомовых территорий города Тамбова в состояние, соответствующее санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам. Информация о ненадлежащем состоянии проезжих частей и тротуаров придомовых территорий получена в устном порядке (многочисленные телефонные обращения) (исх. от 02.11.2017 № 4133-01-12/17, вх. от 02.11.2017 № 7718).

МКУ «Долговой центр» относительно возникновения острой необходимости по уборке проезжей части и тротуаров также сообщило (исх. от 28.01.2018 № 0007-01-12/18, вх. от 25.01.2018 № 416), что острая необходимость по уборке придомовых территорий многоквартирных жилых домов города Тамбова на площади в 288 425 м2 возникла вследствие осмотра данных территорий. На территории, указанные в приложении № 2 к контрактам, были составлены акты осмотров, в которых указывалось, что именно данные придомовые территории являются загрязненными и требуют немедленной уборки, с целью недопущения усугубления сложившейся обстановки. Данные акты представлены в материалах дела.

На запрос о предоставлении документальных доказательств, подтверждающих площадь проезжей части и тротуаров по каждому контракту в разрезе каждого дома, МКУ «Долговой центр» сообщило: «Площадь проезжей части и тротуаров по каждому контракту рассчитывалась на основании планов границ земельных участков придомовых территорий многоквартирных жилых домов. Поскольку виды работ по уборке грунтовых наносов межсезонного образования и после ливневых дождей осуществлялись на всех придомовых территориях, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, учитывалась вся площадь придомовой территории, в том числе, площадь проезжей части и тротуаров».

Таким образом, МКУ «Долговой центр» заключило 12-ть контрактов на мойку проезжей части, тротуаров, смыву загрязнений асфальтового покрытия, уборку грунтовых наносов межсезонного образования и после ливневых дождей, при этом площадь, подлежащую уборке, указало всей придомовой территории, которая в разы больше, чем фактическая площадь тротуаров, проезжей части, то есть площадь асфальтового покрытия, которая по определению может быть подвергнута мойке, смыву, как установлено контрактами.

Так, например, в приложении № 2 к контракту № 77/6 от 13.06.2017 на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова убираемая площадь по ул. Астраханской, д. 4 и 4а составляет 3336 м2, а убираемая площадь по ул. Астраханской, д. 6 и 8 - 3927 м2.

Однако, согласно планам границ земельного участка придомовой территории многоквартирных жилых домов по ул. Астраханской, д. 4, 4а, 6 и 8, представленным МКУ «Долговой центр», площадь асфальтовых дорог из убираемых выше площадей составляет 813 м2 по домам 4 и 4а, и 1078 м2 по домам 6 и 8 ул. Астраханской. Остальную часть занимает зеленая территория, как указано в планах.

Таким образом, указанные примеры наглядно показывают, что в убираемую площадь по ул. Астраханской, д. 4, 4а, 6 и 8 МКУ «Долговой центр» включило зеленую зону, которая согласно техническим заданиям к контрактам не подлежала уборке.

Аналогичная ситуация имеет место и для других территорий каждого из контрактов. Соответственно, сумма контрактов была рассчитана на всю площадь придомовой территории, а не на площадь проезжей части и тротуаров, имеющих асфальтовое покрытие, только на которых в отличие от зеленой зоны возможны их мойка и смыв с них загрязнений, как установлено в контрактах. Как правило, зеленая зона придомовых территорий значительно превышает асфальтовое покрытие, то есть проезжую часть и тротуары.

Следует также отметить, что при возникновении обстоятельств срочной необходимости закупки товаров работ, услуг для муниципальных нужд подлежит применению пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а не пункт 4 части 1 статьи 93 данного Закона.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме;

Согласно части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 данной статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Таким образом, осуществление срочной закупки по приведенной выше норме проводится при одновременном контроле соответствующего надзорного органа.

Однако, это правило было нарушено МКУ «Долговой центр», поскольку обосновывая необходимость срочной закупки услуги по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова с ООО «ТрансЭкоСервис», заказчик не применил пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Также МКУ «Долговой центр» по вопросу наличия полномочий на заключение контракта на содержание земельных участков, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, сообщило (исх. от 23.05.2018 № 1796-01.12/18, вх. от 24.05.2018 № 3157): «В соответствии с Планом мероприятий по подготовке и проведению конкурсного отбора в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работ по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, утвержденным главой города Тамбова Рогачевым Ю.А. 19 января 2016 года, МКУ «Долговой центр» поручено включить указанные работы и разместить план-график на поставку товаров, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также подать заявку на размещение муниципального заказа.

Протокольным поручением администрации города Тамбова от 18.08.2016 на МКУ «Долговой центр» возложена обязанность по размещению план-графика на закупку работ по санитарному содержанию дворовых территорий и своевременному направлению заявки на оплату выполненных работ муниципального контракта на выполнение работ по санитарному содержанию дворовых территорий.

Пунктом 3.1.7 «Санитарное содержание территорий, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества» Перечня мероприятий муниципальной программы города Тамбов «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан города Тамбова» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 14.11.2013 № 9627, установлено, что МКУ «Долговой центр» является исполнителем данного мероприятия.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава МКУ «Долговой центр», утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 23 апреля 2012 года № 3116, к основным видам деятельности Учреждения, в том числе, относится размещение муниципального заказа в соответствии с возложенными функциями в пределах доведенных лимитов бюджетного финансирования.

Согласно пункту 2.1 Устава МКУ «Долговой центр» предметом деятельности учреждения является осуществление функций муниципального заказчика.

Таким образом, МКУ «Долговой центр» осуществляет размещение муниципального заказа на проведение работ по содержанию земельных участков, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, за счет средств и в интересах городского округа - город Тамбов, в целях реализации возложенной функции муниципального заказчика».

Администрация города Тамбова по вопросу наличия полномочий на заключение контракта на содержание земельных участков, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, сообщила (исх. от 29.05.2018 № 2-30-12/18-5, вх. от 31.05.2018 № 3280): «В соответствии с Планом мероприятий по подготовке и проведению конкурсного отбора в рамках ФЗ № 44-ФЗ работ по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, утвержденным главой города Тамбова Рогачевым Ю.А. 19 января 2016 года, МКУ «Долговой центр» поручено включить указанные работы и разместить план-график на поставку товаров, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также подать заявку на размещение муниципального заказа.

Протокольным поручением администрации города Тамбова от 18.08.2016 на МКУ «Долговой центр» возложена обязанность по размещению план-графика на закупку работ по санитарному содержанию дворовых территорий и своевременному направлению заявки на оплату выполненных работ муниципального контракта на выполнение работ по санитарному содержанию дворовых территорий.

Пунктом 3.1.7 «Санитарное содержание территорий, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества» Перечня мероприятий муниципальной программы города Тамбов «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан города Тамбова» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 14.11.2013 № 9627, установлено, что МКУ «Долговой центр» является исполнителем данного мероприятия.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава МКУ «Долговой центр», утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 23 апреля 2012 года № 3116, в том числе, относится размещение муниципального заказа в соответствии с возложенными функциями в пределах доведенных лимитов бюджетного финансирования.

Согласно пункту 2.1 Устава МКУ «Долговой центр» предметом деятельности учреждения является осуществление функций муниципального заказчика.

Таким образом, МКУ «Долговой центр» осуществляет размещение муниципального заказа на проведение работ по содержанию земельных участков, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, за счет средств и в интересах городского округа - город Тамбов, в целях реализации возложенной функции муниципального заказчика».

Однако, МКУ «Долговой центр» в силу закона и устава может осуществлять функции только прямо предусмотренные уставом. Функции по содержанию земельных участков, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, не определены в уставе МКУ «Долговой центр». Также согласно действующему законодательству, в том числе жилищному, обязанности по содержанию придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома, а не на МКУ «Долговой центр».

Таким образом, МКУ «Долговой центр» осуществило заключение рассматриваемых контрактов в отсутствие на то полномочий.

ООО «ТрансЭкоСервис» в ходе рассмотрения дела сообщило, что контракты заключены Обществом и МКУ «Долговой центр» по правилам закупки у единственного поставщика при соблюдении условий для проведения такой закупки, перечисленных в статье 93 Закона о контрактной системе - каждый контракт заключен на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей (исх. от 20.03.2018, вх. от 11.04.2018 № 2179). Общество в полном объеме выполнило свои обязательства по контрактам, о чем свидетельствуют подписанные Заказчиком акты сдачи-приемки выполненных работ.

На запрос Тамбовского УФАС России ООО «ТрансЭкоСервис» представило копии документов в подтверждение затрат на выполнение работ по 12-ти контрактам, а именно - копии актов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов по заключенным контрактам, копии счетов-фактур, копии кассовых и товарных чеков, подтверждающих расходы на ГСМ, копии талонов на вывоз мусора и квитанции к приходному ордеру, табель учета рабочего времени за июнь-июль 2017 года, копии путевых листов грузового автомобиля (исх. от 25.01.2018 № 8, вх. от 25.01.2018 № 401).

  • при рассмотрении представленных документов Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что невозможно определить, какие именно использовались материалы для выполнения работ по вышеуказанным контрактам. Так, Обществом были приобретены лески для триммера (товарный чек № ЦБ-23316 от 07.07.2017), секатор цельнокованный (товарный чек № МУ-11266 от 14.06.2017) и др., которые не требовались при выполнении данных работ.

Также невозможно определить, какая техника и какие трудовые ресурсы использовались для выполнения работ по заключенным контрактам.

Позже Общество сообщило, что не ведет раздельный учет затрат, в связи с чем невозможно подтвердить документами, какие материалы использовались при выполнении работ по 12-ти заключенным контрактам.

ООО «ТрансЭкоСервис» на одном из рассмотрений также сообщило, что за выполнение данных работ МКУ «Долговой центр» перечислило только 64,5% денежных средств от суммы контрактов. В связи с этим Общество за защитой своих интересов обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением о взыскании задолженности, пени и штрафа по пяти контрактам (исх. от 19.03.2018, вх. от 11.04.2018 № 2180).

Согласно судебным делам предметом спора является взыскание задолженности по контрактам, а вопрос правомерности либо неправомерности заключения спорных контрактов в суде не рассматривался.

Комиссия Тамбовского УФАС России при рассмотрении дела провела анализ информации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru в части закупок муниципальными заказчиками услуг по уборке придомовых территорий многоквартирных жилых домов города Тамбова и установила следующее.

В 2016 году администрация города Тамбова проводила электронные аукционы, предметом которых являлось оказание услуг по уборке придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова.

В данных электронных аукционах принимали участие и были признаны победителями, в том числе: ООО «САКУРА» (г. Санкт – Петербург, закупка № 0164300016516000611), ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис» (г. Тамбов, закупка № 0164300016516000677), ООО «Тамбовский Жилищный Стандарт» (г. Тамбов, закупка № 0164300016516000675). Стоимость услуг по уборке придомовых территорий многоквартирных жилых домов города Тамбова составила 1 рубль 44 коп. за 1 м2 в месяц.

МКУ «Долговой центр» осуществляло в 2017 году закупку по уборке придомовых территорий многоквартирных жилых домов города Тамбова, где цена данной услуги значительно ниже, чем при заключении 12-ти контрактов с единственным поставщиком. При этом, МКУ «Долговой центр» как заказчик само определяло начальную (максимальную) цену контрактов обозначенных услуг.

Так, например, стоимость услуг по уборке придомовых территорий многоквартирных жилых домов города Тамбова, согласно контракту, заключенному 6 сентября 2017 года МКУ «Долговой центр» с ООО «Корпорация Част Инвест» по результатам электронного аукциона (№ 0164300016517000630/2), составила 1 рубль 23 копейки в месяц за 1 м2.

Стоимость услуг по уборке придомовых территорий по контрактам, заключенным по результатам запросов котировок № 0164300016517000230, 0164300016517000232, проведенных тем же заказчиком в мае 2017 года, составляет 1 рубль 5 копеек в месяц за 1 м2.

При этом, характеристика и содержание работ заключенных МКУ «Долговой центр» контрактов по результатам конкурентных процедур значительно шире рассматриваемых 12-ти контрактов.

Так, согласно пункту 1.3 контракта, заключенного в 2017 году с ООО «Корпорация Част Инвест», установлены требования к услугам. Подпунктом 1.3.1 пункта 1.3 данного контракта установлена характеристика оказываемых услуг:

- уборка придомовых территорий, не входящих в состав общего имущества МКД, производится вручную или механизированным способом. Места, недоступные для машин, убираются вручную до начала работы этих машин. Уборка придомовых территорий, не входящих в состав общего имущества МКД, проводится ежедневно с периодичностью, не допускающей наличия на них остатков загрязнений, мусора, пыли, смета. Уборку данных территорий необходимо осуществлять способами, не допускающими либо ограничивающими запыленность воздуха;

- услуги должны быть оказаны в соответствии с техническим заданием.

Кроме того, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено и подтверждено МКУ «Долговой центр», что на те же придомовые территории многоквартирных жилых домов города Тамбова, которые обозначены в 12-ти муниципальных контрактах, действовали на период июнь-июль 2017 года контракты с тем же предметом контракта - оказание услуг по уборке придомовых территорий многоквартирных жилых домов города Тамбова, заключенные в январе 2017 года с ООО «Сакура».

Так, например, в приложении № 2 к контракту № 600399 от 16.01.2017, заключенного с ООО «Сакура» по результатам открытого аукциона № 01643000016516000868/2, указана площадь убираемой территории, равная 3336 м2 по адресу: ул. Астраханская д. 4 и 4а, при этом, в приложении № 2 к контракту № 77/6 от 13.06.2017, заключенного с ООО «ТрансЭкоСервис» как с единственным поставщиком, указаны та же площадь и тот же адрес как место выполнения уборки.

Аналогичная ситуация наблюдается в отношении предметов других контрактов, заключенных 13.06.2017 с ООО «ТрансЭкоСервис», то есть наличие действующих контрактов с тем же предметом, сроком и местом исполнения работ.

Таким образом, в связи с наличием заключенных МКУ «Долговой центр» контрактов на уборку придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова в июне-июле 2017 года, отсутствовали правовые основания заключения 12-ти контрактов от 13.06.2017 на содержание тех же придомовых территорий. Потребности заказчика в удовлетворении муниципальных нужд г. Тамбова посредством заключения с ООО «ТрансЭкоСервис» 12-ти рассматриваемых контрактов как с единственным поставщиком МКУ «Долговой центр» не подтвердило.

Довод МКУ «Долговой центр» о том, что работы по 12-ти контрактам, заключенным с ООО «ТрансЭкоСервис», отличаются от работ по контрактам, заключенным с ООО «Сакура», техническим заданием, а именно характеристикой услуг, оказываемых ООО «ТрансЭкоСервис», отклоняется Комиссией Тамбовского УФАС России по следующим основаниям.

Предмет спорных 12-ти контрактов обозначен как «оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова, что прямо следует из наименования контракта, статьи 1 «Предмет контракта», приложения 1 к контракту и контракта в целом.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 года № 1447-ст утвержден «ГОСТ Р 56195-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования».

Согласно разделу 1 настоящий стандарт распространяется на услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Стандарт предназначен для применения лицами, оказывающими услуги содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения определенных работ, а также собственниками (потребителями), выступающими в роли заказчика таких услуг.

Согласно подпункту 6.3 пункта 6.6 раздела 6 в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период входит подметание, в том числе мойка или поливка тротуаров, дорожек и газонов.

При этом, помывка проезжей части не входит в перечень работ по уборке придомовых территорий (услуги содержания придомовой территории), что является предметом 12-ти контрактов.

Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно статье 17 данного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (пункт 1).

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт 2).

Пунктом 15.1 распоряжения Минтранса РФ от 14 апреля 2003 года № ОС-339-р «О введении в действие Пособия дорожного мастера по охране окружающей среды» установлены следующие требования к качеству содержания конструктивных элементов автомобильных дорог:

покрытие автомобильных дорог и улиц должно быть чистым, убраны посторонние предметы;

тротуары и пешеходные дорожки должны быть чистыми, убраны снег, посторонние предметы, устранены дефекты и разрушения покрытия; в зимнее время, в случае возникновения угрозы гололедицы, обработаны противогололедными материалами;

площадки отдыха и стоянки на автомобильных дорогах и улицах должны быть чистыми, убраны снег, посторонние предметы, устранены дефекты и разрушения покрытия, оборудованы ящиками для мусора, в случае необходимости обработаны противогололедными материалами.

В рассматриваемом случае территория уборки и ее содержание по рассмотренным 12-ти муниципальным контрактам от 13.06.2017 не относятся к автомобильным дорогам, а значит не подлежат правовому регулированию по законодательству о содержании автомобильных дорог исходя из наименования указанных контрактов, их предмета и содержания.

Таким образом, в силу сказанного, тротуары относятся к придомовой территории многоквартирных домов, и их уборка, как и услуги содержания придомовой территории в целом, не относятся к автомобильным дорогам, поэтому в рассматриваемом случае подлежит применению «ГОСТ Р 56195-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» согласно наименованию и сути 12-ти контрактов от 13.06.2017.

Несмотря на данные обстоятельства МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» заключили 12 аналогичного содержания контрактов исключительно на мойку проезжей части, тротуаров, смыв загрязнений асфальтового покрытия, уборку грунтовых наносов межсезонного образования и после ливневых дождей, но обозначив предмет контрактов как «содержание придомовых территорий многоквартирных домов г. Тамбова», причем по цене значительно выше, чем при заключении по результатам торгов со схожим объектом закупки «услуга по уборке придомовых территорий (содержание)».

Относительно обоснования стоимости выполнения вышеуказанных работ в размере 4 рубля 11 копеек за 1 м2 по заключенным 12-ти контрактам МКУ «Долговой центр» сообщило, что были рассмотрены коммерческие предложения хозяйствующих субъектов, в том числе и ООО «ТрансЭкоСервис».

В подтверждение этому МКУ «Долговой центр» представило коммерческие предложения следующих хозяйствующих субъектов:

- ООО «Экоград» от 07.06.2017, согласно которому цена услуг по содержанию придомовой территории за 1 м2 составляет 4 рубля 22 копеек в месяц;

- ООО «Чистый город» от 07.06.2017, согласно которому цена услуг по содержанию придомовой территории за 1 м2 составляет 4 рубля в месяц;

- ООО «ТрансЭкоСервис» от 07.06.2017 № 34, согласно которому цена услуг по содержанию придомовой территории за 1 м2 составляет 4 рубля 11 копеек в месяц.

Установлено, что запросы МКУ «Долговой центр» в хозяйствующие субъекты были направлены о цене услуг на содержание придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова.

Как свидетельствуют представленные ответы хозяйствующих субъектов, их ценовое предложение касалось содержания придомовой территории.

ООО «ТрансЭкоСервис» на запрос МКУ «Долговой центр» о цене услуг по содержанию придомовой территории также указало цену за содержание придомовых территории многоквартирных домов г. Тамбова, а не за работы, указанные в техническом задании приложения № 1 к контрактам, что подтверждено представленным ответом ООО «ТрансЭкоСервис» (исх. от 07.06.2017 № 34, вх. на запрос о цене МКУ «Долговой центр»).

Как указано выше, ООО «ТрансЭкоСервис», согласно Приложению № 1 к контрактам, необходимо было осуществить услуги только по мойке проезжей части, тротуаров, смыву загрязнений асфальтового покрытия, уборке грунтовых наносов межсезонного образования и после ливневых дождей, но по цене предложенной обществом по содержанию придомовой территории как более обширных комплексных услуг.

Согласно действующему законодательству (ГОСТ Р 56195-2014) содержание придомовой территории, анализ цен на которое осуществляло МКУ «Долговой центр», значительно шире предмета деятельности поставщика по рассматриваемым контрактам (приложение № 1 к контрактам).

Несмотря на наличие коммерческих предложений от других хозяйствующих субъектов о цене услуг по содержанию придомовой территории, в том числе, от ООО «Чистый город» с ценой 4 рубля за 1 м2, т.е. более экономически выгодным для бюджета города Тамбова, вместо 4 рублей 11 копеек, МКУ «Долговой центр» заключило 12 контрактов с единственным поставщиком - ООО «ТрансЭкоСервис», ограничив при этом предмет контрактов «содержание придомовой территории» только мойкой тротуаров и проезжей части и уборкой грунтовых наносов.

В свою очередь, ООО «ТрансЭкоСервис», зная, что закупка для муниципальных нужд осуществляется путем проведения конкурентных процедур, игнорируя требования действующего законодательства, заключило рассматриваемые муниципальные контракты, в которых содержание и характеристика работ (статья 1 «Предмет контракта» и техническое задание приложение № 1 к контракту) противоречат предмету контракта «оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова» и ГОСТу Р56195-2014, чему выше приведены подробные обоснования.

Кроме того, в состав работ по контрактам кроме помывки проезжей части, тротуаров включена непонятные работы «смыв загрязнений асфальтового покрытия и уборка грунтовых наносов межсезонного образования и после ливневых дождей».

Так, 12-ть контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий заключены на всю площадь придомовой территории, включающей обширную зеленую зону, которая не может подвергаться мойке и смыву исходя из ее сути. Также не понятно, какое еще «асфальтовое покрытие» имеется в придомовых территориях помимо проезжей части и тротуаров, мойка которых уже заложена в характеристику работ (приложение № 1).

Однако, согласно подписанным Актам выполненных работ к 12-ти контрактам ООО «ТрансЭкоСервис» исполнило данные контракты на сумму, рассчитанную на всю убираемую площадь придомовой территории, включающую и зеленую зону, и непонятное асфальтовое покрытие помимо проезжей части и тротуара.

В результате заключения рассматриваемых контрактов ООО «ТрансЭкоСервис» получило доступ к оказанию услуг по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта.

В ходе рассмотрения дела МКУ «Долговой центр» не представило доказательства невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения исполнителя для осуществления данной услуги, а также отсутствие конкурентного рынка, а также не представило доказательств наличия потребности в закупке услуг по предмету 12-ти муниципальных контрактов от 13.06.2017.

При рассмотрении дела Тамбовское УФАС России в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

Продуктовыми границами рассматриваемых товарных рынков являются услуги по уборке территории (ОКВЭД - 81.30).

В географических границах города Тамбова, помимо ООО «ТрансЭкоСервис», оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова в 2017 году осуществляли иные хозяйствующие субъекты, а именно ООО «САКУРА», ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис», ООО «Тамбовский Жилищный Стандарт», ООО «Экоград», ООО «Чистый город», ООО «Корпорация Част Инвест», др., то есть имеется сформировавшийся рынок услуг по уборке городских территорий. Следовательно, имеет место конкурентная среда.

Принимая во внимание тождественность предмета контрактов, временной интервал, в течение которого были заключены соглашения (все контракты заключены в один день), единую цель контрактов - оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова и в отсутствие муниципальной потребности (нужды), Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что закупка намеренно была разбита на 12 контрактов на сумму до 100 тысяч рублей в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком - ООО «ТрансЭкоСервис».

Таким образом, заключение МКУ «Долговой центр» 12-ти контрактов с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур создало преимущественные условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «ТрансЭкоСервис» и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе действительно позволяет заключение контрактов с единственным поставщиком и не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Однако, указанные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 12 контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Отсутствие публичных процедур приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных ими бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Вместе с тем, заключение договоров в обход публичных процедур предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции.

Вышеуказанное свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения, заключенного между МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис», направленного на заключение контрактов, в результате не обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию, а ООО «ТрансЭкоСервис» неправомерно воспользовалось предоставленным ему преимуществом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Рассматриваемые действия МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» по заключению 12-ти контрактов отвечают признакам ограничения конкуренции, установленным пунктом 17 статьи 4 закона о защите конкуренции, и являются нарушением запрета, установленного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

При этом, из анализа положений статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» на заключение об обстоятельствах дела № А4-11/17 от 01.06.2018 представили письменные возражения, замечания (исх. от 03.07.2018 № 2127-01.12/18, вх. от 04.07.2018 № 4059н, исх. от 26.06.2018 № 59, вх. от 26.06.2018 № 3867н).

Рассмотрев доводы МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис», Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что по всем указанным в представленных письменных возражениях замечаниях Комиссией дана надлежащая правовая оценка.

Изложенные ответчиками по делу доводы не свидетельствуют об отсутствии факта заключения антиконкурентного соглашения и опровергаются совокупностью полученных по делу письменных пояснений и доказательств.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» пункта 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем заключенияи антиконкурентного соглашения, результатом которого стало одновременное заключение 13.06.2017 12-ти контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова без конкурентных процедур, что привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке услуг по уборке городских территорий.

Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных ст. 48 Закона о защите конкуренции, не имеется.

Комиссия считает, что основания для выдачи ответчикам предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного соглашения отсутствуют в связи с завершением реализации соглашения.

Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 11, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» нарушившими пункт 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем заключения антиконкурентного соглашения, результатом которого стало одновременное заключение 13.06.2017 12-ти контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова без конкурентных процедур, что привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке услуг по уборке городских территорий.

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту запрещенного соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии Е.А. Гречишникова

 

Члены комиссии: Н.Н. Колодина

 

Е.М. Вислобокова

 

И.А. Пономарева

Связанные организации

Связанные организации не указаны