Предупреждение б/н Предупреждение № 068/01/15-419/2021 о прекращении действий ... от 19 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАдминистрация города Тамбова
Тамбовской области
392000, г. Тамбов,
ул. Коммунальная, д. 6
Предупреждение № 068/01/15-419/2021
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
«19» мая 2021 года г. Тамбов
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) при осуществлении государственного антимонопольного контроля установило, что на территории города Тамбова действует постановление администрации города Тамбова от 28.10.2019 № 5506 «Об утверждении порядка заключения договоров на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Тамбов» (далее-Порядок).
Пунктом 1.4 раздела 1 Порядка установлено, что эксплуатация НТО, установленных по результатам аукциона, а также НТО с сезонным (ограниченным конкретными датами) периодом размещения, примыкающих к стационарному предприятию общественного питания, разрешается в случае, если такие объекты размещены в соответствии с архитектурно-художественным проектом, согласованным с комитетом архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова Тамбовской области в порядке, установленном Положением о согласовании архитектурно-художественного проекта нестационарного торгового объекта на территории городского округа - город Тамбов, и условиями, указанными в договоре на размещение НТО.
Раздел 3 Порядка устанавливает порядок заключения договоров на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Тамбов без проведения торгов.
Пунктом 3.4 данного раздела Порядка установлено, что для заключения договора на размещение НТО типа «открытая площадка», хозяйствующий субъект направляет в администрацию города Тамбова заявление с приложением документов, в том числе, согласованный архитектурно-художественный проект «открытой площадки» в порядке, установленном Положением о согласовании архитектурно-художественного проекта нестационарного торгового объекта на территории городского округа - город Тамбов (приложение № 1 к Порядку).
Согласно пункту 2.2 раздела 2 Приложения № 1 Порядка «Положение о согласовании архитектурно-художественного проекта нестационарного торгового объекта на территории городского округа - город Тамбов» определено, что к заявлению о согласовании архитектурно-художественного проекта прилагает в том числе, архитектурно-художественный проект.
Согласно пункту 2.3 данного раздела Приложения № 1 Порядка архитектурно-художественный проект должен содержать в том числе, «схему планировочной организации земельного участка на дежурном топографическом плане в масштабе 1:500 с подземными инженерными коммуникациями и прилегающей территории с отображением места объекта, решением по благоустройству территории (для нестационарных торговых объектов типа «павильон», «киоск», «открытая площадка»)».
В пункте 2.5 раздела 2 Порядка перечислены основания для отказа в согласовании архитектурно-художественного проекта, одним из таких оснований является несоответствие представленного заявителем проекта требованиям, установленным пунктами 2.3 и 2.4 настоящего Положения, а также представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения.
В свою очередь, отсутствие согласованного архитектурно-художественного проекта, в соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Порядка, влечет возврат заявления на заключение договора на размещение НТО, который является правовым основанием размещения такого НТО.
Определение документа, поименованного как «Схема планировочной организации земельного участка», содержится в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии со статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, схема планировочной организации земельного участка выполняется в соответствии с градостроительным планом земельного участка и признается составной частью проектной документации объекта капитального строительства, к которым НТО не относится в силу понятия объекта капитального строительства, приведенного в пункте 10 статьи 1 ГрК РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) под нестационарным объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В данном случае при согласовании архитектурно-художественного проекта НТО, не являющегося объектом капитального строительства, пунктом 2.3 раздела 2 Порядка включено аналогичное требование, предъявляемое при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, а именно схема планировочной организации земельного участка, которая является составной частью проектной документации объекта капитального строительства.
Кроме того, схема планировочной организации земельного участка не является документом произвольного образца, а представляет собой документ, который должен быть разработан с учетом всех установленных требований, к тому же хозяйствующий субъект, самостоятельно разрабатывающий такую схему, может получить ее на возмездной основе, что, в свою очередь, приводит к увеличению затрат владельца НТО и к существенному затягиванию заключения договора на размещение НТО, который не может быть заключен без наличия такой схемы.
Статьей 15 Закона о торговле установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
В частности, указанным органам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к участию в прохождении разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации).
Администрация города Тамбова в нарушение запретов, установленных статьей 15 Закона о торговле, обязывает хозяйствующие субъекты проходить дополнительные разрешительные процедуры, что прямо запрещено федеральным законодательством.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Требование администрации города Тамбова о необходимости представления в составе архитектурно-художественного проекта НТО схемы планировочной организации земельного участка, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, противоречит антимонопольным требованиям, предъявляемым Законом о торговле и свидетельствует о создании препятствий для осуществления предпринимательской деятельности путем установления не предусмотренного законодательством требования к хозяйствующим субъектам, что признается признаком ограничения конкуренции.
В связи с наличием в постановлении администрации города Тамбова от 28.10.2019 № 5506 «Об утверждении порядка заключения договоров на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Тамбов» признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
выразившихся в установлении в абзаце 2 пункта 2.3 раздела 2 Порядка не предусмотренного действующим законодательством требования к заявителю по предоставлению в составе архитектурно-художественного проекта НТО «схемы планировочной организации земельного участка на дежурном топографическом плане в масштабе 1:500 с подземными инженерными коммуникациями и прилегающей территории с отображением места объекта, решением по благоустройству территории (для нестационарных торговых объектов типа «павильон», «киоск», «открытая площадка»)», что приводит или может привести к созданию административных барьеров, необоснованно препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке розничной торговли в нестационарных торговых объектах и на рынках
Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем:
исключения абзаца 2 пункта 2.3 радела 2 Порядка, утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 26.08.2016 № 674, как нарушающего требования антимонопольного законодательства, в срок до 1 июля 2021 года.
О выполнении предупреждения сообщить в Тамбовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
Руководитель управления Е.А. Гречишникова
Исп. Пономарева И.А.
8 (4752) 71-34-29