Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу по делу №... от 5 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

по делу №АП2-42/16 об административном правонарушении

 

«28» июня  2016 года                                                                                                г. Тамбов

 

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) Колодина Наталия Николаевна,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении от 21.03.2016 № АП2-42/16, возбужденного в отношении должностного лица управления здравоохранения Тамбовской области – <…> по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие <…>, в присутствии представителя по доверенности <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

Комиссия Тамбовского УФАС России в результате рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от 17.07.2015 № А2-15/15 решением от 24.09.2015 года признала управление здравоохранения Тамбовской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части создания необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту (ООО «Альтаир») путем необоснованного отказа во включении в Перечни медицинских организаций (приложение № 1 и № 2), утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2014 № 1743 «О реализации федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

ООО «Альтаир» имеет действующую лицензию от  2 марта 2015 года № ЛО-68-01-000776 на осуществление медицинской деятельности, где одним из видов услуг предусмотрено проведение медицинских освидетельствований, в том числе на «…наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих  и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации».

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области) ООО «Альтаир» выданы соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения, которые позволяют осуществлять вышеуказанный  вид медицинской  деятельности по конкретному адресу: 392036, г.Тамбов, ул.Фабричная, д.6.

Обществом заключены договоры по взаимодействию и проведению лабораторных исследований с ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер», ГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница» и ООО «Медицинская лабораторная диагностика».

ООО «Альтаир» обратилось в управление здравоохранения Тамбовской области с просьбой о внесении дополнений в постановление администрации Тамбовской области  от 31 декабря 2014 г. N 1743 «О реализации федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и включении ООО «Альтаир» в приложение № 1 «Перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Тамбовской области документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и в приложение № 2 «Перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения (переоформления) патента».

Однако управление здравоохранения Тамбовской области письмом от 22.04.2015 № 01-17/2422 по сути отказало ООО «Альтаир» в заявленном, указав следующее: «Перечень медицинских организаций утверждается не по принципу наличия лицензии, а в целях организации завершенного цикла: от выявления и проведения противоэпидемических мероприятий до лечения действенного контроля со стороны управления здравоохранения области и управления Роспотребнадзора по Тамбовской области... Все указанные в Постановлении администрации области учреждения работают в региональном фрагменте единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Тамбовской области по защищенным каналам передачи данных, что обеспечивает оперативный обмен информацией и защиту персональных данных пациента... В управлении здравоохранения Тамбовской области проведено совещание с представителями управления Роспотребнадзора по Тамбовской области и ОГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница», на котором все участники пришли к общему мнению о нецелесообразности включения в перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, частных медицинских организаций, не подведомственных управлению здравоохранения области».

Разъяснений об отсутствии полномочий по изменению перечня письмо управления здравоохранения Тамбовской области не содержит.

            Отношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).

Частью 1 статьи 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг), чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, а также граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Перечень документов, которые иностранный гражданин должен представить в территориальный орган федеральной миграционной службы для получения (переоформления) патента, установлен частями 2, 9 статьи 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан. В данный перечень включены, в том числе,

документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Указанные документы и сертификат выдаются медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (п. 5 ч. 2, п. 6 ч. 9 ст. 13.3).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории данного субъекта Российской Федерации данных документов (документ об отсутствии заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции).

Кроме того, установление перечня медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения патента, является правом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ч. 2, п. 5 ч. 9 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Иных полномочий, в том числе по установлению порядка формирования и утверждения указанных Перечней, в силу прямого указания закона органам исполнительной власти области не предоставлено.

Во исполнение указанных положений Закона о правовом положении иностранных граждан управлением труда и занятости населения Тамбовской области  был подготовлен соответствующий проект постановления администрации Тамбовской области с учетом предложений управления здравоохранения Тамбовской области.

Администрация Тамбовской области, рассмотрев представленный проект,  приняла постановление от 31 декабря 2014 г. N 1743 «О реализации федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Данным постановлением администрации области утвержден Перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Тамбовской области документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (приложение № 1) и  Перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения (переоформления) патента (приложение № 2).

В утвержденные перечни медицинских учреждений включены конкретные медицинские учреждения здравоохранения Тамбовской области исключительно государственной формы собственности, а именно:

в приложение 1 -

ОГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница»,

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»,

ГБУЗ «Тамбовский областной противотуберкулезный клинический диспансер»,

ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер»,

в приложение 2 -

ТОГБУЗ "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская клиническая больница N 3 г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская клиническая больница N 4 г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 6 г. Тамбова",

ТОГБУЗ "Городская больница города Котовска",

ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска",

ТОГБУЗ "Бондарская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Гавриловская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Жердевская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Знаменская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Инжавинская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Кирсановская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Мичуринская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Мордовская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Моршанская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Мучкапская центральная районная больница имени академика М.И.Кузина",

ТОГБУЗ "Никифоровская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Первомайская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Петровская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Пичаевская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Рассказовская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Ржаксинская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Сампурская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Сосновская центральная районная больница".

ТОГБУЗ "Староюрьевская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Тамбовская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Токаревская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Уваровская центральная районная больница",

ТОГБУЗ "Уметская центральная районная больница".

Таким образом, все иные лица, не включенные в данный перечень, лишены права на оказание соответствующих медицинских услуг, несмотря на наличие лицензии.

Кроме того, 30.07.2012 управлением здравоохранения Тамбовской области утвержден приказ № 1018 «О порядке организации медицинской помощи и медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства».

Указанным приказом утверждена форма «Медицинская справка, подтверждающая наличие или отсутствие у иностранного гражданина заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющиеся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранным гражданам, или вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации» (приложение № 1). В форму справки внесены только государственные учреждения здравоохранения Тамбовской области, а именно:

ОГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница»,

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»,

ГБУЗ «Тамбовский областной противотуберкулезный клинический диспансер»,

ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер».

Также, приказом управления здравоохранения Тамбовской области от 30.07.2012 № 1018 установлен Перечень учреждений здравоохранения области, осуществляющих медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие у иностранного гражданина заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющиеся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранным гражданам, или вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации» (приложение № 2). В данный перечень также включены только 4 вышеперечисленные учреждения здравоохранения Тамбовской области.

Заявитель ООО «Альтаир», имея лицензию № ЛО-68-01-000776 на осуществление медицинской деятельности, где одним из видов услуг предусмотрено проведение медицинских освидетельствований, в том числе на «…наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих  и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации», обратился по компетенции в управление здравоохранения Тамбовской области о включении Общества в указанные перечни медицинских организаций в целях реализации своего права на осуществление деятельности согласно лицензии.

Однако, 22.04.2015 управление здравоохранения Тамбовской области письменно (исх. от 22.04.2015 № 01-17/2422) необоснованно отказало ООО «Альтаир» в возможности осуществления данных видов  медицинской деятельности на территории Тамбовской области частными медицинскими организациями.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Под медицинской организацией, согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержден порядок лицензирования медицинской деятельности и перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Частью 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 установлены лицензионные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности. Специальные требования к медицинским организациям содержатся в пункте «з» части 4 и распространяются только на медицинские организации, выполняющие работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, а также организации, намеренные осуществлять медико-социальную экспертизу.

В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291) включены, в том числе, работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.                    

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации»  утвержден перечень инфекционных заболеваний:  болезнь,   вызванная   вирусом    иммунодефицита                  человека (ВИЧ-инфекция),  лепра (болезнь Гансена), туберкулез, инфекции,  передающиеся  преимущественно половым путем (сифилис,   хламидийная   лимфогранулема (венерическая), шанкроид).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Вич-инфекции)» медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ установлено, что выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит рекомендации по организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» утверждены санитарно-эпидемиологические правила, которые устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения ВИЧ-инфекции.

В соответствии с пунктом 4.2 СП 3.1.5.2826-10 лабораторные исследования по диагностике ВИЧ-инфекции осуществляются в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения на основании санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.2 СП 3.1.5.2826-10 установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию для выявления ВИЧ-инфекции при поступлении на работу и при периодических медицинских осмотрах подлежат, в том числе,  иностранные граждане и лица без гражданства при обращении за получением разрешения на гражданство, или видом на жительство, или разрешением на работу в Российской Федерации, при въезде на территорию Российской Федерации иностранных граждан на срок более 3-х месяцев.

Причем освидетельствование на ВИЧ-инфекцию (в том числе и анонимное) осуществляется в медицинских учреждениях всех форм собственности с информированного согласия пациента в условиях строгой конфиденциальности, а в случае обследования несовершеннолетних в возрасте до 14 лет - по просьбе или с согласия его законного представителя (п. 5.5 СП 3.1.5.2826-10).

Таким образом, законодательство Российской Федерации не содержит требований к организационно-правовой форме, виду или типу медицинских организаций, осуществляющих деятельность по медицинскому освидетельствованию на наличие  инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также не устанавливает приоритет для медицинских организаций государственной формы собственности.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип равенства участников гражданских правоотношений, а также принцип неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации граждане (физические лица)  и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ст.ст. 18, 49).

Заявителем, ООО «Альтаир», в материалы дела представлена копия  лицензии № ЛО-68-01-000776 от 02.03.2015, выданной управлением здравоохранения Тамбовской области на осуществление медицинской деятельности. Согласно приложению № 1 к лицензии, при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуется и выполняются следующие работы (услуги), в том числе предусмотрено проведение медицинских освидетельствований наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих  и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области) ООО «Альтаир» выданы соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения, которые позволяют осуществлять вышеуказанный  вид медицинской  деятельности по конкретному адресу: 392036, г.Тамбов, ул.Фабричная, д.6.

Обществом представлены копии договоров по взаимодействию и проведению лабораторных исследований с ГБУЗ «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер», ГБУЗ «Тамбовская инфекционная клиническая больница» и ООО «Медицинская лабораторная диагностика».

Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции  определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции  органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно части 1.1. Положения об управлении здравоохранения Тамбовской области, утвержденного постановление администрации Тамбовской области от  18.09.2012  № 79, управление  здравоохранения  Тамбовской  области  является  исполнительным  органом  государственной власти области,  образуется  постановлением  главы  администрации области  в соответствии  с  законом  области  и  входит  в систему исполнительных органов государственной власти области. Следовательно, на управление здравоохранения  Тамбовской области распространяется действие статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основными задачами управления здравоохранения области является, в том числе, осуществление государственной политики в сфере охраны здоровья населения и определения стратегии развития здравоохранения на территории Тамбовской области (ч. 2.1 Положения).

В соответствии с основными задачами управление здравоохранения Тамбовской области выполняет ряд функций, в том числе, разрабатывает, вносит на рассмотрение в установленном порядке проекты нормативных правовых актов области в сфере здравоохранения и осуществляет их реализацию (п. 3.1.1 Положения).

Таким образом, ответчик по делу – управление здравоохранения Тамбовской области является органом исполнительной власти Тамбовской области, наделенным специальной компетенцией в области здравоохранения в пределах предоставленных полномочий, т.е. является профильным органом по рассматриваемым правоотношениям.

Отказ управления здравоохранения Тамбовской области на обращение хозяйствующего субъекта - ООО «Альтаир» о включении в Перечни медицинских организаций, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2014 № 1743, является необоснованным и ограничивает самостоятельность хозяйствующего субъекта, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право осуществлять такую деятельность.

Отрицательное заключение управления здравоохранения Тамбовской области о возможности осуществления запрашиваемой медицинской деятельности со стороны частной медицинской организации – ООО «Альтаир» препятствует Обществу в решении его вопроса о включении в требуемые Перечни медицинских организаций. К тому же, рассматриваемое письмо указанного органа не разъясняло ООО «Альтаир», в каком порядке и кем может быть решен поставленный вопрос.

Законодательство Российской Федерации не содержит запретов на выдачу медицинских заключений о наличии либо отсутствии у иностранного гражданина заболевания наркоманией или инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (за исключением  ВИЧ-инфекции), медицинскими организациями частной формы собственности.

Довод управления здравоохранения Тамбовской области о том, что  с целью контроля за распространением социально значимых заболеваний и сохранением стабильной эпидемической ситуации в Тамбовской области, медицинское освидетельствование иностранных граждан должно проводиться в государственных учреждениях здравоохранения не соответствует действующему законодательству, в том числе антимонопольному законодательству.

В соответствии с частью 3.1.30 Положения об управлении здравоохранения Тамбовской области, утвержденного постановление администрации Тамбовской области от  18.09.2012  № 79, управление здравоохранения на территории Тамбовской области осуществляет полномочия Российской Федерации,  переданные для осуществления органам государственной власти субъектов  Российской Федерации, по лицензированию следующих видов деятельности, в том числе,

            медицинской деятельности медицинских организаций (за  исключением медицинских   организаций,   подведомственных   федеральным    органам исполнительной власти, государственным академиям наук).

            Согласно части 3.1.16 Положения об управлении здравоохранения Тамбовской области управление здравоохранения  координирует  деятельность  субъектов  государственной и частной систем здравоохранения в сфере охраны  здоровья  населения  на территории области.

            Поэтому также не принимается довод управления здравоохранения Тамбовской области о том, что управление здравоохранения Тамбовской области  не может контролировать деятельность частных медицинских учреждений, так как согласно Положению об управлении, управление здравоохранения области должно осуществлять контроль, нести ответственность и создавать на территории Тамбовской области совместную, упорядоченную и согласованную деятельность между всеми формами систем здравоохранения, имеющих лицензию для сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории области.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства следует, что решение управления здравоохранения Тамбовской области «о нецелесообразности включения в перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, частных медицинских организаций, не подведомственных управлению здравоохранения области» (письмо управления здравоохранения Тамбовской области от 22.04.2015 № 01-17/2422) создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту (ООО «Альтаир»),  чем нарушает пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Продуктовыми границами товарного рынка, на котором совершено правонарушение, является рынок медицинских услуг, географическими границами –  Тамбовская область.

Рынок осуществления медицинского освидетельствования иностранных граждан и выдачи им медицинских заключений по результатам освидетельствования является конкурентным, его участниками могут быть медицинские учреждения различных форм собственности.

Статьей 37 Закона о защите конкуренции установлено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статьёй 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 14.9 (на время совершения административного правонарушения) установлено следующее: «Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».

Решение и предписание по делу № А2-15/15 от 17.07.2015 управлением здравоохранения Тамбовской области не было обжаловано в установленный законом срок.

Управление здравоохранения Тамбовской области на запрос Тамбовского УФАС России (исх. от 02.02.2016 № 58-2-07/320, вх. от 10.02.2016 № 621) сообщило, что  ответственным должностным лицом за вышеуказанные противоречащие антимонопольному законодательству действия управления здравоохранения Тамбовской области является <…>.

В качестве доказательства представлен должностной регламент <…> и табели учета использования рабочего времени.

 Из представленных управлением здравоохранения Тамбовской области документов нельзя сделать вывод о том, что виновным должностным лицом за рассмотрение управлением здравоохранения Тамбовской области в 2015 году обращения ООО «Альтаир» и создание Обществу препятствования осуществлению им законной деятельности является <…>.

Письмо управления здравоохранения Тамбовской об отказе во включении ООО «Альтаир» в Перечни медицинских организаций (приложение № 1 и № 2), утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2014 № 1743 «О реализации федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") подписано <…>, а исполнителем по указанному письму является <…>.

Определением № АП2-42/16 (исх. от 05.04.2016 № 58-2-09/1107, от 06.05.2016 № 58-2-09/1453, от 09.06.2016 № 58-2-09/1853) об истребовании дополнительных материалов по делу у управления здравоохранения Тамбовской области неоднократно были запрошены письменные обоснования (с приложением подтверждающих документов) ответственности указанного должностного лица – <…> за рассмотрение обращения ООО «Альтаир».

Однако управление здравоохранения Тамбовской области не представило документы, подтверждающие возложение (невозложение) ответственности за рассмотрение обращения ООО «Альтаир» на <…>.

<…> также не представила подтверждающие документы о назначении её ответственным должностным лицом за рассмотрение в 2015 году обращения ООО «Альтаир».

Кроме этого,  письменные пояснения (вх. от 02.06.2016 № 4381)  представителя <…> – <…> содержат противоречивые сведения, а именно, что ответ управления здравоохранения Тамбовской области на обращение ООО «Альтаир» (исх. от 22.04.2015 № 01-17/2422) подписан <…>, что противоречит фактическим обстоятельствам.  Однако указанный ответ был дан за подписью <…>.

<…> и её представитель - <…> не признали факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны <…> как должностного лица Управления. Вину в совершении вменяемого административного правонарушения по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ отрицают.

Таким образом, доказательства виновности должностного лица управления здравоохранения Тамбовской области – <…> по вменяемому правонарушению в материалах дела отсутствуют.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. 

Исследовав все материалы дела,  прихожу к выводу о том, что по настоящему делу об административном правонарушении в действиях <…> отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, по рассмотренным выше действиям управления здравоохранения Тамбовской области.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, производство по делу об административном правонарушении №АП2-42/16 подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП, а именно - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Руководствуясь частью 1, 4 статьи 1.5, статьёй 23.48, пунктом 2 части 1 статьи 24.5,  статьёй 29.9, статьёй 29.10, статьёй 29.11 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Производство по делу об административном правонарушении  № АП2-42/16, возбужденному в отношении должностного лица управления здравоохранения Тамбовской области – <…> прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

Согласно части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ).

 

 

 

Заместитель руководителя – начальник отдела                                               Н.Н. Колодина  

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Козлова Н.Е.

тел. 72-73-44

Связанные организации

Связанные организации не указаны