Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № А4-6/15 от 12 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                       Ответчик: Администрация города Тамбова

                                                                    392000, г. Тамбов,

                                                                        ул. Коммунальная, 6        

 

                                                           

                                                                         Заявитель: Прокуратура Ленинского        

                  района г. Тамбова

                                                                                     392023,  г. Тамбова,

                                                                                     ул. Уборевича, 2

 

    Заинтересованное

                                                                                       лицо: Тамбовская городская Дума

                                                                            392002, Тамбов,

                                                                                    пл.Первомайская, 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е  № А4-6/15 

 

Резолютивная часть решения объявлена  15 июня  2015 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено  26 июня  2015 года                        г. Тамбов

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            председатель Комиссии:

            Гречишникова Е.А. – руководитель Тамбовского УФАС России,

            члены комиссии:

Мазаева С.В.- заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России;

Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела закупок и антимонопольного  контроля органов власти  Тамбовского УФАС России;

Дедова Е.Н. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России

            рассмотрев дело №А4-6/15 по признакам нарушения администрацией города  Тамбова (392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, 6) пункта 8 части 1 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

представителей администрации города Тамбова <…….>; 

представителя Тамбовской городской Думы <…….>,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  поступило обращение прокуратуры Ленинского района г. Тамбова о рассмотрении решения Тамбовской городской Думы от 25.12.2013 № 1123 «О бюджете городского округа – город Тамбов на 2014 год и плановый период 2015 года» и постановления администрации города Тамбова от 12.02.2014 № 1014 «Об утверждении порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям, открытым акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов на 2014 год» на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства и законодательства о закупках для муниципальных нужд.

По мнению прокуратуры, из числа получателей субсидии исключена такая категория субъектов предпринимательства  как индивидуальные предприниматели, что влечет за собой нарушение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, прокуратура считает, что поскольку территории, прилегающие к многоквартирным домам, не входящие в состав общего имущества, являются городскими территориями, то их уборка должна осуществляться в соответствии с муниципальным контрактом, заключаемым в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации города Тамбова возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации (документов).

На рассмотрении дела представитель администрации г. Тамбова  сообщил, что в  соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическими лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В связи с тем, что пунктом 1 части 22 решения Тамбовской городской Думы от 25.12.2013 № 1123 установлено предоставление субсидий муниципальным унитарным предприятием, открытым акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, в 2014 – 2016 годах, а частью 23 определено, что Порядок предоставления субсидий, указанных в части 22 вышеуказанного решения, устанавливается администрацией города Тамбов с соблюдением установленных требований Бюджетного кодекса РФ, администрацией города Тамбова был утвержден Порядок предоставления субсидий.

В соответствии со статьей 4 Положения «О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа – город Тамбов», утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 № 949, сбор и вывоз отходов обеспечивают собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в  результате деятельности которых образуются отходы.

В соответствии со статьей 7 указанного Положения граждане обязаны обеспечить вывоз отходов, образующихся  в результате их деятельности, путем заключения соответствующих договоров либо  собственными силами с  соблюдением требований законодательства об отходах  производства и потребления. 

Поскольку мусором, образующимся на территории, прилегающей к многоквартирным домам, являются бытовые отходы, то есть отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения, то граждане обязаны обеспечить их вывоз.

В связи с тем, что в подпункте 1 пункта 22 Решения Тамбовской городской Думы от 25.12.2013 № 1123 не указана такая категория получателей субсидий как индивидуальные предприниматели, в Порядке предоставления субсидий также данная категория отсутствует. На 2015 год принят Порядок предоставления субсидий, утв. постановлением администрации от 04.03.2015 № 2021, в котором предусмотрено предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям.

 

            Комиссия, изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, установила следующие обстоятельства и пришла к следующим выводам.

 

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (пункт 25 части 1).

Под благоустройством территории городского округа в силу статьи 2 вышеуказанного закона понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 № 949  утверждены Правила благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов», которыми определено, что юридические лица, независимо от правового статуса и организационно-правовой формы, а также физические лица обеспечивают уборку и содержание территории в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве, предусмотренном федеральным законодательством (далее - собственные территории юридических и физических лиц).

Собственники зданий (помещений в них) и сооружений на основании соответствующих договоров с администрацией города, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечивают уборку прилегающей территории.

Следовательно, территории, прилегающие к многоквартирным домам, не входящие в состав общего имущества, являются городскими территориями, которые также подлежат уборке и содержанию в надлежащем санитарном состоянии.

Пунктом 22 решения Тамбовской городской Думы от 25.12.2013 № 1123 «О бюджете городского округа – город Тамбов на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Решение № 1123) определено направить на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, в том числе:

1) муниципальным унитарным предприятиям, открытым акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, в 2014 году - 41320,0 тыс. рублей, в 2015 году - 41320,0 тыс. рублей, в 2016 году - 41320,0 тыс. рублей.

Согласно пункту 23 Решения №1123 порядок предоставления субсидий (порядок определения объема и предоставления субсидий), указанных в части 22 настоящего решения, устанавливается администрацией города Тамбова с соблюдением установленных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

            1. Администрация города Тамбова постановлением от 13.02.2014 № 1014 утвердила Порядок предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям, открытым акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов на 2014 год.

Данный Порядок разработан в целях реализации решения Тамбовской городской Думы от 25.12.2013 № 1123 «О бюджете городского округа - город Тамбов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и определяет механизм предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям, открытым акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам (далее - управляющие организации), на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества (далее - субсидии).

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случаях и порядке, предусмотренных, в том числе, решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает право любых производителей товаров, работ и услуг (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), соответствующих определенным критериям отбора или категориям, на получение субсидии из местного бюджета.

Однако, в Порядке, утвержденном постановлением администрации города Тамбова от 13.02.2014 № 1014, такая категория получателей субсидии как индивидуальные предприниматели, отсутствует.

Данное обстоятельство противоречит Бюджетному кодексу РФ и решению №1123 Тамбовской городской думы.

В результате индивидуальные предприниматели поставлены в неравное (дискриминационное) положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими выполнение работ по санитарному содержанию территорий г. Тамбова, что запрещено антимонопольным законодательством, поскольку приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке услуг по уборке города.

 

2. Согласно пункту 4 Порядка жилищный комитет администрации города Тамбова (далее - Комитет) осуществляет перечисление субсидий в соответствии с заключенными договорами по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку.

 Частью 6 Порядка определено, что субсидии на проведение работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, предоставляются управляющим организациям при наличии реестра территорий, не входящих в состав общего имущества, составленного по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, а также при наличии в локальных нормативных актах управляющей организации периодичности проведения работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, по рекомендуемой форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.

    Договором о предоставлении субсидии на проведение работ по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным  домам, не входящих в состав общего имущества (Приложение №1 к Порядку), определен перечень работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, в том числе:

- своевременная и качественная уборка мусора (с очисткой урн) на обслуживаемой территории, перемещение мусора в установленное место (подпункт 1.1.1 пункта 1.1);

- своевременное перемещение крупногабаритных отходов и складирование их у контейнерных площадок (подпункт пункт 1.1.2 пункта 1.1).

Сумма субсидии полностью зависит от объема и качества выполненных работ и определяется в соответствии с критериями оценки объема и качества выполненных работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, и включает в себя оплату за выполнение полного объема видов работ надлежащего качества в размере базовой ставки 0,70 рубля за 1 кв.м территории, не входящей в состав общего имущества (пункт  1.2 Договора).

Согласно пункту 3.1 Договора Комитет обязуется перечислять Получателю субсидии денежные средства на возмещение затрат, связанных с выполнением работ на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, на основании:

- реестра территорий, не входящих в состав общего имущества;

- акта осмотра санитарного содержания территорий, не входящих в состав общего имущества;

- отчета о выполнении мероприятий по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества;

- справки-расчета о предоставлении субсидии на санитарное содержание территорий, не входящих в состав общего имущества.

Однако, Порядком не определены ни площади территорий, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, на проведение работ по санитарному содержанию которых предоставляются субсидии, ни механизм их определения. Также не определены места сбора мусора и порядок его вывоза (в том числе не определено, на ком лежит обязанность по его вывозу и за чей счет).

По данным администрации г. Тамбова, размеры территорий, подлежащих уборке, определены исходя из фактического пользования жителями многоквартирных жилых домов в соответствии с реестром территорий, не входящих в состав общего имущества, составленного по форме согласно приложению №2 к Порядку, утв. постановлением администрации (исх. от 21.05.2015 №2-30-1876/15-1). Для включения в бюджет 2014 и 2015 годов сумма субсидий определялась исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденного комитету комиссией по бюджетным корректировкам. (исх. от 11.06.2015 №2-30-1876/15-2). Места сбора мусора с территорий города Тамбова, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, определяются управляющими организациями (исх. от 03.02.2015 №2-30-10/15).

Администрацией города Тамбова в материалы дела представлены реестры территорий, не входящих в состав общего имущества, составленные управляющими организациями многоквартирных домов, представляемые в Комитет, для получения субсидий.

Таким образом,  управляющие организации, ТСЖ и т.д. самостоятельно определяют размер территории, не входящей в состав общего имущества, для получения субсидии.  

Так, по данным  ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» (исх. от 26.01.2015 № 10) «площади территорий, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, определялись совместно с жилищным комитетом администрации города Тамбова, исходя из технической документации многоквартирных домов, включая элементы благоустройства: газоны, проходы для движения пешеходов.

Обязательства по уборке территорий, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества,  ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» исполняет путем заключенного договора от 01.02.2009 №1/9 с ООО «ЖилТехСервис» «На содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома». Данным договором предусмотрено обязательство ООО «ЖилТехСервис»  выполнять работы по санитарному содержанию территорий, прилегающих к многоквартирным домам, находящихся в управлении ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт». Собранный мусор вывозится   ООО «ЖилТехСервис»  на полигон ООО «КомЭк» для захоронения».

Согласно информации ООО «КомСервисПлюс», являющегося получателем субсидии (исх. от 26.01.2015  № 1578), следует, что площадь территорий, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества,  рассчитывается управляющей организацией самостоятельно, и сведения направляются в адрес жилищного комитета администрации г. Тамбова.

По данным ООО «КомСервисПлюс», субсидии поступают на счет управляющей организации и расходуются на заработную плату дворникам, при этом указанные денежные средства покрывают лишь часть расходов на содержание территории, не входящей в состав общего имущества, и собственники жилых помещений многоквартирных домов вынуждены оплачивать за свой счет содержание муниципальных территорий.

ООО «Тамбовский жилищный стандарт» (исх. от 26.01.2015 №31) сообщило, что вывоз смёта, листвы, древесно-растительных отходов, а также несанкционированных свалок производится силами подрядных организаций ООО «ЖЭУ 7», ООО «ЖЭУ 8», ООО «ЖЭУ 9» и ООО «Участок №4», обслуживающих многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «ТЖС», за счет средств по строке «Содержание и ремонт общего имущества МКД».

Вышеприведенные данные управляющих организаций многоквартирными домами - получателей субсидий подтверждают, что Порядком предоставления субсидий не определены ни площади территорий, не входящие в состав общего имущества многоквартирных домов, на проведение работ по санитарного содержанию которых, предоставляются субсидии, ни механизм их определения, не определены  места сбора мусора  и порядок его вывоза (в том числе не определено, на ком лежит обязанность по его вывозу).

Отсутствие в Порядке четкого и однозначного определения территорий, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, на проведение работ по санитарного содержанию которых предоставляются субсидии ведет, к самопроизвольному решению данных вопросов управляющими организациями. В результате  площади территорий  могут быть завышены отдельными управляющими организациями, что может привести к созданию преимуществ в осуществлении деятельности отдельных управляющих организаций при предоставлении им субсидий.

3. В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Учитывая, что организация благоустройства территории города является полномочиями и обязанностью органов местного самоуправления, финансирование на эти цели осуществляется из муниципального бюджета, то уборку территорий города могут осуществлять либо муниципальные предприятия, учреждения на основании правового акта администрации города Тамбова либо иные лица (юридические и (или) физические) на основании договора с администрацией города, заключаемого в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно частям 1, 2 статьи 54 Закона №131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Согласно статье 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей  8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1) .

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи  8 Закона о контрактной системе).

Действующим законодательством органу местного самоуправления не предоставлены полномочия по установлению иным образом порядка финансирования выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд, а также по установлению категории и (или) критериев отбора хозяйствующих субъектов для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных, чем это установлено Законом о контрактной системе.

По смыслу указанных нормативных положений организация благоустройства территории городского округа Тамбов относится к вопросам местного значения городского округа и является муниципальной нуждой. Использование средств местного бюджета, направляемых на оплату работ (услуг) для организации благоустройства территории городского округа Тамбов, обусловлено необходимостью применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Финансирование работ для муниципальных нужд путем предоставления субсидий и  без обязательного соблюдения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, создает предпосылки для нарушения прав хозяйствующих субъектов на товарных рынках, на которых муниципальное образование в лице своих органов выступает заказчиком товаров, работ, услуг, поскольку ограничивает право хозяйствующих субъектов конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения торгов, право на обжалование результатов торгов, в порядке, предусмотренном Законом, создает или может создать преимущественные условия осуществления деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишаются доступа к соответствующему товарному рынку в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в связи с недопущением органом местного самоуправления возникновения конкурентных отношений между потенциальными хозяйствующими субъектами на соответствующих товарных рынках.

В ходе рассмотрения дела установлено, что администрацией города  Тамбова  принято постановление от 04.03.2015 № 2021  «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимися муниципальными учреждениями, на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов на 2015 год».

Принятый Порядок аналогичен Порядку, действующему в 2014 году, за исключением того, что предусмотрено финансирование субсидий также индивидуальным предпринимателям. Кроме того, в Договоре о предоставлении субсидии на проведение работ по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным  домам, не входящих в состав общего имущества (Приложение №1 к Порядку), предусмотрено, что место, куда будет перемещаться мусор, определяется Получателем субсидии (подпункты 1.1.1, 1.1.4 пункта 1.1).

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается создавать дискриминационные условия (пункт 8).

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Таким образом, принимаемые органами местного самоуправления решения, прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Закона о защите конкуренции в части развития и поддержки конкуренции.

Согласно Общероссийскому  классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2007, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) код 90.03 «Уборка территории, восстановление  после  загрязнения  и           аналогичная деятельность» включает в себя, в том числе, такие виды услуг как сбор мусора из мусорных урн в общественных местах, подметание и поливку  улиц,  скверов,  дорог, очистку от  снега  и  льда   улиц,   дорог и т.д.

Таким образом, продуктовыми границами рынка, на который  непосредственно оказывают влияние рассматриваемые постановления администрации города, являются «услуги по уборке городских территорий». Географическими границами является территория города Тамбова.

  Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что отсутствие в Порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества (утв. постановлением администрации города Тамбова от 13.02.2014 № 1014) индивидуальных предпринимателей как получателей субсидии, ставило их в неравное (дискриминационное) положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими выполнение работ по санитарному содержанию территорий г. Тамбова, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Установление администрацией города Тамбова порядка предоставления субсидий на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества без обязательного соблюдения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, приводит или может привести к ограничению прав хозяйствующих субъектов конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения торгов, следствием чего является недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке услуг по уборке городских территорий.

                Кроме того, Комиссией Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено, что администрация города Тамбова при подготовке проектов бюджетов городского округа – город Тамбов на 2014 и 2015 годы в части определения суммы на финансировании субсидий на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, в размере 41320,0 тыс. руб. и 41268,6 тыс.руб. соответственно, не определяла реальную потребность на эти цели, так как размер  городских территорий, подлежащих уборке, администрацией не определялся и не определен в настоящее время.  Площади городских территорий самостоятельно определяются получателями субсидий и предъявляются к оплате в жилищный комитет администрации города Тамбова.  Объем бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, был определен  исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденного комитету комиссией по бюджетным корректировкам.  

            Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что объем бюджетных средств определенный на субсидии на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, экономически необоснован.

            На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что предусмотренное рассматриваемыми постановлениями администрации города Тамбова расходование средств бюджета города Тамбова на решение вопросов местного значения в сфере благоустройства городских территорий в форме предоставления субсидий противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

            Руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тамбовского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

 

            1. Признать администрацию города Тамбова нарушившей:

-  пункт 8 части 1 и часть 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии постановления администрации города Тамбова от 13.02.2014 №1014 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям, открытым акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов на 2014 год»;

- часть 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии постановления администрации города Тамбова от 04.03.2015 № 2021 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимися муниципальными учреждениями, на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов на 2015 год»,

 положения которых приводят и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по уборке городских территорий.

2. Выдать администрации города Тамбова предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в срок до 1 сентября 2015 года,  а именно:

- отменить постановление администрации города Тамбова от 04.03.2015 № 2021 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимися муниципальными учреждениями, на возмещение затрат по санитарному содержанию территорий городского округа - город Тамбов, прилегающих к многоквартирным домам, не входящих в состав общего имущества, за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов на 2015 год».

3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

           

Председатель Комиссии                                                                        Е.А. Гречишникова

  

Члены Комиссии                                                                                      Н.Н. Колодина 

                                                                                                                                       

                                                                                                                      С.В. Мазаева

                                                                                                                               

                                                                                                                   Е.Н. Дедова 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Мазаева 71-34-29

Связанные организации

Связанные организации не указаны