Решение №068/05/5-5/2021 Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/5-5/2021 от 1 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Системы»
390000, г. Рязань
ул. Сенная, д.3, кв. 14
Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/5-5/2021
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 1 марта 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Моисеева Е.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № 068/05/5-5/2021 по признакам нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей недостоверную информацию,
в присутствии директора ООО «Системы» Сухина Л.В., участвующего в заседании посредством видеоконференцсвязи,
УСТАНОВИЛА:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в декабре 2020 года установлено, что в городе Рассказово на грузовом автомобиле ЛУИДОР 3009К7, государственный регистрационный знак <…> размещена информация следующего содержания: «АС. Альтернативные системы. № 1 в производстве наружной рекламы. www.altsys.ru».
В рассматриваемой информации содержится утверждение «№ 1 в производстве наружной рекламы» без подтверждения на основании каких данных сделан вывод о преимуществе данной организации перед другими.
По данным УГИБДД УМВД России по Тамбовской области (исх. от 24.12.2020 № 18/9173, вх. от 11.01.2021 № 41) автомобиль ЛУИДОР 3009K7 с государственным регистрационным знаком <…> зарегистрирован и значится за лизингополучателем ООО «Системы» (ОГРН: 1106234010673, дата присвоения ОГРН: 08.12.2010, ИНН: 6234086237, КПП: 623401001, адрес: 390000, Рязанская область, г. Рязань, ул. Сенная, д. 3, кв. 14).
13.01.2021 в отношении ООО «Системы» возбуждено дело № 068/05/5-5/2021 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
ООО «Системы» письмом от 09.02.2021 (вх. № 750) указало, что в начале декабря 2020 года директором общества <…> было отдано распоряжение дизайнеру разработать новый макет рекламы для автомобиля <…>. На основании данного дизайна было изготовлено новое изображение на тент автомобиля. ООО «Системы» указало, что действительно является крупнейшим производителем наружной рекламы в Рязанской области, что подтверждается проведенным несколько лет назад исследованием.
Изучив материалы и представленные доказательства, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Установлено, что с декабря 2020 года на грузовом автомобиле ЛУИДОР 3009К7, государственный номер <…> размещалась информация следующего содержания: «АС. Альтернативные системы. № 1 в производстве наружной рекламы. www.altsys.ru».
Исходя из статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на продвижение реализуемой продукции и привлечение клиентов, и указанное в рекламе словосочетание воспринимается не просто как информация о торговой точке, а именно как реклама, поскольку формирует положительный образ рекламного агентства, а также всех имеющихся в нем товаров и услуг, и способствуют возникновению желания обратиться именно к данному продавцу.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными услугами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Таким образом, для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.
В рассматриваемой рекламе рекламного агентства содержится утверждение «№ 1», однако, указание конкретного критерия, по которому осуществлено сравнение отсутствует.
Для утверждения о статусе производителя «№ 1» перед другими производителями необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве. Отсутствие в рекламе критерия, по которому использовано данное утверждение «№ 1», означает возможность проведения сравнения, по любому критерию.
Указанная реклама создает впечатление, что производитель со статусом «№ 1» является «первым», «лучшим», обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим производителям. Таким образом, рекламируемая продукция представляется потребителю наиболее качественной и востребованной по сравнению с другими производителями.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что агентство соответствует указанному в рекламе показателю и что, по сравнению с конкурентами, в данном месте предлагают лучший ассортимент товаров и услуг.
С учетом изложенного, указанная реклама в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
УГИБДД УМВД России по Тамбовской области письмом (исх. от 24.12.2020 № 18/9173, вх. от 11.01.2021 № 41) сообщило, что по состоянию на 16.12.2020 автомобиль ЛУИДОР 3009K7 с государственным регистрационным знаком <…>, 2020 года выпуска, цвет белый, <…>, электронный ПТС <…> от 16.03.2020 зарегистрирован 10.06.2020 и значится за лизингополучателем ООО «Системы».
ООО «Системы» в письменных пояснениях от 09.02.2021 сообщило, что в начале декабря 2020 года по поручению директора Общества был разработан макет рекламы и изготовлен тент на автомобиль с государственным номером <…>. Документы, связанные с изготовлением и распространением рассматриваемой рекламы, отсутствуют в связи с тем, что данный тент был изготовлен организацией самостоятельно. Нарушение произошло по незнанию требований Закона о рекламе.
Таким образом, рекламодателем рекламы является ООО «Системы».
Сведения о прекращении распространения рассматриваемой рекламы в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 42-51 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «АС. Альтернативные системы. № 1 в производстве наружной рекламы. www.altsys.ru»», распространяющуюся с декабря 2020 года на автомобиле ЛУИДОР 3009K7 с государственным регистрационным знаком <…>, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО «Системы» предписание об устранении нарушения требований рекламного законодательства и представить доказательства в 2-х недельный срок со дня получения предписания.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: Е.Л. Моисеева
А.Н. Мясникова
Исп.: Моисеева Е.Л., (4752) 72-93-54