Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 068/01/10-592/2020 о нарушении антимонопо... от 27 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

     

Ответчик: АО «ОРЭС-Тамбов»

392000, Тамбовская область,

г. Тамбов, ул. Степана Разина, д. 6

Заявитель:

ООО «Тамбовский трикотаж»

392003, г. Тамбов,

Бульвар Энтузиастов, д.4

Заинтересованное лицо:

ПАО «Тамбовская

областная сбытовая компания»

392000, г. Тамбов,

ул. Студенецкая, д. 10

Эксперт:

Верхне-Донское Управление Ростехнадзора

392684, г. Тамбов,  

ул. Советская, д. 191 

Эксперт:

АНО «Строительная судебно-экспертная лаборатория»

392000, г. Тамбов,

ул. Мичуринская, д. 142, к.3, оф.82 

     

РЕШЕНИЕ

по делу № 068/01/10-592/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «28» декабря 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «19» января 2022 г.

г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены:

заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,

заместитель руководителя – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Моисеева Е.Л.,

в присутствии представителей:

- АО «ОРЭС-Тамбов» по доверенности <…>,

- ООО «Тамбовский трикотаж» <…> и генерального директора общества <…>,

- эксперта <…>;

в отсутствие АО «Тамбовская областная сбытовая компания», извещенного надлежащим образом;

после перерыва на заседании Комиссии присутствовали представители:

- АО «ОРЭС-Тамбов» по доверенности <…>;

- ПАО «Тамбовская областная сбытовая компания» по доверенности <…>;

представители ООО «Тамбовский трикотаж», Верхне-Донского Управления Ростехнадзора; <…> не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев дело № 068/01/10-592/2020 по признакам нарушения АО «ОРЭС-Тамбов» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение ООО «Тамбовский трикотаж» о признаках нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова» (далее - АО «ОРЭС-Тамбов»), выразившихся в отказе в повторной опломбировке приборов учета электрической энергии, что может привести к ущемлению интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Заявитель сообщил, что 12.11.2019 представителями АО «ОРЭС-Тамбов» была проведена проверка технического состояния прибора учета электрической энергии/допуск в эксплуатацию прибора учета. На основании данной проверки представителями АО «ОРЭС-Тамбов» был составлен акт № 3307/19 от 12.11.2019, прибор учета пригоден к эксплуатации. На прибор учета представителями АО «ОРЭС-Тамбов» установлены одноразовые номерные сигнальные устройства (пломбы-наклейки, самоклеящиеся пломбы визуального контроля), данные наклейки, по мнению заявителя, установлены с нарушениями инструкции производителя, а именно: допущено образование воздушных пузырей и складок, пломбы не разглажены по всей длине, что в итоге может привести к отклеиванию данных пломб и иметь для заявителя негативные последствия в виде признания в его действиях безучетного потребления электроэнергии.

В связи с этим, ООО «Тамбовский трикотаж» направило в АО «ОРЭС-Тамбов» письменные обращения с просьбой предоставить сертификаты, накладные и технические паспорта на установленные в 2019 году пломбы (письмо от 19.11.2019 № 1-370), а также заменить пломбы по фазе «С» и старые пломбы на другом узле учета (письма от 29.11.2019 № 1-376, от 16.12.2019 № б/н), поскольку они отклеиваются и проявляются буквы надписи. Указанные обращения со стороны АО «ОРЭС-Тамбов» проигнорированы, сертификаты не представлены, некоторые пломбы не заменены.

25.12.2019 составлен акт № 4082/19 с замечаниями ООО «Тамбовский трикотаж» об отклеивании пломб.

22.01.2020 на вводе № 2 были заменены пломбы-наклейки (акт № 0228/20), поставленные в 2013 году. Новые пломбы-наклейки установлены на болтовые соединения шин. По мнению заявителя, пломбы также установлены с нарушениями инструкции производителя, а именно: допущено образование воздушных пузырей и складок, пломбы не разглажены по всей длине (в акте указаны замечания по установке).

16.04.2020 ООО «Тамбовский трикотаж» направило в адрес АО «ОРЭС-Тамбов» заявление об устранении нарушений по установке пломб в соответствии с законодательством РФ (исх. № 1-179). Однако, 15.05.2020 АО «ТОСК» совместно с АО «ОРЭС-Тамбов» составлен акт № 1366/20 от 15.05.2020, в соответствии с которым Обществу было отказано в демонтаже пломб-наклеек.

Заявитель настаивает на незаконности установки пломб-наклеек сетевой организацией.

ООО «Тамбовский трикотаж» письмами (исх. от 04.12.2020 № 1-614, исх. от 25.12.2020 № 1-653, вх. от 25.12.2020 № 8077) указало, что пунктом 6 договора поставки №117-2018/02-034 от 19.02.2018 пломб-наклеек поставщик устанавливает по данному договору гарантийный срок на товар, равный двум годам с момента передачи товара покупателю. Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что поставщик гарантирует сохранение эксплуатационных качеств товара в течении всего гарантийного срока при соблюдении пользователем инструкции по эксплуатации. Согласно инструкции по эксплуатации установка пломбы-наклейки осуществляется при температуре опечатываемой поверхности не ниже +50С, наклейка должна быть наклеена по всей длине без образования воздушных пузырей и складок, наклейка предназначена для опечатывания коробок, шкафчиков, дверей, офисной техники и т.д., гарантийный срок пломб-наклеек 12 месяцев, срок службы пломб-наклеек 24 месяца с момента изготовления.

АО «ОРЭС-Тамбов», в свою очередь, полагает свои действия законными. Пломбировка спорных узлов обусловлена необходимостью контроля за потреблением электроэнергии потребителем.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что к естественно-монопольным сферам деятельности относится, в том числе, деятельность по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

АО «ОРЭС-Тамбов» осуществляет деятельность по передаче электроэнергии (товарный рынок находится в состоянии естественной монополии) и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение.

Одной из функций сетевой организации является осуществление проверок систем учета потребителей и выявление фактов безучетного потребления.

В целях реализации данных функций сетевые организации осуществляют ввод в эксплуатацию приборов учета, в т.ч. пломбируют места возможного несанкционированного отбора электроэнергии.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, приказом Тамбовского УФАС России от 21.09.2020 № 61 в отношении АО «ОРЭС-Тамбов» возбуждено настоящее дело. К участию в рассмотрении дела были привлечены в качестве заявителя - ООО «Тамбовский трикотаж», в качестве заинтересованного лица – ПАО «ТОСК» (гарантирующий поставщик электрической энергии).

АО «ОРЭС-Тамбов» представило пояснения по делу (исх. от 14/07/2020 № 03-05-1710, вх. от 18.07.2020 № 4268, исх. от 18.09.2020 № 03-05-2411, вх. от 18.09.2020 № 5807, исх. от 03.11.2020, вх. от 03.11.2020 № 6826), в которых отклонило доводы заявителя. Считает свои действия соответствующими Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Также, сетевая организация ссылается на п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6 (далее – Правила № 6), в соответствии с которым энергоснабжающая организация должна пломбировать места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или проверки.

АО «ОРЭС-Тамбов» считает, что установка пломб сотрудниками сетевой организации на болтовых соединениях цепей напряжения произведена в соответствии с п.2.11.18 Правил № 6, требованиями ГОСТ 31283-2004 «Пломбы индикаторные. Общие требования», действие которого распространяется на пломбы, применяемые для пломбирования счетчиков, а также в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по установке и эксплуатации пломб. Данное соединение выполняется только болтовым способом, в связи с чем, перепады высот неизбежны, а в инструкции по установке пломб не указана невозможность установки пломб с перепадом высот. При опломбировке соблюден температурный режим. В соответствии с требованиями инструкции установление пломб должно производиться при температуре не ниже 00С. По данным gismeteo.ru: 12.11.2019 температура составляла до +80С; 22.01.2020 температура составляла от +10С до +20С. Установленные потребителю (ООО «Тамбовский трикотаж») пломбы приобретены сетевой организацией у поставщика ООО «Технологии контроля» на основании договора поставки №117-2018/02-034 от 19.02.2018.

Письмом от 28.12.2020 № 03-05-3419 (вх. от 28.12.2020 № 8095) АО «ОРЭС-Тамбов», возражая на дополнительные пояснения ООО «Тамбовский трикотаж», сообщило, что п. 4.1 ГОСТа 31283-2004 «Пломбы индикаторные. Общие требования», действие которого распространяется на пломбы, применяемые для пломбирования счетчиков, установлено, что пломбирование объектов осуществляется с целью обеспечения их сохранности, а также выявления и идентификации фактов несанкционированного доступа к объектам. Согласно п. 6.8.1 вышеуказанного ГОСТа срок службы пломбы индикаторной должен быть не менее 5 лет с момента изготовления. Согласно ст. 471 ГК РФ гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, то есть с момента исполнения обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 470 ГК РФ. С учетом изложенного, АО «ОРЭС-Тамбов» считает, что гарантийный срок – это срок, в течение которого покупатель в случае обнаружения недостатков товара может обратиться к продавцу (ООО «Технологии контроля») с требованием о замене товара, либо его ремонте. Договор на приобретение пломб-наклеек заключен 19.02.2018, сертификат на спорные пломбы имеет срок действия с 12.03.2017 по 11.04.2020, а сами пломбы-наклейки установлены потребителю ООО «Тамбовский трикотаж» 14.01.2020. С учетом изложенного, срок службы (эксплуатации) пломб в период их установки был действителен и согласно гарантийному сроку, и согласно требованиям ГОСТ.

Письмом от 01.12.2020 (вх. от 01.12.2020 № 7406) АО «ОРЭС-Тамбов» представило перечень потребителей (114 потребителей), которым установлены аналогичные пломбы-наклейки модификации СКР 2 (СКР1, СКР1+) на болтовых соединениях.

Комиссией истребовались письменные объяснения производителя спорных пломб-наклеек - ООО «Альфа-Силтек» (101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 36, стр. 2, ОГРН: 1027739217637, дата присвоения ОГРН: 19.09.2002, ИНН: 7701276779, КПП: 770101001).

Общество письмом от 28.12.2020 № 02/а/64 (вх. от 11.01.2021 № 45) сообщило, что пломбы-наклейки выпускаются на предприятии в соответствии с ТУ 9571-003-38993417-2012, ГОСТ 31282-2004, ГОСТ 31283-2004, ГОСТ 18680-73, ГОСТ 29.1-2001, что подтверждено сертификатом соответствия № ESTD1.В002.АМ686, а также указано, что «вышеуказанные пломбы-наклейки согласно ГОСТ 31282-2004 относятся к категории пломб пленочного типа, изготавливаемым из полимерных материалов, и широко используются в РФ в качестве пломб для контроля средств учета электрической энергии. Факт нарушения (повреждения) пломб-наклеек фиксируется визуально. Возможность использования пломб для установления факта неучетного потребления электрической энергии установлена Основными положениями, подлежащие пломбировке средства учета электрической энергии определены Правилами № 6. Энергоснабжающие организации используют пленочные пломбы для опломбирования приборов учета, приклеивая их на клеммные крышки прибора учета, на крышки ввода трансформаторов, на места выступов запирающих болтов, в других местах. Инструкция по эксплуатации пломб от производителя носит общий характер. Согласно ГОСТ 31282-2004 перечень объектов защиты является открытым. Объектами защиты могут выступать транспортные средства, оборудование, приборы и другие объекты. Действующее законодательство РФ не обязывает поставщика/производителя устанавливать срок службы пломбировочных устройств, поскольку он может существенно меняться в зависимости от условий хранения и эксплуатации. С учетом реальной практики, срок службы (работоспособность) пломб-наклеек может составлять 10 лет и более при соблюдении условий эксплуатации, указанных в паспорте изделия. Заявленный производителем срок службы пломб-наклеек 2 года с даты отгрузки покупателю следует оценивать как рекомендуемый, при этом поставщик может установить иной срок службы».

Определением от 20.01.2021 по делу № 068/01/10-592/2020 к участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечено Верхне-Донского Управления Ростехнадзора.

На заседании Комиссии 24.02.2021 присутствовал представитель Верхне-Донское управление Ростехнадзора – <…>, который пояснил, что спорные места установки пломб-наклеек подлежат пломбировке, поскольку без этого невозможно контролировать безучетное потребление электроэнергии. Полагает, что болтовые соединения шин относятся к цепям напряжения.

Комиссией в ходе рассмотрения дела назначалась экспертиза.

С учетом позиции сторон, проведение экспертизы было поручено АНО «Строительная судебно-экспертная лаборатория».

Определением от 14.05.2021 по делу № 068/01/10-592/2020 к участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечено АНО «Строительная судебно-экспертная лаборатория.

Перед экспертом поставлены следующие вопросы:

1) соответствует ли требованиям нормативных актов места установки пломб-наклеек в системе учета электроэнергии ООО «Тамбовский трикотаж»;

2) может ли установка пломб-наклеек на болтовые соединения в системе учета электроэнергии ООО «Тамбовский трикотаж» привести к самопроизвольному проявлению на пломбах надписи «Вскрыто»;

3) может ли установка пломб-наклеек на болтовые соединения шин в системе учета электроэнергии ООО «Тамбовский трикотаж» привести к самопроизвольному отклеиванию пломбы, и проявится ли в таком случае на пломбе-наклейке надпись «Вскрыто»?

По результатам проведения экспертизы представлено заключение № от 2049/50 от 28.10.2021 согласно которому:

1) места установки пломб-наклеек в системе учета электроэнергии ООО «Тамбовский трикотаж» соответствуют требованиям нормативных актов.

С учетом фактической ситуации в системе учета электроэнергии на трансформаторной подстанции ООО «Тамбовский трикотаж», руководства по эксплуатации на прибор учета Меркурий 230, места в которых установлены пломбы (место №1 и место №2, см. схема 1) являются местами потенциального несанкционированного вмешательства в работу систему учета электроэнергии, следовательно подлежат защите от несанкционированного доступа (пломбированию);

2) на момент производства экспертизы, можно сделать вывод, что проявление надписи «Вскрыто» в отношении пломб-наклеек производства ООО «Альфа-Силтек» на болтовых соединениях, с учетом ответов ООО «Альфа-Силтек» по материалам дела, возможно в случае нарушения технологии установки или правил эксплуатации пломб, описанных в технической документации на самоклеящиеся пломбы.

В отношении самоклеящихся пломб других производителей вывод на момент проведения экспертизы сделать не представляется возможным, в виду отсутствия данных;

3) на момент производства экспертизы, можно сделать вывод, что самопроизвольное отклеивание, проявление надписи «Вскрыто» в отношении пломб-наклеек производства ООО «Альфа-Силтек» на болтовых соединениях, с учетом ответов ООО «Альфа-Силтек» по материалам дела, возможно в случае нарушения технологии установки или правил эксплуатации пломб, описанных в технической документации на самоклеящиеся пломбы.

В отношении самоклеящихся пломб других производителей вывод на момент проведения экспертизы сделать не представляется возможным, в виду отсутствия данных.

После изучения Комиссией и лицами, участвующими в деле, результатов экспертизы эксперту были направлены дополнительные вопросы:

1) требованиям каких нормативных актов соответствуют места установки пломб-наклеек в системе учета электроэнергии ООО «Тамбовский трикотаж»;

2) как должна производиться установка спорных пломб-наклеек модификации СКР2 (СКР1, СКР1+) на опечатываемой поверхности;

3) должна ли быть закреплена процедура опечатывания в специальном регламенте или ином внутреннем документе АО «ОРЭС-Тамбов»;

4) на какую часть поверхности устанавливаются пломбы-наклейки модификации СКР 2 (СКР1, СКР1+);

5) возможно ли наклеивание пломб-наклеек модификации СКР 2(СКР1, СКР1+) на шины, температура нагрева которых, согласно пункту 3.12 ГОСТа 6815-79 (Шинопроводы магистральные и распределительные переменного тока на напряжение до 1000В) может иметь +95С° и +100С°, соответственно, при условии, что с ТУ 9571-003-38993417-2012 (Одноразовое номерное сигнальное устройство – наклейка) пломбы-наклейки рассчитаны на эксплуатацию при температуре до +80С°;

6) на основании какого нормативного акта установлены пломбы-наклейки модификации СКР 2 (СКР1, СКР1+) на болтовые соединения шин.

Экспертом <…> по поставленным вопроса даны следующие объяснения:

1) места установки пломб-наклеек в системе учета электроэнергии ООО «Тамбовский трикотаж» соответствуют требованиям правил устройства ПУЭ 7, правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей п.2.11.18.

Также места установок пломб-наклеек не противоречат ст. 139 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 29.10.2021) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", поскольку являются местами потенциального несанкционированного вмешательства в работу систему учета электроэнергии;

2) установка пломб-наклеек модификации СКР2 (СКР1, СКР1+) на опечатываемой поверхности должна производиться в соответствии с технической документацией завода-изготовителя наклеек. Данные сведения содержатся в ответах завода-изготовителя в рамках настоящего дела;

3) данный вопрос перед экспертом не ставился. Также данный вопрос имеет признаки правового и не может быть разрешен судебным техническим экспертом;

4) установка пломб-наклеек модификации СКР2 (СКР1, СКР1+) на опечатываемой поверхности должна производиться в соответствии с технической документацией завода-изготовителя наклеек;

5) в соответствии с ответом завода-изготовителя от 16.04.2021 № 02/с/142 при превышении максимального значения температуры пломбы-наклейки сохраняют свою работоспособность, однако постепенно начинают проявляться криминалистические свойства. Температура шинопроводов действительно может быть в районе 95 °С и 100 °С.

С учетом собранных по делу доказательств Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к следующим выводам.

Спорные правоотношения сложились на товарном рынке передачи электроэнергии и АО «ОРЭС-Тамбов», как лицо занимающее на рынке доминирующее положение, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Как разъяснено, в пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2 по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта суд принимает во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка).

Нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона (пункт 12 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2).

В данном случае, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях сетевой организации нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Так, из материалов дела следует, что 14.07.2014 между ОАО «ТОСК» (гарантирующий поставщик) и ООО «Тамбовский трикотаж» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 838/1/97 (далее – договор), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу потребителю электрической энергии (мощности), качество которой должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а потребитель обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) (п. 1.1. Договора).

Согласно п. 3.1.9 договора потребитель обязался обеспечивать за свой счет замену и поверку, работоспособность и сохранность приборов учета, соблюдать в течение всего срока действия договора эксплуатационные требования к приборам учета, установленные уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, обеспечивать сохранность установленных на приборе учета пломб.

Настоящий договор действует с 01.07.2014 по 31.12.2014 и считается ежегодно продленным, если не позднее, чем за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не уведомит о его прекращении, изменении либо о заключении договора на иных условиях (п. 9.1. договора).

Приложениями к договору сторонами согласованы точки поставки, перечень приборов учета, типы, номера счетчиков и места их установки.

Сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на объект электроснабжения ООО «Тамбовский трикотаж» по заключенному договору энергоснабжения, является АО «ОРЭС-Тамбов».

Предметом спора по существу является тип пломб, места их установки, а также соблюдение порядка такой установки.

В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (увт. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442) (далее – Правила № 442) гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования.

Сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

При этом, в силу п.139 Правил № 442 сетевая организация вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств.

В свою очередь, на потребителе лежит обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан - потребителей электрической энергии - собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан - потребителей электрической энергии - в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 153 Правил № 442 сетевые организации осуществляют допуск в эксплуатацию приборов учета, которые установлены для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, с приглашением иных лиц, указанных в пункте 151 настоящего документа.

По окончании допуска в эксплуатацию прибора учета в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Таким образом, установка пломб и знаков визуального контроля в местах возможного несанкционированного доступа является прямой обязанностью сетевой организации. Осуществляя данную деятельность, сетевая организация преследует, с одной стороны, цель исполнения предусмотренного законодательством обязанности, с другой – снижение потерь, вызванных безучетным потреблением электроэнергии.

Следовательно, указанные действия АО «ОРЭС-Тамбов» осуществлены в целях обеспечения законных интересов сетевой организации, и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие требования антимонопольного законодательства.

Согласно заключению экспертизы и пояснениям представителя Верхнедонского управления Ростехнадзора места установки спорных пломб-индикаторов выбраны сетевой организацией обоснованно.

Несогласие заявителя вызывал и способ установки пломб-наклеек, и сам тип данных знаков контроля.

Однако, выбор типа контрольной пломбы (знака визуального контроля) является компетенцией сетевой организации.

Способ наклейки пломб позволяет сделать вывод, что он осуществлен не в полном соответствии с инструкцией производителя (отсутствие полного прилегания к поверхности).

В тоже время, согласно инструкции по эксплуатации, подтверждением нарушения целостности пломбы является проявление на ее поверхности надписи «ВСКРЫТО».

Как пояснило ООО «Альфа-Силтек» (исх. от 28.12.2020 №02/А/64) проявление на пломбе-наклейке надписи «ВСКРЫТО! OPENED! СИЛтэк SILtech» означает, что пломба-наклейка работоспособна и ее снимали с объекта. За период продаж пломб-наклеек, начиная с 2003 г., фактов самопроизвольного проявления у пломб скрытой надписи по причине устаревания не зафиксировано.

ООО «Альфа-Силтек» в письме от 23.04.2021 №22/С/153 сообщает, что способ установки пломб-наклеек на болтовых соединениях возможен. Способ установки пломб-наклеек на представленных АО «ОРЭС-Тамбов» фотографиях не противоречит рекомендациям завода-изготовителя.

Также Комиссии представлена брошюра по пломбам-наклейкам производства ООО «Силтэк». Брошюра содержит примеры применения пломб-наклеек, в том числе на неровной поверхности (опечатаны флоппи-дисковод, изгиб телефонной трубки, крышка на канистре, решетчатая поверхность системного блока).

С учетом изложенного, можно сделать вывод, что производителем пломб-наклеек подтверждена принципиальная возможность установки его продукции на спорных болтовых соединениях. Возможность самопроизвольного отклеивания с проявлением надписи «ВСКРЫТО» производителем опровергается.

Заключением эксперта указанные данные не опровергаются.

Комиссия также отмечает, что сами по себе доводы заявителя носят предположительный характер.

Фактически, негативные последствия могут возникнуть только в одном случае – при выявлении в ходе проверки факта нарушения пломбы-наклейки (проступление надписи).

При выполнении собственником своей обязанности по обеспечению сохранности пломбы-наклейки (в т.ч. в случае ее самопроизвольного отклеивания) отсутствии на ней надписи «ВСКРЫТО» исключает возможность возложения на ответственности потребителя.

Кроме того, в силу пункта 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электрической энергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.

Пунктом п. 3.1.9 договора энергоснабжения № 838/1/97 установлено, что потребитель обязался обеспечивать за свой счет замену и поверку, работоспособность и сохранность приборов учета, соблюдать в течение всего срока действия договора эксплуатационные требования к приборам учета, установленные уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, обеспечивать сохранность установленных на приборе учета пломб.

Таким образом, собственник энергопринимающего устройства обязан осуществлять периодический осмотр системы учета. Соблюдение указанных требований исключает возможность возложения на собственника ответственности за отсутствие пломб-наклеек.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что оспариваемые действия сетевой организации не образуют состава правонарушения в какой-либо из форм, предусмотренных ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В тоже время, сетевая организация вправе преследовать свои законные интересы как лица, оказывающего услуги по передаче электроэнергии и заинтересованного в верном учете объема оказанных услуг.

При таких обстоятельствах, в действиях АО «ОРЭС-Тамбов» не усматривается нарушение ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях АО «ОРЭС-Тамбов» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

Председатель комиссии

Е.А. Гречишникова

   

Члены комиссии

С.В. Мазаева

   
 

К.И. Мурзин

   
 

Е.Л. Моисеева

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны