Решение №068/05/5-140/2020 Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/5-140/2020 от 3 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Дентал Клиник»
392016, г. Тамбов
ул. Пушкарская, д. 58/1
помещение 11
Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/5-140/2020
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – врио руководителя Управления Мазаева С.В.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № 068/05/5-140/2020 по признакам нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы стоматологической клиники, содержащей недостоверные сведения,
в отсутствии представителя ООО «Дентал Клиник», извещенного надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л А:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе 26.02.2020 установлено, что по городу Тамбову перемещается грузовой автомобиль (государственный регистрационный знак <…>) на котором размещается информация следующего содержания: «ООО «Дентал Клиник», ИНН 6829148063, ОГРН 1196820002950 Dental Clinic* Дентал Клиник. Стоматологическая клиника. г. Тамбов, ул. Пушкарская, д. 58/1. Dental Clinic. Наши цены – лучшие в городе! Удаление – 800р., лечение кариеса – 2000 р., профессиональная чистка – 2500 р., металлокерамическая коронка – 5000 р., доступная имплантация. Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом».
В рассматриваемой рекламе стоматологической клиники «Dental Clinic» содержится утверждение «Наши цены-лучшие в городе!» без указаний на основании каких данных сделан вывод о преимуществе данной клиники перед другими организациями.
04.03.2020 в отношении ООО «Дентал Клиник» возбуждено дело № 068/05/5-140/2020 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
ООО «Дентал Клиник» предоставило письменные пояснения от 26.03.2020 (вх. № 1574), в которых указало, что Обществом самостоятельно был разработан макет рекламы и направлен в рекламное агентство «Наружка Тамбов» для изготовления баннера. 21.02.2020 между Обществом и <…> был заключен договор на размещение рекламы на транспортном средстве. Согласно договору и приложениях к нему Заказчик (ООО «Дентал Клиник») заказывает и оплачивает услуги по изготовлению и последующему размещению рекламы на транспортном средстве марки ГАЗ государственный регистрационный знак <…>, принадлежащему <…> (Владелец).
Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Установлено, что с 26 февраля 2020 года по городу Тамбову перемещается грузовой автомобиль (государственный регистрационный знак <…>), на котором размещается информация следующего содержания: «ООО «Дентал Клиник», ИНН 6829148063, ОГРН 1196820002950 Dental Clinic* Дентал Клиник. Стоматологическая клиника. г. Тамбов, ул. Пушкарская, д. 58/1. Dental Clinic. Наши цены – лучшие в городе! Удаление – 800р., лечение кариеса – 2000 р., профессиональная чистка – 2500 р., металлокерамическая коронка – 5000 р., доступная имплантация. Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом».
Исходя из статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего на привлечение внимания к услугам стоматологической клиники «Dental Clinic» и привлечению клиентов, указанное в рекламе словосочетание «Наши цены-лучшие в городе» воспринимается не просто как информация о торговом объекте, а именно как реклама, поскольку формирует интерес потребителей к приобретению указанных в рекламе услуг и способствуют возникновению желания воспользоваться услугами стоматологической клиники по лучшим ценам.
Рекламируемые таким образом услуги, определяющие сравнительные характеристики предлагаемого ассортимента, посредством использования такого словосочетания как «лучшие цены» несут смысловую нагрузку, связанную с выражением превосходной степени в ценовом сравнении с иными торговыми объектами, представленными на рынке. Форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия, использование в рекламе данного словосочетания предполагает, что рекламируемая таким образом продукция, предлагаемая в конкретной клинике, является самой востребованной с точки зрения цены со стороны потребителей, ориентирует клиентов на обращение в указанную клинику для оказания услуг только в данном месте в связи с тем, что только в рассматриваемой организации лучшие цены на все стоматологические услуги.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными услугами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» перед другими продавцами необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.
Указанная реклама создает впечатление, что продавец, указавший в рекламе сравнительную характеристику, путем употребления слова «лучший», является «первым», обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим продавцам. Таким образом, предлагаемые в организации услуги представляются потребителю наиболее востребованными с точки зрения цены и качества по сравнению с другими торговыми точками.
Поскольку в вышеуказанной рекламе подтверждение на основании каких данных сделан вывод о преимуществе торговой точки перед другими продавцами отсутствовало, реклама распространялась в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
ООО «Дентал Клиник» в письменных пояснениях от 26.03.2020 указало, что самостоятельно разработало макет рекламы и направило в рекламное агентство «Наружка Тамбов» для изготовления баннера. После изготовления рекламного материала генеральным директором ООО «Дентал Клиник» <…> осуществлен монтаж рекламных баннеров на транспортное средство марки ГАЗ государственный регистрационный знак <…>, принадлежащее <…> (Владелец). 21.02.2020 между ООО «Дентал Клиник» и <…> был заключен договор на размещение рекламы на вышеуказанном транспортном средстве. Рассматриваемая реклама размещалась с 26 февраля 2020 года в различных частях Октябрьского района города Тамбова.
Таким образом, ООО «Дентал Клиник» является рекламодателем, <…> рекламораспространителем указанной рекламы.
Сведений об устранении нарушения требований рекламного законодательства в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «ООО «Дентал Клиник», ИНН 6829148063, ОГРН 1196820002950 Dental Clinic* Дентал Клиник. Стоматологическая клиника. г. Тамбов, ул. Пушкарская, д. 58/1. Dental Clinic. Наши цены – лучшие в городе! Удаление – 800р., лечение кариеса – 2000 р., профессиональная чистка – 2500 р., металлокерамическая коронка – 5000 р., доступная имплантация. Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом», распространяемой с 26 февраля 2020 года в городе Тамбове на транспортном средстве марки ГАЗ <…>, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО «Дентал Клиник» предписание об устранении нарушения законодательства и представить доказательства в 2-х недельный срок со дня получения предписания.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
А.Н. Мясникова
Исп.: Мясникова А.Н., (4752) 72-93-54