Решение №Р-58/18 Р Е Ш Е Н И Е и ПРЕДПИСАНИЕ № Р-58/18 от 31 января 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИП
<…>
Р Е Ш Е Н И Е № Р-58/18
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № Р-58/18 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей недостоверные сведения,
в присутствии ИП <…>, <…>,
У С Т А Н О В И Л А:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в декабре 2018 года установлено, что вдоль дороги близ магазина по адресу: Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. 8 Марта, д. 12 А, размещается рекламный выносной штендер с информацией следующего содержания: «Обувь № 1. Унты. Детские, женские, мужские, термосапоги, ботинки, галоши».
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже обуви, является ИП <…>.
Определением от 17.12.2018 (исх. № 58-3-06/5322) по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ИП <…> возбуждено настоящее дело.
ИП <…> на рассмотрении дела, а также в письменных пояснениях от 17.01.2019 (вх. № 235) указал, что самостоятельно разработал макет рекламы, изготовил в рекламном агентстве и впоследствии разместил его перед входом в магазин обуви. О нарушении рекламного законодательства предприниматель не предполагал.
Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
С ноября 2018 года вдоль дороги близ магазина по адресу: Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. 8 Марта, д. 12 А, размещается рекламный выносной штендер с информацией следующего содержания: «Обувь № 1. Унты. Детские, женские, мужские, термосапоги, ботинки, галоши».
Исходя из статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на продвижение реализуемой продукции и привлечение клиентов, и указанное в рекламе словосочетание воспринимается не просто как информация о торговой точке, а именно как реклама, поскольку формирует положительный образ указанного магазина, а также всех имеющихся в нем товаров и услуг, и способствуют возникновению желания обратиться именно к данному продавцу.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В указанной рекламе обувного магазина содержится утверждение «№ 1», однако указание конкретного критерия, по которому осуществлено сравнение отсутствует.
Для утверждения о статусе производителя «№ 1» перед другими производителями необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве. Отсутствие в рекламе критерия, по которому использовано данное утверждение «№ 1», означает возможность проведения сравнения, по любому критерию.
Указанная реклама создает впечатление, что производитель со статусом «№ 1» является «первым», «лучшим», обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим производителям. Таким образом, рекламируемая продукция представляется потребителю наиболее качественной и востребованной по сравнению с другими производителями.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что магазин соответствует указанному в рекламе показателю и что, по сравнению с конкурентами, в данном месте предлагают лучший ассортимент товаров.
С учетом изложенного, указанная реклама в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
17.01.2019 на рассмотрении дела ИП <…> указал, что самостоятельно разработал макет рекламы, изготовил штендер в рекламном агентстве и впоследствии разместил его перед входом в магазин обуви. О нарушении рекламного законодательства предприниматель не предполагал. Реклама размещается с ноября 2018 года.
Таким образом, ИП <…> является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.
Сведений о прекращении нарушения в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Обувь № 1. Унты. Детские, женские, мужские, термосапоги, ботинки, галоши», распространяемую на выносном рекламном штендере с ноября 2018 года вдоль дороги близ магазина по адресу: Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. 8 Марта, д. 12 А, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
- Выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения требований рекламного законодательства и представить доказательства устранения нарушения в 2-х недельных срок со дня получения предписания.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна,
8(4752) 72-93-54
ИП
<…>
П Р Е Д П И С А Н И Е № Р-58/18
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
31 января 2019 года г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
на основании своего решения от 31 января 2019 года по делу № Р-58/18 о признании ненадлежащей рекламы обувного магазина с утверждением «№1», распространяющуюся на выносном рекламном штендере с ноября 2018 года вдоль дороги близ магазина по адресу: Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. 8 Марта, д. 12 А, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закона о рекламе),
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. ИП <…>в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы обувного магазина с указанием «Обувь №1» без указания критерия по которому осуществлено сравнение.
2. ИП <…>представить в Тамбовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 марта 2019 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Тамбовское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысячи до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна,
т. (4752) 72-93-54.