Определение №ЕГ/1789/22 068/05/5-565/2022 от 28 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

068/05/5-565/2022

ИП

ООО «Ё»

Заявителю

Комитет градостроительства и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении и продлении срока рассмотрения дела № 068/05/5-565/2022

26 октября 2022 года г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., ведущий специалистэксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова

Е.Л.,

рассмотрев дело № 068/05/5-565/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на рекламной конструкции по адресу: <…>. информации следующего содержания: «Ё. Sushi&Rolls. Уже в Тамбове! Твой рот давно этого ждал! *В переводе с японского «День недели суббота!», на рекламной конструкции по адресу: <…>. (в районе перекрестка с круговым движением у магазина «Океан») информации следующего содержания: «Ё. Рыба свежая, рис не слипнется!», а также о распространении непристойной рекламы с сексуальным подтекстом на упаковках продукции компании по доставке блюд японской кухни «Ё. Sushi&Rolls» и в социальной сети в контакте (VK) в сообществе вышеуказанной компании,

в присутствии: заявителя (<…>.), в отсутствие представителя ООО «Ё», извещенного надлежащим образом, в отсутствие представителя Комитета градостроительства и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области,

извещенного надлежащим образом (ходатайство вх. от 18.10.2022 № 2328/22 о рассмотрении дела в отсутствие представителя).

 

2022-2104

УСТАНОВИЛА:

В Тамбовское УФАС России поступило обращение <…>., по факту распространения рекламы компании по доставке блюд японской кухни «Ё. Sushi&Rolls», содержащей слова и выражения, не соответствующие нормам современного русского литературного языка.

Из материалов заявления установлено следующее.

На рекламной конструкции по адресу: <…>. распространяется информация следующего содержания: «Ё. Sushi&Rolls. Уже в Тамбове! Твой рот давно этого ждал! *В переводе с японского «День недели суббота!». Комитет градостроительства и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области указывает, что данная рекламная конструкция установлена и эксплуатируется в соответствии с разрешением от 03.01.2021 № 84 сроком на 10 лет.

В дополнение к обращению заявитель сообщила (вх. от 19.09.2022 № 1629-ЭП/22), что помимо указанной конструкции непристойная реклама с сексуальным подтекстом распространяется на упаковках продукции: «В этом пакете удовольствия больше, чем от секса. Ё Sushi&Rolls. #ялюблюё).

Также, в социальной сети в контакте (VK) в сообществе «Ё. Доставка суши и роллов. Тамбов» размещается информация следующего содержания: «Вот и победитель конкурса.#доёбиголовногомозга! Набор Ясёку получает Светлана Конькова. Тоже хочешь выиграть? Тогда выложи в соцсетях пост-отзыв с тэгом #доёбиголовногомозга…Показать полностью…» с изображением маленькой девочки (https://vk.com/sushi_i_rolly_tambov? w=wall-210630697_749).

Помимо указанных мест распространения, установлено, что на <…>. (в районе перекрестка с круговым движения у магазина «Океан») размещен рекламный щит: «Ё. Рыба свежая, рис не слипнется!».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация распространяется для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение и поддержание внимания к товарам торговой сети «Ё» с целью продвижения их на рынке.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления; к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный» (ссылка https://slovarozhegova.ru/word.php? wordid=16821).

Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный»

( https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1611 ).

«Неприличный» - противоречащий правила приличия

(https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=16814).

«Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность (https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23855 ).

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Кроме того, согласно вышеуказанного письма ФАС России, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

Реклама торговой сети «Ё» размещена наружно, вблизи остановки общественного транспорта и учебных заведений, реклама доступна широкому кругу потребителей, в том числе и детям.

При этом, коммерческое обозначение «Ё» имеет созвучие со словами ненормативной лексики, имеющими обсценное содержание, а также противоречит общественным интересам и принципам морали, что подтверждается 2022-1538 в т.ч. решением Суда по интеллектуальным правам от 21.09.2020 по делу N СИП-327/2020.

С учетом этого, реклама данной торговой сети с применением указанного обозначения изначально создает определенный эмоциональный фон для потребителя рекламы, придает непристойный смысл словами и фразам, которые при ином контексте были бы обыденно восприняты обычным потребителем.

При этом, анализ материалов дела и в целом поведение представителей данной франшизы на рынке позволяет прийти к выводу, что скандальный формат проведения рекламных акций является преднамеренным, направлен на получения дополнительного внимания потребителей путем намеренного выхода за допустимые законом рамки проведения рекламных акций.

Это наглядно видно и из информационного сопровождения рекламной акции в сети «Интернет». Применение хэш-тега #доёбиголовногомозга является очередной отсылкой к сходству бренда с нецензурной лексикой в целях его выделения среди прочих.

С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

03.10.2022 в отношении ООО «Ё» (юр. адрес: <…>.) возбуждено настоящее дело.

26.10.2022 на рассмотрение дела № 068/05/5-565/2022 представитель ООО «Ё» не явился, Общество извещено надлежащим образом, письмо вручено адресату 14.10.2022.

Письмом от 19.10.2022 № 2391-ЭП/22 ООО «Ё» сообщило, что Общество осуществило продажу комплекса исключительных прав, путем заключения сублицензионного договора на использование исключительных прав от 23.11.2021 № SL112_21, на основании которого деятельность в городе Тамбове осуществляет ИП <…>. (ОГРИП: <…>.). Помимо указанных мест реклама размещена по адресу: <…>., в районе ТЦ «Океан» в виде рекламного щита. Нарушение части 6 статьи 5 Закона о рекламе Общество не признает.

На основании изложенного, ИП <…>. (ОГРИП: <…>.) подлежит привлечению к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, а ООО «Ё» в качестве заинтересованного лица.

В соответствии с пунктом 38 Правил, рассмотрение дела может быть отложено для привлечения к участию в деле иных лиц, участие которых в деле, по мнению антимонопольного органа, необходимо.

Срок рассмотрения дела истекает: 03.11.2022

В соответствии с пунктом 27 Правил срок рассмотрения дела может быть продлен на два месяца.

С учётом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 31, 38, 41 Правил, Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Рассмотрение дела № 068/05/5-565/2022 отложить.
  2. Продлить срок рассмотрения на два месяца.
  3. Исключить ООО «Ё» (юр. адрес: <…>.) из числа лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  4. Привлечь к участию в рассмотрении дела:
  • ИП <…>. в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
  • ООО «Ё» (юр. адрес: <…>.) в качестве заинтересованного лица.
  1. Назначить дело № 068/05/5-565/2022 к рассмотрению на 28 ноября 2022 года в 15-00 часов по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, 1 (3-й этаж, левое крыло, комната № 355).
  2. ИП в срок до 23 ноября 2022 года представить в Тамбовское УФАС России следующие документы и информацию (копии должны быть надлежащим образом заверены):
  • копии всех документов и материалов (договоры, акты выполненных работ, платежные документы, макеты), связанные с изготовлением и распространением вышеуказанной рекламы;
  • копию договора на использование исключительных прав от 23.11.2021 № SL112_21;
  • период распространения указанной рекламы;
  • информацию о других местах распространения рассматриваемой рекламы;
  • письменные объяснения о причинах распространения рекламы, содержащей слова и выражения, не соответствующие нормам современного русского литературного языка.
  1. Комитету градостроительства и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области в срок до 10 ноября 2022 года представить в Тамбовское УФАС России копии разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по следующим адресам: <…>.

Руководитель управления Е.А. Гречишникова

Члены Комиссии Т.В. Заботнова

Е.Л. Козлова

Исп. Елизарова М.С.

тел.(4752) 72-93-54 вн.068-112

Связанные организации

Комитет градостроительства и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области
ИНН 6829054908, ОГРН 1096829001610
Татьяна Михайловна Филатова
ИНН 000000000000, ОГРН
ООО «Ёбидоёби»
ИНН 2465142629, ОГРН 1162468066298
ИП Карцеву Ивану Владимировичу
ИНН 682968489840, ОГРН 321682000037018