Постановление б/н П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного нак... от 6 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

     

ПАО «МРСК Центра»

119017, Россия, г. Москва,

ул. Малая Ордынка, д. 15,

e-mail:posta@mrsk-1.ru

ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго»,

392680, г. Тамбов,

Моршанское шоссе, д.23,

e-mail: infofas@rosseti.ru

ОАО «Тамбовское строительно-монтажное

управление «Волгостальмонтаж»

392030, г. Тамбов,

ул. Урожайная, 2Д

     

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу

№068/04/14.31-444/2021 об административном правонарушении

«3» августа 2021 год г. Тамбов

Я, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) Мазаева Светлана Владимировна,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении от 26.05.2021 №068/04/14.31-444/2021, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «МРСК Центра» (ОГРН: 1046900099498, дата присвоения ОГРН: 17.12.2004, ИНН: 6901067107, КПП: 770501001119017, город Москва, улица Малая Ордынка, дом 15) (далее – ПАО «МРСК Центра») по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя ПАО «МРСК Центра» по доверенности Яковенко Н.В., которой разъяснены права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛА:

Составлением протокола об административном правонарушении 26.05.2021 возбуждено дело №068/04/14.31-444/2021.

Поводом для возбуждения дела в соответствии с п. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ явилось решение Комиссии Тамбовского УФАС России от 19.03.2021 по делу № 068/01/10-583/2020 о нарушении ПАО «МРСК Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

Как следует из названного решения, между ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 2923 от 23.06.2014, по условиям которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательство осуществлять продажу потребителю электрической энергии (мощности), и через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями настоящего договора и норм действующего законодательства РФ.

В соответствии с п. 4.1 указанного договора фактически принятое потребителем количество энергии (мощности) определяется на основании показаний средств учета, указанных в Приложении № 2, в порядке, установленном настоящим разделом.

На основании пункта 4.4 договора № 2923 от 23.06.2014 снятие показаний расчетных приборов учета осуществляется потребителем (собственником или лицом, осуществляющим эксплуатацию энергопринимающих устройств) и сетевой организацией на 00-часов первого дня месяца, следующего за расчетным периодом.

Точкой поставки электрической энергии по договору № 2923 от 23.06.2014 энергоснабжения является производственная база, расположенная по адресу: г. Тамбов, ул. Урожайная. В точке учета установлен прибор учета типа Меркурий 230 АМ-03, с заводским № 18762273.

Сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на объект электроснабжения ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» по заключенному договору энергоснабжения, является ПАО «МРСК Центра» (далее – сетевая организация).

21.03.2019 по результатам проведенной проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/ замены/ допуска в эксплуатацию прибора учета точки поставки потребителя ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» выявлен срыв пломбы ЭСО № 68055092, установленной на дверцах ТТ и отражен в акте № 68002880 от 30.05.2014. Кроме того, истек срок госповерки ТТ 03.02.2019, что квалифицировано сетевой организация в качестве безучетного потребления электрической энергии, выразившегося в неисполнении требований статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

По данному факту составлен акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены / допуска в эксплуатацию прибора учета от 21.03.2019 № 68042305 (далее – акт проверки от 21.03.2019 № 68042305), согласно которому потребителю предписано произвести замену трансформаторов и поверку, а также акт о неучтенном потреблении электрической энергии юридическим лицом (гражданином), использующим электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности от 21.03.2019 № 68009124 (далее – акт о неучтенном потреблении от 21.03.2019 № 68009124).

В соответствии со справкой-расчетом к акту о неучтенном потреблении от 21.03.2019 № 68009124, объем безучетного потребления электрической энергии составил 1 356 900 кВт*ч (за вычетом оплаченного объема – 59 100 кВт*ч).

Данный объем безучетного потребления принят ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» к начислению потребителю, рассчитана стоимость безучетного потребления электрической энергии, составившая 9 101 499, 03 руб., в связи с чем ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» на указанную сумму к оплате выставлен корректировочный счет-фактура от 30.04.2019.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электроэнергии отнесены к сфере естественно монопольной сфере деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Как установлено нормами ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правоотношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке в спорный период регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон №35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 (далее - Правила № 861).

Согласно пункту 145 Основных положений №442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.

На основании пункта 176 Основных положений №442 результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с пунктом 192 Основных положений №442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 №6 (далее – Правила №6), потребитель обязан обеспечивать содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями названных Правил и других нормативно-технических документов (НТД). Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих НТД и инструкций заводов-изготовителей (пункт 2.11.4 Правил № 6).

Согласно акту о неучтенном потреблении от 21.03.2019 № 68009124 электрической энергии юридическим лицом, использующим электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности, при проверке прибора учета Меркурий 230 АМ-03, заводской № 18762273 на точке поставки электроэнергии в производственный цех ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» был зафиксирован факт срыва пломбы ЭСО № 68055092, установленной на дверцах трансформатора тока.

Пунктом 2.11.17 Правил № 6 предусмотрено, что потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного средства измерения, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.

При этом, в соответствии с п. 2.11.18. Правил № 6 энергоснабжающая организация должна пломбировать:

- клеммники трансформаторов тока;

- крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;

- токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;

- испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;

- решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;

- приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

На рассмотрении дела представитель ПАО «МРСК Центра» пояснили, что учитывая положения п. 2.11.18 Правил № 6, сетевая организация лишена возможности определения мест пломбирования, поскольку пломбирование дверец камер, где установлены трансформаторы тока, предписано императивно и входит в обязанность сетевой организации, прямо предусмотренную Правилами № 6. Руководствуясь данной нормой, сетевая организация установила спорную пломбу № 68055092 на дверце камеры, где установлены трансформаторы тока.

При этом, установлено, что у ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» установлена комплектная трансформаторная подстанция КТП-ТВВ 400/10/0,4 У1 (шкаф распределительного устройства низкого напряжения – РУНН), которая предназначена для приема электроэнергии, преобразования и распределения электроэнергии трехфазного переменного тока, делится на три отсека: отсек высокого напряжения, отсек низкого напряжения и отсек силового трансформатора.

Отсек распределительного устройства низкого напряжения (РУНН) включает в себя четыре ячейки, оборудованные металлическими запираемыми дверцами. В отсеке низкого напряжения имеются автоматический выключатель, три трансформатора тока ТТИ-40, измерительные приборы, приборы учета, разъединитель силовой РС-6УЗ. Разъединитель силовой РС-6УЗ представляет собой три токопровода, установленных на одной раме с основным (общим) валом и приводным рычагом. При вращении вала разъединителя с помощью привода происходит одновременное включение или отключение трех контактных ножей.

Спорная пломба № 68055092 была установлена сетевой организацией на металлической глухой дверце центральной вводной ячейки. Указанная дверца закрывает трансформаторы тока ТТИ-40 и контактные ножи силового разъединителя (механическая часть рубильника).

В связи с отсутствием на данной дверце предусмотренного заводом-изготовителем специального места или приспособлений (заводских проушин, углублений со сквозным отверстием), установка спорной пломбы № 68055092 ПАО «МРСК Центра» была произведена путем самостоятельного просверливания металлической дверцы и корпуса КТП и их соединений через эти отверстия роторной пломбой посредством пломбировочной проволоки.

Однако, согласно пункту 2.2.39 Правил № 6, осмотр РУ без отключения должен проводиться: на объектах с постоянным дежурством персонала - не реже 1 раза в 1 сутки; в темное время суток для выявления разрядов, коронирования - не реже 1 раза в месяц; на объектах без постоянного дежурства персонала - не реже 1 раза в месяц, а в трансформаторных и распределительных пунктах - не реже 1 раза в 6 месяцев. При неблагоприятной погоде (сильный туман, мокрый снег, гололед и т.п.) или сильном загрязнении на ОРУ должны быть организованы дополнительные осмотры. Обо всех замеченных неисправностях должны быть произведены записи в журнал дефектов и неполадок на оборудовании и, кроме того, информация о них должна быть сообщена ответственному за электрохозяйство. Замеченные неисправности должны устраняться в кратчайший срок.

В силу пункта 2.2.40 Правил № 6 при осмотре РУ особое внимание должно быть обращено, в том числе, на состояние контактов, рубильников щита низкого напряжения.

Таким образом, устанавливая роторную пломбу № 68055092 на металлической дверце вводной ячейки, закрывающей ножи силового разъединителя (механическую часть рубильника), ПАО «МРСК Центра» фактически ограничило потребителю доступ к механической части рубильника в целях контроля срабатывания рубильника при осуществлении переключений и отключений при возникновении аварийных ситуаций.

При этом конструктивно опломбированная дверца является глухой, смотрового окошка или зарешёченной части для обзора не имеет.

Кроме того, ООО «УПТК Тамбовспецстрой» и ООО «Электрощит», которые являются производителями аналогичных комплектных трансформаторных подстанций, письмами исх. от 07.04.2020 № 63 (вх. от 13.01.2021 № 90), исх. № 157 от 15.04.2020 (вх. от 13.01.2021 № 91), соответственно, указали, что опломбировка двери шкафа вводной ячейки КТП ТВВ 400/10/0,4 УI – не допускается, в связи с конструктивной особенностью данной КТП по причине наличия вводного рубильника в выше указанной ячейке.

Согласно Правилам устройства электроустановок, Межотраслевым правилам по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей в процессе эксплуатации оборудования, надлежит обеспечивать круглосуточный доступ с целью ежедневного и планового технического визуального осмотра вводного рубильника для безопасного обслуживания и ремонта КТП и электрооборудования.

ПАО «МРСК Центра» при рассмотрении дела и в своих письменных возражениях пояснило, что на момент проверки со стороны потребителя отсутствовали своевременные действия, направленные на поверку спорных трансформаторов тока, следовательно, в данном случае имеет факт безучетного потребления, ответственность за событие которого возлагается на потребителя в целях повышения со стороны последнего дисциплины по исполнению обязанности соблюдать сроки поверки и обеспечивать сохранность знаков визуального контроля, то есть потребителем совершено бездействие по приведению системы учета в соответствие с действующим законодательством РФ. В данном случае речь идет об обязанности ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» приведения своей системы учета в соответствие с актом ввода прибора учета в эксплуатацию. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным счетчиком.

Вышеуказанный довод отклоняется в виду следующего.

Потребление электроэнергии в качестве безучетного определено сетевой организацией по основанию отсутствия пломбы, установленной в нарушении требований действующих актов.

Ввиду установки пломбы ПАО «МРСК Центра» спорной пломбы № 68055092 в нарушение действующим нормативным предписаниям и без учета конструктивных особенностей КТП потребителя, у ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» отсутствовала обязанность по обеспечению сохранности данной пломбы. Иные пломбы, установленные на измерительном комплексе потребителя, нарушены не были. В данном случае, нарушение пломбы на дверце металлического шкафа, не является фактом неучтенного потребления электрической энергии в отсутствие доказательств вмешательства в работу самого измерительного комплекса.

Из акта безучетного потребления и расчета объема безучетного потребления следует, что по основанию «истек срок поверки…» сетевая организации имела возможность начислять безучетное потребление в объеме 2766 кВт.ч. на сумму 18 915, 80 рублей, т.е. объем безучетного потребления и сумма подлежащая к уплате потребителем были завышены на 1 354 134 кВт.ч (1 356 900 кВт.ч. – 2766 кВ.ч.) и на 9 082 583, 23 рублей (9 101 499,03 руб. – 18 915, 80 руб.).

Таким образом, основная часть безучетного потребления незаконно начислена заявителю именно по основанию нарушения пломбы, что прямо свидетельствует об ущемлении действиями сетевой организации прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, сетевая организация, пользуясь своим доминирующим положением на товарном рынке, ущемила права ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ», чем нарушило запрет ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции установлено, что за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Следовательно, ПАО "МРСК Центра" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: 21.03.2019.

Для целей определения начала течения срока давности в соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ решение, принятое комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства – 19.03.2021.

Место совершения административного правонарушения: адрес филиала ПАО «МРСК Центра» - Тамбовэнерго» г. Тамбов, Моршанское шоссе, д. 23.

На рассмотрении дела № 068/04/14.31-444/2021 об административном правонарушении, состоявшемся 03.08.2021, присутствовала представитель ПАО «МРСК Центра» по доверенности <…>, которая не признала нарушение ПАО «МРСК Центра» антимонопольного законодательства, поскольку полагает, что данный спор является исключительно гражданско-правовым и пояснила позицию общества относительно о необходимости учесть наличие в данном случае смягчающего обстоятельства, предусмотренного п.6 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ.

В подтверждение наличия данного смягчающего обстоятельства общество представило в материалы дела № 068/01/10-583/2020 документы по корректировке платы за электрическую энергию с ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания», а именно: корректировочный акт № Э-001581-К/06 от 31.08.2020 к корректировочному акту № Э-001403-К/06 от 31.07.2020 к акту приема-передачи электрической энергии (мощности) № Э-000309/06 от 28.02.2019 за февраль 2019 года; корректировочный акт № Э-001576-К/06 от 31.08.2020 к корректировочному акту № Э-001139-К/06 от 30.06.2020 к акту приема-передачи электрической энергии (мощности) № Э-000454/06 от 31.03.2019 за март 2019 года; корректировочный акт № Э-001577-К/06 от 31.08.2020 к корректировочному акту № Э-001128-К/06 от 30.06.2020 к акту приема-передачи электрической энергии (мощности) № Э-0002102/06 от 31.12.2019 за декабрь 2019 года.

Согласно протоколу частичного согласования разногласий № 17 ПАО «МРСК Центра» и ПАО «ТЭСК» согласовали изменение объема оказанных услуг на 1 356 942 кВт*ч, которое в т.ч. включало изменение, связанное с отказом от требований по акту безучетного потребления, составленному в отношении ООО «СМУ «ВСМ» (письменные пояснения вх. от 03.08.2021 № 5085).

Позиция лица об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства основана на неверном истолковании норм материального права.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее – Постановление Пленума) злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта принимаются во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка).

В данном случае, ПАО «МРСК Центра» реализовывало свои исключительные полномочия как сетевой организации (проверка и выявление факта безучетного потребления), т.е. осуществляло вид деятельности присущий исключительно субъекту естественной монополии (никакая иная организация не имеет возможности осуществлять такие проверки), при этом ее действия создавали угрозу ущемления интересов хозяйствующего субъекта (ОАО «СМУ «Волгостальмонтаж») путем необоснованного начисления объемов потребления электроэнергии. Мотивацией таких действий для Сетевой организацией является возможность снизить свои затраты на оплату потери электроэнергии, т.е. на лицо ущемление монополистом прав хозяйствующего субъекта с целью извлечения необоснованной выгоды за его счет.

Ссылки ПАО «МРСК Центра» на то, что его действия носят характер обычной деятельности присущей любому хозяйствующему субъекту никак не подтверждаются материалами дела и опровергаются вышеизложенными обстоятельствами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ материалов данного дела позволяет сделать вывод о том, что ПАО «МРСК Центра» имело объективную возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом объективные обстоятельства, делающие невозможным для ПАО «МРСК Центра» выполнение требований, отсутствовали.

Кроме того, действия сетевой организации, признанные нарушением антимонопольного законодательства, были предметом оценки арбитражных судов, в т.ч. АС Центрального округа по делу № А64-5482/2019 и им была дана правовая оценка, в т.ч. признаны незаконными действия ПАО «МРСК Центра» по признанию безучетного потребления электроэнергии по основанию – нарушение знака визуального контроля.

Дело об административном правонарушении № 068/04/14.31-444/2021 рассматривалось с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Вина ПАО «МРСК Центра» состоит в том, что оно нарушило запрет антимонопольного законодательства и не предприняло всех зависящих мер по их соблюдению.

При рассмотрении дела установлено, что совершенное административное правонарушение нанесло существенный вред охраняемым законом правоотношениям, который заключается в пренебрежительном отношении сетевой организации к требованиям антимонопольного законодательства, а также в пренебрежительном отношении общества к своим публично-правовым обязанностям. Также действиями общества создана реальная угроза причинения значительного экономического ущерба ОАО «СМУ «Волгостальмонтаж».

С учетом изложенного, полагаю необходимым подвергнуть общество административному наказанию в виде штрафа.

Порядок расчета размера штрафа за нарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, установлен п.4 примечания к данной норме:

Совокупный размер суммы выручки ПАО «МРСК Центра» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2019 год составляет 6 434 237 тыс. руб., сумма выручки на рынке услуг по передачи электроэнергии за 2019 год составляет 6 069 040 тыс. руб., сумма выручки на рынке услуг по технологическому присоединению за 2019 год составляет 282 426 тыс. руб.

Таким образом, сумма выручки правонарушителя на рынке оказания услуг по передачи электроэнергии и технологическому присоединению составляет более 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), следовательно,

минимальный размер штрафа (0,3% от выручки на товарном рынке), составляет:

6 351 466 000,00 х 0,003 = 19 054 398,00 руб.

максимальный размер штрафа (3% от выручки на товарном рынке), составляет:

6 351 466 000,00 х 0,03 = 190 543 980, 00 руб.

Пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что За совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

Согласно статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

ПАО «МРСК Центра» постановлением Курского УФАС России от 26.08.2020 по делу № 046/04/14.31-434/2020 привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, постановление вступило в силу 18.09.2020, т.е. имеет место повторное совершение однородного административного правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ);

2) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда (п. 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Наличие смягчающего обстоятельства, предусмотренного п.6 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ подтверждается, как вышеупомянутым протоколом урегулирования разногласий, так и письмом ОАО Тамбовское СМУ «Волгостальмонтаж» (исх. от 21.06.2021 № 50, вх. от 21.06.2021 № 4359) об устранении сетевой организацией причиненного вреда, связанного с составлением акта безучетного потребления № 68009124 от 21.03.2019.

С учетом того, что установлено наличие смягчающего обстоятельства, предусмотренного п.6 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ подлежит применению минимальный размер административного штрафа - 19 054 398,00 руб.

Рассмотрев дело об административном правонарушении №068/04/14.31-44/2021, руководствуясь статьями 23.66, 28.9, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

ПОСТАНОВИЛА:

Привлечь публичное акционерное общество «МРСК Центра» (ОГРН: 1046900099498, дата присвоения ОГРН: 17.12.2004, ИНН: 6901067107, КПП: 770501001119017, город Москва, улица Малая Ордынка, дом 15) к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 19 054 398,00 руб.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Предлагаю ПАО «МРСК Центра» представить копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа в Тамбовское УФАС России.

Согласно части 5 вышеназванной статьи при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 6831001163 КПП 682901001

УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТАМБОВ БАНКА РОССИИ//УФК по Тамбовской области

БИК 016850200

Казначейский счет 03100643000000016400

Счет № 40102810645370000057

УИН: 16100500000001066023

(настоятельно рекомендуем при оплате штрафа указывать номер УИН в реквизитах платежа в целях недопущения ситуации при которой информация о платеже не поступит в антимонопольный орган)

ОКТМО 68701000

Код бюджетной классификации: 16111601141010031140

Назначение платежа: Оплата штрафа по постановлению 068/04/14.31-444/2021 за ПАО "МРСК ЦЕНТРА"

Внимание!

УИН и код дохода бюджетной классификации и ОКТМО 68701000 указывать обязательно.

Настоящее постановление вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в арбитражный суд (Арбитражный суд Тамбовской области, располагающийся по адресу: г. Тамбов, ул. Пензенская, д.67/12).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ).

Заместитель руководителя –

начальник отдела антимонопольного контроля

хозяйствующих субъектов С.В. Мазаева

Постановление вступило в силу «___» ___________________ 20__ г.

Сведения об уплате должником назначенного административного штрафа:

_____________________________________________________________________________

(оплачен полностью/оплачен штраф на сумму/не оплачен)

исп. Моисеева Е.Л., (4752) 72-93-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны