Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № А4-7/15 о нарушении антимонопольного закон... от 11 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                          Ответчик: Администрация

   г. Моршанска

                                                                                          393950, Тамбовская обл.,

   г. Моршанск,

   Октябрьская пл., д. 37                                          

 

                                                                    Заявители:  Прокуратура г. Моршанска,

                                                                                                 393950, Тамбовская обл.,

   г. Моршанск, ул. Ленина, 44

 

   ООО «Моршанское АТП»

                                                                                                 393950, Тамбовская обл.,

   г. Моршанск, ул. Садовая, д. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А4-7/15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                     г. Тамбов

Резолютивная часть решения оглашена «2» июня 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено « 10» июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;

члены:

Мазаева С.В. - заместитель руководителя -  начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Дедова М.А. – главный специалист – эксперт отдела нтимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

              Козырева М.А. - ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

 в присутствии представителей:

начальника отдела по административной работе администрации города Моршанска <…….> (доверенность от 01.06.2015 № 0310/1716);

начальника юридического отдела города Моршанска <…….> (доверенность от 07.11.2014);

директора ООО «Моршанское АТП» <…….>;

юрисконсульта  ООО «Моршанское АТП» <…….>  (доверенность от 01.06.2015),

представителя прокуратуры города Моршанска на рассмотрение дела не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

            рассмотрев дело от 23.04.2015 № А4-7/15 по признакам нарушения администрацией города Моршанска части 1 статьи 15 и пункта 3 части 1 и части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Тамбовское УФАС России поступили обращения из прокуратуры г. Моршанска и из Приемной Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе о рассмотрении заявления ООО «Моршанское АТП» с жалобой на действия администрации г. Моршанска  при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в г. Моршанске (вх. от 23.01.2015 № 610, от 26.01.2015 № 665).

            В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Моршанска было возбуждено настоящее дело.

На рассмотрении дела представитель ООО «Моршанское АТП» сообщил, что администрацией г. Моршанска был объявлен открытый конкурс на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимостью.

ООО «Моршанское АТП» для участия данном конкурсе по лоту № 1 на маршрут № 1 «ж/д вокзал – переезд Базево» представило 5 единиц подвижного состава вместимостью не менее 23 пассажирских мест и было допущено комиссией к участию в данном конкурсе, а затем признано победителем по лоту № 1. Однако, при заключении договора по результатам конкурса администрацией было представлено расписание только на 2 единицы подвижного состава вместимостью не менее 23 пассажирских мест, вместо 5 единиц подвижного состава, предусмотренного конкурсной документацией и предложенных в заявке.

Общество  считает, что данные действия администрации города Моршанска ущемляют интересы ООО «Моршанское АТП».

            На рассмотрении дела представитель администрации города Моршанска пояснил, что по лоту № 1 городского маршрута  «ж/д вокзал – переезд Базево» было предусмотрено 25 единиц  автобусов малой вместимости и 5 единиц автобусов большой вместимости. Однако, ни один из участников не представил на конкурс заявленное количество автобусов малой вместимости. Чтобы удовлетворить потребности населения города в пассажирских перевозках, с целью развития добросовестной конкуренции, конкурсная комиссия была вынуждена определить несколько победителей по данному лоту.

            Администрация города Моршанска считает, что при заключении договора с  ООО «Моршанское АТП» на осуществление регулярных маршрутных перевозок в г. Моршанске на автобусный маршрут № 1 «ж/д вокзал – переезд Базево» обеспечены работой все 5 единиц подвижного состава. Так, согласно приложению № 1 «Расписание движения ТС по городскому маршруту № 1 ООО «Моршанское АТП», утвержденного постановлением администрации города Моршанска от 29.12.2014 № 2017, 2 автобуса работают с 06.00 до 13.00 часов, с 14.00 до 21 часов работают два других автобуса, а один автобус работает по выходным. 

            Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

            В соответствии с  пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Пунктом 7 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.

При этом законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.

Законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности (пункт 4 статьи 6). Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (пункт 1 статьи 21).

При этом статья 2 названного закона относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Следовательно, органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки. В связи с этим допуск перевозчиков к осуществлению регулярных городских перевозок на основании конкурса находится в рамках компетенции органов местного самоуправления.

Администрацией г. Моршанска было принято постановление от 03.12.2014 № 1841 «О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимости и о внесении изменений в отдельные правовые акты администрации города», которым была утверждена конкурсная документация.

На сайте информационно-новостного портала региональных средств массовой информации Тамбовской области (www.top68.ru) и в сети Интернет на веб-сайте администрации г. Моршанска (www.promorshansk.ru), было размещено вышеуказанное постановление, а также извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация.

1. В извещении о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимости указано, в том числе следующее:

- Заявки на участие в конкурсе подаются с 9 часов 00 минут 6 декабря 2014 года по 19 декабря 2014 года 14 часов 00 минут по адресу: 393950, г. Моршанск, Октябрьская пл., 37, 4 эт., каб. 2; е-mail:ar@g33.tambov.gov.ru.

- Проведение конкурса и осмотр транспортных средств:

- проведение конкурса - с 24 декабря 2014 года 00 минут по 26 декабря 2014 года до 14 часов 00 минут по адресу: 393950, г. Моршанск, Октябрьская пл., 37, 4 эт., каб. 2; е-mail:ar@g33.tambov.gov.ru;

- осмотр транспортных средств - с 24 декабря 2014 года 00 минут по 26 декабря 2014 года до 14 часов 00 минут – на технической базе заявителей.

Следовательно, извещение о проведении торгов сделано организатором за 16 дней до проведения конкурса.

Частью 2 статьи 448 ГК РФ  определено, что извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Таким образом, администрация города Моршанска разместила извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимости с нарушением требований статьи 448 ГК РФ.

            Сокращение срока опубликования извещения о проведении конкурса до его проведения могло лишить возможности потенциальных участников конкурса подать заявки на участие в нем, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

2. В извещении о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимости по лоту № 1 Маршрут № 1 указано количество необходимого подвижного состава - 30 единиц.

Согласно приложению № 1 к конкурсной документации «Лоты и маршруты, предоставляемые на конкурс, для обслуживания юридическими  лицами  и индивидуальными предпринимателями, имеющими автобусы малой и большой вместимости, в городе Моршанске» (далее – Приложение № 1) по лоту № 1 на автобусный маршрут № 1 «ж/д вокзал – переезд Базево» определено, что:

- для подвижного состава вместимостью не менее 13 пассажирских мест,  количество подвижного состава составляет 25 единиц,  время работы с  6.30 до 21.00;

 - для подвижного состава вместимостью не менее 23 пассажирских мест,  количество подвижного состава составляет 5 единиц,  время работы с  6.30 до 20.30.

При этом интервал движения (мин.) для каждой категории подвижного состава отсутствует, а указано «в соответствии с утвержденным постановлением администрации города расписанием движения», расписание не было частью конкурсной документации.

Таким образом, в конкурсной документации отсутствует такое значимое условие для участия в конкурсе и дальнейшего заключения договора, как интервал движения автобусами по маршруту.

Расписание движения транспортных средств по маршруту № 1 «ж/д вокзал – переезд Базево» было утверждено администрацией г. Моршанска постановлением от 29.12.2014 № 2017 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в городе на 1 полугодие 2015 года», то есть после проведения конкурса, и вручено победителям конкурса при заключении договоров на осуществление регулярных маршрутных пассажирских перевозок в городе Моршанске.

Так, 29 декабря 2014 года между администрацией г. Моршанска и ООО «Моршанское АТП» был заключен договор на осуществление регулярных маршрутных пассажирских перевозок (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора Заказчик передает, а Исполнитель принимает на себя исполнение заказа на осуществление регулярных маршрутных пассажирских перевозок и обязуется в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года обслуживать население города Моршанска на следующих маршрутах № 1, № 2, № 6, № 7 автобусами малой и большой вместимости, в соответствии с паспортами маршрутов и расписанием движения транспортных средств.

Передаваемые в указанные сроки Исполнителю маршрутные расписания движения транспортных средств будут действовать до особого изменения Заказчиком в установленном порядке, согласование изменений должно быть проведено не позднее, чем за 10 дней до их введения (пункт 1.2 Договора).

Частью 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ определено, что условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Таким образом, администрация города Моршанска не обеспечила открытость информации по предмету конкурса, а именно информации о расписании движения по маршруту № 1.

Отсутствие в извещении о проведении открытого конкурса условия договора -расписания движения по маршруту (интервал движения на городском маршруте) не позволяло участникам и потенциальным участникам располагать полной информацией об условиях договора, оценить возможность участия в конкурсе, что приводит или может  привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

3. Согласно пункту 9 Конкурсной документации конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие Участников конкурса установленным требованиям.

Пункт 10 Конкурсной документации определяет порядок проведения конкурса.

В конкурсе принимают участие претенденты, признанные участниками конкурса (пункт 10.1 Конкурсной документации).

При отборе транспортных средств для перевозки пассажиров по городским маршрутам приоритет получают транспортные средства, набравшие наибольшее количество баллов (пункт 10.3 Конкурсной документации).

Участник конкурса может претендовать на получение маршрутов по лотам только в пределах заявленного количества автобусов (с учетом коэффициента технической готовности, зафиксированной конкурсной комиссией) (пункт 10.5 Конкурсной документации).

Подпунктом а) пункта 11.1 Конкурсной документации определено, что Заказчик (Организатор) конкурса обязан не позднее 20 дней после утверждения протокола об итогах конкурса заключить с победителями конкурса договоры на осуществление регулярных маршрутных пассажирских перевозок в городе Моршанске на условиях и в соответствии с результатами конкурса (приложение № 11). В случае, если победителями лота стали несколько участников, то договор заключается с каждым перевозчиком индивидуально.

Таким образом, по результатам конкурса по лоту № 1 могут быть заключены договоры на осуществление регулярных маршрутных пассажирских перевозок в городе Моршанске с несколькими победителями.

 Однако, конкурсная документация не содержит методики оценки представленных заявок - конкретных правил, устанавливающих, каким образом данные критерии должны оцениваться конкурсной комиссией, а также порядок и условия заключения договоров с несколькими победителями, что также подтверждается результатом проведения  рассматриваемого конкурса.

Так, например,  пунктом 1.2 приложения № 9 к конкурсной документации (критерии оценки участников конкурса на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимости) определено, что критерий «Состояние внешней световой сигнализации» оценивается от 0 до 5 баллов. При этом, отсутствуют критерии в зависимости от которых будут начислены баллы в указанном диапазоне. Отсутствие четких и конкретных критериев оценки по показателю «Состояние внешней световой сигнализации» ведет к субъективной оценке данного показателя членами конкурсной комиссии.

Согласно протоколу № 3 от 26.12.2014 «Подведение итогов в открытом конкурсе на право осуществления регулярных маршрутов перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимости» по лоту № 1 на процедуру рассмотрения были представлены заявки, которые по результатам конкурса получили следующие баллы: ООО «Пальмира» - 60,6 баллов,  ООО «Моршанское АТП» - 57,4 баллов, ООО «Моршанское Авто-5» - 54,9 баллов, ООО «Моршанское Авто-4» - 52,7 баллов.

По результатам конкурса конкурсная комиссия приняла решение заключить договор с каждым из них.

Каким образом, конкурсная комиссия проводила оценку и определяла баллы каждому участнику, а также по каким критерия были определены несколько победителей по лоту № 1, каким образом далее были распределены рейсы между ними, администрация города Моршанска письменно не сообщила, на рассмотрении дела представители администрации города Моршанска по этому вопросу пояснений также  не дали.

В договоре на осуществление регулярных маршрутных пассажирских перевозок, заключенном 29 декабря 2014 года между администрацией г. Моршанска и ООО «Моршанское АТП», отсутствует количество транспортных средств, которые должны осуществлять движение по городскому маршруту № 1.

По данным ООО «Моршанское АТП», расписание движения транспортных средств по городскому маршруту № 1 для Общества утверждено только для двух автобусов, а три автобуса, заявленные ООО «Моршанское АТП» и требуемые документацией конкурса, остались не востребованными.

Довод администрации города Моршанска о том, что при заключении договора с  ООО «Моршанское АТП» на осуществление регулярных маршрутных перевозок в г. Моршанске на автобусный маршрут № 1, «ж/д вокзал – переезд Базево» были обеспечены работой все 5 единиц подвижного состава, не находит своего подтверждения, поскольку информация о количестве транспортных средств по городскому маршруту № 1 ООО «Моршанское АТП» отсутствует как в договоре, так и в приложении № 1 «Расписание движения ТС по городскому маршруту № 1 ООО «Моршанское АТП», утвержденным постановлением администрации города Моршанска от 29.12.2014 № 2017.

Доказательства того, что расписание по маршруту № 1 утверждено для ООО «Моршанское АТП» исходя из работы 5 единиц подвижного состава вместимостью не менее 23 пассажирских мест, администрацией города Моршанска не представлены.

Таким образом, организатор конкурса – администрация города Моршанска не обеспечила единые и понятные для участников требования в конкурсной документации, не определила четкие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений.

 Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции определено, что данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.

            Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными  действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (пункт 3 часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что отсутствие в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации необходимых условий договора на осуществление регулярных маршрутных пассажирских перевозок (расписания движения по маршруту, интервал движения), отсутствие четких и прозрачных критериев оценки участников конкурса и порядок определения нескольких победителей по одному лоту ведет к нарушению условий конкуренции при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимости.

На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что администрация города Моршанска при принятии постановления от 03.12.2014 № 1841 «О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимости и о внесении изменений в отдельные правовые акты администрации города», а также при опубликовании извещения о проведении конкурса и проведении конкурса допустила нарушение части 1 статьи 15 и части 1 и пункта 3 части 1 статьи 17  Закона о защите конкуренции.

            Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49, статьи 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

                                                             Р Е Ш И Л А:

            1. Признать  администрацию города Моршанска Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15 и пункта 3 части 1 и части 1 статьи 17 Закона   о защите конкуренции при принятии акта – постановления № 1841 от 03.12.2014, а также при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных маршрутных перевозок в городе Моршанске автобусами малой и большой вместимости, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке услуг пассажирских перевозок.

            2. Предписание не выдавать.

            3. Рассмотреть вопрос об обращении в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании конкурса (в части лота № 1), и заключенных по его результатам договоров не действительными.

 

Председатель                                                                                          Е. А. Гречишникова

 

Члены комиссии:                                                                                                С.В. Мазаева 

        

                                                                                                                               Е.Н. Дедова

 

  М.А. Козырева

 

 

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

                            

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны