Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 068/01/17-158/2023 о нарушении антимонопол... от 25 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 5 «Научно-технологический центр

им. И.В. Мичурина»

393773, г. Мичуринск,

Липецкое шоссе, д. 104

 

 

ИП <...>

ООО «Модульные котельные - Н»

392526, Тамбовский район,

пос. Строитель,

ул. Промышленная, стр. 74

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 068/01/17-158/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения объявлена «13» июля 2023 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено «25» июля 2023 года                                 г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Мазаева С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

члены:

Гречишникова Е.А. - руководитель управления,

Пономарева И.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 068/01/17-158/2023 от 10.03.2023 по признакам нарушения МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» (ИНН 6827030355, 393773, Тамбовская область, г. Мичуринск, Липецкое шоссе, д. 104) пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании комиссии:

представителей МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» - директора школы <...>, <...>, действующей на основании доверенности от 27.03.2023 № 1;

представителя ООО «Модульные котельные - Н» - <...>, действующего на основании доверенности от 28.03.2023 № 7;

в отсутствии ИП , которым заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) поступило заявление ИП с жалобой на действия МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» при проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения - муниципального имущества, лот №1 (извещение № 22000145830000000001) в части нарушения порядка определения победителя конкурса.

ИП в качестве доводов жалобы указал, что 30.11.2022 подана заявка на участие в конкурсе со всеми необходимыми документами. 13.12.2022 составлен протокол оценки сопоставления заявок, согласно которому победителем признан участник №1 - ООО «Модульные котельные-Н». По мнению ИП, конкурсная комиссия допустила нарушение, оценивая участников конкурса по критериям, не предусмотренными конкурсной документацией. Так, конкурсная комиссия оценила критерий «выручка в рублях», при этом в пункте 11.3 конкурсной документации такой критерий оценки отсутствует.

В связи с наличием признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции приказом Тамбовского УФАС России от 10.03.2022 № 8/23 в отношении МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» возбуждено дело по признакам нарушении антимонопольного законодательства № 068/01/17-158/2023 и создана комиссия для его рассмотрения.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительной информации, необходимой для рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения дела заявитель и его представитель в устных и письменных пояснениях поддержали свою позицию о нарушении заказчиком порядка проведения конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения муниципального имущества, лот №1 (извещение № 22000145830000000001), акцентировали, что победитель определен с нарушением порядка, установленного конкурсной документацией и Законом о теплоснабжении. По мнению заявителя, им были предложены лучшие условия исполнения контракта.

Представители МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» сообщили, что конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, признанных участниками конкурса, на основании критериев оценки, установленных конкурсной документацией. Кроме сопоставления критериев оценки конкурсной документации, необходимо было рассчитать дисконтированную выручку равную необходимой валовой выручке от оказания услуг теплоснабжения. При расчете необходимой валовой выручки использовались цены, величины, значения, параметры, установленные в конкурсной документации и заявке участника. Данную выручку, необходимо было рассчитать в специальной программе на сайте torgi.gov.ru, однако такую программу найти не удалось, поэтому расчет осуществили вручную. Признали, что конкурсная документация содержала недостаточные сведения для оценки заявок, в связи с чем был нарушен порядок определения победителя торгов, однако на результат торгов это не повлияло.

Представители заинтересованного лица - ООО «Модульные котельные-Н» сообщили, что предоставили для участия в конкурсе предложения в соответствии со всеми требованиями, а ИП  заявку установленной формы не представил. Считают, что по всем показателям даже при неправильном расчете победитель определен верно. Также представитель заинтересованного лица на рассмотрении дела сообщил, что ИП не имеет права осуществлять деятельность по эксплуатации опасных объектов теплоснабжения, поскольку статус индивидуального предпринимателя не 2023-2391 3 позволяет ему получить лицензию на осуществление такого вида деятельности, также индивидуальный предприниматель не имеет опыта и квалифицированных сотрудников в штате для эксплуатации таких объектов.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

 

МАОУ «СОШ №5» 01.11.2022 разместило на сайте torgi.gov.ru объявление № 22000145830000000001 о проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения муниципального имущества, открытого по составу участников: Лот № 1 – объекты теплоснабжения, по адресу: 393773, Тамбовская область, г. Мичуринск, Липецкое шоссе, дом 104 (далее — Конкурс) в составе:

            - котельная (БКУ) 5,6 мВт с дымовой трубой (кадастровый номер 68:26:0000126:585, площадь 21,3 кв.м., с установленным в нем оборудованием;

            - сооружение надземный газопровод среднего давления RY-0.3-Мпа (кадастровый номер 68:2660000126:581, протяженностью 15м);

            - сооружение тепловые сети (отопление), (кадастровый номер 68:26:0000126:584, протяженностью 168м).

            Целевое назначение по лоту № 1: производство и передача тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения, поддержание заданной температуры теплоносителя в системе отопления и в системе горячего водоснабжения.

            Передаваемые объекты являются муниципальной собственностью г. Мичуринска Тамбовской области. Срок действия договора аренды по лоту № 1: 5 лет.

            Начальная (минимальная) цена договора по лоту № 1 составляет 3 303 180,00 рублей в год.

            Дата и время начала подачи заявок - 02.11.2022 09:00

            Дата рассмотрения заявок - 05.12.2022.

            Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе №2200014583000000000100101 от 05.12.2022 на участие в конкурсе было подано 2 заявки: ООО "Модульные котельные - Н" и ИП . Оба претендента допущены до участия в конкурсе.

            Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок №2200014583000000000100103 от 14.12.2022 победителем конкурса признан участник № 1 (ООО "Модульные котельные - Н"), предложивший наиболее выгодные значения долгосрочных параметров.

            9 января 2023 года между МАОУ «СОШ №5» и ООО "Модульные котельные - Н" заключен договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, сроком на 5 лет.

            В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

            Согласно ч. 5 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных Законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

            В соответствии с ч. 7 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении Конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и включает в себя, в частности:

- объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя на срок действия такого договора аренды;

- предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, предусмотренных частью 11 настоящей статьи;

- цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды, а также прогнозные цены на срок действия такого договора аренды;

- удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды (по каждому виду энергетического ресурса);

- величину неподконтрольных расходов, определенную в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций;

- иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

- копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае, если эта организация осуществляла эксплуатацию такого имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и была обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. В случае, если указанная в настоящем пункте годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность содержится в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в конкурсную документацию включаются копии такой отчетности, полученной из этого ресурса.

При размещении информации о проведении торгов наряду с конкурсной документацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов подлежат размещению копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения за три последних отчетных периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае наличия данных предложений (ч. 8 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с ч. 11 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении в качестве критериев конкурса устанавливаются:

            1) объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения;

            2) долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в соответствии с ч. 14 ст. 28.1 Закона о теплоснабжения.

            К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, являющимся критериями конкурса, относятся:

            1) базовый уровень операционных расходов;

            2) показатели энергосбережения и энергетической эффективности;

            3) норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

            4) нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации установленных тарифов.

            Согласно ч. 17 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, которые определены посредством сравнения условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе его участниками. Наилучшие условия соответствуют дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение.

            В соответствии с ч. 18 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении дисконтированная выручка участника конкурса равна сумме следующих величин, рассчитанных в ценах первого года действия договора аренды с применением коэффициента дисконтирования (далее - дисконтирование величин):

            1) необходимая валовая выручка от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) в сфере теплоснабжения на каждый год срока действия такого договора аренды;

            2) объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения на каждый год срока действия такого договора аренды;

            3) расходы арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды, при условии согласования таких расходов с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Состав указанных расходов определяется Правительством Российской Федерации.

            Согласно ч. 19 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении дисконтированная выручка участника конкурса определяется с применением вычислительной программы, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению официального сайта. Требования к форме и содержанию этой вычислительной программы устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

            Дисконтированная выручка участника конкурса определяется согласно Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2014 № 510) с применением вычислительной программы, размещенной на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению официального сайта.

            В соответствии с п. 40.1 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее - Правила проведения конкурсов), при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения конкурсная документация формируется в соответствии со статьей 28.1 Закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.

            Согласно п. 77.1 Правил проведения конкурсов при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения критерии конкурса формируются в соответствии со статьей 28.1 Закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении. Параметры критериев конкурса, предусмотренные пунктом 78 Правил, не устанавливаются.

            В соответствии с п. 83.1 Правил проведения конкурсов оценка заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется посредством расчета дисконтированной выручки для каждого участника конкурса в соответствии со статьей 28.1 Закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.

            Пунктом 11.3 Конкурсной документации МАОУ «СОШ №5» в качестве критериев конкурса установлены следующие показатели:

            1. Объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой

арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения;

            2. Долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в

сфере теплоснабжения:

            2.1. базовый уровень операционных расходов, млн. руб;

            2.2. показатели энергосбережения и энергетической эффективности:

            2.2.1. удельный расход топлива на 1 отпуска тепловой энергии, ТУТ/Гкал;

            2.2.2. удельный расход электрической энергии, кв.ч./Гкал;

            2.3. нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации установленных тарифов.

            3. Показатели деятельности:

            3.1. Полезный отпуск, тыс.Гкал;

            3.2. Показатели надежности объектов теплоснабжения:

            3.2.1. Количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на источниках тепловой энергии на 1 Гкал/час установленной мощности в год;

            3.2.2. Количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях на 1 км тепловых сетей.

            4. Предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки (%).

            Согласно пункту 11.4 Конкурсной документации не допускается использование иных, за исключением предусмотренных пунктом 11.3. конкурсной документации, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

            В соответствии с пунктом 5.4 Конкурсной документации Заявитель вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета конкурса по каждому лоту, по форме, установленной в конкурсной документации.

            Согласно форме заявки на участие в конкурсе на право заключения договоров аренды объектов теплоснабжения муниципального имущества (для индивидуальных предпринимателей) (Приложение № 2 к конкурсной документации) участнику необходимо сделать предложения по лоту № 1 в соответствии с указанными в конкурсной документации критериями конкурса (указывается наименование критерия, который установлен конкурсной документацией (цифрами и прописью), заполняется по каждому критерию, установленному конкурсной документацией).

            Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе, в том

числе, в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе, в случае если указанные в заявке на участие в конкурсе значения критериев конкурса не соответствуют установленным конкурсной документацией предельным значениям критериев конкурса. Участники в своих заявках на участие в конкурсе сделали следующие предложения:

 

Критерии оценки конкурса

Условия исполнения договора, указанные в заявке ИП 

Условия исполнения договора, указанные в заявке участника ООО «Модульные котельные»

1. Объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения

0

Не указан

2. Долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1.Базовый уровень операционных расходов, млн. руб.

1,5

1,49889

2.2. показатели энергосбережения и энергетической эффективности:

2.2.1. удельный расход топлива на 1 отпуска тепловой энергии, ТУТ/Гкал;

2.2.2. удельный расход электрической энергии, кв.ч./Гкал;

 

 

0,14

 

46

 

 

0,139

 

45,98

2.3. нормативный уровень прибыли

0%

0%

3. Показатели деятельности:

   

3.1. Полезный отпуск, тыс.Гкал;

2,4

2,4

3.2. Показатели надежности объектов теплоснабжения:

   

3.2.1. Количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на источниках тепловой энергии на 1 Гкал/час установленной мощности в год;

0

0

3.2.2. Количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях на 1 км тепловых сетей.

0

0

4. Предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки (%).

0

4,7

           

            Согласно пункту 11.5 Конкурсной документации, МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются посредством расчета дисконтированной выручки для каждого участника конкурса.

Согласно пункту 11.7 Конкурсной документации расчет необходимой валовой выручки от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым тарифам в сферах теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения. При расчете необходимой валовой выручки используются цены, величины, значения, параметры, установленные в конкурсной документации и заявке на участие в конкурсе.

Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, которые определены посредством сравнения условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе его участниками. Наилучшие условия соответствуют дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (пункт 11.9 Конкурсной документации).

         МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» на запрос Тамбовского УФАС России представило обоснования определения предложений участника №1 как более выгодных (исх. от 19.01.2023 №01.16/8). Так, организатор торгов указал, что «непредставление ИП Садуллаевым Х.М. предложений по проекту договора в части расчета прогнозных расчетов необходимой валовой выручки, а также установление предельного роста - 0 %, не могло быть рассмотрено конкурсной комиссией как преимущество при сопоставлении заявок участников конкурса. Фактически ИП своими действиями по указанию только одного параметра такого как предельный рост - 0%, пусть даже установленного конкурсной документацией, ввел в заблуждение организатора конкурса и не мог быть рассмотрен без указания валовой выручки».

Дополнительно МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» (исх. от 30.01.2023 №01.16/16) сообщило, что просчитать дисконтированную выручку участника конкурса - ИП не представлялось возможным, поскольку в его заявке не определен такой параметр как необходимая валовая выручка. Также указано, что участник №2 формально исполнил требования конкурсной документации в части установления критерия предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки (%), но не представил информацию по предлагаемой валовой выручке, млн. руб. Также организатор сообщил, что конкурсная комиссия признала победителем конкурса участника, предложившего наилучшие условия, которые определены посредством сравнения условий, предложенных в заявках.

МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» представило в материалы дела письменные пояснения (исх. от 28.04.2023 № 01.16/60), в которых указало, что для расчета дисконтированной выручки посредством вычислительной программы по определению дисконтированной выручки в сфере теплоснабжения, опубликованной 07.03.2023, т.е. после проведения конкурса, не представляется возможным, в связи с отсутствием в конкурсной документации долгосрочных параметров, необходимых для внесения в вычислительную программу.

Как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России и подтверждено МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина», конкурсная документация не содержала полные сведения, предусмотренные частью 7 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и необходимые для осуществления расчета дисконтированной выручки (объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя на срок действия такого договора аренды, предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, предусмотренных частью 11 настоящей статьи; цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды, а также прогнозные цены на срок действия такого договора аренды; удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды (по каждому виду энергетического ресурса и т. д.).

Следовательно, конкурсная комиссия МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» не определяла лучшие условия исполнения договора посредством расчета дисконтированной выручки для каждого участника конкурса, как это предусмотрено Конкурсной документацией, п. 77.1 Правил проведения конкурсов и ч. 17 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к нарушению порядка определения победителя (пункт 3).

В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 10.10 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов.

Согласно пункту 11.3 Порядка в случае, если в соответствии с пунктами 1.3, 10.3- 10.10 настоящего Порядка отдельные этапы анализа состояния конкуренции не проводились, по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет (обзор)).

На основании вышеизложенного был проведен анализ состояния конкуренции, по итогам которого составлен краткий обзор полученных результатов, который включает в себя следующее:

а) согласно пункту 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Временной интервал определен как период с 01.11.2022 по 09.01.2023, т.е. от даты размещения извещения о закупке до даты заключения договора аренды с победителем конкурса.

б) согласно Извещению, размещенному в ЕИС, и сведениям из документации конкурентного отбора предмет закупки - «аренда объектов теплоснабжения муниципального имущества».

В ходе рассмотрения дела МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» произвело расчет дисконтированной валовой выручки обоих участников конкурса (письмо исх. от 30.05.2023 № 01.16/86).

В результате расчета показатель дисконтированной выручки участника № 1 (ООО «Модульные котельные») составил 5,488, а показатель дисконтированной выручки участника № 2 (ИП ) равен 5,505.

При указанном расчете дисконтированной выручки организатор конкурса применил процент расчета предпринимательской прибыли, исходя из положений п.п. 48.1 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а именно расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2- 8 пункта 33 настоящего документа, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя) (пункт 18 раздела конкурсная документация расчета дисконтированной валовой выручки).

Индекс эффективности операционных расходов 1% применен в соответствии с приложением № 1 к методическим указаниям, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (пункт 19 раздела конкурсной документации расчета дисконтированной валовой выручки).

Пункт 30 раздела конкурсной документации «Расчет дисконтированной валовой выручки (неподконтрольные расходы) рассчитан следующим образом: валовая выручка по годам в млн. руб. (долгосрочные параметры в конкурсной документации (приложение № 2 к договору аренды) за минусом стоимости арендной платы в год, расходов на топливо и свет (с учетом тарифов и цен Департамента цен и тарифов Тамбовской области, представленных в материалы дела исх. от 18.05.2023 № 03-18/816), а также за минусом предпринимательской прибыли (5% от чистой валовой выручки за минусом расходов на топливо) и базового уровня операционных расходов (значения долгосрочных параметров из конкурсной документации).

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленный расчет, приходит к выводу, что данный расчет произведен с использованием сведений и информации, которые отсутствовали в конкурсной документации.

Довод ответчика о том, что на сайте torgi.gov.ru отсутствовала вычислительная программа по расчету дисконтированной выручки, не соответствует действительности, поскольку до 01.04.2023 на официальном сайте http://torgi.gov.ru (старая версия сайта) была опубликована и действовала вычислительная программа по определению дисконтированной выручки в сфере теплоснабжения, с 01.04.2023 данная программа размещена на новой версии сайта.

Кроме изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет довод заинтересованного лица (ООО «Модульные котельные») о том, что ИП не имеет права осуществлять деятельность по эксплуатации опасных объектов теплоснабжения, поскольку статус индивидуального предпринимателя не позволяет ему получить лицензию на осуществление такого вида деятельности в виду следующего.

Получение лицензии на эксплуатацию объектов теплоснабжения регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации 2023-2391 12 взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»). Положением определён порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1).

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» при проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения муниципального имущества, лот №1 (извещение № 22000145830000000001) нарушило порядок определения победителя, установленный ч. 17 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и п. 77.1 Правил проведения конкурсов, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 и Конкурсной документацией, что запрещено пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о конкуренции.

8 июня 2023 года Комиссия Тамбовского УФАС России в связи с установленным в действиях МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» нарушением антимонопольного законодательства вынесла заключение об обстоятельствах дела № 068/01/17-158/2023.

МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» и ООО «Модульные котельные -Н» на заключение об обстоятельствах дела № 068/01/17-158/2023 от 08.06.2023 представили письменные пояснения (исх. от 27.06.2023 № 01.16/103, вх. от 27.06.2023 № 3952-ЭП/23, исх. от 20.06.2023 № 199, вх. от 20.06.2023 № 3779-ЭП/23).

МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» в письменных пояснениях указало, что минимальное значение при расчете дисконтированной выручки рассчитано у ООО «Модульные котельные - Н» составило 5,488, что меньше показателя ИП . Соответственно, условия у ООО «Модульные котельные - Н» более выгодные. Несмотря на имеющиеся нарушения порядка победителя, победитель определен верно, данные нарушения не повлияли на результат конкурса.

ООО «Модульные котельные -Н» в письменных пояснениях указало, что выявленные признаки нарушения при проведении итогов конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения муниципального имущества, никаким образом существенно не повлияло на определение победителя.   Несмотря на незначительные формальные нарушения, касающиеся конкурсной документации, победитель конкурса определен верно.

Изложенные МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» и ООО «Модульные котельные -Н» ПАО «МРСК Центра» по делу пояснения не свидетельствуют об отсутствии факта нарушения антимонопольного законодательства и опровергаются совокупностью полученных по делу письменных пояснений и доказательств.

На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения победителя, установленного ч. 17 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и п. 77.1 Правил проведения конкурсов, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 и Конкурсной документацией, при проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения муниципального имущества, лот №1 (извещение № 22000145830000000001)

Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных ст. 48 Закона о защите конкуренции, не имеется.

Комиссия считает, что основания для выдачи МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют в связи невозможностью его исполнения по причине завершения торгов и заключения договора аренды объектов теплоснабжения.

Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь пунктом 4 статьи 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В. Мичурина» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения порядка определения победителя, установленного ч. 17 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и п. 77.1 Правил проведения конкурсов, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 и Конкурсной документацией, при проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения муниципального имущества, лот №1 (извещение № 22000145830000000001).

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Председатель Комиссии                                                                                        С.В. Мазаева

                      

Члены Комиссии:                                                                                        Е.А. Гречишникова

 

И.А. Пономарева

 

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Пономарева И.А.

т. 71-34-29

Связанные организации

Связанные организации не указаны