Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № А4-4/14 от 24 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            председатель Комиссии:

            Гречишникова Е.А. – руководитель Тамбовского УФАС России,

            Члены комиссии:

            Мазаева С.В.  - заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России, 

            Козырева М.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

            рассмотрев дело по признакам  нарушения ООО «КомЭк»  пункта 10 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»

            в присутствии представителей - ответчика ООО «КомЭк» (г. Тамбов, ул. Пионерская, 5Б, ИНН 6829015377, ОГРН 1056882350755) <…….>,

            заинтересованного лица - Тамбовского районного Совета народных депутатов <…….>,

            в отсутствие представителей Управления по регулированию тарифов, администрации города Тамбова, ООО «ТЭКО-Сервис», ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», ООО «ЖилТехСервис», ООО «ТрансЭкоСервис», ООО «Чистый город», МУП «Цнинский хозяйственный центр», ООО «Экоград», МБУ «городское хозяйство», МБУ «Спецдорсервис», МБУ «Спецтехуниверсал» уведомленных о рассмотрении дела,

            руководствуясь статьями 14, 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области при осуществлении государственного антимонопольного контроля выявило, что ООО «КомЭк», оказывающее услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (далее  - ТБО), устанавливает стоимость услуг выше, чем установлено регулирующим органом,  путем взимания платы за первичную переработку (сортировку) ТБО.

В связи с наличием в действиях ООО «КомЭк» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования было возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.

Кроме того, рассмотрение дела приостанавливалось определением от 30.09.2015 до рассмотрения судебного дела № А64-5376/2014, определением от 14.10.2015 рассмотрение дела было возобновлено. 

Представитель ООО «КомЭк»  на рассмотрении дела сообщил, что согласно Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) регулированию подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО. В рамках указанного закона для ООО «КомЭк» регулирующим органом установлен тариф на захоронение ТБО и, соответственно, ООО «КомЭк» устанавливает потребителям ту стоимость за оказание услуг по захоронению ТБО, которая установлена регулирующим органом.

ООО «КомЭк» оказывает также услугу по первичной (переработке) сортировке ТБО, обязательность данной услуги установлена Положением об организации утилизации и  переработки бытовых и промышленных отходов на территории Тамбовского района (утв. решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 28.08.2008 № 63), в связи с тем, что  мусоросортировочный комплекс и полигон ООО «КомЭк» расположены на территории Тамбовского района Тамбовской области.

            ООО «КомЭк» обращалось в регулирующий орган с просьбой включить в регулируемую часть тарифа расходы на осуществление сортировки ТБО, однако регулирующий орган отказал,            указав, что сортировка ТБО не относится к регулируемым видам деятельности.

            Так как первичная переработка (сортировка) ТБО, поступивших на эксплуатируемый ООО «КомЭк» Мусороперерабатывающий комплекс является обязательной при заключении договоров на приемку ТБО учитывается стоимость как услуг по сортировке ТБО, так и по их последующему захоронению.

            В настоящее время, в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положение законодательных актов) Российской Федерации», данная правовая неопределенность устранена, законом четко разграничены понятия «обработка отходов» и «утилизация отходов».

            Кроме того, указанным законом с 01.01.2016 отменяется Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса».

            На рассмотрении дела 18.06.2014 представители Управления по регулированию тарифов Тамбовской области пояснили, что Федеральный закон № 210-ФЗ устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса. ООО «КомЭк» обращалось в Управление с заявлением на государственное регулирование тарифа на услугу утилизация (захоронение) ТБО на 2011 год, на 2014 – 2016 годы с учетом затрат на сортировку.  Поскольку действующим законодательством четко не прописаны нормы, определяющие состав работ и услуг, входящих в понятие «утилизации твердых бытовых отходов», Управлением при установлении тарифа на услугу по утилизации (захоронению) ТБО затраты по сортировке ТБО учтены не были.

Представители МБУ «Спецтехуниверсал» на рассмотрении дела (17.07.2014) пояснили, что не обладают полномочиями по оценке правомерности (неправомерности) установления ООО «КомЭк» платы за первичную переработку (сортировку) ТБО. Контракты на оказание услуг по захоронению на полигоне отходов с территории города Тамбова были заключены с единственным поставщиком - ООО «КомЭк» в соответствии с пунктом 25 статьи 93 Федерального закона № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

 Представители МБУ «Городское хозяйство» на рассмотрении дела (17.07.2014) пояснили, что между Учреждением и ООО «КомЭк» в период с 2012 по 2014 годы было заключено три договора на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне. Предметом договора  являлось оказание услуг по захоронению на полигоне твердых бытовых отходов.

Представители МБУ «Спецдорсервис» на рассмотрении дела (17.07.2014) пояснили, что в рамках Закона о контрактной системе, между МБУ «Спецдорсервис» и «КомЭК» заключены контракты на оказание услуг по приемке и размещению на полигоне мусора с дорожного полотна, с полосы отвода и тротуаров. Заключение данных контрактов необходимо для соблюдения законодательства об охране окружающей среды. Возможность отказаться от услуг ООО «КомЭк» по приемке и размещению на полигоне мусора с дорожного полотна, с полосы отвода и тротуаров отсутствует.

Представитель ООО «Экоград» на рассмотрении дела (17.07.2014) пояснил, что при заключении договора на услуги по утилизации (захоронению) ТБО в адрес ООО «КомЭк» был направлен протокол разногласий к договору с исключением из условий договора услуги по первичной переработке (сортировке) ТБО. Однако, ООО «КомЭк», ссылаясь на Решение Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 28.08.2008 № 63, отказало в исключении данной услуги и не приняло протокол разногласий к заключаемому договору. В связи с тем, что ООО «Экоград» не имело возможности производить утилизацию ТБО на другом полигоне (в связи с его отсутствием), соответственно, Общество было вынуждено заключить договор на условиях ООО «КомЭк».     

Представители ООО «Чистый город» на рассмотрении дела (17.07.2014) сообщили, что в 2012-2014 годах с ООО «КомЭк» были заключены договоры на оказание услуг по первичной переработке (сортировке)  и захоронению на полигоне отходов производства и потребления. Отказаться от услуги по первичной переработке (сортировке) ТБО не представляется возможным, так как эти две услуги не разделены, а другой организации, оказывающей услуги по захоронению ТБО, в городе Тамбове не имеется.

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» представило письменные пояснения по рассматриваемому делу (исх. от 11.07.2014, вх. от 11.07.2014 № 5421) в которых указало, что ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» не уполномочено давать оценку правомерности (неправомерности) установлению ООО «КомЭк» платы за первичную переработку (сортировку) ТБО, договоры на первичную переработку (сортировку) ТБО заключались университетом добровольно.

Из письменных пояснений ООО «ТЭКО-Сервис» (исх. от 14.07.2014 № 838, вх. от 14.07.2014 №5502) следует, что согласно условиям договоров на оказание услуг по первичной переработке (сортировке) и захоронению на полигоне ТБО, действовавших в 2012 -2014 годах, согласно пункту 24 Положения об организации утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов на территории Тамбовского района, захоронение ТБО на полигоне ООО «КомЭк» осуществляется только после их первичной переработки (сортировки). В связи с этим, Общество считает, что стоимость услуг по договору установлена правомерно с учетом стоимости услуг по сортировке ТБО.

МУП «Цнинский хозяйственный центр» сообщило (исх. от 08.07.2014 № 56, вх. от 09.07.2014 № 5320), что установленная ООО «КомЭк» плата за первичную переработку (сортировку) ТБО, за исключением стоимости услуг по захоронению по полигоне ТБО, является неправомерной. Возможность отказа от услуги по первичной переработке (сортировке) ТБО, оказываемой ООО «КомЭк», при заключении договоров в письменном виде предыдущим руководством не рассматривалась.

            Комиссия Тамбовского УФАС России   по рассмотрению дела № А4-4/14 о нарушении антимонопольного законодательства,  изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, и их представителей, проведя анализ и оценку обстоятельств дела,  пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «КомЭк» осуществляет эксплуатацию мусороперерабатывающего комплекса в составе: мусоросортировочного завода и полигона захоронения твердых бытовых отходов, расположенного на территории Тамбовского района Тамбовской области.

Согласно разделу 3 заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту комплекса по сортировке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой ТБО и полигону для их захоронения в Тамбовском районе Тамбовской области (утв. приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тамбовской области от 27.06.2006 № 277) определено, что отсортированные, классифицированные и подготовленные компоненты складируются и направляются затем на вторичную переработку потребителям. Не утилизируемая часть ТБО собирается в тракторную тележку и направляется на полигон захоронения.

Принятые ТБО поступают на участок предварительной сортировки, где производится отбор крупногабаритных отходов и их разборка с последующим использованием.

Прошедшие предварительную сортировку отходы загружаются автопогрузчиком на конвейер и поступают на вибросито для отделения мелких фракций. Отсортированные мелкие фракции собираются в тракторную тележку и направляются на полигон захоронения.

Далее на конвейере происходит сортировка на составляющие. Сортировка осуществляется вручную. На конвейере организовано 12 рабочих мест, задачей каждого является отбор конкретной фракции (упаковочная бумага, картон, полиэтиленовые бутылки, жестяные банки и пр.). Каждая фракция собирается в отдельном месте и по мере накопления направляется к гидропрессу, прессуется в тюки и для временного хранения отправляется в складское помещение.

 Для отделение битого стекла от ТБО предусмотрен сепаратор. Стекло собирается в отдельную тару и передается на дальнейшую переработку потребителю.

Оставшиеся на конвейере пищевые отходы и отсев объединяются и вывозятся на полигон для захоронения. После сортировки на полигон планируется вывозить до 70 % не утилизируемых отходов ТБО от общего объема поступающих отходов.

Полигон предназначен для централизованного складирования твердых бытовых отходов путем укрытия (изоляцией) от внешней среды каждого слоя ТБО грунтом или инертным материалом.

Доля ООО «КомЭк» на рынке услуг по захоронению (утилизации) ТБО в географических границах г. Тамбова и Тамбовского района составляет более 50%,  что в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции позволяет считать его положение доминирующим.

Следовательно, на ООО «КомЭк» при оказании услуг по захоронению (утилизации) ТБО распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

            Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

            Управление по регулированию тарифов Тамбовской области ежегодно устанавливает тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО  для ООО «КомЭк». Так, в период с 2011 по 2016 годы, утверждены следующие тарифы:

Период

Прочие потребители (без учета НДС)

Население

(с учетом НДС)

№ приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области 

с 01.01.2011

по 31.12.2011

36,25 (руб./куб. м)

 

№ 107 – ж от 23.11.2010 «Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО, осуществляемую ООО «КомЭк», на 2011 год»

с 01.01.2012

 по 31.12.2012

33,82 (руб./куб. м)

 

45,81 (руб./куб. м)

 

№ 100-ж от 02.09.2011»Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, на утилизацию (захоронение) ТБО организаций коммунального комплекса

с 01.01.2013 по 31.12.2013

321,51 (руб./тн.)

379,38 (руб./тн.)

№ 92-ж от 19.10.2012 «Об установлении тарифов на холодную воду, утилизацию (захоронение) ТБО организаций коммунального комплекса Тамбовской области»

с 01.01.2014 по 31.12.2014

321,51 (руб./тн.)

379,38 (руб./тн.)

№ 70-ж от 06.09.2013  «Об установлении тарифов на услуги по утилизации ТБО ООО «КомЭк»

с 01.01.2015 по 31.12.2015

305,29(руб./тн)

360,24 (руб./тн.)

№ 70-ж от 06.09.2013«Об установлении тарифов на услуги по утилизации ТБО ООО «КомЭк»

с 01.01.2016 по 31.12.2016

304,09 (руб./тн)

358,83 (руб./тн.)

№ 70-ж от 06.09.2013 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации ТБО ООО «КомЭк»

При  обращении в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области с заявлением на государственное регулирование тарифа на услугу утилизации (захоронение) ТБО ООО «КомЭк» ежегодно просит учесть затраты на сортировку ТБО, считая, что сортировка отходов является одной из форм утилизации, вследствие чего подлежит регулированию согласно положениям Федерального закона № 210-ФЗ.

Так, в пояснительной записке к производственной программе по утилизации твердых бытовых отходов ООО «КомЭк» и расчету финансовых потребностей для реализации этой программы на период с 01.01.2014 по 31.12.2016, представленной ООО «КомЭк» в Управление по регулирование тарифов Тамбовской области для утверждения тарифа на захоронение (утилизацию) ТБО  указано, что «по мнению ООО «КомЭк», осуществляемая им деятельность по сортировке отходов (извлечению полезных фракций отходов для повторного использования) относится к деятельности по утилизации отходов и подлежит тарифному регулированию с 01.04.2013. В связи с этим ООО «КомЭк» предлагает к рассмотрению тариф на 2014 год, который включает в себя затраты как на захоронение ТБО, так и на их сортировку» (письмо Управления по регулированию тарифов Тамбовской области (исх. от 10.07.2014 № 07-16/1331, вх. от 11.07.2014 № 5404).

Однако, Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области при установлении тарифа на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов затраты ООО «КомЭк» на сортировку ТБО не учитывались.

   Управление по регулированию тарифов Тамбовской области считает (исх. от 10.07.2014 № 07-16/1331, вх. от 11.07.2014 № 5404), что в настоящее время к регулируемой государством деятельности в области обращения с отходами относится деятельность по размещению и обезвреживанию отходов, размещение отходов является платным, а затраты на первичную переработку (сортировку) не подлежат включению в регулируемые государством тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО. Действующим законодательством на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не возложены функции по определению экономической обоснованности цен (тарифов, платы) на товары, работы и услуги, не подлежащие государственному ценовому регулированию. Сортировка твердых бытовых отходов – это отдельная стадия обращения с твердыми бытовыми отходами, является конкурентной услугой и в настоящее время не подлежит государственному регулированию (исх. от 11.09.2015 № 8808).

   В рамках рассмотрения судебного дела № А64-5376/2014 по заявлению ООО «КомЭк» об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО на 2015 – 2017 годы с учетом затрат на сортировку ТБО, суды указали, что «…ни Федеральный закон от 30.04.20014 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ни Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности коммунального комплекса» ни Приказ Министерства регионального развития законодательно Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» не содержит четких законопредписаний, которые бы устанавливали обязанность региональных регулирующих органов учитывать затраты операторов  по обращению с твердыми коммунальными отходами на первичную переработку (сортировку) при регулировании тарифов на услуги организаций коммунального комплекса».

  В тоже время, Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 24.09.2015 по делу № А64-5376/2014 указал, что «обжалованные антимонопольным органом судебные акты не нарушают прав и законных интересов Тамбовского УФАС России, поскольку проверенный судами приказ регулирующего органа об отказе в открытие дела об установлении тарифов на услуги по утилизации ТБО ООО «КомЭк» принят уполномоченным органом по вопросу регулирования тарифов на услуги, оказываемые Обществом, и выводы судов не будут иметь преюдициального значения, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства».

В свою очередь, ООО «КомЭк» при заключении договоров определяет предмет договора как оказание услуг по первичной переработке (сортировке) и захоронению на полигоне ТБО и, соответственно, определяет отдельно стоимость за первичную переработку (сортировку) и за захоронение ТБО.

Так, например, между ООО «ТЭКО-Сервис» (Заказчик) и ООО «КомЭк» (Исполнитель) заключен договор от 31.12.2011 № ЭК-11/411-Х-11/440, в соответствии с которым Исполнитель обязуется оказывать услуги по первичной переработке (сортировке) и захоронению на полигоне твердых бытовых отходов, а также захоронению на полигоне прочих отходов, доставляемых Заказчиком по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, 2700 м северо-западнее п. Первомайский (северный обход г. Тамбова, на 8 км + 890 м). Дополнительными соглашениями от 01.04.2012, от 29.06.2012, от 28.09.2012 срок действия договора  № ЭК-11/411-Х-11/440 продлен до 31.12.2012. С 01.01.2013 действовал новый договор № ЭК-13/4-Х-13/1, в соответствии с которым Исполнитель также обязуется оказывать услуги по первичной переработке (сортировке) и захоронению на полигоне твердых бытовых отходов, а также захоронению прочих отходов, доставляемых Заказчиком. Стоимость услуг ООО «КомЭк», согласно  договорам с ООО «ТЭКО-Сервис» в 2012 году составляла - 80 руб.45 коп. (с НДС) за 1 куб.м, в которую включена стоимость захоронения на полигоне ТБО в размере 45 руб.81 коп. (с НДС), утв. приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 02.09.2011 № 100-ж в договоре от 31.12.2011 № ЭК-11/411-Х-11/440 (пункт 4.1). В 2013  - 2014 годах – 748 руб.72 коп. (с НДС) за 1 тн ТБО, принятых Исполнителем ТБО, в которую включена стоимость захоронения на полигоне ТБО в размере 379 руб.38 коп. (с НДС), утв. соответственно приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19.10.2012 № 92-ж в договоре от 01.01.2013 № ЭК-13/4-Х-13/1 (пункт 4.1) и от 06.09.2013 № 70-ж в договоре от 01.01.2014 № ЭК-14/2.

            Аналогичные договоры заключены с МУП «Цнинский хозяйственный центр» (договоры от 30.05.2013 № ЭК -13/413, от 01.01.2014 № ЭК – 14/81), с  ООО «Экоград» (договоры от 04.02.2013 № ЭК -13/140, от 01.01.2014 № ЭК – 14/99), с МБУ «Спецдорсервис» (договоры от 03.10.2015 № ЭК – 13/535/336-КД, от 01.09.2013 № ЭК-13/505/295-КД, от 25.05.2013 № ЭК-13/427/228-КД, от 30.05.2015 № ЭК-13/404/192-КД, от 05.04.2013 № ЭК – 13/214/130-КД), с ООО «Экоград» (договоры от 01.01.2013 № ЭК -13/49, от 01.01.2014 № ЭК – 14/43), с ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (договоры от 01.01.2013 № ЭК -13/43, от 01.01.2014 № ЭК – 14/36).

            Таким образом, хозяйствующие субъекты помимо оплаты услуг по утилизации (захоронению) ТБО по утвержденному тарифу, оплачивают стоимость за услуги по первичной переработке (сортировке) ТБО.

                Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что сортировка ТБО является частью технологического процесса утилизации ТБО и затраты на нее должны учитываться при установлении тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО по следующим основаниям.

            В соответствии с пунктом 5.37 межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001» (далее - ГОСТ 30772-2001) определено понятие «использование отходов» - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности. При этом в примечании 1 к данному пункту указано, что использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо - после соответствующей обработки).

Пунктом 5.27 ГОСТ 30772-2001 сортировка отходов определена как разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.

В силу п. 5.35 ГОСТ 30772-2001, п. 3.1.25 ГОСТ Р 53692-2009 под утилизацией понимается деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Этапы технологического цикла отходов установлены п. 5.1 ГОСТ Р 53692-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов" (далее - ГОСТ Р 53692-2009), одним из которых является сортировка (4 этап), которая согласно п. 5.5. указанного ГОСТа проводится путем разделения и/или смешения отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.

Согласно примечанию к п. 3.1.25 ГОСТ Р 53692-2009 утилизация является последним этапом технологического цикла отходов, на котором осуществляют повторное их использование или преобразование во вторичные ресурсы.

Деятельность по сортировке отходов на различные составляющие (стеклобой, металл, резина, пластик, картон), непосредственно связанная с использованием отходов на четвертом этапе технологического цикла отходов (сортировка) и преобразованием во вторичные ресурсы, является деятельностью по утилизации отходов.

Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон №210-ФЗ) установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

 Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 1 Закона №210-ФЗ регулированию  подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.

Пунктом 1 статьи 2 Закона №210-ФЗ предусмотрено, что организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Потребители услуг организаций коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов  являются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством (пункт 17 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

Согласно пункту 18 статьи 2 Закона №210-ФЗ определено, что финансовыми потребностями организации коммунального комплекса являются  расчетные значения объема денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Расчеты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей (пункт 3 статьи 3 Закона № 210-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее - Основы ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на утилизацию ТБО.

Пунктом 8 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны твердых бытовых отходов.

Расчет тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утв. приказом Министерства Регионального развития РФ от 15.02.2011 №47.

Так, согласно пункту 60 Методических рекомендаций тарифы для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, рассчитываются исходя из величины финансовых потребностей по реализации их производственной программы, определенных в соответствии с Разделом IV настоящих Методических указаний, и указанного в производственной программе расчетного объема реализации товаров и услуг.

Формирование финансовых потребностей (ФП) для целей регулирования тарифов и надбавок осуществляется исходя из величины прогнозируемого объема производства товаров и (или) оказываемых услуг, определяемого в установленном порядке в производственной и инвестиционной программе организации коммунального комплекса (пункт 20 Методических рекомендаций).

Согласно пункту 39 Методических рекомендаций  при определении связанных с производством и реализацией товаров (услуг) расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль, в сфере утилизации (захоронения) ТБО используется следующая группировка затрат:

- расходы на оплату услуг, выполненных сторонними организациями;

- расходы на сырье и материалы;

- расходы на ремонт основных средств;

- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств и нематериальных активов;

- арендная плата;

- прочие расходы, связанные с утилизацией (захоронением) отходов.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что финансовые потребности по реализации производственной программы при установлении фиксированных тарифов в сфере утилизации (захоронения) ТБО определяются на основании расходов на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса.

            Также согласно действующему законодательству регулированию подлежат   тарифы на услуги по утилизации (пункт 6 Основ ценообразования) в целом, т.е. без разделения на отдельные тарифы: на  обезвреживание, захоронение и т.д.

Следовательно, затраты ООО «КомЭк» по первичной сортировке ТБО,  являющейся одним из технологических процессов утилизации ТБО, являются финансовой потребностью Общества по реализации производственной программы и должны учитываться при установлении тарифа на утилизацию ТБО.

            Согласно письму Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации (исх. от 14.03.2014 № 3835 – А4/04) тарифы организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО, рассчитываются исходя из величины финансовых потребностей по реализации их производственной программы, которая может включать в себя расходы по сортировке твердых бытовых отходов на мусоросортировочном заводе.

            В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ определено, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ.

Потребители услуг ООО «КомЭк», сдавая ТБО на утилизацию, оплачивают данную услугу по тарифу, установленному Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области, а также сверх тарифа вынуждены оплачивать первичную переработку (сортировку) ТБО.

Таким образом, не включение затрат на сортировку ТБО ООО «КомЭк» при установлении тарифа на утилизацию ТБО приводит к нарушению принципа регулирования тарифов, поскольку нарушается баланс интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.

            ООО «КомЭк» ведет раздельный учет затрат по первичной переработке (сортировке) ТБО и по утилизации (захоронению) ТБО (исх. от 14.07.2014, вх. от 14.07.2014 № 5509). Калькуляция фактической себестоимости услуги по первичной переработке (сортировке) ТБО и калькуляция фактической себестоимости услуги по захоронению составила:

Статьи затрат

Себестоимость услуги по первичной переработки (сортировке) ТБО

Себестоимость по захоронению ТБО

 

2013 год,

тыс. руб

 январь – июнь 2014 года, тыс. руб.

2013 год,

тыс. руб

январь – июнь 2014 года, тыс. руб.

Амортизация основных производственных средств и аренда имущества, используемого в технологическом процессе

11941,5

5844,1

9582,5

3451,7

Материалы и затраты

6874,3

2703,7

6701,0

3063,4

Заработная плата персонала и отчисление в фонды

18479,7

10119,7

4558,0

2745,8

Прочие расходы

12061,6

5188,8

7971,1

4164,8

Общехозяйственные расходы

10565,1

7153,4

6850,9

4552,1

ИТОГО РАСХОДЫ

59922,2

10565,1

35663,5

17977,8

Расходы на развитие производства (капитальные вложения)

-

-

678,6

890,7

Налог на прибыль

1761,6

1536,8

1432,9

522,9

ИТОГО РАСХОДЫ на прибыль

61683,8

32546,4

37775,0

19391,4

Прибыль на прочие цели

7046,5

6147,0

5053,1

1201,1

(ВСЕГО (п.9 +п.10)

68730,3

38693,4

42828,1

20592,5

НДС (18 %)

12371,5

6964,8

7709,1

3706,7

Всего с НДС

81101,8

45658,2

50537,2

24299,1

Объем твердых бытовых отходов, тыс.куб.м/тыс. тонн

139,2

68,0

133,2

64,0

Стоимость услуги по захоронению ТБО, с НДС (п.12/п.13)

-

-

379,38

379,38

Итого доходы

81101,77

45658,20

-

-

В т.ч. доходы от продажи  вторсырья, с НДС

33382,17

21651,61

-

-

Рентабельность (с учетом только доходов от продажи вторсырья)

-54,1  %

-43,6 %

-

-

Рентабельность

11,4%

18,9 %

13,4 %

6,2  %

Из приведенной таблицы следует, что ООО «КомЭк», осуществляя эксплуатацию мусороперерабатывающего комплекса в составе: мусоросортировочного завода и полигона ТБО, несет как затраты по первичной переработке (сортировке) ТБО, так и затраты по захоронению ТБО. При этом данные услуги являются неразрывными в технологическом процессе утилизации (захоронения) ТБО.

Учитывая, что ООО «КомЭк» неоднократно обращалось в регулирующий орган с заявлением  об учете затрат по первичной сортировке ТБО при установлении тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО, его действия по взиманию платы за первичную переработку (сортировку) ТБО нельзя признать нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «КомЭк»  факта нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции определено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

   Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, действия Управления по регулированию тарифов Тамбовской области  по принятию приказа от 06.09.2013 № 70-ж «Об  установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов» без учета затрат на сортировку ТБО создают ООО «КомЭк» необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по оказанию услуг утилизации (захоронению) ТБО.

Поскольку деятельность Общества по первичной переработке (сортировке) ТБО является частью технологического процесса по утилизации (захоронению) ТБО, ООО «КомЭк» неоднократно обращалось в Управление по регулированию тарифов по Тамбовской области с просьбой учесть затраты на сортировку ТБО при установлении тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО, однако получало отказ. В целях компенсации затрат Общество самостоятельно устанавливало и взимало стоимость за первичную переработку (сортировку) ТБО.  В результате потребители ООО «КомЭк» вынуждены оплачивать  услуги по нерегулируемой цене, что также создает или может создавать необоснованные препятствия осуществлению их деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

            В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган, осуществляя свои полномочия, имеет право на обращение в суды с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Тамбовского УФАС России,  руководствуясь статьей 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,   частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

 

            1. Рассмотрение дела № А4-4/15 о нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «КомЭк» (г. Тамбов, ул. Пионерская, 5Б) прекратить в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

            2. Рассмотреть вопрос об обращении в Ленинский районный суд города Тамбова с заявлением признании недействительным приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 06.09.2013 № 70-ж «Об  установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов».

 

Председатель Комиссии                                                                           Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                 С.В. Мазаева

 

М.А. Козырева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Исп. Козырева М.А. 8 (4752) 71-34-29

Связанные организации

Связанные организации не указаны