Решение б/н Решение о прекращении рассмотрения дела №А4-22/15 в отношени... от 31 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

По списку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е  № А4-22/15 

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2016 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено 29 августа 2016 года                          г. Тамбов

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

            Гречишникова Е.А. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Мазаева С.В. – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Дедова Е.Н. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Кузнецова К.С. – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

            рассмотрев дело по признакам нарушения ООО «Сосновские коммунальные сети» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

            в присутствии на заседании комиссии:

представителей ответчика ООО «Сосновские коммунальные сети» - генерального директора <…>, <…> (по доверенности от 12.06.2015),

заявителей: <…>, <…>,

<…>,

в отсутствие представителей администрации Сосновского поселкового совета Сосновского района Тамбовской области, извещенных надлежащим образом,

руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) поступило коллективное обращение граждан р.п. Сосновка с жалобой на действия ООО «Сосновские коммунальные сети» при оказании услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО) (вх. от 17.08.2015, № 8031).

В заявлении граждане сообщили о повышении стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО с апреля 2015 года на 30 руб., об отсутствии заключенных договоров с организацией, оказывающей услуги по вывозу ТБО - ООО «Сосновские коммунальные сети». Таким образом, цена на вывоз ТБО с жителями р.п. Сосновка не согласована, но при этом плата за вывоз ТБО включена в общую квитанцию на оплату жилищно -  коммунальных услуг.

В силу части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действующей на момент рассмотрения обращения и возбуждения настоящего дела), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные законодательством, а также согласие заключить договор при условии внесении в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3).

В результате анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в р.п. Сосновка в 2014, 2015 гг. было установлено, что доля ООО «Сосновские коммунальные сети» на данном рынке составляет 100%.

В соответствии с редакцией Закона о защите конкуренции, действовавшей на момент возбуждения дела, указанных обстоятельств было достаточно для признания положения ООО «Сосновские коммунальные сети» доминирующим на рынке оказанию услуг по вывозу ТБО.

Ввиду наличия в действиях ООО «Сосновские коммунальные сети» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и на основании части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ООО «Сосновские коммунальные сети» было выдано предупреждение в срок до 10.11.2015 прекратить навязывание жителям р.п. Сосновка невыгодных условий договора на вывоз ТБО, а именно не включать в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг стоимость за вывоз ТБО без согласования объема и стоимости вывоза ТБО с потребителями.

ООО «Сосновские коммунальные сети» не исполнило в установленный срок предупреждение.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 20.11.2015 в отношении ООО «Сосновские коммунальные сети» возбуждено настоящее дело по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.

02.06.2016 Комиссией Тамбовского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела № А4-22/15.

На рассмотрении дела заявители поддержали требования, ранее изложенные в заявлении, направленном в антимонопольный орган.

Представители ответчика ООО «Сосновские коммунальные сети» возражали против удовлетворения требований Заявителей, сообщили, что считают необоснованным привлечение общества к ответственности по п. 3 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку ООО «Сосновские коммунальные сети» оказывает услуги по вывозу ТБО жителям р.п. Сосновка в соответствии с нормами действующего законодательства, представили письменные возражения на Заключение Комиссии Тамбовского УФАС России об обстоятельствах дела № А4-22/15 от 02.06.2016.

В рамках рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

Постановлением администрации Сосновского поссовета от 12.12.2014 № 347 утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования – Сосновский поссовет.

Пунктом 3.4 Порядка определено, что вывоз бытовых отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется на основании договоров, заключаемых собственниками этих домов с уполномоченными (специализированными) организациями либо непосредственно собственниками.

ООО «Сосновские коммунальные сети» в газете местное слово от 25.03.2015 опубликовало приказ от 01.03.2015 «Об установлении тарифов на вывоз твердо-бытовых отходов», согласно которому установлен с 01.04.2015 тариф на вывоз ТБО в сумме 81,02 руб. с человека в месяц.

В указанной газете от 17.06.2015 ООО «Сосновские коммунальные сети» довело информацию о том, что с 01.07.2015 вывоз ТБО составляет 81,02 руб. с человека в месяц.

02.09.2015 ООО «Сосновские коммунальные сети» опубликовало в газете «Сосновское слово» публичную оферту о заключении договора оказания услуг по вывозу ТБО (далее- Публичный договор).

Пунктом 3.4 Публичного договора определено, что заказ на услугу по вывозу ТБО считается оформленным с момента начала пользования Потребителем услугами Исполнителя. Факт пользования определяется началом организованного сбора и вывоза ТБО с территории муниципального образования р.п. Сосновка.

Полным и безоговорочным акцептом настоящей публичной оферты является осуществление потребителем первой оплаты предложенных Исполнителем услуг в порядке, определенным в разделе 2 настоящего Договора (пункт 3.5 Публичного договора).

Акцепт оферты означает, что потребитель согласен со всеми положениями настоящего предложения, и равносилен заключению договора об оказании услуг по вывозу ТБО (пункт 3.6 Публичного договора).

Пунктом 4.1 Публичного договора определена норма накопления для населения, проживающего в частном секторе и многоквартирных домах в размере 1,5 куб.м. на человека в год, плата 81,02 руб. с человека в месяц.

Согласно пункту 8.4 Публичного договора, настоящий договор вступает в силу со дня его опубликования, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 сентября 2007 года, и действуют до даты следующего опубликования в средствах массовой информации.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 (далее – Правила) заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.

Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.

Согласно пункту 4 Правил исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В силу пункта 14 Правил исполнитель обязан оказать услуги в установленные сроки, которые определяются соглашением сторон исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов в соответствии с действующими стандартами.

Указанные в договоре сроки вывоза бытовых отходов не должны превышать установленных органами местного самоуправления предельных сроков вывоза бытовых отходов.

Таким образом, для оказания услуги по вывозу ТБО и взимания за нее платы, необходимо заключение ООО «Сосновские коммунальные сети» договора на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО с потребителями  р.п. Сосновка в письменном виде.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условиях, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (пункт 1 статья 435 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (пункт 1статья 438 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (пункт 2 статья 438 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу статьи 426 ГК РФ, опубликованный ООО «Сосновские коммунальные сети» Публичный договор не может быть признан публичной офертой, а представляет собой приглашение делать оферты (пункт 1 статьи 437 ГК РФ).

Поскольку опубликование текста договора направлено не на заключение такого договора с каждым обратившимся, а лишь на информирование потенциальных потребителей об условиях оказания услуги, уплата потребителем фактически оказанных услуг не означает присоединение гражданина к договору (статья 428 ГК РФ), т.к. офертой он не является.

Таким образом, ООО «Сосновские коммунальные сети» в отсутствие договорных отношений с жителями на вывоз ТБО выставляло счета за вывоз ТБО, в чем усматривались признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ вступившего в силу 05.01.2016) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий ответчика по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно: ограничение и устранение конкуренции неправомерными действиями при оказании услуг по вывозу ТБО, необходимо признать положение ООО «Сосновские коммунальные сети» на товарном рынке оказания услуг по вывозу ТБО в р.п. Сосновка доминирующим.

04.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнивший статью 5 Закона о защите конкуренции частью 2.1 , в соответствии с которой не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

ООО «Сосновские коммунальные сети» письмом от 04.08.2016 сообщило, что единственным учредителем (участником) общества является <…>, выручка общества в 2015 составила 24 771 000 рублей.

С учетом вступивших в силу изменений в Закон о защите конкуренции положение ООО «Сосновские коммунальные сети» на рынке оказания услуг по вывозу ТБО в р.п. Сосновка не может быть признано доминирующим, а потому требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции на общество не распространяются.

Таким образом, запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, на ООО «Сосновские коммунальные сети» не распространяются.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела.

 

            Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела № А4-22/15 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Сосновские коммунальные сети».

 

 Председатель Комиссии                                                                        Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                               С.В. Мазаева

 

                                                                                                                               Е.Н. Дедова

 

К.С. Кузнецова

 

                                                                                                                      

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Кузнецова К.С.

8 (4752) 71-34-29

 

 

 

 

СПИСОК:

 

Ответчик:    

ООО «Сосновские коммунальные сети»   

393840, Тамбовская обл.,

 р.п. Сосновка,

ул. Интернациональная, д. 209

 

Заявители:

  <…>

 

Заинтересованное лицо:

Администрация Сосновского

 поселкового совета

 Сосновского района

 Тамбовской области

393840, Тамбовская обл.,

 р.п. Сосновка, ул. Вокзальная, д. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны