Решение б/н от 15.02.2022 от 15 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 068/07/3-58/2022 о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» февраля 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено «15» февраля 2022 года.

г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) по осуществлению контроля за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления – Гречишникова Е.А.,

члены:

заместитель руководителя - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

ведущий специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А.,

в присутствии представителей ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» - <...> (доверенность № б/н от 09.02.2022), <...> (доверенность № б/н от 10.01.2022),

в отсутствие представителя Заявителя - ООО «СарЭверест», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «СарЭверест» на действия ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» при проведении закупки № 32211039093 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 3 и 2 этажей и приточно-вытяжной вентиляции 3 – го этажа здания ОГБУЗ «ТПКБ» расположенного по адресу : г. Тамбов, ул. Тулиновская, д. 18,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» (далее - Заказчик) опубликовало в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) извещение о проведении запроса котировок в электронной форме 32211039093 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 3 и 2 этажей и приточно-вытяжной вентиляции 3 – го этажа здания ОГБУЗ «ТПКБ» расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Тулиновская, д. 18, начальная (максимальная) цена - 51 772 472,80 руб.

В соответствии с извещением о проведении закупки срок окончания подачи заявок - 02.02.2022 9-00.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре 
32211039093 от 07.02.2022
на участие в закупке было подано 9 заявок, с порядковыми номерами №№ 1, 2, 3, 21, 22, 23, 24, 26, 27. Этим же протоколом оформлено решение аукционной комиссии о допуске заявок №№ 1, 2, 3, 21, 23, 26, 27 и об отказе в допуске участникам закупки, подавшим заявки №№ 22, 24.

ООО «СарЭверест» обратилось в Тамбовское УФАС России с жалобой (вх. от 02.02.2022 в 7:53 № 591) на действия аукционной комиссии ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» при проведении закупки № 32211039093.

В качестве доводов жалобы Заявитель (ООО «Ригель») указал, следующее:

- Заказчиком в закупочной документации неправомерно установлены требования к характеристикам товаров, которые используются для выполнения работ и не ставятся на баланс;

- установлены требования к товарам по позициям №№ 18, 25, 40, указать которые при заполнении заявки возможно только имея товар на руках, в том числе установлены непонятные требования к характеристикам напряжения кондиционеров;

- установлено требование, ограничивающее количество участников закупки о наличии опыта выполнения идентичных работ;

- в п. 14 информационной карты установлено требование, ограничивающее количество участников закупки о том, что выписка должна быть выдана за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

Заказчик представил возражения, в которых указал, что с доводами жалобы не согласен, считает её необоснованной.

Комиссия Тамбовского УФАС России в результате рассмотрения жалобы, возражений на неё и материалов закупки пришла к следующим выводам.

Рассматриваемая закупка осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 вышеуказанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Во исполнение указанной нормы Заказчиком утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» (далее – Положение о закупках) (утверждено и.о. начальника управления здравоохранения области О.В. Виницкой 08.11.2021 г., опубликовано 08.11.2021).

  1. Довод Заявителя о неправомерно установленном требовании о необходимости указания характеристик товаров, которые используются для выполнения работ и не ставятся на баланс, признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 2 Закон о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как разъяснено, в п.32 Обзора ВС РФ от 10.11.2021  №3 Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона N 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом N 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).

В данном случае, пунктом 3 статьи 45 Положения о закупках заказчика установлено, что первая часть заявки на участие в ЭА при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: должна включать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об ЭА, и указание на товарный знак (при наличии).  Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в ЭА в случае отсутствия в документации об ЭА указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об ЭА.

Таким образом, Заказчик имел право установить в документации об аукционе требования к товарам, используемым при выполнении работ.

Доводы заявителя жалобы об установлении заказчиком требования к характеристикам товаров, представить которые можно только имея его в налчии, отклоняются, как не подтвержденные документально.

Комиссия отмечает, что заказчиком предусмотрена возможность указания в заявке диапазонных значений характеристик товаров. Так, в документации указано: «    Если показатель товара имеет диапазонное значение согласно нормативно-технической документации на товар (ТУ производителя, ГОСТ и т.д.), то участникам закупки допускается указывать в заявке диапазонное значение показателя»

В тоже время, Заявитель участие своего представителя в рассмотрении жалобы не обеспечил, доказательства нарушения спорными требованиями своих прав и законных интересов не представил.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода заявителя.

Довод заявителя о незаконности требований Заказчика к напряжению сплит-систем также подлежат отклонению.

В требованиях к сплит-системам (п.п.67, 68)  заказчиком установлено требование «напряжение, В 220-240».

Заказчиком пояснено, что данное требование относится к характеристикам кондиционера и указывает, на какое напряжение должен быть рассчитан данный товар.

Комиссия соглашается с заказчиком, что неясность по данной позиции отсутствует.

  1. Комиссия считает необоснованным довод заявителя о ненадлежащем установлении заказчиком требований к опыту участников закупки.

Согласно п. 19 ч. 2 ст. 9 Положения о закупках в случае проведения электронной процедуры, при условии, что  начальная (максимальная) цена договора  составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик имеет право выставить дополнительные требования к участникам закупки:

-  наличии успешного опыта исполнения договора (контракта) на выполнение идентичных работ, оказания идентичных услуг, поставки идентичного товара, установленных заказчиком в извещении о конкурентной закупке за последние 3 (три) года  до даты подачи заявки с предоставлением соответствующих документов (договоров, актов приемки и тд.). Стоимость исполненных обязательств по такому договору (контракту) должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены договора.

Начальная (максимальная) цена проводимой закупки составляет - 51 772 472,80 руб.

Следовательно, Заказчиком правомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии успешного опыта исполнения договора (контракта) на выполнение идентичных работ, оказания идентичных услуг, поставки идентичного товара, что соответствует требованиям Положения о закупке.

Комиссия отмечает, что Заказчиком действительно в документации не обозначены критерии идентичности работ, принимаемых в качестве подтверждения опыта.

В тоже время, отсутствие уточнения свидетельствует о том, что идентичными следует считать любые строительно-монтажные работы.

С учетом изложенного, данное требование не ущемляло права и законные интересы заявителя и других участников закупки.

3. Довод Заявителя об установлении в закупочной документации требования, ограничивающего количество участников закупки, а именно, что выписка должна быть выдана за один месяц до даты окончания срока подачи заявок признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.

В соответствии п.2 ч.10 ст.4 Закона о закупках требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке должны содержаться в документации о закупке. Аналогичное требование установлено в п. 2 ч. 2 ст. 9 Положения о закупках.

Пунктом 14 Информационной карты закупочной документации установлено, следующее: «Участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена  приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 г. № 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.

- Участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств».

Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Положением о закупке заказчика не предусмотрено, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку подачи выписки не соответствует Положению о закупке заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями настоящего Закона обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации (далее - официальный сайт).

Из пункта 1 части 2 той же статьи следует, что саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 настоящего Закона.

В силу частей 1, 2 статьи 7.1 Закона N 315-ФЗ реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям настоящего Закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации.

Лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем, предусмотренных настоящей статьей, в реестр членов саморегулируемой организации.

Из указанных положений следует, что саморегулируемая организация в обязательном порядке публикует в реестре членов СРО в сети Интернет сведения о выданных свидетельствах СРО, которые являются общедоступными. В связи с этим заказчик на любом этапе процедуры аукциона имеет возможность проверить соответствующие сведения о выданных участникам закупки СРО, в том числе на дату окончания срока подачи заявок.

Кроме того, установление требования к сроку действия выписки может привести к необоснованному отклонению участника закупки, подавшему заявку на участие в аукционе, в случае изменений в порядок проведения закупки и продления срока подачи заявок.

Таким образом, заказчик установил требования к содержанию заявок не в соответствии с действующим законодательством, а потому они нарушают п. 2 ч. 2 ст. 9 Положения о закупках, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, данный довод заявителя Комиссия признает обоснованным.

Вместе с тем, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что согласно сведениям с сайта Единого реестра членов СРО (nostroy.ru) - https://reestr.nostroy.ru/reestr Заявитель не является членом СРО, следовательно, указанное нарушение не ущемило права и законные интересы ООО «СарЭверест».

В связи с этим, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Тамбовского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СарЭнвест» обоснованной в части довода о ненадлежащем установлении заказчиком требований к документу, подтверждающему соответствие заявителя требованиям законодательства.
  2. Признать Заказчика нарушившим п. 2 ч. 2 ст. 9 Положения о закупках, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
  3. Предписание не выдавать.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

 

Председатель комиссии

  Е.А. Гречишникова

Члены комиссии

К.И. Мурзин

 

А.А. Абанкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Абанкин А.А.,  Тел. (4752) 72-93-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны