Решение №068/05/5-518/2020 решение 068/05/5-518/2020 от 9 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ИП <…>

<…>

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/5-518/2020

 

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2020 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме  9 октября 2020 года.

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –  руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № 068/05/5-518/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы курительных принадлежностей, содержащей бранное выражение, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Тамбовское УФАС России поступило заявление <…>, переданное Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области (вх. от 21.08.2020 № 5198), о размещении на жилом доме рекламной информации, содержащей бранное выражение.

В ходе рассмотрения заявления и материалов, приложенных к нему установлено что на фасаде жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 139, размещается конструкция с информацией следующего содержания: «калян базар. Уголь. Чаши. Колбы. Шахты. Калауды. Не надо стесняться быть А#УЕ*НЫМ! 18+». С другой стороны жилого дома размещается следующая информация: «калян базар. Уголь. Чаши. Колбы. Шахты. Калауды. Почувствуй вкус, а не привкус… За углом».

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в магазине «калян базар», является ИП <…>.

25.08.2020 в отношении ИП <…> возбуждено дело № 068/05/5-518/2020 по признакам нарушения части 6 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

ИП <…> в письменных пояснениях от 18.09.2020 (вх. № 5794) сообщил, что рекламный макет был разработан и размещен на фасаде жилого дома самостоятельно без привлечения третьих лиц. Нарушение норм рекламного законодательства произошло по незнанию требований Закона о рекламе.

 

Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

С 07.08.2020 по 08.09.2020 года на фасаде жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 139 размещалась конструкция с информацией следующего содержания: «калян базар. Уголь. Чаши. Колбы. Шахты. Калауды. Не надо стесняться быть А#УЕ*НЫМ! 18+». С другой стороны жилого дома размещается следующая информация: «калян базар. Уголь. Чаши. Колбы. Шахты. Калауды. Почувствуй вкус, а не привкус… За углом».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация распространяется для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение и поддержание внимания к товарам магазина «калян базар», в том числе к кальянам и сопутствующим товарам, с целью продвижения их на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламной.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ но борьбе против табака от 21.05.2003, в которой определено, что под стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Калья́н — прибор для курения, отличительной особенностью которого является длинный путь прохождения дыма от его источника до рта курильщика, и наличие ёмкости с водой, через которую этот дым проходит.

Использованная в рекламе фраза «калян базар» в совокупности с перечислением товаров «уголь, чаши, колбы, шахты, калауды» воспринимается как реклама прибора для курения - кальяна и принадлежностей к нему.

Совокупность указанной на данной конструкции информации привлекает интерес потребителей к деятельности магазина "калян базар", дает явное представление о реализации табачных принадлежностей и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

С учетом изложенного, поскольку рекламирование курительных принадлежностей, в том числе кальянов, действующим законодательством запрещено, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.  

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013 АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 Закона о рекламе (далее - письмо ФАС России), к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

В рассматриваемой рекламе использована фраза «Не надо стесняться быть А#УЕ*НЫМ», которая воспринимается как бранное (нецензурное, непристойное) выражение, фраза визуально выделяется из ряда перечисленных товаров в рекламе и имеет свое предельно понятное и считываемое значение.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе использована фраза, содержащая бранное (нецензурное) выражение, которая нарушает принятые в обществе нормы морали и нравственности, является общедоступной.

С учетом изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.  

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.

Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель, за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

ИП <…> в письме от 18.09.2020 указал, что самостоятельно разработал и разместил рекламные баннеры с информацией о возможности приобретения кальянных принадлежностей с использованием нецензурного выражения при входе в магазин «калян базар», а также за углом жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 139. Реклама размещалась в период с 07.08.2020 по 08.09.2020 года. В настоящее время нарушения устранены. О нарушении рекламного законодательства предприниматель не предполагал, нарушение допущено по незнанию требований Закона о рекламе.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является ИП <…>

Нарушение устранено. В материалы дела представлены фотографии с устранением нарушений требований рекламного законодательства (вх. от 18.09.2020 № 5794).

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «калян базар. Уголь. Чаши. Колбы. Шахты. Калауды. Не надо стесняться быть А#УЕ*НЫМ! 18+», размещавшуюся с 07.08.2020 по 08.09.2020 года на фасаде жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 139, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
  2. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «калян базар. Уголь. Чаши. Колбы. Шахты. Калауды. Почувствуй вкус, а не привкус… За углом», размещавшуюся с 07.08.2020 по 08.09.2020 года на фасаде жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 139 , поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
  3. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                     А.А. Абанкин

 

А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 Исп.: Мясникова А.Н.,

Тел. 8(4752) 72-93-54

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны