Решение №ЕГ/2361/24 Решение по делу № 068/05/5-46/2024 от 19 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ(ред. от 23.04.2024)"О рекламе"

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 068/05/5-46/2024 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

«6» июня 2024 года г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии: начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В, специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Рябова К.С.,

рассмотрев дело № 068/05/5-46/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг ломбарда лицом, не имеющим лицензию,

в отсутствие:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <...>,

заявителя – <...>, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Тамбовское УФАС России поступило заявление гр. <...> (вх. от 27.11.2023 7872/23) о распространении рекламы ломбарда с вывеской «Скупка Ломбар», с предложением финансовых услуг по предоставлению займов, содержащим недостоверные сведения.

Согласно обращению, 15.09.2023 при входе и в оконной витрине магазина «Скупка Ломбар» по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 111, распространялась реклама следующего содержания: «Золото под 6 %. Золото 585 2100 р/г ставка 0.2 %», в оконных витринах магазина «Скупка Ломбар» по адресу: г. Тамбов, ул. Носовская, д. 5, распространялась реклама следующего содержания: «Золото 585 3400 р/г ставка по хранению 0.2 %. Деньги под недвижимость: квартиры, дома, гаражи».

Также заявителем представлена визитка «Скупка Ломбар», на лицевой стороне которой располагается реклама следующего содержания: «СКУПКА ЛОМБАР. РЕМОНТ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ. РЕМОНТ ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ. Выдача займов. Залог техники. Залог ювелирных изделий. Оценка техники. Оценка ювелирных изделий. Ремонт техники. Скупка техники. Скупка ювелирных изделий». На оборотной стороне указаны телефоны и адреса, по которым осуществляется деятельность магазина: «+7-953-123-00-68. Магистральная, 19а, к.1 +7-908-466-66-80 пн-вс: 9.00-20.00; Астраханская, 1/2 +7-965-715-57-77 пн-вс 9.00-20.00; Моршанское шоссе, 3к.1 +7-910-658-70-02 пн-вс: 9.00-20.00; Советская 111 89606676670 пн-вс: 9.00-17.00. skupka.lom68. Lombardtambov. skupka_magazine_68».

Советским районным судом г. Тамбова по гражданскому делу № 2-1563/2023 установлено, что между заявителем (<...>) и ИП <...> заключен договор займа, а не договор хранения № 33М-2656 от 12.07.2023.

Согласно заочному решению Советского районного суда г. Тамбова от 02.10.2023 года по гражданскому делу № 2-1563/2023, в магазине «Скупка Ломбар» по адресу: г. Тамбов, ул. Моршанское шоссе, д. 3 предпринимательскую деятельность осуществляет ИП <...> Н.Д. (ИНН: 682968557592, ОГРНИП: 318682000042695, 393032, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Магистральная, д. 39, к. 5, кв. 97), который не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, в том числе, под залог принадлежащих гражданам движимых вещей.

<...> представлена копия договора хранения № 33М-2656 от 12.07.2023 (далее - договор хранения), заключенного с ИП <...> Согласно п. 6.2 договора хранения определена оценка заложенного имущества, в п. 6 определен срок возврата, в п. 6.3 - процентная ставка по займу, п. 6.5 - сумма займа, переданная заявителю, в п. 6. 1 указано наименование заложенной вещи.

В государственных реестрах Банка России (как ломбардов, так и иных финансовых организаций) ИП <...> не состоит и ранее не состоял.

Лицом, в чьих интересах распространяется вышеуказанная реклама, является ИП <...>

26.01.2024 в отношении ИП <...> возбуждено настоящее дело по факту распространения рекламы финансовых услуг по предоставлению займов, содержащей недостоверные сведения, по признакам нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Определениями от 26.01.2024, от 20.02.2024, от 26.03.2024, от 07.05.2024 (исх. от 29.01.2024 № ЕГ/336/24, исх. от 26.02.2024 № ЕГ/752/24, исх. от 29.03.2024 № ЕГ/1395/24, исх. от 13.05.2024 № СМ/1766/24) по делу № 068/05/5-46/2024 у ИП <...> были запрошены документы и пояснения о причинах распространения рекламы финансовых услуг в отсутствие правовых оснований на оказание данного вида деятельности.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось.

На рассмотрение дела 06.06.2024 ИП <...> не явился, о месте и времени рассмотрения дела № 068/05/5-46/2024 уведомлен надлежащим образом (согласно почтовому уведомлению о вручении № 174083-2 - 14.05.2024 дата вручения), запрошенные документы не представлены без объяснения причин.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о рекламе финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно п. 1 ст. 334 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями — ломбардами.

Учитывая изложенное, деятельность по предоставлению займов является предоставлением финансовых услуг.

Таким образом, рассматриваемая информация попадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, распространяется неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к магазину «Скупка Ломбар» и оказываемым им финансовым услугам.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

При этом, ИП <...> позиционирует свои услуги как услуги ломбарда, где оказываются финансовые услуги.

С учетом ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

В силу положений законодательства Российской Федерации, индивидуальные предприниматели не наделены правом на осуществление деятельности по выдаче займов с целью получения прибыли на систематической основе под залог вещей или иного имущества.

Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом, ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению финансовых услуг (займов), правовые основания на оказание финансовых услуг ломбарда у предпринимателя отсутствуют.

Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает требования п. 7 ст. 7, ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

С учетом изложенного, вышеуказанная реклама не соответствует требованиям Закона о рекламе, следовательно, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьями 7, 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела сведений и документов, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, т.е. лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, информации, опровергающей данный вывод, в материалы дела не представлено.

Поскольку в материалы дела не поступили сведения об устранении нарушений рекламного законодательства ИП <...>, руководителем Тамбовского УФАС России было выдано задание на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований в сфере рекламы.

Сотрудниками Тамбовского УФАС России в ходе выполнения задания на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований в сфере рекламы был осуществлен 04.06.2024 выезд по следующим адресам: г. Тамбов. ул. Советская, д. 111, ул. Носовская, д. 5, в результате которого установлено, что нарушения рекламного законодательства устранены, фактов дальнейшего распространения визиток не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 42-47 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Золото под 6 %. Золото 585 2100 р/г ставка 0.2 %», распространяющуюся с 15.09.2023 по 03.06.2024 по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 111, поскольку при её распространении нарушены требования п. 7 ст. 7, ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе.

  2. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Золото 585 3400 р/г ставка по хранению 0.2 %. Деньги под недвижимость: квартиры, дома, гаражи», распространяющуюся с 15.09.2023 по 03.06.2024, по адресу: г. Тамбов, ул. Носовская, д. 5, поскольку при её распространении нарушены требования п. 7 ст. 7, ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе.

  3. Признать ненадлежащей рекламу на визитках следующего содержания: «СКУПКА ЛОМБАР. РЕМОНТ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ. РЕМОНТ ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ. Выдача займов. Залог техники. Залог ювелирных изделий. Оценка техники. Оценка ювелирных изделий. Ремонт техники. Скупка техники. Скупка ювелирных изделий». На оборотной стороне указаны телефоны и адреса, по которым осуществляется деятельность магазина: «+7-953-123-00-68. Магистральная, 19а, к.1 +7-908-466- 66-80 пн-вс: 9.00-20.00; Астраханская, 1/2 +7-965-715-57-77 пн-вс 9.00-20.00; Моршанское шоссе, 3к.1 +7-910-658-70-02 пн-вс: 9.00-20.00; Советская 111 89606676670 пн-вс: 9.00-17.00. skupka.lom68. Lombardtambov. skupka_magazine_68», распространяющуюся с 15.09.2023 по 03.06.2024 поскольку при её распространении нарушены требования п. 7 ст. 7, ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе.

  4. Предписание не выдавать в связи с прекращением нарушения.

  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <...>

 

Решение изготовлено в полном объеме 14.06.2024.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии Н.В. Попова

 

К.С. Рябова

Исп.Рябова К.С., тел.8-4752-72-93-54, 068-112

 

 

2024-2446

 

 

Связанные организации

ИП Прокофьев Н.Д.
ИНН 682968557592, ОГРН 318682000042695
Валитов М.М.
ИНН 000000000000, ОГРН