Постановление б/н постановление от 22 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АО "Газпром газораспределение Тамбов"

 

392000, г. Тамбов, ул. Московская, 19д

 

 

 

 

 

 

 

 

АП3-44/19

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу

№068/04/14.31-132/2020 об административном правонарушении

 

 

Резолютивная часть постановления оглашена "20" мая 2020 г.

В полном объеме постановление изготовлено "22" мая 2020 г.                                                                                                      

 г. Тамбов

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) Мазаева Светлана Владимировна,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №068/04/14.31-132/2020, возбужденного в отношении АО «Газпром газораспределение Тамбов» (ОГРН 1026801221810, ИНН 6832003117, КПП 682901001, адрес: 392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Московская, д. 19 Д) по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителей АО «Газпром газораспределение Тамбов» по доверенности от 19.11.2019 № ВК-0405/8595 <…>, <…> (доверенность от 06.09.2019 № ВК-0405/6351), которым разъяснены права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом к возбуждению данного дела явилось решение Комиссии Тамбовского УФАС России по делу № 068/01/10-178/2019 от 05.02.2020 о признании АО "Газпром газораспределение Тамбов" злоупотребившим своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию объектов газораспределения и газопотребления (за исключениеv ТО ВДГО) (далее также – Услуги) в границах Тамбовской  области (за исключением Жердевского, Инжавинского, Мордовского, Мучкапского и Токарёвского районов) в части:

а) нарушения требований ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по ущемлению интересов лиц, в т.ч. <…>, путём направления документов (УПД) о принятии и оплате услуг по техническому обслуживанию объектов газоснабжения до фактического оказания услуги,

б) нарушения требований п.4 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по экономически и технологически не обоснованному прекращению оказания услуг, предусмотренных договором №18-4-3610-05-00383 с гражданином <…>,

в) нарушения требований п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по установлению монопольно высокой цены услуги по осмотру трассы протяженностью менее 100 м;

г) нарушения требований п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по установлению монопольно высокой цены услуги по оформлению результатов обхода трассы.

Как следует из материалов № 068/01/10-178/2019 в Тамбовское УФАС России обратился гр. <…> с заявлением об ущемлении интересов неопределенного круга лиц со стороны АО "Газпром газораспределение Тамбов" действиями по направлению документов о принятии и оплате услуг по техническому обслуживанию объектов газоснабжения до фактического оказания услуги, а также в установлении монопольно высокой цены на услуги по осмотру трассы газопровода и оформлению результатов её обхода.

Имеющиеся в материалах дела документы и информация свидетельствуют о нарушении АО "Газпром газораспределение Тамбов" требований антимонопольного законодательства следующими действиям (бездействиями):

1. АО "Газпром газораспределение Тамбов" нарушило права и законные интересы группы лиц гражданина <…> неисполнением договора от 25.12.2017 №18-4-3610-05-00383.

В группу лиц гражданина <…> входят: ИП <…> (ИНН <…>, сын <…>, арендатор гаража по договору от 10.02.2019, который подключен к газоснабжению через объекты, в отношении которых <…> с АО "Газпром газораспределение Тамбов" заключен договор технического обслуживания); <…> (супруга, собственник земельного участка (номер регистрации <…>, дата регистрации  09.03.2016), на котором располагается указанный гараж).

Таким образом, спорные правоотношения сложились в отношении газового оборудования, используемого для обеспечения коммунальным ресурсом объекта, используемого в предпринимательских целях лицом, входящих в одну группу с <…>.

АО "Газпром газораспределение Тамбов" направило в адрес <…> для подписания проект договора на техническое обслуживание и ремонтные работы № 19-4-3610-05-00383 от 28.12.2018 в отношении объектов газораспределения и газопотребления (далее по тексту соответствующие объекты обобщенно именуются также – газовое оборудование) гаража, расположенного по адресу: Тамбовская область, Кирсановский район, п. Тоновка, ул. Фестивальная, сроком действия на 2019 год.

В приложении № 1 к указанному договору установлены перечень и количество оказываемых услуг:

1) техническое обслуживание отопительного прибора (АОГВ – аппарат отопительный газовый водонагревательный; отопительный котел; накопительный газовый водонагреватель; газовый бойлер) с краном на отпуске перед прибором, с периодичностью оказания услуги 2 раза в год;

2) технический осмотр состояния надземных газопроводов (протяженностью трассы менее 100 м), с периодичностью оказания услуги 4 раза в год;

3) оформление результатов обхода трассы газопровода, с периодичностью оказания услуги 4 раза в год;

4) техническое обслуживание крана на надземном газопроводе диаметром до 50мм, с периодичностью оказания услуги 1 раз в год.

Вышеуказанный проект договора на техническое обслуживание и ремонтные работы от 28.12.2018 №19-4-3610-05-00383 не подписан сторонами.

В то же время, между <…> и АО "Газпром газораспределение Тамбов" ранее был заключен договор на оказание аналогичных услуг №18-4-3610-05-00383. Данный договор содержал аналогичные условия и периодичность оказания услуг.

В п.7.1 договора №18-4-3610-05-00383 указано, что "Настоящий Договор вступает в силу с 01.01.2018 г. и действует до 31.12.2018 г., и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения настоящего Договора на следующий год, или о заключении Договора на иных условиях".

С учетом того, что проект договора №19-4-3610-05-00383 <…> не подписан и направлен позднее, чем за 30 дней до окончания действия договора №18-4-3610-05-00383, последний действовал и в 2019 году. Свидетельств обратному АО "Газпром газораспределение Тамбов" не представил.

Из материалов дела № 068/01/10-178/2019 следует, что свои обязанности по договору общество не выполняет.

Уклонение ГРО от технического обслуживания газового оборудования <…> ущемляет права и законные интересы последнего и входящего с ним в одну группу лиц хозяйствующего субъекта, что, с учетом наличия у АО "Газпром газораспределение Тамбов" доминирующего положения на товарном рынке, указывает на нарушение п.4 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

 

2. АО "Газпром газораспределение Тамбов" установлены монопольно высокие цены на ряд своих услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Исходя из указанных положений, в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

1) затратный метод;

2) метод сопоставимых рынков.

Тамбовским УФАС России в ходе рассмотрения дела № 068/01/10-178/2019 сопоставимые товарные рынки, находящиеся в состоянии конкуренции, не выявлены.

При использовании затратного метода анализу подлежат:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара;

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара;

- цена товара;

- данные о превышении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности (в случае рассмотрения цены в качестве монопольно низкой цены - данные о занижении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности) для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно.

При этом, как указано в Разъяснениях Президиума ФАС России №1 от 10.02.2016, в рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта. Экономическая необоснованность затрат на производство и реализацию товара может служить основанием для признания цены товара монопольно высокой.

В данном случае установлено, что АО "Газпром газораспределение Тамбов" в рамках деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию объектов газораспределения и газопотребления оказывает заказчикам, в т.ч., следующие виды услуг:

технический осмотр состояния надземных газопроводов с протяженности газопровода менее 100 м по цене 63,22 руб. (без НДС);

оформление результатов обхода трассы газопровода стоимостью 104,48 руб. (без НДС).

2.1. Стоимость технического осмотра состояния надземных газопроводов с протяженностью газопровода менее 100 м завышена АО "Газпром газораспределение Тамбов".

Калькуляция на данный вид услуг согласована 27.11.2018 заместителем генерального директора по экономике АО "Газпром газораспределение Тамбов" и включает следующие расходы (руб.): оплата труда (6,67), страховые взносы (2,01), транспортные расходы (38,93), общепроизводственные и общехозяйственные расходы (7,83), рентабельность (7,78).

Расходы на оплату труда рассчитаны исходя из временных затрат двух слесарей, каждый по 0,02425 чел.час.

Как следует из представленных АО "Газпром газораспределение Тамбов" по делу № 068/01/10-178/2019  пояснений, указанный норматив времени рассчитан следующим образом.

Норма времени рассчитана на основании пункта 3.1.1.1 Обход и осмотр трассы газопроводов «Типовых норм времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства» 1987 года «Обход и осмотр трассы газопроводов на 1 км.» и составляет 0,0485 чел-час (0,97 чел-час / 1000 м. х 50 м.).

Таким образом, в расчете за среднюю величину принята протяженность газопровода в 50 метров.

На основании анализа представленных обществом документов и сведений (исх. от 24.06.2019 №ДП-0405/4031) о протяженности газопроводов абонентов установлено, что фактически средняя величина протяженности таких газопроводов составляет значительно меньшую величину:

 

Филиал общества

Средняя длина наземного газопровода до 100м, м

Тамбов

28,06

Котовск

37,67

Уварово

29,9

Кирсанов

16,31

Рассказово

25,64

Моршанск

15,19

Мичуринск

5,88

Средневзвешенная протяженность газовых сетей до 100 м, находящихся на обслуживании АО "Газпром газораспределение Тамбов", по Тамбовской области составляет 19,12м.

Таким образом, у АО "Газпром газораспределение Тамбов" не было законных оснований для принятия 50м в качестве величины, на основании которой произведен расчет стоимости услуги по осмотру трассы длиной до 100 м.

Кроме того, в прейскуранте цен АО "Газпром газораспределение Тамбов" присутствует расценка на осмотр трассы длиной 1 км стоимостью 455,65 руб. (без НДС). Из пояснений АО "Газпром газораспределение Тамбов" следует, что данная расценка применяется для газопроводов длиной свыше 100 метров. Порядок применения – пропорционально длине газопровода: для газопровода длиной 101 метр расценка умножается на 0,101. Следовательно, для газопровода указанной длины стоимость услуги составит 46,02 руб., т.е. значительно ниже, чем для газопровода длиной менее 100 м (63,22 руб.). И это при том, что сама расценка на осмотр 1 км трассы у АО "Газпром газораспределение Тамбов" по делу значительно выше аналогичной расценки у второй газораспределительной организации, осуществляющей деятельность на территории Тамбовской области - ТОГУП "Водгазхоз" (составляет 240,79 руб. без НДС, при том, что в расценку включены еще и затраты на оформление результатов обхода).

Учитывая изложенное, цену услуги "технический осмотр состояния надземных газопроводов (протяженностью трассы менее 100 м)" следует признать установленной в нарушение п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части превышения затрат, необходимых для оказания услуги: завышена оплата труда на сумму, составляющую разницу между трудозатратами, необходимыми для осмотра 50 метров газопровода, и фактически сложившейся средней протяженностью аналогичных газопроводов, находящихся на обслуживании АО "Газпром газораспределение Тамбов", и расходы, пропорционально зависящие от нее (рентабельность, социальные отчисления, общехозяйственные и общепроизводственные расходы).

2.2. Стоимость оформления результатов обхода трассы завышена АО "Газпром газораспределение Тамбов".

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Техническое обслуживание объектов газоснабжения и содержание их в надлежащем состоянии является обязанностью владельцев этих объектов (ст.210 ГК РФ).

Таким образом, для абонента потребительскую ценность имеют именно услуги по техническому обслуживанию, но не услуги по оформлению результатов этих работ. Оформление результатов обхода является лишь обязательной составляющей названной услуги и не должно рассматриваться в отрыве от нее. В то же время, само по себе разделение одной услуги на две составляющие не может ущемлять права и законные интересы потребителей, поскольку не возлагают на них дополнительных обременений. Однако, потребитель должен иметь результат услуги, быть ознакомлен с ним.

Стоимость оформления результатов обхода (104,48 руб.) превосходит стоимость самих работ по техническому осмотру (63,22 руб.) более чем в полтора раза.

Из калькуляции на "оформление результатов обхода" следует, что в себестоимость входят оплата труда (30,13 руб.), страховые взносы на эту зарплату (9,1 руб.), общепроизводственные и общехозяйственные расходы  89,6% (35,15 руб.). Также в конечную стоимость входит рентабельность продаж в размере 28% (29,01 руб.).

При этом, из представленных АО "Газпром газораспределение Тамбов" по делу документов (исх. от 22.05.2019 №ДП-0405/3186) и сведений следует, что калькуляция по оформлению результатов обхода трассы газопровода предусматривает оплату труда слесаря 3 разряда за 0,21 человеко-час, т.е. предполагает, что для оформления результатов осмотра необходимо затратить 12 минут 36 секунд.

Данный расчет основан на технологической карте №397 "Оформление результатов осмотра трассы газопровода", которая, в свою очередь, сформирована на основании хронометражной карты (л.58 т.д.1), из которой следует, что при определении временного норматива на выполнение данной работы учтены:

1) занесение результатов обхода газопровода в журнал (средняя продолжительность 5,4 мин.),

2) в случае выявления неисправности или самовольного ведения работ в охранной зоне составление рапорта (средняя продолжительность 5,4 мин.),

3) информирование мастера (1,8 мин.);

итого: 0,21 чел*час.

В соответствии с пунктом 6.2.13 ГОСТ Р 54983-2012 результаты проверки охранных зон и технического осмотра газопроводов должны оформляться записями в эксплуатационных журналах газопроводов по форме, приведенной в приложении И.

Также, из пояснений общества и вышеприведенной технологической карты следует, что в случае выявления неисправностей или самовольного ведения работ в охранной зоне газопровода слесарем службы составляется рапорт обхода, извещается мастер службы.

Таким образом, составление рапорта выполняется не каждый раз при оформлении результатов обхода, его составление скорее является исключением, чем правилом, иного АО "Газпром газораспределение Тамбов" не доказано. Аналогично по процедуре информирование мастера, которая является внутренней процедурой, осуществляется в случае составления рапорта.

Включение в стоимость оформления результатов обхода трудозатрат на составление рапорта является экономически необоснованным, поскольку необоснованно возлагает на потребителя обязанность оплачивать стоимость работы, которая могла не оказываться (в связи с отсутствием оснований, предусмотренных технологической картой).

Таким образом, расходы общества, связанные с составлением рапорта, должны быть учтены отдельно (опционально), либо если и включены в данную расценку, то с поправочным коэффициентом на обоснованно рассчитанную частоту составления такого вида документа.

В «Эксплуатационном журнале газопроводов по маршруту № 3 а, б, в» от 04.03.2015 отражалось совершение осмотра, в т.ч. газовых объектов <…>

Эксплуатационный журнал содержит записи по следующим полям: дата проведения проверки состояния охранных зон, технического осмотра, инициалы, фамилия слесаря по эксплуатации и ремонту газопроводов, записи о выявленной загазованности с разбивкой по помещениям, записи о выявленных утечках (проверено/выявлено), описание выявленных нарушений, роспись. Также после каждой записи содержится разъясняющая надпись ("Произведен осмотр охранных зон газопровода"). При этом, нельзя не отметить, что при заполнении журнала (т.д. 1 л. 55) запись делается только в отношении совершения самого осмотра охранных зон, вторая часть журнала (в которой отражаются фактически выполненные работы) обществом заполняется только в случае производства ремонтных работ, что не соответствует содержанию формы данного журнала, предусмотренной ГОСТ, из которой следует, что во второй части журнала следует отражать не только ремонтные работы, но и работы по техническому обслуживанию, в число которых исходя из содержания договора между АО "Газпром газораспределение Тамбов" и <…> входит и осмотр трассы.

С учетом изложенного, затраты труда персонала на оформление результатов осмотра трассы завышены обществом на 0,12 чел*час, и, как следствие, завышены и затраты, пропорционально зависящие от этой строки, что также указывает на монопольно высокую цену оформления результатов обхода.

На основании изложенного, обществом нарушен п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции при установлении стоимости оформления результатов обхода.

 

3. Ущемление прав и законных интересов группы лиц <…> действиями по направлению для подписания УПД до фактического оказания услуг.

Договором предусмотрен порядок приемки работ и взаиморасчетов между <…> и АО "Газпром газораспределение Тамбов":

"6.2. По окончании оказания услуг Исполнитель направляет в адрес Заказчика акт приемки оказанных услуг для подписания, который является основанием для проведения окончательных расчетов  между Сторонами…

6.3. Заказчик обязан подписать акт приемки оказанных услуг (УПД) и направить его Исполнителю не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения, либо прислать мотивированный отказ от подписания акта приемки оказанных услуг (УПД). В противном случае услуги по настоящему Договору считаются оказанными Исполнителем в полном объеме и подлежат оплате Заказчиком."

Обязанность <…> реагировать на получение от АО "Газпром газораспределение Тамбов" УПД корреспондируется с правом последнего на направление такого документа только после фактического оказания услуг.

Из материалов дела № 068/01/10-178/2019 следует и не опровергается АО "Газпром газораспределение Тамбов", что УПД за оказание услуг в январе 2019 года направлен до фактического оказания услуг.

Более того, стоимость услуг, указанная в универсальном передаточном документе, соответствовала проекту незаключенного договора, а не действующему на указанное время договору №18-4-3610-05-00383.

Также, из пояснения АО "Газпром газораспределение Тамбов" следует, что подобная практика (преждевременное направление документов о приемке работ) является общепринятой и применяется в отношении других клиентов общества.

Указанные действия ущемляют права и законные интересы <…> и входящих с ним в одну группу лиц, в т.ч. возлагая обязанности по реагированию на получение данных документов, а в случае их подписания лишают фактической возможности контролировать факт и качество оказанных услуг.

Кроме того, ознакомление потребителей с результатом оформления результатов обхода АО "Газпром газораспределение Тамбов" не осуществляется, то есть у последних отсутствует какая либо возможность контролировать данные работы, даже при своевременном (после фактического оказания услуги) направлении УПД.

Изложенное свидетельствует о нарушении АО "Газпром газораспределение Тамбов" требований ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия АО "Газпром газораспределение Тамбов" нарушают требования антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции установлено, что за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, АО "Газпром газораспределение Тамбов" совершило административное правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: адрес АО «Газпром газораспределение Тамбов» -  392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Московская, д. 19 Д., адрес филиала АО «Газпром газораспределение Тамбов» в г. Кирсанове - 393360, Тамбовская область, г. Кирсанов, ул. Первомайская, 16 «А».

Время совершения административного правонарушения в части:

а) нарушения требований ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по ущемлению интересов лиц, в т.ч. <…>, путём направления документов (УПД) о принятии и оплате услуг по техническому обслуживанию объектов газоснабжения до фактического оказания услуги –2019 год;

б) нарушения требований п.4 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по экономически и технологически не обоснованному прекращению оказания услуг, предусмотренных договором №18-4-3610-05-00383 с гражданином <…> – на протяжении 2019 год;

в) нарушения требований п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по установлению монопольно высокой цены услуги по осмотру трассы протяженностью менее 100 м – 27.11.2018 установлена цена, которая поддерживалась на протяжении всего 2019 года;

г) нарушения требований п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями по установлению монопольно высокой цены услуги по оформлению результатов обхода трассы - 27.11.2018 установлена цена, которая поддерживалась на протяжении всего 2019 года.

Для целей определения начала течения срока давности в соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ решение, принятое комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства – 05.02.2020.

Уведомлением от 11.02.2020 (исх. № 58-3-06/453) законный представитель АО "Газпром газораспределение Тамбов" вызван для дачи объяснений по факту нарушения, а также на составление протокола об административном правонарушении на 03.03.2020.

03.03.2020 в отношении АО "Газпром газораспределение Тамбов" составлен протокол об административном правонарушении по делу № № 068/04/14.31-132/2019.

Участвовавшие в рассмотрении дела представители общества на рассмотрении дела факт нарушения признали, при этом указали на следующие обстоятельства.

Стоимость технического осмотра состояния надземных газопроводов протяженностью трассы менее 100 метров в АО «Газпром газораспределение Тамбов» обусловлена естественными издержками и подтверждается аналогичными расценками ТОГУП «Водгазхоз». Разница между тарифами двух организаций на аналогичную услугу составляет 20,3 %, при этом основной составляющей тарифа являются затраты  на оплату труда, которые в АО «Газпром газораспределение Тамбов» выше. Так, разница между средним уровнем заработной платы Общества и  ТОГУП «Водгазхоз» составляет 40,2 % (между 32 887 руб. и 23 459 руб., соответственно), что является непосредственным объяснением наличия отклонений в размерах тарифов организаций по аналогичным услугам. Кроме того, расчет средней протяженности выполнен антимонопольным органом неверно. Средняя протяженность составляет 25,94 м.

С учетом изложенного, АО «Газпром газораспределение Тамбов» не считает, что тариф на технический осмотр состояния надземных газопроводов протяженностью трассы менее 100 метров в размере 63,22 руб. установленным в нарушение Закона о защите конкуренции.

Во вменяемых Обществу действиях имеют место установленные ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельство, смягчающее административную ответственность: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п.2 ч. 1 ст.4.2 КоАП РФ), добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п.7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). Обществом исполнено предписание от 05.02.2020 по делу №068/01/10-742/2020 о нарушении антимонопольного законодательства;

Общество просит применить ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей

Общество просит применить ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку со стороны Общества не только не было допущено пренебрежительного отношения к исполнению требований законодательства, а напротив – были предприняты все зависящие от него меры по их исполнению и соблюдению.

Указанные доводы подлежат отклонению в силу следующего.

Расчет и сопоставление стоимости услуг АО "Газпром газораспределение Тамбов" и ТОГУП "Водгазхоз" выполнен на основании данных представленных данными обществами и подтвержден материалами антимонопольного дела. В любом случае, существенное различие стоимости услуг данных обществ не было основным квалифицирующим признаком установления монопольной цены, приведен в мотивировочной части в качестве косвенного аргумента. Расчет средней протяженности газопроводов выполнен антимонопольным органом на основании электронных документов, представленных и заполненных Обществом с применением автоматизированных выборки и счета. С учетом изложенного, арифметическая ошибка при осуществлении расчетов быть не может. Кроме того, даже если принять за достоверную величину средней протяженности сетей, рассчитанную АО "Газпром газораспределение Тамбов", то и в таком случае она составляет значительно меньше 50 метров, применяемых в расчётах общества, т.е. не опровергает, что цена услуги превышала необходимые расходы и прибыль.

Нарушение устранено обществом во исполнение предписания антимонопольного органа (что уже учтено выше), что свидетельствует о недобровольном устранении нарушения.

Не могут быть приняты во внимание доводы о возможности назначения штрафа ниже низшего предела санкции, поскольку никаких исключительных обстоятельств в данном случае не усматривается. Размер штрафа, полученный расчетным способом, не является чрезмерным, финансовые результаты деятельности общества свидетельствуют о возможности его уплатить. В том числе необходимо учесть, что общество на протяжении всего 2019 года извлекало незаконную прибыль из своих действий по установлению монопольно высокой цены на рассматриваемые услуги.

Довод Общества о малозначительности совершенного административного правонарушения отклоняется по следующим основаниям. Анализ материалов данного дела позволяет сделать вывод о том, что АО "Газпром газораспределение Тамбов" имело объективную возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом объективные обстоятельства, делающие невозможным для АО "Газпром газораспределение Тамбов" выполнение требований, не установлены.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10).

Доказательств, свидетельствующих об исключительности обстоятельств совершения обществом вменяемого административного правонарушения, позволяющих применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, в материалы дела не представлено, при рассмотрении дела не установлено.

Таким образом, правонарушение, совершенное АО "Газпром газораспределение Тамбов", не является малозначительным.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Дело об административном правонарушении № 068/04/14.31-132/2019 рассматривалось с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Вина АО "Газпром газораспределение Тамбов" состоит в том, что оно нарушило запреты антимонопольного законодательства и не сделало всего необходимо для их соблюдения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность не установлены.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

2) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

При рассмотрении дела установлено, что совершенное административное правонарушение нанесло существенный вред охраняемым законом правоотношениям, который заключается в пренебрежительном отношении сетевой организации к требованиям антимонопольного законодательства, действия общества по завышению стоимости оказания своих услуги причинили в т.ч. материальный ущерб гражданам и хозяйствующим субъектам.

С учетом изложенного, полагаю необходимым подвергнуть общество административному наказанию в виде штрафа.

Порядок расчета размера штрафа за нарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, установлен п.4 примечания к данной норме:

Пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Расчет размера административного штрафа, подлежащего применению к АО «Газпром газораспределение Тамбов», рассчитывается следующим образом:

минимальный штраф – 300 000 руб.

максимальный штраф – 1 000 000 руб.

Штраф без учета отягчающих и смягчающих = 300 000 + (1 000 000 – 300 000)/2 = 650 000 руб.

1/8 разницы макс и мин штрафа составляет 87 500 руб.

С учетом того, что установлено два смягчающих обстоятельства подлежит применению штраф в размере 475 000 рублей (650 000 – 87 500 ×2).

 

Рассмотрев дело об административном правонарушении №068/04/14.31-84/2019, руководствуясь статьями 23.66, 28.9, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Привлечь акционерное общество «Газпром газораспределение Тамбов» (ОГРН 1026801221810, ИНН 6832003117, КПП 682901001, адрес: 392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Московская, д. 19 Д) к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 475 000 рублей.

 

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении  административного штрафа в законную силу. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Предлагаю законному представителю АО "Газпром газораспределение Тамбов" представить копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа в Тамбовское УФАС России.

Согласно части 5 вышеназванной статьи при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

 

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)

ИНН 6831001163 КПП 682901001

Банк получателя: Отделение Тамбов

БИК 046850001

Сч. № 40101810000000010005

ОКТМО 68701000

Код бюджетной классификации: 16111601141010031140

Наименование КБК: Штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке

УИН 16100500000000536980

(настоятельно рекомендуем при оплате штрафа указывать номер УИН в реквизитах платежа в целях недопущения ситуации при которой информация о платеже не поступит в антимонопольный орган).

Назначение платежа: Оплата штрафа по постановлению № 068/04/14.31-132/2019 за АО "Газпром газораспределение Тамбов"

Внимание!

УИН и код дохода бюджетной классификации и ОКТМО 68701000 указывать обязательно.

 

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя –

начальник отдела антимонопольного контроля

хозяйствующих субъектов                                                                                Мазаева С.В.                                                                                    

 

Постановление вступило в силу   «___» ___________________  202_ г.

 

 

Сведения об уплате должником назначенного административного штрафа:

_____________________________________________________________________________

(оплачен полностью/оплачен штраф на сумму/не оплачен)

 

 Исп. Мурзин К.И., тел (4752) 72-93-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны