Решение б/н Решение и предписание по делу №А4-25/14 от 24 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответчик:

ООО «Райжилкомхоз»

393383, Тамбовская обл.,

Кирсановский р-н,

п. Овсяновская дорога, 115

 

Заявитель:

  Кирсановская  межрайонная  прокуратура 

Тамбовской области

393000, Тамбовская область, г. Кирсанов,

ул. М.Горького, 26А

 

Заинтересованное лицо:

Управление по регулированию  

тарифов Тамбовской области  

392002,  г. Тамбов,  ул.  Карла Маркса, 57а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №А4-25/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

г.Тамбов

 

Резолютивная часть решения оглашена «5» июня 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «19» июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;

члены:

Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Дедова Е.Н. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Коровина В.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

в присутствии представителя ООО «Райжилкомхоз» <…….> (приказ от 17.08.2010 № 24-к),

рассмотрев дело по признакам нарушения ООО «Райжилкомхоз» пункта 10 части 1 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

  

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение Кирсановской межрайпрокуратуры Тамбовской области (исх. от 19.08.2014 № 02-01-22-2014/2430, вх. от 28.08.2014 № 7368) о проверке на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий ООО «Райжилкомхоз» по взиманию платы за проведение земляных работ для строительства водопровода (канализации), работ по врезке в существующую водопроводную (канализационную) сеть, работ по пломбировке приборов учета воды.

В связи с наличием признаков нарушения порядка ценообразования в действиях ООО «Райжилкомхоз» при оказании услуг по водоснабжению и водоотведению  возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На рассмотрении дела представитель ООО «Райжилкомхоз» пояснил, что общество принимает заявки от населения в устной форме по телефонной связи или по электронной почте на выдачу технических условий на производство земляных работ механизированным способом, врезку в смотровых колодцах в существующую водопроводную сеть, опломбирование приборов учета воды.  Договоры на вышеуказанные виды работ в письменной форме не заключаются. Работы выполняются по устной договоренности, в соответствии с утвержденной ООО «Райжилкомхоз» платой за данный вид работ, услуг.

Стоимость работ по врезке в существующую водопроводную сеть взимается по факту, после выполнения работ, исходя из фактических объемов и утвержденной обществом платы на соответствующий период, с предоставлением акта приемки-сдачи выполненных работ. Плата за выдачу технических условий при проведении земляных работ механизированным способом для строительства водопровода (канализации) составляет 600 руб., за производство работ по врезке в существующую водопроводную сеть (труба полиэтиленовая диаметр 100 мм, врезка «катушкой») - 4000 руб., в настоящее время плата за пломбировку приборов учета воды не взимается, однако взимается плата за транспортные расходы при выполнении работ по пломбированию прибора учета воды в размере 150 руб., плата за регистрацию приборов учета воды в размере 300 руб.

Также представитель «Райжилкомхоз» пояснил, что в тарифе на водоснабжение не учтено проведение работ по пломбированию приборов учета воды, в штатном расписании нет единицы контролера. Общество несет определенные затраты на проведение работ по пломбировке счетчиков (расстояние до места пломбировки иногда достигает 75 км). По мнению ООО «Райжилкомхоз», работы не должны проводиться в убыток, попытки по включению в штат единицы контролера не увенчались успехом, вместо 24 чел., осталось в этом году 18 чел. штатной численности.

 Представитель Кирсановской межрайонной прокуратуры пояснил, что в 2014 году ООО «Райжилкомхоз» осуществляло подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения на ул. Гагарина пос. Тоновка, в с. М.Уваровщина, д. 108 а и в пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.33 Кирсановского района. Согласно письменному объяснению гр. <…….>, проживающей в с. Шиновка, в 2014 году ООО «Райжилкомхоз» осуществляло строительство нового водопровода от центральной линии к домовладению, а не ремонт старого. По мнению прокуратуры, общество осуществляло проведение работ по строительству новых объектов (водопроводных сетей), и, следовательно, должно было обратиться в Управление по регулированию тарифов для установления тарифа на эти услуги.

Представитель Управления по регулированию тарифов Тамбовской области пояснил, что тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения (водоотведения) должны быть отрегулированы с момента выхода Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), но так как закон вышел без подзаконных актов, регулирование было невозможно. Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов были утверждены постановлением Правительства РФ от   13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» и опубликованы 20.05.2013, однако, методика расчета отсутствовала.  Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, опубликованы 05.03.2014 и вступили в действие 16.03.2014. Отсутствие Методических указаний и Правил регулирования не позволяло Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области проверить и установить тарифы на подключение (технологическое присоединение), учитывая интересы организаций и потребителей. Таким образом, утвердить тариф для ООО «Райжилкомхоз» на 2014 год, даже если бы они обратились с этим вопросом в регулирующий орган, не было возможным.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

1. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «Райжилкомхоз» для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения использует  муниципальное имущество – объекты водопроводно-канализационной инфраструктуры на основании договоров аренды с администрациями сельских советов Кирсановского района Тамбовской области.  

Оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, ООО «Райжилкомхоз» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения на территории Кирсановского района Тамбовской области.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе не допускается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

В силу части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Частью 7 статьи 48  Градостроительного кодекса Российской Федерации определялся срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение установленный организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на 2 года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Правительство РФ, реализуя свои полномочия, постановлением от 13.02.2006 № 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила № 83).

Абзацем 4 пункта 10 Правил № 83 было предусмотрено, что технические условия должны содержать срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.  

Федеральным законом от 30.12.2012 № 318-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 7 статьи 48  Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, с 1 января 2014 года (с даты вступления в силу изменений в Градостроительный кодекс),  срок действия предоставленных технических условий устанавливается не менее трех лет. Решением Верховного Суда РФ от 19.03.2014 № АКПИ14-79, признан недействующим с 1 января 2014 года абзац 4 пункта 10 Правил № 83.

Таким образом, с 01.01.2014 минимальный срок действия технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения составляет 3 года.

Согласно пункту 88 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644  (далее - Правила № 644), заявитель обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами № 83.

Пунктом 9 Правил № 83 установлено, что выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Согласно представленным ООО «Райжилкомхоз» калькуляциям затрат по стоимости выдачи технических условий на проведение земляных работ механизированным способом для строительства водопровода (канализации) (исх. от 12.09.2014, вх. от 12.09.2014 № 8395),  расходы на оказание данных услуг составили:

№ п/п

Наименование статьи

Сумма, руб.

1

Фонд оплаты труда

200

2

Начисления 20,9 %

  41,8

 

Итого:

 241,8

3

ГСМ (работа а/транспорта)

 200

4

Плановые накопления 20 % от ФОТ

   40

5

Накладные расходы 42 % от ФОТ

   84

 

Итого:

 566

6

УСНО 6%

  34

 

ВСЕГО (без НДС):

600

За 2014 год выдано технических условий на проведение земляных работ  96 шт. на сумму  57,6 тыс.руб.

В 2015 году технические условия не выдавались.

Согласно техническим условиям № 34 от 21.05.2014, данные условия выданы на проведение земляных работ механизированным способом для строительства водопровода (канализации). Технические условия выданы гр. <…….> на строительство водопровода по адресу:  с. Шиновка, ул. 6-й район, д. 77.

В особых условиях технических условий указано, что подключение к водопроводу по ул. 6-й район осуществить в смотровом колодце, установить запорную арматуру. При проходе под подземной коммуникацией и дорожным полотном трубу уложить в футляр. Подключение строящегося водопровода к действующему водопроводу должны выполнить работники ООО «Райжилкомхоз» и установить прибор учета воды (счетчик).

Срок действия техусловий определен 1 год.

В технических условиях определено согласовать по службам:

- зам.главы района по строительству;

- ГИБДД;

- Кирсановский УЭС филиал ОАО «РосТелеком»;

- Кирсановмежрайгаз;

- Кирсановский филиал ОАО «Тамбюовская сетевая компания»;

- сельсовет по месту жительства.

Аналогичные данные содержатся в технических условиях  № 40 от 28.05.2014 на строительство водопровода в с. Шиновка, ул. Садовая, д. 11 (вх. от 13.10.2014 № 9624), технических условиях № 60 от 17.06.2013 на проведение земляных работ механизированным способом для строительства водопровода в с. Большая Уваровщина, д. 111 (вх. от 17.09.2014 № 8573).

В материалах дела имеется квитанция об оплате ООО «Райжилкомхоз» заявителем (Самсонкина О.М.) 600 руб. за выдачу технических условий № 60 от 17.06.2013 на проведение земляных работ механизированным способом для строительства водопровода по адресу; с. Большая Уваровщина, д. 111.

В соответствии с действующим законодательством, не предусмотрено получение технических условий на проведение земляных работ для строительства водопровода. Технические условия на проведение земляных работ механизированным способом для строительства водопровода, по сути, являются техническими условиями на подключение к централизованной системе водоснабжения, поскольку определяют место, условия подключения, срок действия технических условий и должны предоставляться заявителям без взимания платы, а их срок действия должен быть не менее 3 лет.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что действия ООО «Райжилкомхоз» по установлению и взиманию платы за выдачу технических условий на проведение земляных работ для строительства водопровода (канализации), а также по сокращению срока действия технических условий, противоречат действующему законодательству, приводят к ущемлению интересов лиц (потребителей услуг водоснабжения), что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

2. Согласно части 5 статьи 20 Закона о водоснабжении, приборы учета  воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами холодного водоснабжения, водоотведения, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за  исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Из содержания данной нормы Федерального закона следует, что опломбирование приборов учета производится без взимания платы.

В соответствии с пунктом 51 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила коммерческого учета), установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.  Приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения,  единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за  исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.

Согласно Типовому договору о подключении (технологическому присоединению) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана установить пломбы на приборах учета (узлах учета) холодной воды, кранах, фланцах, задвижках на их обводах в течение определенного договором количества рабочих дней со дня получения от заказчика уведомления о готовности внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта к приему холодной воды (подпункт «б» пункта 10).

В 2014 году  плата за пломбировку приборов учета воды ООО «Райжилкомхоз» не взималась. Однако, 20 января 2014 года директором ООО «Райжилкомхоз» утвержден расчет транспортных расходов на выполнение работ по пломбированию прибора учета воды, в соответствии с которым, расходы на оказание данной услуги составили 150 руб.

За 2014 год  транспортные расходы, взимаемые ООО «Райжилкомхоз»  на опломбирование приборов учета воды, составили 8,25 тыс.руб. (55 шт.).

В январе-апреле 2015 года опломбирование приборов учета воды не проводилось.

Вышеуказанные транспортные расходы, которые несет ООО «Райжилкомхоз», непосредственно связаны с установкой пломбы на узле учета абонента, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды № 776 не должны оплачиваться абонентами.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что взимание ООО «Райжилкомхоз» транспортных расходов при выполнении работ по первичному пломбированию приборов учета воды ущемляет интересы потребителей услуг по водоснабжению путем установления оплаты, не предусмотренной действующим законодательством, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

3. В ходе рассмотрения дела № А4-25/14 установлено, что ООО «Райжилкомхоз» взимало плату за регистрацию приборов учета воды в размере 300 руб.

Согласно представленной ООО «Райжилкомхоз» калькуляции затрат на регистрацию приборов учета воды при выезде на место установки счетчика (исх. от 10.04.2015 № 80, вх. от 13.04.2015 № 3421),  расходы на оказание данных услуг составили:

1

Зона обслуживания по водоснабжению населенных пунктов Кирсановского района составляет 30 км.

2

Среднее расстояние 30 км 62 = 15 км

3

Работа автотранспорта

 

а)

Расход бензина автомобилем УАЗ – 16л/100 км

На 1 км – 0,16 л

Поездка в два конца пути

15 км *2*0,16=4,8 л

 

4,8 л * 31,2 руб. = 150 руб.

II

Фонд оплаты труда

 

а)

Средняя скорость автомобиля 60 км/час, время в пути в два конца 0,5 часа

 

б)

Время, затраченное на работу со счетчиком и регистрацию счетчика 0,5 часа

 

 

Всего затрачен 1 час 0,5+0,5=1 час

 

 

Зарплата ИТР

83,49*1 час = 83,49 руб.

 

Зарплата водителя

46,3*1 час = 46,3 руб.

 

Итого ФОТ:

130 руб.

 

Накладные расходы 20 % от ФОТ

26 руб.

 

Плановые накопления 10 % от ФОТ

13 руб.

 

ИТОГО: (150+130+26+13)

316 руб.

 

ВСЕГО: стоимость регистрации с выездом на место установки счетчика

300 руб.

Всего в 2014 году осуществлено 53 регистрации приборов учета воды на сумму 15,9 тыс.руб.

В 2015 году регистрация приборов учета воды не проводилась.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила оказания коммунальных услуг).

Согласно п.81(4) Правил оказания коммунальных услуг в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (п.81(9) Правил оказания коммунальных услуг).

Правила коммерческого учета определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в узлах учета, в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду по договорам холодного водоснабжения и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

При этом, пунктом 39 Правил коммерческого учета предусмотрено, что при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:

а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета;

д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).

Правила коммерческого учета не предусматривают платность такой процедуры, как регистрация приборов учета воды, а Правила оказания коммунальных услуг прямо устанавливают ее безвозмездность.

Следовательно, ООО «Райжилкомхоз» неправомерно взимало  с потребителей – физических лиц плату за регистрацию приборов учета воды, что ущемляет интересы потребителей услуг по водоснабжению и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

4. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения  и  водоотведения  подлежат регулированию (части 2 и 8 статьи 31).

В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Закона о водоснабжении плата за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение, с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.

Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (пункт 14 статьи 18 Закона о водоснабжении).

В силу статьи 5 Закона о водоснабжении, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1).

Согласно пункту 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»), плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке. Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на  подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 82).

В соответствии с пунктом 86 Правил № 644, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством РФ.

Согласно Типовому договору о подключении (технологическому присоединению) к централизованной системе холодного водоснабжения (утв.  постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645), подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, располагающейся на границе земельного участка, а в случае подключения многоквартирного дома – на границе инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в данном многоквартирном доме (пункт 3).

По данным Управления по регулированию тарифов Тамбовской области  (исх. от 22.01.2015 № 07-16/124), плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и включает в себя затраты на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения до точки подключения объекта заявителя.

До настоящего момента, ООО «Райжилкомхоз» не обращалось в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области с предложением об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

В то же время, ООО «Райжилкомхоз» установлена плата за производство работ по врезке в существующую водопроводную сеть труб диаметром 100 мм из материалов: полиэтиленовая, врезка «катушкой» в размере 4000 руб., чугунная или асбестоцементная, врезка «катушкой» - 4500 руб., чугунная, врезка «хомутом» - 3700 руб., полиэтиленовая, врезка «хомутом» - 3500 руб.,   из расчета следующих затрат (исх. от 02.12.2014 № 310, вх. от 04.12.2014 № 11988):

№п/п

Наименование статьи

Затраты на производство работ по врезке в существующую водопроводную сеть, руб.

труба п/э врезка «катушкой», руб.

труба чугунная или а/цементная врезка «катушкой»

труба чугунная врезка «хомутом»

труба п/э врезка «хомутом»

1

Фонд оплаты труда

  890

  890

  890

  890

2

Начисления 20,9 %

  186

  186

  186

  186

3

Материалы

1586

2057

965

776

4

ГСМ (работа а/транспорта)

  400

  400

  738

  738

5

Плановые накопления

    89

    89

    89

    89

6

Накладные расходы

  623

  623

  623

  623

 

Итого:

3774

4245

3491

3302

7

УСНО 6%

  226

  255

  209

  198

 

ВСЕГО (без НДС):

4000

4500

3700

  3500

По данным ООО «Райжилкомхоз» за 2014 год осуществлено 2 врезки в водопроводную сеть на сумму 7,0 тыс.руб. В истекшем периоде 2015 года работы по врезке обществом не проводились. Однако, в материалах дела № А4-25/14 имеются акты приемки-сдачи выполненных работ по  переврезке водопроводов:

1) № б/н от 23.07.2014, <…….>, пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.23 – 2500 руб.;

2) № б/н от 24.07.2014, <…….>, пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.27 – 2500 руб.;

3) № б/н от 25.07.2014, <…….>, пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.34 А – 2500 руб.;

4) № б/н от 25.07.2014, <…….>, пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.33 – 2500 руб.;

5) № б/н от 28.07.2014, <…….>, пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.20 – 2500 руб.;

6) № б/н от 28.07.2014, <…….>, пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.31 – 2500 руб.;

7) № 7/571 от 28.07.2014, <…….>, пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.13 – 2500 руб.;

8) № б/н от 28.07.2014, <…….>, пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.29 – 2500 руб.;

9) № 7/574 от 05.08.2014, <…….>, пос. Тоновка, ул. Гагарина, д.19 – 2500 руб.

Кроме того, имеются акты приемки-сдачи выполненных работ по врезке в существующий водопровод:

1)  № б/н от 11.06.2014, <…….>, с. Шиновка, ул. 6-й район, д.77- 3500 руб;

2)  № б/н от 19.06.2014, <…….>, пос. Моршань, д. 19 – 3500 руб.;

3)  № б/н от 14.07.2014, <…….>, с. Малая Уваровщина, д.111 – 1333 руб. (1/3 от 4000 руб.);

4) № б/н от 14.07.2014, <…….>, с. Малая Уваровщина, д.108 А – 1333 руб. (1/3 от 4000 руб.);

5)  № б/н от 11.08.2014, <…….>, с. Шиновка, ул. 3-й район, д.14, кв.2 – 3500 руб.

В то же время, услуга по переврезке сетей не предусмотрена действующим законодательством.

В целях выяснения правомерности установления и взимания ООО «Райжилкомхоз» платы за проведение земляных работ для строительства водопровода (канализации) в размере 300-350 руб./п. м и работ по врезке в существующую водопроводную сеть в размере 4000 руб. Тамбовское УФАС России обращалось в Федеральную службу по тарифам (исх. от 26.09.2014 № 58-4-07/5213).

В ответе ФСТ России от 29.10.2014 №СЗ-11914/5 сообщается: «В соответствии с пунктом 115 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1476-э (далее – Методические указания), при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) учитываются расходы регулируемых организаций на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них, определенные с учетом предложений регулируемых организаций в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунтов. Согласно пункту 118 Методических указаний ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль. При расчете размера платы за подключение (технологическое присоединение) учитываются условия прокладки сетей и соответствующие расходы по строительству и прокладке водопроводных (канализационных) сетей до точки подключения объекта заявителя.

Таким образом, полагаем, что мероприятия, связанные с подключением заявителей к системам водоснабжения и водоотведения (в том числе условия прокладки сетей, технологическое присоединение к сетям), должны определяться в рамках договора о подключении и условий подключения (технологического присоединения), с учетом которых органом регулирования устанавливается размер платы (тарифов) на подключение к системам водоснабжения и водоотведения».

На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что установленная ООО «Райжилкомхоз» плата за врезку является платой за подключение к системам холодного водоснабжения, которая должна утверждаться  Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области.

По данным ООО «Райжилкомхоз» (исх. № 310 от 02.12.2014 вх. от 04.12.2014 № 11988) в 2014 году общество не подключило ни один вновь построенный жилой дом (так называемый объект капитального строительства). Производились работы по замене старых водопроводных вводов и врезок, которые пришли в негодность из-за длительного срока службы, или заказчик улучшал свои бытовые условия. Врезки на канализационных сетях вообще не менялись, так как к центральной канализации подключены только многоквартирные муниципальные дома. В частном секторе – локальные канализации.

Для выяснения данных обстоятельств определением об отложении рассмотрения дела №А4-25/14 (исх.от 26.03.2015 № 58-4-09/1249) у Кирсановской межрайонной прокуратуры были запрошены  документальные доказательства того, что ООО «Райжилкомхоз» в 2013-2014 годах осуществляло работы по подключению объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения в Кирсановском районе Тамбовской области.

 Кирсановская межрайпрокуратура (исх. от 28.04.2015 № 1415, вх. от 29.04.2015 № 4025) представила объяснения гр. <…….>, проживающей в с. Шиновка, согласно которым в 2014 году ООО «Райжилкомхоз» осуществляло строительство нового водопровода от центральной линии к домовладению взамен старой сети, которая пришла в негодность и засорилась.

В ходе рассмотрения дела доказательства, что ООО «Райжилкомхоз» осуществляло подключение объектов, которые ранее не были подключены к централизованным сетям водоснабжения и взимало за это плату, не утвержденную Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области, не установлены.   

В связи с чем, признаки нарушения ООО «Райжилкомхоз» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции – нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования не подтвердились.

В то же время, Правила № 644 регулируют, в том числе, отношения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение и заявителей по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (пункт 1). Граница балансовой принадлежности – это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании, граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения (пункт 2 Правил № 644).

В соответствии с подпунктом б) пункта 35 Правил № 644, абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов. Поскольку, абоненты общества уже были ранее подключены к централизованной системе холодного водоснабжения, то обязанности по содержанию водопроводных сетей осуществляются в границах их эксплуатационной ответственности.

В соответствии с подпунктом в) пункта 34 Правил № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов. Водопроводные сети на основании договоров аренды принадлежат ООО «Райжилкомхоз». Обязанность по эксплуатации места присоединения (врезка) лежит на ООО «Райжилкомхоз».

Следовательно, взимание платы за врезку с абонентов, которые уже были подключены к централизованному водопроводу и у которых нет обязанности содержать централизованные системы холодного водоснабжения, является неправомерным и ущемляет интересы абонентов общества, а значит, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что общество, занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах расположения сетей водоснабжения на территории Кирсановского района Тамбовской области, допустило злоупотребление своим доминирующим положением действиями по установлению и взиманию платы: за выдачу технических условий на проведение земляных работ механизированным способом для строительства водопровода (канализации), за регистрацию приборов учета холодной воды, за транспортные расходы при опломбировании приборов учета воды, за врезку в существующий водопровод с абонентов, которые уже были подключены к централизованной системе водоснабжения, а также сокращению срока действия технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения до 1 года, результатом которых явилось ущемление интересов лиц – потребителей услуг водоснабжения и водоотведения, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что ООО «Райжилкомхоз» был неправомерно получен доход в размере 117,116 тыс.руб. (не превышающий 5 млн.руб.).

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области

РЕШИЛА:

 

         1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Райжилкомхоз» (Тамбовская обл., Кирсановский р-н, п. Овсяновская дорога, д. 115, ИНН 6806000550) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действиями по ущемлению интересов лиц (потребителей услуг водоснабжения) на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в Кирсановском районе Тамбовской области  путем:

            - установления и взимания платы за выдачу технических условий на проведение земляных работ механизированным способом для строительства водопровода (канализации);

            -   неправомерного взимания платы за регистрацию приборов учета воды;

            - неправомерного взимания платы за транспортные расходы при выполнении работ по опломбированию приборов учета воды (за исключением случаев, предусмотренных правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, при которых взимается плата за опломбирование приборов учета);

             - неправомерного взимания платы за врезку в существующий водопровод с абонентов, которые уже были подключены к централизованной системе водоснабжения;

             - сокращения срока действия технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения до 1 года.

            2.  Выдать предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением    в срок до 01.08.2015, а именно:

            1) прекратить неправомерное взимание платы:

            - за выдачу технических условий при проведении земляных работ механизированным способом для строительства водопровода (канализации);

              - за регистрацию приборов учета воды;

            - за транспортные расходы при выполнении работ по опломбированию первично установленного счетчика воды;

            - за врезку в существующий водопровод с абонентов, которые уже были подключены к централизованной системе водоснабжения;

             2) прекратить выдачу технических условий на подключение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения сроком действия менее 3 лет.

            3. О выполнении предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

           

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.

 

Председатель Комиссии

Е.А. Гречишникова

 

 

Члены Комиссии:

С.В. Мазаева

 

Н.Н. Колодина

 

 

 

Е.Н. Дедова

 

 

В.В. Коровина

                                                                                         ООО «Райжилкомхоз»

393383, Тамбовская обл.,

Кирсановский р-н,

п. Овсяновская дорога, 115

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е  № А4-25/14

 

19 июня 2015 года                                                                                                               г. Тамбов

                                                       

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

           члены Комиссии:

Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Дедова Е.Н. - главный специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Коровина В.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

            руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 19 июня 2015 года по делу № А4-25/14 о нарушении ООО «Райжилкомхоз» (Тамбовская обл., Кирсановский р-н, п. Овсяновская дорога, д. 115)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ООО «Райжилкомхоз»  в срок до  01 августа 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  а именно:

            1) прекратить неправомерное взимание платы:

            - за выдачу технических условий при проведении земляных работ механизированным способом для строительства водопровода (канализации);

            - за регистрацию приборов учета воды;

            - за транспортные расходы при выполнении работ по опломбированию первично установленного счетчика воды;

            - за врезку в существующий водопровод с абонентов, которые уже были подключены к централизованной системе водоснабжения;

            2) прекратить выдачу технических условий на подключение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения сроком действия менее 3 лет.

            2. О выполнении предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

 

           

Председатель                                                                                                  Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии                                                                                            С.В. Мазаева

     

 Н.Н. Колодина

 

                                                                                                                         Е.Н. Дедова

 

 В.В. Коровина

  

 

 

 

            Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

            Примечание. За  невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны