Решение №А4-5/17 Р Е Ш Е Н И Е № А4-5/17 от 1 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № А4-5/17

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2017 года

Решение в полном объёме изготовлено 1 декабря 2017 года г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

Гречишникова Е.А. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Мазаева С.В. - заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

Колодина Н.Н. – заместитель руководителя — начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Дедова Е.Н. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Козырева М.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

в присутствии представителей:

ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» <…….>,

в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом,

рассмотрев дело № А4-5/17 по признакам нарушения ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211, адрес: 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление ИП Картавенкова В.В. с жалобой на действия ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» при проведении закупок в виде открытого запроса предложения на выполнение работ по строительству металлического ограждения территории объекта филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» (вх. от 20.07.2017 № 4186).

В связи с наличием в действиях ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции было возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.

На рассмотрении дела представитель ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» сообщил, что при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по строительству металлического ограждения объекта филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ», расположенного по адресу: Тамбовская обл., Тамбовский район, западнее с. Донское, было установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО в связи с тем, что согласно вступившим в силу 1 июля 2017 года изменениям в статью 52 ГрК РФ, при сумме договора более 3 миллионов рублей, требование о членстве в СРО обязательно, а сумма закупки составляет 4 783 774,91 рублей. Ответчик также представил копию письма администрации Тамбовского района Тамбовской области (исх. от 11.10.2017 № 2/10100), в котором указано, что металлическое ограждение, имеющее фундамент и расположенное по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, западнее с. Донское, ограждающее территорию объектов капитального строительства филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ», в том числе уникальный объект – антенно-мачтовое сооружение (башня металлическая, высотой 360м), является объектом капитального строительства вспомогательного назначения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» 18.07.2017 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд http://zakupki.gov.ru разместило открытый запрос предложений на выполнение работ по строительству металлического ограждения территории объекта филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ», расположенного по адресу: Тамбовская обл., Тамбовский район, западнее с. Донское.

Согласно Документации открытого запроса предложений на выполнение работ по строительству металлического ограждения территории объекта филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» (далее – Документация), установлено обязательное наличие и предоставление участниками данной закупки, в том числе следующих документов:

1) копии баланса за 2015 год (пп. «ж» п. 3.2.2.1 раздела 3 Документации);

2) копии действующего свидетельства СРО (саморегулируемые организации – далее СРО) о допуске к выполнению работ (с приложениями), являющихся предметом открытого запроса предложений (пп. «к» п. 3.2.2.1 раздела 3 Документации);

3) копии оформленных в установленном порядке действующих удостоверений монтажника ЖБ и металлических конструкций; сварщика; удостоверений по ОТ и электробезопасности (группа не ниже III) штатных сотрудников участника открытого запроса предложений (пп. «л» п. 3.2.2.1 раздела 3 Документации).

В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно п.п. 5.1.4 п. 5.1 раздела 5 «Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд РТРС» (далее – Положение) (утв. Приказом ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» от 05.08.2014 № 225) определено, что к участникам закупки предъявляются обязательные требования, в том числе отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 раздела 5 Положения определено, что при проведении торгов, запроса цен, запроса предложений Заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, а именно: наличие в штате участника закупки специалистов, обладающих соответствующими допусками на выполнение работ (оказание услуг), группами по электробезопасности.

Таким образом, установленные требования о предоставлении копии баланса за 2015 год и копий оформленных в установленном порядке действующих удостоверений монтажника ЖБ и металлических конструкций; сварщика; удостоверений по ОТ и электробезопасности (группа не ниже III) штатных сотрудников участника открытого запроса предложений не соответствуют Положению, а потому являются неправомерными и избыточными.

Также является неправомерным требование к участникам закупки о предоставлении свидетельства СРО о допуске к выполнению работ (с приложениями), являющихся предметом открытого запроса предложений, в силу следующего.

В соответствии с изменениями Градостроительного кодекса Российской Федерации» с 01.07.2017 для осуществления предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно – строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязательным является членство в СРО, за исключением установленных случаев, при которых членство в СРО не требуется, а не наличие свидетельства СРО.

Таким образом, с 01.07.2017 заказчик не вправе устанавливать требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки свидетельства о допуске СРО к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Требования к лицам, которые могут осуществлять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, установлены статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, за исключением случаев, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Таким образом, заказчик в документации о закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает требования к участникам закупки о том, что такие лица должны быть членами СРО, за исключением случаев, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ. При этом такие лица должны соответствовать требованиям, установленным частью 3 статьи 55.6 ГрК РФ.

В данном случае, локальной сметой «Строительство металлического ограждения 618 м» (утв. директором филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ») рассматриваемой документации о закупке установлены наименования работ по выполнению строительства металлического ограждения длинной 618 м, например, демонтаж металлических оград по железобетонным столбам без цоколя из сетчатых панелей высотой до 2,2 м, демонтаж металлических конструкций, установка металлических оград по металлическим столбам без цоколя из сетчатых панелей высотой 2, 8м и др.

Работы по строительству металлического ограждения длиной 618 м, что является предметом закупки, не требуют членства в СРО, так как подпадают под исключения, предусмотренные частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ и пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ.

Пунктом 5 части 2.2. статьи 52 ГрК РФ определено, что не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

В пункте 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ определен объект как «строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования».

Согласно письму администрации Тамбовского района Тамбовской области (исх. от 11.10.2017 № 2/10100), металлическое ограждение, имеющее фундамент и расположенное по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, западнее с. Донское, ограждающее территорию объектов капитального строительства филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ», в том числе уникальный объект – антенно-мачтовое сооружение (башня металлическая, высотой 360м), является объектом капитального строительства вспомогательного назначения.

Поскольку рассматриваемый объект закупки является объектом капитального строительства вспомогательного назначения, то в соответствии с ГрК РФ на выполнение работ, являющихся предметом закупки, не требуется членство в СРО.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закупок являются: обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Как указано в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно протоколу вскрытия конвертов и регистрации сведений с заявками на участие в открытом запросе предложений на выполнение работ по строительству металлического ограждения территории объекта филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» от 25.07.2017 № 31705335671-01 поступили заявки от четырех участников: ООО «Тамбовметаллоконструкция», ООО «Строительная группа «Третий Рим», ООО «Тамбовские электропередачи», ООО «СКАТ».

Победителем открытого запроса предложений признано ООО «Тамбовметаллоконструкция» (протокол от 25.07.2017 № 31705335671-02).

В ходе рассмотрения дела в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Тамбовское УФАС России провело анализ состояния конкурентной среды при проведении открытого запроса предложения на выполнение работ по строительству металлического ограждения территории объекта филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», расположенного по адресу: Тамбовская обл., Тамбовский район, западнее с. Донское, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает следующие этапы: определение временного интервала исследования, определение предмета торгов.

Временной интервал исследования определён периодом с момента опубликования извещения № 31705335671 до момента окончания подачи заявок, а именно с 18.07.2017 по 24.07.2017.

Предметом торгов является выполнение работ по строительству металлического ограждения объекта филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, западнее с. Донское.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В связи с изложенным, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что установленные ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» в документации открытого запроса предложений на выполнение работ по строительству металлического ограждения территории объекта филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» незаконные требования о предоставлении копии действующего свидетельства СРО о допуске к выполнению работ, а также о предоставлении в заявке копии баланса за 2015 год и копий оформленных в установленном порядке действующих удостоверений монтажника ЖБ и металлических конструкций; сварщика; удостоверений по ОТ и электробезопасности (группа не ниже III) штатных сотрудников участников привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем неправомерного установления в Документации открытого запроса предложений на выполнение работ по строительству металлического ограждения территории объекта филиала РТРС «Тамбовский ОРТПЦ» требований к участникам о предоставлении копии действующего свидетельства СРО о допуске к выполнению работ, а также о предоставлении в заявке копии баланса за 2015 год и копий оформленных в установленном порядке действующих удостоверений монтажника ЖБ и металлических конструкций; сварщика; удостоверений по ОТ и электробезопасности (группа не ниже III) штатных сотрудников участников, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

2. Предписание не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии: С.В. Мазаева

 

Н.Н. Колодина

 

Е.Н. Дедова

 

М.А. Козырева

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Исп. Козырева М.А. (4752) 71-34-29

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны