Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 068/01/16-121/2022 от 22 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчики:

Администрация города Кирсанова

Тамбовской области

393360, Тамбовская обл.,

г. Кирсанов, ул. Советская, д.29

 

 Общество с ограниченной

ответственностью 

«АЛЬФА-ГРУПП»

610035, г. Киров,

ул. Потребкооперации, д. 17 А, оф.202

 

Заявитель:

Кирсановская межрайонная

прокуратура Тамбовской области

393360, г. Кирсанов,

ул. М. Горького, 26а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 068/01/16-121/2022

        

«22» июня 2022 года                                                                                                          г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

Гречишникова Е.А. - руководитель управления,

Члены комиссии:

Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Дедова Е.Н. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 068/01/16-121/2022 от 29.03.2022 по признакам нарушения администрацией города Кирсанова Тамбовской области и ООО «Альфа-Групп» (ИНН 4345499966) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании комиссии представителей:

администрации города Кирсанова Тамбовской области – <...>, действующей на основании доверенности от 16.03.2022 № 02-09/757,

в отсутствие представителей ООО «АЛЬФА-ГРУПП» и Кирсановской межрайонной прокуратуры Тамбовской области (уведомлены надлежащим образом),

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) поступило обращение Кирсановской межрайонной прокуратуры Тамбовской области о рассмотрении на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства заключение администрацией города Кирсанова Тамбовской области в 2020 году четырех договоров на поставку оборудования для скейтпарков с единственным поставщиком - ООО «АЛЬФА-ГРУПП» без проведения конкурентных процедур (вх. от 26.11.2021 № 8529).

В ходе проверки Кирсановской межрайонной прокуратурой Тамбовской области установлено, что в рамках муниципальной программы «Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан г. Кирсанова Тамбовской области на 2014 - 2024 годы» подпрограммы «Благоустройство г. Кирсанова на 2019-2024 годы» администрацией города Кирсанова в 2020 году заключены 4 договора поставки оборудования для скейтпарков и 2 договора его монтажа на общую сумму 2 048 500 рублей с единственным поставщиком - ООО «АЛЬФА-ГРУПП».

По мнению Кирсановской межрайонной прокуратуры Тамбовской области, заключенные договоры имеют признаки искусственного дробления закупки, что  является необоснованным ограничением конкуренции и запрещено статьей 16 Закона о защите конкуренции.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

 

Постановлением администрации города Кирсанова Тамбовской области от 08.10.2013 № 1332 утверждена муниципальная программа «Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан г. Кирсанова Тамбовской области на 2014 - 2024 годы».

Данной программой (в редакции от 31.12.2020) определена подпрограмма «Благоустройство г. Кирсанова на 2019-2024 годы» и финансирование ее мероприятий в 2020 году в размере 14 962 800 рублей, в том числе 12 634 960 рублей из городского бюджета.

Администрация города Кирсанова 31.08.2020 заключила с ООО «АЛЬФА-ГРУПП» как с единственным поставщиком следующие договоры на поставку оборудования для скейтпарков и его монтажа на общую сумму 2 048 500 рублей:

- договор поставки № С150 от 31.08.2020 на сумму 560 600 руб.: халф-пайп - 9000х3660х1500+1200мм (перила) в кол. 1 шт.; фанбокс с рейлом - 6700х3660х800мм в кол.1 шт.; скейтбокс (подиум) бордюр - 2400х400х300 в кол. 2 шт.;

-  договор поставки № С152 от 31.08.2020 на сумму 308 800 руб.: квотерпайп - 3200х3600х1500мм+1200 (перила) в кол. 1 шт.; разгонная горка - 3900х3660х1500мм+1200 (перила) в кол.1 шт.;

- договор поставки № С153 от 31.08.2020 на сумму 523 100 руб.: квотерпайп -3200х3600х1300мм+1200 (перила) в кол. 1 шт.; фанбокс с гранью и рейлом - 5300х3660х400/900мм в кол.1 шт.; бэнк - 4030х3660х1100мм+1200 (перила) в кол. 1 шт.; мэнуал пэд - 4880х2440х200/400мм в кол. 1 шт.; кикер 2000х1220х500 в кол. 1 шт.; квотерпайп -3200х3660х1100мм+1200 (перила) в кол. 1 шт.; волна - 4400х1220х640 мм.; барьер - 1220х500х500; рейл Бридж прямой 4500х60х400;

-  договор поставки № С154 от 31.08.2020 на сумму 326 000 руб.: халф-пайп - 9000х3660х1300+1200мм (перила) в кол. 1 шт.; фанбокс с рейлом - 6100х3660х700мм в кол.1 шт.; разгонка наклонная 4030х3660х1100+1200 (перила);

- договор подряда № С109 от 31.08.2020 на сумму 170 000 руб.: монтаж восьми скейт-фигур: квотерпайп - 3200х3660х1300мм+1200 (перила), фанбокс с гранью и рейлом - 5300х3660х400мм/900; бэнк - 4030х3660х1100мм+1200 (перила), мэнуал пэд - 4880х2440х200/400мм, кикер - 2000х1220х500, рейл - 4500х60х400, халф-пайп - 9000х3660х1300, барьер - 50х1220х500: монтаж девяти скейт-фигур: квотерпайп - 3200х3660х1100мм+1200 (перила); фанбокс с гранью и рейлом - 6100х3660х700; разгонка наклонная - 4030х3660х1100+1200 (перила), волна -4400х1220х640;

- договор подряда № С108 от 31.08.2020 на сумму 160 000 руб.: монтаж пяти скейт-фигур: халф-пайп - 9000х3660х1500; квотерпайп - 3200х3660х1500мм+1200 (перила); фанбокс с гранью и рейлом - 6700х3660х800; разгонка наклонная - 3900х3660х1500+1200 (перила), 2 штуки скейтбокс (подиум) бордюр 300х2400х400мм.

Оплата за поставленный товар и работы по его монтажу по указанным договорам подтверждается следующими платежными поручениями: от 03.09.2020 № 29428, от 14.10.2020 № 253396, от 03.09.2020 № 30878, от 14.10.2020 № 252603, от 04.09.2020 № 38924, 21.10.2020 № 290656, от 03.09.2020 № 30876, от 17.12.2020 № 632962, от 03.09.2020 № 30877, от 17.12.2020 № 632961, от 04.09.2020 № 38925, от 25.12.2020 № 701652.

Согласно представленной администрацией города Кирсанова информации, скейт-площадки, оборудование для которых закуплено в 2020 году по договорам, заключенным с ООО «АЛЬФА-ГРУПП», расположены по адресам: г. Кирсанов, ул. 50 лет Победы, городской парк «Сказка» и ул. Пушкинская, городской стадион.

В письменных пояснениях администрация города Кирсанова (вх. от 28.12.2021 № 9509) сообщает, что в качестве поставщика для поставки оборудования для скейтпарков и выполнения работ по монтажу данного оборудования было выбрано ООО «АЛЬФА-ГРУПП» на основании информации, опубликованной в реестре контрактов на официальном сайте Единой информационной системы. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.  Закупка оборудования для скейтпарков и выполнение работ по монтажу данного оборудования включены в план-график закупок товаров, работ, услуг на 2020 финансовый год.

Администрация города Кирсанова также сообщила (исх. от 15.03.2022 № 02-08/741, вх. от 17.03.2022 № 1651), что договоры поставки оборудования для скейт - парков и договоры подряда, заключенные с ООО «АЛЬФА-ГРУПП», готовили специалисты ООО «АЛЬФА-ГРУПП». Переговоры по заключению данных договоров велись с менеджером ГК «АЛЬФА» <...>. Место подписания договоров со стороны заказчика - администрация города Кирсанова. Переписка с ООО «АЛЬФА-ГРУПП» велась в 2020 году посредством электронной почты, информация по которой в настоящее время не сохранилась.

В своих письменных пояснениях от 15.10.2021, данных Кирсановской межрайонной прокуратуре, заместитель главы администрации города Кирсанова <...> сообщила, что в соответствии с муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан г. Кирсанова Тамбовской области» на 2014-2024 года к мероприятиям по приобретению оборудования для скейтпарков относится пункт  4.1.8 мероприятий  по благоустройству  подпрограммы «Благоустройство города Кирсанова» на 2019-2024 годы «Приобретение оборудования для детских площадок». На основании информации, опубликованной в реестре контрактов на официальном сайте в единой информационной системе, администрацией города Кирсанова были заключены договоры на поставку товаров с ООО «АЛЬФА-ГРУПП».

На рассмотрении дела представитель администрации города Кирсанова устно, а также письменно (исх. от 18.05.2022 № 02-08/1489, вх. от 20.05.2022, исх. от 14.04.2022 № 02-08/1149, вх. от 19.04.2022 № 2521) сообщил, что переговоры с ООО «АЛЬФА-ГРУПП» по формированию коммерческих предложений осуществляла заместитель главы администрации города <...>. В рамках телефонных переговоров передавалась информация о земельных участках, на которых будет располагаться оборудование для скейт-парков.

ООО «АЛЬФА-ГРУПП» письменно указало (вх. от 30.05.2022 № 3240), что на телефонную линию ООО «АЛЬФА-ГРУПП» поступила устная заявка от администрации города Кирсанова на изготовление спортивного оборудования. Исходными данными являлась площадь, длина и ширина двух участков, отведенных для заполнения фигурами скейт-парка. Было изготовлено несколько коммерческих предложений и направлено на электронную почту администрации города Кирсанова. Сведения о представителе заказчика на переговорах не сохранены. После согласования коммерческих предложений администрацией города Кирсанова были подготовлены договоры и направлены в адрес ООО «АЛЬФА-ГРУПП» через Почту России для согласования и подписания.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) определено, что решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Круг вопросов местного значения определен в статьях 15,16 Закона о местном самоуправлении.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

При этом органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения на основании пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении обладают, в частности, полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа.

Действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно статье 3 Закона о контрактной системе, под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Действительно, пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 600 000 руб., в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки или каких-либо спешных обстоятельств.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 600 000 руб. каждая, то есть исключительно в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям и назначению установленным Законом о контрактной системе возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур, а также смыслу и принципам осуществления бюджетных закупок.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи (пункт 17 статьи 22).

В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктами 3.5.1, 3.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации), идентичными признаются:

- товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;

- работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (качественные характеристики), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

В соответствии с Методическими рекомендациями определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) осуществляется, в том числе, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Пунктом 3.7 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур, в том числе:

- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");

- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);

- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям;

- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, (пункты 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.7.4).

Также, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Заключение рассматриваемых договоров между администрацией города Кирсанова Тамбовской области и ООО «АЛЬФА-ГРУПП» свидетельствует о заключении сторонами антиконкурентного соглашения, направленного на уход от проведения конкурентных процедур и как следствие – ограничение конкуренции на рынке поставки оборудования для скейт-парков.

Так, действия органа власти и хозяйствующего субъекта по заключению антиконкурентного соглашения подтверждаются следующими обстоятельствами.

1. Содержание указанных договоров показывает, что поставка товаров, равно как и выполнение работ по их монтажу, представляют собой один предмет, то есть является единой сделкой.

Администрацией города Кирсанова заключены 4 договора поставки оборудования для скейтпарков и 2 договора на выполнение работ по его монтажу, следовательно, поставляемые товары составляют единую группу товаров – оборудование для скейт-парков и монтаж указанного оборудования.

Фактически данные договоры образуют единую сделку, оформленную несколькими самостоятельными договорами для формального соблюдения указанного выше ограничения (600 000 руб.), с целью уйти от соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Таким образом, закупка оборудования для скейтпарков и выполнение работ по его монтажу была умышленно и искусственно разделена на 6 договоров для формального соблюдения требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2. Искусственное дробление закупки подтверждается тем, что рассматриваемые договоры заключены в один день - 31.08.2020. 

Дата заключения указанных договоров показывает искусственность дробления предмета закупки в целях заключения контрактов в приоритетном порядке с ООО «АЛЬФА-ГРУПП».

Таким образом, договоры заключались не по мере возникновения необходимости в проведении работ, либо по мере поступления денежных средств, а целенаправленно в целях ухода от проведения конкурентных процедур.

3. Согласно письменным пояснениям администрации города Кирсанова указанные договоры поставки были заключены в рамках подпрограммы благоустройства города Кирсанова.

Таким образом, закупка товаров и работ по благоустройству города Кирсанова является муниципальной нуждой, и договоры на закупку оборудования для скейт-парков и его монтаж должны заключаться в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

При этом муниципальный заказчик - администрация города Кирсанова не представила никаких обоснований и (или) доказательств тому, что торги или иные конкурентные процедуры по публичному отбору поставщика оборудования и его монтаж не могли быть проведены, тем более отсутствуют какие-либо организационные затраты на проведение конкурентных закупок по Закону о контрактной системе.

4. Переписка с ООО «АЛЬФА-ГРУПП» по вопросу заключения договоров на поставку оборудования для скейт-парков не осуществлялась, переговоры велись устно по телефону.

Письменный запрос коммерческих предложений на поставку конкретного оборудования для скейт-парков и его монтаж в адрес ООО «АЛЬФА-ГРУПП» администрация города Кирсанова не направляла.

По данным администрации города Кирсанова (исх. от 18.05.2022 № 02-08/1489), переговоры осуществлялись заместителем главы администрации города Кирсанова <...> в рамках телефонных переговоров передавалась информация о земельных участках, на которых будет устанавливаться оборудование для скейт-парков.

Администрация города Кирсанова представила коммерческие предложения ООО «АЛЬФА-ГРУПП» от 10.08.2020, от 29.07.2020, от 13.07.2020 на поставку товаров. Однако их анализ показал, что цена предлагаемого оборудования, равно как и характеристики (размер) товара, не совпадают с поставленным товаром.

Коммерческие предложения на выполнение работ по монтажу оборудования отсутствуют. Коммерческие предложения иных участников рынка не представлены.

5. В соответствии с пунктом 13 статьи 22 Закона о контрактной системе администрация города Кирсанова сопоставление коммерческих и финансовых условий поставок оборудования для скейт-парков не осуществляла.

Администрация города Кирсанова не представила доказательств того, что направляла запросы о предоставлении ценовой информации, осуществляла сбор и анализ общедоступной ценовой информации, осуществляла поиск ценовой информации посредством использования сайта https://zakupki.gov.ru (раздел «Реестр контрактов»), в то время как Методическими рекомендациями в целях определения цены для заключения контракта с единственным поставщиком предусмотрено выполнение сразу несколько  из указанных процедур.

Таким образом, администрация города Кирсанова приняла коммерческое предложение ООО «АЛЬФА-ГРУПП», не анализируя цены на поставку и монтаж оборудования для скейт-парков у других поставщиков.

6. В соответствии с Методическим рекомендациями заказчику необходимо сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. После чего заказчиком определяются цены на функционирующем рынке на товары, работы и услуги, соответствующие описанию объекта закупки. Методическими рекомендациями предусмотрено распределение  товаров, работ и услуг, подлежащих закупке, на идентичные и однородные товары, работы, услуги.

В рассматриваемом случае закупалось оборудование для скейт-парков с его монтажом. В заявке администрации города Кирсанова в качестве исходных данных были даны площади земельных участков, которые необходимо было заполнить фигурами для  скейт-парка.

ООО «АЛЬФА-ГРУПП» поставило следующее оборудование для скейт-парков: халф-пайп (перила), фанбокс с рейлом, скейтбокс (подиум) бордюр, квотерпайп (перила), разгонная горка, квотерпайп (перила), фанбокс с гранью и рейлом, бэнк (перила), мэнуал пэд, кикер квотерпайп (перила), волна, барьер, рейл Бридж прямой.

Указанное оборудование применимо только для использования его в качестве площадки для занятий эксремальными видами спорта, такими как скейтборд, стритборд, агрессив верт, агрессив стрит, велосипеды ВМХ, трюковой самокат, велосипеды МТВ.

Производителем оборудования является ООО «АЛЬФА-ГРУПП».

Поскольку поставленное оборудование имеет одно функциональное назначение, технические и эксплуатационные характеристики, а также одного производителя, следовательно, оно является  идентичным.

Доказательств необходимости закупки идентичных товаров по нескольким договорам администрацией города Кирсанова не представлено. Каких-либо исключительных обстоятельств, делающих невозможным проведение торгов на закупку и монтаж оборудования для скейт-парков, при рассмотрении дела не установлено.

В соответствии с Законом о контрактной системе цена формируется на основании предложений участников на торгах, проводимых для выполнения работ для муниципальных нужд, целями которых является снижение цены контракта и обеспечения возможности участия большего количества хозяйствующих субъектов.

Указанные обстоятельства по предварительному устному соглашению между администрацией и Обществом о поставке оборудования и его монтажу свидетельствуют о намерении сторон избежать проведения конкурентных процедур, заключив контракт с единственным поставщиком. В результате чего ООО «АЛЬФА-ГРУПП» получило доступ к поставке товаров и выполнению работ по цене, предложенной Обществом, без участия в конкурентной борьбе, в то время как рынок оборудования для скейтпарков является конкурентным.

Заключение администрацией города Кирсанова Тамбовской области вышеуказанных договоров с ООО «АЛЬФА-ГРУПП» без проведения торгов и в нарушение принципа обеспечения конкуренции, способствует созданию преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к необоснованному сокращению числа подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.

Отсутствие публичных процедур приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Заключение договоров в обход публичных процедур предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения, недопущения конкуренции.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии признаков антиконкурентного соглашения.

ООО «АЛЬФА-ГРУПП», зная, что закупка для муниципальных нужд осуществляется путем проведения конкурентных процедур, игнорируя требования действующего законодательства, заключило рассматриваемые договоры, в результате получило право на выполнение работ в приоритетном порядке, по максимально возможной цене, без участия в конкурентной борьбе, лишив других хозяйствующих субъектов возможности претендовать на заключение контракта.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Тамбовским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке оборудования для скейт-парков в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно информации, размещенной в сети Интернет, торговлю оборудованием для скейтпарков осуществляют ООО «СК ПАРК» (ИНН 9729108665, г. Москва), ООО «ЭФКЕЙ-рампс» (ИНН 4703150279, Ленинградская область), ООО «Рустанки» (ИНН 7810630691, г. Санкт-Петербург), ИП <...> (г. Екатеринбург), ООО «СпортСтройПроект» (ИНН 7807141637, г. Санкт-Петербург), ООО «Супер Пиар» (ИНН 7714700233, г. Москва) и др.

Все участники рассматриваемого рынка могут участвовать в торгах и претендовать на заключение контракта.

Таким образом, географические границы рассматриваемого товарного рынка - Российская Федерация. В указанных географических границах рассматриваемого товарного рынка имеется сформировавшийся конкурентный рынок оборудования для скейт-парков.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключености в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Рассматриваемые действия администрации города Кирсанова Тамбовской области и ООО «АЛЬФА-ГРУПП» отвечают признакам ограничения конкуренции, установленным пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, и являются нарушением запрета, установленного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

В связи с изложенным Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что действия администрации города Кирсанова и ООО «АЛЬФА-ГРУПП» по заключению в 2020 году 4-х договоров поставки оборудования для скейтпарков и 2-х договоров на выполнение работ по его монтажу без проведения торгов путем дробления единого предмета закупки в нарушение требований законодательства о контрактной системе договоров, свидетельствуют о заключении антиконкурентного соглашения, что приводит или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оборудования для скейт-парков и запрещено пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Комиссия доводит до Вашего сведения, что в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального  закона  от 26.07.2006  №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                     С.В. Мазаева 

Е.М. Вислобокова                                                                                                                                               

Е.Н. Дедова

т. 8 (4752)71-34-29

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны