Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № А4-8/15 от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

 САО «ВСК»

 121552, г.Москва,

 ул. Островная, 4

 

                                  Тамбовский филиал

САО «ВСК»

   392000, г.Тамбов,

   ул. Советская, д.125

 

                                                                        Заявитель:

 ООО «Росгосстрах»

в лице Тамбовского филиала

           392000, г.Тамбов,

ул. Красная, д.8/42

 

                                                                        Заинтересованные лица

                                                                                             АО «СОГАЗ»

  107078, г.Москва,

   проспект Академика Сахарова, 10

 

                                                                                             ЗАО «Страховая группа «УралСиб»

  107078, г.Москва,

   ул. Профсоюзная, 56

 

Р Е Ш Е Н И Е  № А4-8/15 

 

Резолютивная часть решения объявлена  28 июля 2015 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено  11 августа  2015 года                           г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Председатель Комиссии:

            Мазаева С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России;

            Члены Комиссии:

            Деев А.А. – ведущий юрисконсульт Юридического отдела Отделения по Тамбовской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу;

            Плотников С.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России,

 

            рассмотрев дело № А4-8/15 по признакам нарушения ООО «ВСК» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  (далее – Закон о защите конкуренции),

             в присутствии представителей:

            - ООО «ВСК»: Скаткова А.А. (доверенность от 10.12.2014 №00-08-26/834);

            - АО «СОГАЗ»: Рахуб Е.В. (доверенность от 17.06.2015 №99);

             представители иных участников на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области     поступило заявление ООО «Росгосстрах» (исх. от 11.02.2015 № 1030, вх. от 11.02.2015 № 1340) о признаках недобросовестной конкуренции САО «ВСК» при участии в запросе котировок (закупка № 0264100000215000008) на оказание  услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца опасного объекта (сети (системы) газопотребления) Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области.    

            Согласно заявлению ООО «Росгосстрах», 06.02.2015 конкурсной комиссией государственного заказчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области были подведены итоги запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (реестровый номер закупки: 0264100000215000008). В соответствии с протоколом  рассмотрения  и оценки  заявок на участие в запросе котировок от 06.02.2015 №4 победителем  признано ООО «ВСК», как участник, предложивший наименьшую цену контракта, а именно 35 000,00 рублей. При этом, цена, предложенная ООО «Росгосстрах», а также иными участниками закупки, составила 47 500 рублей, и была рассчитана на основании сведений  о технической безопасности опасного объекта,  представленных заказчиком в извещении и в соответствии с порядком определения вреда, который применяется  профессиональным объединением страховщиков. Заявитель считает, что цена котировочной заявки, предложенная САО «ВСК», ниже, чем это обусловлено действующим страховым законодательством, и  содержит признаки недобросовестной конкуренции.

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «ВСК» было возбуждено настоящее дело.

            Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и материалов по делу.

                        На рассмотрении дела представитель Ответчика сообщил, что общество с указанными доводами не согласно, поскольку при участии в  вышеуказанной закупке, подало заявку, рассчитав страховую сумму в соответствии с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27.07.2010 №225-ФЗ, определив базовые ставки страховых тарифов в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 01.10.2011 №808 и применив в расчетах страховой премии  коэффициент в зависимости  от уровня безопасности  объекта в размере – 0,7 в соответствии с Правилами профессиональной деятельности страховщиков «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта», утвержденных Решением Президиума НССО, протокол №28 от 08.06.2011.

                 Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

            Государственным заказчиком – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области  30.01.2015 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0264100000215000008 о   запросе котировок на оказание  услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта. 

            На участие в запросе котировок  поступило 4 заявки: ООО «Росгосстрах», САО «ВСК», АО «СОГАЗ», ЗАО «Страховая Группа «УралСиб». Все они допущены  к участию в запросе котировок.

            В соответствии  с Протоколом рассмотрения и оценки  заявок на участие в запросе котировок от 06.02.2015 №4 победителем запроса котировок признано САО «ВСК», предложившее  наиболее низкую цену  контракта (35 000,00 рублей).  При этом цена котировочной заявки, предложенная ООО «Росгосстрах» и АО «СОГАЗ» и ЗАО «Страховая Группа «УралСиб» составила 47 500,00  рублей.

            В извещении о проведении запроса котировок начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 47 500 рублей.

            По результатам указанной закупки с САО «ВСК»  был заключен контракт от 19.02.2015 № 54-42 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца опасного объекта (сети (системы) газопотребления) Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области.

            На основании положений статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа (пункт 1).

Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 3).

            Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов (пункт 6).

Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:

1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;

            2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 8).

            При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте (пункт 9).

Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (пункт 12).

            Согласно пункту 1 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии», коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев устанавливается равным единице на период до 31.12.2016 включительно.

            В соответствии с пунктом 2 раздела 2 указанного Постановления при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. Интервал возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта с 01.01.2014 до 31.12.2015 составляет 0,7-1.

В силу пункта 11 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 3 статьи 19 указанного Федерального закона стандарты и правила профессиональной деятельности, содержащие требования, в отношении порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков после предварительного согласования с Банком России, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в рамках своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов.

         В пункте 24 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 916, предусмотрено, что для применения коэффициентов страховых тарифов размер вреда, который может  быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможное количество потерпевших и уровень безопасности опасного объекта определяются в соответствии с порядком определения вреда.

            В соответствии с указанными нормативными актами максимальный понижающий коэффициент устанавливается исходя из уровня безопасности опасного объекта на основании Порядка определения вреда, который принимается профессиональным объединением страховщиков.

             САО «ВСК»  является  членом  Национального Союза страховщиков ответственности (далее - НССО) (свидетельство № 012у от 11.11.2011)  и  обязано исполнять его рекомендации.

            В материалах дела имеется ответ Национального союза страховщиков ответственности (исх. от 24.04.2015 №Иск-462, вх. от 29.04.2015 № 3987,  в котором, в том числе, сообщается, что НССО была  проведена проверка  обоснованности  применения  страховой  организацией  САО «ВСК»  дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из  уровня  безопасности  опасного объекта в размере 0,7 к базовым ставкам  страхового тарифа при участии в запросе котировок  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области. В соответствии с  пунктом 6.3 Правил профессиональной  деятельности «Порядок определения  вреда, который  может быть  причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества  потерпевших и уровня безопасности  опасного объекта», утвержденных  постановлением Президиума НССО от 13.04.2011  (в редакции от 08.06.2011), уровень безопасности  опасного объекта  определяется  на основании документов и сведений, представляемых владельцем опасного  объекта в составе документов, направляемых  им при заключении договора  обязательного  страхования в соответствии с формами представления исходных сведений владельцами опасных объектов для определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на  опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности  опасного объекта (далее – ФИС).

В соответствии с Правилами профессиональной деятельности, утв.  Постановлением Президиума  НССО от 14.12.2011 (в редакции от 18.12.2013)  с 01.01.2014  до 31.12.2015 установлены  следующие  интервалы   возможных значений  коэффициента уровня безопасности опасного объекта (далее – КУБ) для договоров обязательного страхования с датой начала срока действия с 01.01.2014 до 31.12.2015:

Низкий

1

Минимально приемлемый

0,95

Средний

0,85

Высокий

0,7

            На основании  ФИС, размещенных Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области в извещении о запросе котировок на офицальном сайте www.zakupki.gov.ru (извещение №0264100000215000008), НССО был произведен расчет  КУБ для опасного объекта «Система газопотребления предприятия»:

            Код вида ОПО «Система газопотребления предприятия» - 11.3.1;

            Страховая сумма - 25 000 000 руб.;

            Базовая ставка  страхового тарифа - 0,2%;

            КУБ - 0,95;

            Страховая премия - 47 500 руб.

            Таким образом, страховой организацией САО «ВСК»  был некорректно произведен  расчет страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца опасного объекта (сети (системы) газопотребления) - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области.

            САО «ВСК» при расчете ценового предложения (страховой  премии) должно было  рассчитать и предложить цену контракта в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также в соответствии с порядком, установленным НССО, то есть применить КУБ в размере 0,95. Однако общество  в своей заявке указало страховую премию в размере 35 000 рублей, в то время как при надлежащем  расчете страховой премии она должна   равняться 47 500 рублей,  в результате чего, САО «ВСК» было признано победителем запроса котировок.

Таким образом, САО «ВСК»  рассчитало ценовое предложение  о цене   контракта с нарушением  требований  действующего  законодательства  об обязательном страховании и Правил профессиональной деятельности, утв.  Постановлением Президиума  НССО от 14.12.2011.

Согласно пункту 1 статьи 72 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

САО «ВСК» при участии в запросе котировок предложило цену контракта, рассчитанную  с нарушением  требований  действующего  законодательства  об обязательном страховании и Правил профессиональной деятельности, утв. Постановлением Президиума  НССО от 14.12.2011, в результате чего САО «ВСК» была обеспечена победа в запросе котировок.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что снижение САО «ВСК» цены контракта с 47 500 рублей до 35 000 рублей было направлено на получение  преимуществ перед другими участниками закупки, рассчитавшими ценовое предложение в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, поскольку  САО «ВСК»  подобным образом  обеспечило себе  победу в рассматриваемом запросе котировок.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

            Для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно:

- действия должны совершаться хозяйствующим субъектом;

- действия должны быть направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- действия должны противоречить положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность получить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий, то есть действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены, в связи с чем указанные термины применяют в связи с их общим значением в русском языке. Так, термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь – как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы.

           Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда (или возможность) другому хозяйствующему субъекту - конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками кроме реального ущерба понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.   

           Все   признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях ООО «ВСК»:

            - действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке финансовых услуг, а именно при участии в запросе котировок на оказание  услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца опасного объект;

            - действия противоречат действующему законодательству, а именно статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808, Постановлению Правительства РФ от 03.11.2011 № 916, Правилам профессиональной деятельности, утв. Постановлением Президиума  НССО от 14.12.2011, части 1 статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, а также обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

            - действия могут причинить убытки хозяйствующим  субъектам-конкурентам (участникам запроса котировок), в том числе ООО «Росгосстрах», путем неполучения прибыли за счет непризнания его победителем запроса котировок и незаключения с ним договора по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца опасного объекта.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. 

            Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.

            Конкурентами ООО «ВСК» являются  страховые организации, имеющие  право осуществлять страховую деятельность по рассматриваемому виду  страхования, в том числе другие участники  запроса котировок № 0264100000215000008 (ООО «Росгосстрах», АО «СОГАЗ» и ЗАО «Страховая Группа «УралСиб»).

Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение недобросовестной конкуренции. 

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России  приходит к выводу, что САО «ВСК» совершило недобросовестную конкуренцию на рынке обязательного страхования гражданской ответственности  владельца опасного объекта   при участии в закупке №  0264100000215000008, чем  нарушило  запрет, установленный частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрении дела САО «ВСК» признало, что расчет страховой премии при участии в запросе котировок (закупка №  0264100000215000008) на оказание  услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца опасного объекта отделения Пенсионного Фонда РФ по Тамбовской области был произведен  некорректно.

            В связи с тем, что  САО «ВСК»  по итогам запроса котировок  (закупка № 0264100000215000008) заключен контракт от 19.02.2015 № 54-42 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца опасного объекта (сети (системы) газопотребления) Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  руководствуясь статьей 23, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать действия Страхового акционерного общества «ВСК» по предложению в заявке на участие в запросе котировок (закупка №0264100000215008) на оказание  услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельца опасного объекта отделения Пенсионного Фонда РФ по Тамбовской области цены контракта, рассчитанной не в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, актом недобросовестной конкуренции, что запрещено  частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

 

Председатель Комиссии                                                       С.В. Мазаева

 

Члены Комиссии                                                                   А.А. Деев

 

                                                                                                     С.Ю. Плотников

                                                                                                                                                                                                                        

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны