Решение №Р-62/18 Р Е Ш Е Н И Е и ПРЕДПИСАНИЕ № Р-62/18 от 1 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП

<…>

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № Р-62/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2019 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2019 года.                                  

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-62/18 по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей непристойные образы,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ИП <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Тамбовское УФАС России поступило заявление <…> (вх. от 19.11.2018 № 7373э) о распространении рекламы реализуемых товаров магазина  «Sexshop», содержащей непристойные образы.

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в магазине «Sexshop», является ИП <…>.

Определением от 19.12.2018 (исх. № 58-3-06/5365) по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ИП <…> возбуждено настоящее дело.

ИП <…> на рассмотрении дела пояснила, что рассматриваемая реклама размещалась с целью привлечения внимания клиентов с января 2017 года. О нарушении рекламного законодательства предприниматель не предполагала, впредь обязалась не нарушать рекламное законодательство.

 

Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе рассмотрения заявления <…> (вх. от 19.11.2018 № 7373э) о распространении рекламы реализуемых товаров магазина  «Sexshop», содержащей непристойные образы, установлено следующее.

С января 2017 года в городе Тамбове на улице Октябрьской д. 29/12 в оконных витринах магазина «Sex shop» размещается реклама реализуемых в магазине товаров (игрушек для взрослых) с указанием конкретных марок данной продукции.

Исходя из статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация, размещенная оконных витринах магазина «Sexshop», отвечает законодательному определению "реклама", приведенному в статье 3 Закона о рекламе, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, способствуя его продвижению на рынке, а именно:

1). объектом рекламирования в данном случае являются товары интимного назначения, реализуемые в магазине по адресу: г. Тамбов, Октябрьская д. 29/12;

2).   форма подачи ассортимента магазина усиливается визуально - демонстративным рядом из представленных фото, на которых просматриваются как отдельные товары, так и марки изготовителей;

3). место размещения рекламы в оконных витринах магазина  «Sexshop», расположенного на одной из центральных улиц города Тамбова, где потребители могут приобрести секс-игрушки и сопутствующие товары, способствует продвижению объекта рекламирования на рынке.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Как указано в письме ФАС России от 08.06.2017 N АК/38500-ПР/17 "Об использовании непристойных и оскорбительных образов в рекламе" к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

По смыслу законодателя к непристойным образам могут быть отнесены изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Данная позиция изложена в Письме ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

С целью изучения мнений потребителей рекламы о наличии / отсутствии в рассматриваемой рекламе непристойного образа, Тамбовское УФАС России провело опрос на своей официальной странице социальной сети «ВКОНТАКТЕ» на сайте https://vk.com/tambov_fas.  Результаты следующие: да – 83,78% (62 голосов), нет – 16,22% (12 голоса).

Таким образом, более 82% опрошенных указали на наличие в рекламе непристойных образов, нарушающих общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

С учетом изложенного, больше половины из опрошенных респондентов (значимое количество) воспринимают данную рекламу как непристойную.

Кроме того, по мнению представителей Экспертного совета - консультативного совещательного органа при Тамбовском УФАС России распространение рекламы путем размещения в оконных витринах магазина «Sex Shop» реализуемых товаров (игрушек для взрослых) свидетельствует об использовании в рекламе непристойных образов.

В данном случае, выбранный способ рекламирования товаров интимного назначения, реализуемых в магазине «Sex Shop» нарушает традиционно сложившиеся в обществе нравственные нормы, кроме того, такая демонстрация противоречит правилам приличия, нормам общественной морали и нравственности. Указанная реклама была представлена для всеобщего обозрения, поскольку распространялась на одной из центральных улиц города, т.е. данная реклама была доступна для всех без исключения категорий населения, в том числе детям. 

Учитывая изложенное, указанная реклама в силу части 6 статьи 5 Закона о рекламе является непристойной.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований 6 статьи 5 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

ИП <…> письмом от 18.01.2019 № 268н, а также на рассмотрении дела пояснила, что рассматриваемая реклама размещалась ею лично с целью привлечения внимания клиентов с января 2017 года. О нарушении рекламного законодательства предприниматель не предполагала, впредь обязалась не нарушать рекламное законодательство.

С учетом изложенного, ИП <…> является рекламодателем и рекламораспространителем  рассматриваемой рекламы.

Доказательства прекращения распространения рекламы в материалах дела отсутствуют.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу интимных товаров магазина «Sex shop», размещаемую с января 2017 года в оконных витринах магазина по адресу: г. Тамбов, ул. Октябрьская д. 29/12, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
  2. Выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения требований рекламного законодательства и представить доказательства устранения нарушения в 2-х недельных срок со дня получения предписания.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии                                                                                                         К.И. Мурзин

 

Н.В. Попова

 

  А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Мясникова Алена Николаевна,

 8(4752) 72-93-54

 

ИП <…>

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № Р-62/18

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

1 февраля 2019 года                                                                                                           г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

на основании своего решения от 1 февраля 2019 года по делу № Р-62/18 о признании ненадлежащей рекламы интимных товаров магазина «Sex shop», размещаемую с января 2017 года в оконных витринах магазина по адресу: г. Тамбов, ул. Октябрьская д. 29/12, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закона о рекламе),  

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508,

 

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ИП <…>в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы обувного магазина с указанием «Обувь №1» без указания критерия по которому осуществлено сравнение.  

2. ИП <…> представить в Тамбовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 марта 2019 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской  Федерации о рекламе Тамбовское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысячи до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии                                                                                                         К.И. Мурзин

 

Н.В. Попова

 

  А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Мясникова Алена Николаевна,

т. (4752) 72-93-54.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны