Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № А4-24/14 от 2 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

ОАО «Тамбовская областная

сбытовая компания»

392000, г. Тамбов,

ул. Студенецкая, д. 10

 

Заявитель:

ООО «Управдом68»

392018, г. Тамбов,

 ул. Широкая, д. 7Б

 

Заинтересованное  лицо:

ООО «ТЖК-С»

392008, г. Тамбов,

ул. Подвойского, д. 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е  № А4-24/14 

 

Резолютивная часть решения объявлена  19 ноября 2014 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено   27 ноября 2014 года                          г. Тамбов

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

            Гречишникова Е.А. -   руководитель управления,

           Члены Комиссии:

            Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;    

            Мурзин К.И. – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля;

            Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

            Дедова Е.Н. - главный специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

            Козырева М.А. - ведущий специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

            в присутствии представителей:

ООО «Управдом68» - <…….> (доверенность от 21.01.2014),

ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания» - <…….>  (доверенность от 23.12.2013 № 24), <…….>  (доверенность от 17.03.2014 № 34),

рассмотрев дело № А4-24/14 в отношении ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания» (далее – ОАО «ТОСК»)  (392000, г.Тамбов, ул. Студенецкая, 10, ИНН 6829017247) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 У С Т А Н О В И Л А:

 

Тамбовское УФАС России при рассмотрении заявления ООО «Управдом68»  (вх. от 28.07.2014 № 6065) выявило, что ОАО «ТОСК» заключило два договора энергоснабжения в отношении одного и того же дома -  № 119 по ул. Советской г. Тамбова, чем ущемило интересы ООО «Управдом68», в связи с чем было возбуждено настоящее дело.

                        Представитель заявителя на рассмотрении дела сообщил, что ООО «ТЖК-С» неправомерно управляло многоквартирным домом № 119 по ул. Советской г. Тамбова, договоров с ресурсоснабжающими и иными организациями у него заключено не было, однако с 2013 года Общество выставляло квитанции и собирало оплату за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за электроэнергию. По данным ООО «Управдом68», ООО «ТЖК-С» собрало с жителей около 8 миллионов рублей. ООО «Управдом68» обращалось с заявлением в Прокуратуру, заявление в стадии рассмотрения, возбужденных уголовных дел еще нет. ООО «Управдом68» взыскивает долги с жителей данного дома, а жители взыскивают деньги в судебном порядке с ООО «ТЖК-С». Между указанными обществами нет никаких отношений по поводу возврата денег, поскольку нет точной информации относительно собранных ООО «ТЖК-С» денежных средств. Претензий к ОАО «ТОСК» ООО «Управдом68» не имеет.

            Представитель ответчика на рассмотрении дела пояснил, что 1 апреля 2013 года между ОАО «ТОСК» и ООО «ТЖК-С» был заключен договор энергоснабжения от 01.04.2013 № 3684. Согласно пункту 8.1 указанный договор начинал свое действие с 4 апреля 2013 года. На момент его заключения в приложение № 3 были включены жилые дома, перечень которых в течение срока действия договора постоянно изменялся. Дополнительным соглашением от 3 апреля 2013 года многоквартирный дом № 119 по ул. Советской г. Тамбова был исключен из приложения № 3 к указанному договору. Таким образом, данный договор в силу не вступил, правоотношения с ООО «ТЖК-С» в отношении данного дома не начинались. Сетевая организация ОАО «Тамбовские коммунальные системы», определяющая объемы электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами жилых домов, указанных в приложении № 3 договора от 01.04.2013 № 3684, не включала электропотребление жилого дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова в общий объем контрагенту ООО «ТЖК-С». Величина электропотребления данного дома упомянутой сетевой организацией включалась в объем потребленной электроэнергии контрагенту ООО «Управдом68», соответственно, и ОАО «ТОСК» объем электропотребления вышеуказанного жилого дома к оплате ООО «ТЖК-С» не предъявлялся.

            Рассмотрев  материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Постановлением Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области от 12.10.2006 №             36-э «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и определении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, действующих на территории Тамбовской области»; Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 04.08.2011 № 95-э «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, действующих на территории Тамбовской области», присвоен статус гарантирующего поставщика трем хозяйствующим субъектам, в том числе ОАО «ТОСК».

 Зона деятельности ОАО «ТОСК» - часть территории Тамбовской области, на которой потребители непосредственно или опосредованно (через электрические сети других организаций за исключением открытого акционерного общества "МРСК Центра" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги") технологически присоединены к электрическим сетям открытого акционерного общества "Тамбовская сетевая компания", открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы", муниципального унитарного предприятия "Мичуринские городские электрические сети", а также на которой вышеуказанные сетевые организации (кроме открытого акционерного общества "МРСК Центра" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги") выступают в качестве потребителя электрической энергии и за исключением части территории Тамбовской области, находящейся в зоне деятельности открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт".

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной продажи  электрической энергии (мощности) на территории  Тамбовской области за 2013 год установлено, что доля ОАО «ТОСК» как гарантирующего поставщика на рынке розничной продажи  электрической энергии (мощности) в зоне деятельности гарантирующего поставщика составляет  более 50 %, в связи  с чем, положение  данного хозяйствующего субъекта признается доминирующим.

Следовательно, на действия ОАО «ТОСК»  как гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Между собственниками  многоквартирного дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова и ООО «Управдом68» был заключен договор управления многоквартирным домом № 362/12 от 04.04.2008.

4 февраля 2013 года собственниками данного многоквартирного дома   проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, на котором было принято решение о расторжении  договора управления с ООО «Управдом68» в связи с окончанием  срока  действия договора (отказ от пролонгации), о выборе способа управления многоквартирным домом – управляющей организацией  ООО «ТЖК-С» и об утверждении условий договора управления, предложенного к заключению ООО «ТЖК-С».  Также собрание решило поручить новой управляющей организации получить от ООО «Управдом68»  техническую и иную документацию на  многоквартирный дом.

22.02.2013 уполномоченные представители собственников письмом направили  в адрес  ООО «Управдом68» копию протокола  общего собрания собственников помещений  от 04.02.2013, указав в письме  о расторжении договора управления многоквартирным домом № 362/12 от 04.04.2008  в связи  с ненадлежащим выполнением  принятых по договору  управления  многоквартирным домом обязательств. Собственники сообщили о необходимости передачи технической и бухгалтерской документации вновь выбранной управляющей организации ООО «ТЖК-С».   Данное письмо было   получено ООО «Управдом68» 22.02.2013.

04.04.2013 был заключен договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома  между собственниками указанного дома и  ООО «ТЖК-С».

ООО «Управдом68» на обращение собственников помещений многоквартирного дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова техническую и иную документацию не передало.

05.03.2014 решением Октябрьского районного суда г. Тамбова решение вышеуказанного собрания собственников помещений многоквартирного дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова и договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 04.04.2013 признаны недействительными. Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 30.06.2014 решение Октябрьского районного суда г. Тамбова оставлено без изменения.

В период с апреля 2013 года и по июнь 2014  года жителям дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова приходили квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе электроэнергии от двух управляющих компаний: от ООО «Управдом68» - белого цвета, от ООО «ТЖК-С» - розового цвета.

01.07.2008 был заключен договор энергоснабжения № 2528 между ОАО «ТОСК» и ООО «Управдом68», в том числе в отношении дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова.

На обращение Тамбовского УФАС России об основаниях выставления счетов на оплату электроэнергии ООО «ТЖК-С» представило договор от 01.04.2013 № 3684, заключенный между ОАО «ТОСК» и ООО «ТЖК-С», в том числе и в отношении дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова.

ОАО «ТОСК» на запрос Тамбовского УФАС России также представило договор от 01.04.2013 № 3684 с ООО «ТЖК-С», в том числе в отношении того же дома.

Таким образом, ОАО «ТОСК», не расторгнув договор с ООО «Управдом68»  в отношении дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова, заключило второй договор в отношении этого же дома с ООО «ТЖК-С».

            В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров  снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» в случае обращения в ресурсоснабжающую организацию 2 и более лиц с заявками (офертами) в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома либо представления в ресурсоснабжающую организацию заявок (оферт) в период действия ранее заключенного договора ресурсоснабжения в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение таких заявок (оферт) до установления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, правомочий на заключение договора ресурсоснабжения лиц, обратившихся с заявками (офертами).

Следовательно, ОАО «ТОСК» при получении заявки от ООО «ТЖК-С» в период действия договора энергоснабжения с ООО «Управдом68» от 01.07.2008 в отношении многоквартирного дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова обязано было приостановить рассмотрение его заявления.

                        В ходе рассмотрения дела выяснилось, что  к договору энергоснабжения от 01.04.2013 № 3684 имеется подписанное сторонами дополнительное соглашение от 03.04.2013 об исключении  из приложения № 3 указанного договора многоквартирного дома по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 119. Данное соглашение вступает в силу с даты его подписания.

            Договор энергоснабжения от 01.04.2013 № 3684, согласно пункту 8.1 данного договора,  действует с 4 апреля 2013 года.

            Таким образом, из указанного договора, еще не вступившего в действие (с 04.04.2013) уже был исключен многоквартирный дом по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 119 (с 03.04.2013). Соответственно, договорные отношения между ОАО «ТОСК» и ООО «ТЖК-С» в отношении указанного дома не возникали и не могли повлечь за собой право ООО «ТЖК-С» выпускать квитанции и распространять их среди жителей для оплаты электроэнергии, а также получать оплату по ним.

            Несмотря на то, что действия ОАО «ТОСК» (в нарушение пункта 9 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124) по не приостановлению рассмотрения заявки (оферты) ООО «ТЖК-С» в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 119, нарушают правила, обязательные при заключении договоров  снабжения коммунальными ресурсами, но последствия в виде ущемления или возможности ущемления интересов ООО «Управдом68» не влекут, так как фактических правовых отношений по электроснабжению вышеуказанного дома у ОАО «ТОСК» с ООО «ТЖК-С» не возникало.

            В связи с изложенным,  Комиссия приходит к выводу, что в  действиях ОАО «ТОСК» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В то же время, при рассмотрении настоящего дела установлено, что ООО «ТЖК-С», не имея договорных отношений с ОАО «ТОСК», выпускало квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе электроэнергии, среди жителей дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова и принимало оплату по ним.

По данным ООО «Управдом 68» (вх. от 28.07.2014 № 6065), задолженность жителей указанного дома по состоянию на 01.07.2014 составила 8 853 212, 59 рублей, в том числе за электроэнергию.

По данным ОАО «ТОСК» (вх. от 23.10.2014 № 10060), ООО «ТЖК-С», перечисляя денежные средства ОАО «ТОСК» в счет оплаты за потребленную электроэнергию в отношении многоквартирного дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова, не указывало конкретные суммы оплаты. Ввиду отсутствия заключенного с ООО «ТЖК-С» договора энергоснабжения в отношении вышеуказанного дома, поступившие денежные средства ОАО «ТОСК» засчитывало в счет оплаты потребленной электроэнергии по договору энергоснабжения № 3684 от 01.04.2013, заключенного в отношении других многоквартирных домов. Исполнителем коммунальных услуг в отношении жителей многоквартирного дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова является ООО «Управдом68», которое приобретает и  оплачивает электрическую энергию для жителей указанного дома по договору энергоснабжения № 2528 от 01.07.2008. У ООО «Управдом68» перед ОАО «ТОСК» имеется задолженность в период с января 2014 по август 2014 по вышеуказанному договору в размере 38 114 208, 19 руб., в том числе и в отношении указанного дома.

По данным ООО «ТЖК-С» (вх. от 03.09.2014 № 7964) в отношении дома № 119 по ул. Советской г. Тамбова за электроэнергию начислено 871 898, 67 руб. (2013 год – 445947,73 руб., 2014 год – 425950,94 руб.), а оплачено 703 082, 38 руб. (2013 год – 370836,72 руб. (83% от начисленного), 2014 год – 332245,66 руб. (78% от начисленного)).

В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 13 части II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В соответствии с пунктом 14 части II указанных Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

            В действиях ООО «ТЖК-С» по распространению квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе электроэнергии, без заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии содержатся признаки недобросовестной конкуренции на рынке управления многоквартирными домами, что запрещено частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

            Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Прекратить рассмотрение дела №А4-24/14 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания».

2. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Тамбовская жилищная компания-С».

           

Председатель Комиссии                                                                         Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                      С.В. Мазаева

 

К.И. Мурзин

 

Е.М. Вислобокова

 

Е.Н. Дедова

 

М.А. Козырева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны