Постановление б/н Постановление от 24 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МКУ «Централизованная бухгалтерия

по обслуживанию учреждений

бюджетной сферы Бондарского района»

 

393230, Тамбовская область,

Бондарский район,

с. Бондари, ул. Октябрьская, 5

 

 

e-mail: vasileva236@yandex.ru

 

 

 

                 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 068/04/14.32-913/2019 об административном правонарушении

    

«24» января 2020 года                                                                                                г. Тамбов

Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) Мазаева Светлана Владимировна,

рассмотрев протокол № 068/04/14.32-913/2019 об административном правонарушении от 11.12.2019, составленный в отношении Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений бюджетной сферы Бондарского района» (далее – МКУ ЦБ, Учреждение), (ИНН  6801003519, ОГРН 1066828001074, адрес:  393230, Тамбовская область, Бондарский район, с. Бондари, ул. Октябрьская, 5) по части 5 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и другие материалы дела № 068/04/14.32-913/2019  об административном правонарушении,

в присутствии директора  учреждения – Васильевой И.В.,   которой разъяснены права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.08.2017 муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями администрации Бондарского района: МБДОУ д/с «Солнышко», МБДОУ д/с «Малыш», МБДОУ д/с «Чебурашка», МБДОУ д/с «Аленушка» (далее – детские сады) были произведены закупки пластиковых окон, а также услуги по демонтажу старых окон и монтажу приобретенных у ООО «Тамбовалюминиймонтаж» на основании следующих договоров:

  1.    МБДОУ детский сад «Аленушка»:

- договор № 13 от 21.08.2017 на покупку окон и дверей, сумма договора 399 791,72 руб.;

- договор № 36 от 21.08.2017 на демонтаж, монтаж изделий из ПВХ и профиля, сумма договора 203 808 руб.;

2. МБДОУ детский сад «Солнышко»:

- договор № 15 от 21.08.2017 на покупку окон и дверей, сумма договора 399 060 руб.;

- договор № 38 от 21.08.2017 на демонтаж, монтаж изделий из ПВХ и профиля, сумма договора 213 051 руб.;

3. МБДОУ детский сад «Малыш»:

- договор № 14 от 21.08.2017 на покупку окон и дверей, сумма договора 399 280 руб.;

- договор № 37 от 21.08.2017 на демонтаж, монтаж изделий из ПВХ и профиля, сумма договора 176 610 руб.;

 4. МБДОУ детский сад «Чебурашка»:

- договор № 16 от 21.08.2017 на покупку окон, сумма договора 398 965 руб.;

- договор № 39 от 21.08.2017 на демонтаж, монтаж изделий из ПВХ и профиля, сумма договора 85 430 руб.

Указанные закупки были осуществлены без проведения торгов на основании    статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) у единственного поставщика в лице ООО «Тамбовалюминиймонтаж».

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей в 2017 году) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Как следует из решения Тамбовского УФАС России от 12.11.2019 № А4-3/19, согласно письменным пояснениям заведующего МБДОУ д/с «Малыш» (вх. от 02.10.2018 № 5905)   основаниями  выбора в качестве поставщика и исполнителя услуг по поставке и замене пластиковых  окон в 2017 году в рамках капитального ремонта ООО «Тамбовалюминиймонтаж» (ОГРН 1066829054148) послужило получение трех коммерческих предложений от хозяйствующих субъектов (№ 28 от 09.08.2017, № 29 от 09.08.2017, № 30 от 09.08.2017), и данная организация была выбрана в качестве  поставщика и исполнителя услуг как предложившая  наименьшую цену на аналогичные виды товаров и услуг. Решение о разделении закупок в рамках капитального ремонта здания МБДОУ д/с «Малыш» было принято в связи с тем, что изначально принималось решение только по поставке пластиковых окон и комплектующих к ним, и только после заключения договора о поставке окон было принято решение о заключении договора на услуги по демонтажу/монтажу окон.

Похожие объяснения по отбору поставщика окон и исполнителя услуг по их установке представили МБДОУ д/с «Солнышко», МБДОУ д/с «Аленушка» и МБДОУ д/с «Чебурашка», о чем свидетельствуют одинаковые по содержанию письменные пояснения заведующих указанных детских садов (вх. от 02.10.2018 № 5908, вх. от 02.10.2018 № 5909 и вх. от 04.10.2018 № 5991).

Все договоры как на поставку пластиковых окон, так и на услуги по монтажу/демонтажу окон (далее также договоров по замене окон), были заключены четырьмя детскими садами с ООО «Тамбовалюминиймонтаж» в один день – 21.08.2017. 

Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № А4-3/19 указывают, что при взятии   письменных объяснений сотрудниками Тамбовского УФАС России в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции с заведующих детских садов было установлено, что фактически самостоятельный отбор поставщика по замене окон они не осуществляли. Данные объяснения приобщены к материалам дела.

Так, из объяснений заведующего МБДОУ д/с «Аленушка» Малаховой И.В. от 04.10.2018 следует, что в 2017 году администрация Бондарского района Тамбовской области выделила финансирование на капитальный ремонт зданий детских садов, в том числе на замену старых окон на новые. Поиском хозяйствующих субъектов, с которыми необходимо было в дальнейшем заключить контракты, занимались сотрудники МКУ ЦБ, которые предложили на подпись уже готовые договоры, где в качестве стороны по договору фигурировало ООО «Тамбовалюминиймонтаж». Объем работ в рамках договорных обязательств с подрядчиком определялся сотрудниками администрации Бондарского района.

Объяснения заведующего МБДОУ д/с «Малыш» Яковлевой М.В. от 04.10.2018 также указывают, что вопросами замены пластиковых окон в рамках капитального ремонта зданий дошкольных образовательных учреждений занималось МКУ ЦБ. Заведующий МБДОУ д/с «Малыш» Яковлева М.В. лично не занималась поиском организации-подрядчика для заключения договоров поставки пластиковых окон, а также услуг по их монтажу и демонтажу старых оконных конструкций. По приглашению руководителя МКУ ЦБ Васильевой И.В. заведующий МБДОУ д/с «Малыш» Яковлева М.В.  подписала заранее подготовленные проекты договоров на поставку и монтаж окон с ООО «Тамбовалюминиймонтаж» в помещении бухгалтерии МКУ ЦБ.

Также оба должностных лица МБДОУ д/с «Малыш» и МБДОУ д/с «Аленушка» в объяснениях указали, что письменные пояснения, ранее представленные на запросы Тамбовского УФАС России (вх. от 02.10.2018 № 5905 и вх. от 02.10.2018 № 5908, № 5909), были подготовлены с участием сотрудника администрации Бондарского района Тамбовской области, а именно юрисконсульта Мешковой  Н.Н.

Заведующий МБДОУ д/с «Чебурашка» Долотова Л.В. в своих письменных пояснениях (исх. от 27.09.2019 № 31, вх. от 27.09.2019 № 6818) сообщила, что все закупочные процедуры и предшествующие им необходимые мероприятия с оформлением полного пакета соответствующей документации полностью осуществлялись МКУ ЦБ. В качестве дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, Долотова Л.В. указала, что в соответствии с договором от 01.08.2012 № 4 о передаче полномочий по организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности, заключенного с МКУ ЦБ и МБДОУ д/с «Чебурашка», именно МКУ ЦБ осуществляет бухгалтерское обслуживание и сдает необходимую налоговую, статистическую и иную отчетность учреждения. В соответствии с пунктом 1.2.4 договора, бухгалтерское обслуживание включает в себя также иные действия, предусмотренные нормативными документами, регулирующими финансово-хозяйственную деятельность МБДОУ д/с «Чебурашка». Уже подготовленные на бумажном носителе проекты договоров на поставку пластиковых окон и монтаж/демонтаж окон были предложены директором МКУ ЦБ Васильевой И.В. для подписания заведующему МБДОУ д/с «Чебурашка». Долотовой по месту нахождения МКУ ЦБ по адресу: Тамбовская область, Бондарский район, с. Бондари, ул. Октябрьская, 5.            

Также заведующий МБДОУ д/с «Чебурашка» Долотова Л.В. в пояснениях указала, что, со слов Васильевой И.В., замена пластиковых окон должна была проводиться в нескольких детских садах, и с учетом того, что МКУ ЦБ занимается централизованным обслуживанием этих образовательных учреждений, в МКУ ЦБ есть специалист по закупкам (Кошелев А.Ю.), то подготовку всех необходимых документов, связанных с заменой окон, будет осуществлять МКУ ЦБ. При этом, Долотова Л.В.   сакцентировала, что Васильева И.В. самостоятельно занималась вопросами, связанными с заключением, исполнением и оплатой договоров поставки и монтажа окон. Заведующего МБДОУ д/с «Чебурашка» к данному процессу Васильева И.В. не допустила. Поэтому никаких запросов на получение коммерческих предложений от потенциальных поставщиков ни руководством, ни сотрудниками МБДОУ д/с «Чебурашка» не производилось, и тем более, самих коммерческих предложений о цене окон и услуг подряда в учреждение не поступало. Те копии коммерческих предложений, которые раннее были представлены в Тамбовское УФАС России на запрос от 19.09.2018 № 58-4-07/3964, были переданы из МКУ ЦБ для представления в антимонопольный орган.

В рамках рассмотрения дела были получены объяснения от начальника правового отдела администрации Бондарского района Тамбовской области Мешковой Н.Н. от 13.08.2019, из которых следует, что по поручению первого заместителя главы администрации Бондарского района Захарова И.А. были подготовлены ответы для Тамбовского УФАС России от имени заведующих детских садов с непосредственным участием директора МКУ ЦБ Васильевой И.В. С ее слов, отбор поставщика пластиковых окон осуществлялся путем запроса коммерческих предложений, направляемых   МКУ ЦБ в адреса производителей и продавцов пластиковых окон. Со слов Васильевой И.В., наименьшую цену предложило ООО «Тамбовалюминиймонтаж», поэтому с данным обществом решено было заключить все договоры поставки и монтажа пластиковых окон от имени четырех детских садов. Решение о дроблении закупок на отдельные договоры поставки и монтажа окон во избежание проведения конкурентных процедур, а также осуществление контроля за ходом закупок принималось и осуществлялось под контролем руководителя МКУ ЦБ.  

Согласно решению Тамбовского УФАС России от 12.11.2019 № А4-3/19   ООО «Тамбовалюминиймонтаж» (вх. от 14.11.2018 7276) письменно сообщило в ходе рассмотрения дела,   что обращений от учреждений Бондарского района Тамбовской области о предоставлении коммерческих предложений на поставку и монтаж/демонтаж пластиковых окон в письменной форме в общество не поступало.  Взаимодействие по поставленному вопросу осуществлялось с заведующими детских садов: МБДОУ д/с «Солнышко» - Синдеевой Н.В.; МБДОУ д/с «Малыш» - Яковлевой М.В.; МБДОУ д/с «Чебурашка» - Долотовой Л.В.; МБДОУ д/с «Аленушка» - Малаховой И.В.    Количество поставляемых пластиковых окон, а также объем работ, определялись заведующими по месту нахождения детских садов в присутствии представителя ООО «Тамбовалюминиймонтаж» - Ложкина С.Г. На монтаж/демонтаж и поставку пластиковых окон бухгалтером Кудиновой И.В. были подготовлены типовые договоры, которые пописывались в МБДОУ д/с «Аленушка» по адресу: Тамбовская область, Бондарский район, с.Бондари, ул. Ленинградская, 43.

Вместе с тем, ранее ООО «Тамбовалюминиймонтаж» были представлены   письменные пояснения (вх. от 26.10.2018 № 6830), в которых  указано, что договоры на монтаж/демонтаж и поставку пластиковых окон были подписаны генеральным директором ООО «Тамбовалюминиймонтаж» и заведующими детских садов по месту нахождения детских садов.

Противоречивые пояснения исполнителя услуг по договорам поставки пластиковых окон, их монтажу/демонтажу (ООО «Тамбовалюминиймонтаж») не позволяют Комиссии Тамбовского УФАС России признать ответы Общества как надлежащие доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства № А4-3/19.

Согласно пункту 2.1 Устава МКУ ЦБ, утвержденного постановлением администрации Бондарского района Тамбовской области от 24.05.2011 № 225, целью создания Учреждения является формирование полной и достоверной  информации о  финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования и культуры и иных учреждений, материально-техническое обеспечение деятельности зданий муниципальных образовательных учреждений, находящихся в собственности  Бондарского района в части содержания  и обслуживания зданий.

 Предметом деятельности Учреждения является выполнение работ и оказание услуг, направленных на содержание и обслуживание зданий, используемых муниципальными образовательными учреждениями, находящимися в муниципальной собственности Бондарского района, и оказание услуг по централизованному ведению бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и отчетности обслуживаемых учреждений, имеющих небольшой объем учетных работ.

МКУ ЦБ осуществляет бухгалтерское обслуживание учреждений бюджетной сферы Бондарского района на основании договоров о передаче полномочий по организации и ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности:

- договор № 4 от 01.08.2012 с МБДОУ д/с «Чебурашка»;

- договор № 12 от 02.09.2013 с МБДОУ д/с «Солнышко»;

- договор № 13 от 03.09.2013 с МБДОУ д/с «Аленушка»;

- договор № 15 от 07.11.2014 с МБДОУ д/с «Малыш».

Предметом данных договоров является бухгалтерское обслуживание, а также иные действия, предусмотренные нормативными документами, регулирующими финансово-хозяйственную деятельность муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения.

В соответствии с пунктом 2.4.21 Устава Учреждение осуществляет, в том числе, проведение работ по текущему и капитальному ремонту.

Одной из основных функций, выполняемых Учреждением, является   разработка сметной документации для проведения капитального ремонта объектов образования и культуры при объемах работ до 500 тыс. рублей (п. 5.1 Устава).

Вместе с тем, Комиссией установлено, что МКУ ЦБ в 2017 году не разрабатывало сметную документацию для проведения капитального ремонта по замене окон для четырех детских садов Бондарского района.

МКУ ЦБ письменно сообщило в дело о нарушении антимонопольного законодательства (вх. от 06.09.2018 № 5364)  обоснование начальной максимальной цены контракта на приобретение пластиковых окон и дополнительных комплектаций, а также услуг по монтажу/демонтажу окон для детских садов. Цены на окна и сопутствующие услуги складывались из расчета цен, представленных в коммерческих предложениях ООО «Тамбовалюминиймонтаж», ООО «Рассвет» и ИП Семилетовой Е.В.

Как указало письменно МКУ ЦБ, все коммерческие предложения в четыре детских сада поступили в один день – 09.08.2017.

 Для проверки данной информации Тамбовское УФАС России письменно запросило у ООО «Рассвет» и ИП Семилетовой Е.В. информацию о том, направлялись ли ими коммерческие предложения о цене пластиковых окон и услуг монтажа/демонтажа окон в адреса четырех детских садов Бондарского района Тамбовской области.

ООО «Рассвет» сообщило в Тамбовское УФАС России (вх. от 24.12.2018 № 8420э), что в 2017 году обращений о представлении коммерческих предложений на поставку и монтаж/демонтаж пластиковых окон от МБДОУ д/с «Солнышко», МБДОУ д/с «Малыш», МБДОУ д/с «Чебурашка», МБДОУ д/с «Аленушка» Бондарского района Тамбовской области не поступали. ООО «Рассвет» не предоставляло коммерческие предложения вышеуказанным детским садам.

 ИП Семилетова Е.В. также сообщила Тамбовскому УФАС России, что не работала с указанными детскими садами (вх. от 01.11.2018 № 7000).

Согласно объяснениям главного бухгалтера МКУ ЦБ Пыльневой Н.А. от 24.12.2018, закупка работ по замене пластиковых окон для детских садов Бондарского района проходила в рамках капитального ремонта. 

Предметы договоров поставки окон и договоров подряда по их монтажу/демонтажу также указывают, что покупка и установка окон осуществлялась в рамках капитального ремонта (раздел 1 договоров).

Определением Тамбовского УФАС России (исх. от 17.05.2019 № 58-4-09/2198) к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями, была привлечена администрация Бондарского района Тамбовской области. 

Согласно письменным пояснениям администрации Бондарского района Тамбовской области (исх. от 13.06.2019 № 01-15/1391 и исх. от 05.09.2019 № 01-15/2024) финансирование мероприятий по замене окон в 2017 году в детских садах осуществлялось в соответствии с Государственной программой Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области на 2013-2020 годы», утв. постановлением администрации Тамбовской области от 28.12.2012 № 1677. Субсидии на капитальный ремонт зданий детских садов Бондарского района были выделены в соответствии с Соглашением № 14-01/1 о предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Тамбовской области бюджету Бондарского района на проведение капитального ремонта в зданиях муниципальных  образовательных организаций  и оснащение оборудованием с целью предоставления услуг дошкольного образования в рамках реализации  мероприятий  подпрограммы  «Развитие дошкольного образования» государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области на 2013-2020 годы» (далее – Соглашение), заключенного с  управлением образования  и науки Тамбовской области. Согласно пункту 1.2 Соглашения субсидия предоставляется из бюджета Тамбовской области для проведения капитального ремонта зданий дошкольных образовательных учреждений Бондарского района на оплату как муниципальных контрактов, так и гражданско-правовых договоров. В связи с чем, 21.08.2017 учреждениями было принято решение о заключении гражданско-правовых договоров с единственным поставщиком ООО «Тамбовалюминиймонтаж» без торгов.

Также администрация Бондарского района указала, что в связи с тем, что по договорам осуществлялись услуги по монтажу/демонтажу окон, а не производился капитальный ремонт зданий детских садов, то смета на проведение таких работ не составлялась.

Как уже установлено Комиссией Тамбовского УФАС России при рассмотрении дела о нарушении  антимонопольного законодательства, договоры на закупку пластиковых окон, а также услуг по демонтажу старых окон и монтажу приобретенных были заключены детскими садами с ООО «Тамбовалюминиймонтаж» в один день – 21.08.2017.

Предметом договоров поставки пластиковых окон является поставка конструкций из ПВХ-профиля в рамках капитального ремонта (пункт 1.1 договоров).

Предметом договоров подряда является демонтаж и монтаж изделий из ПВХ-профиля в рамках капитального ремонта (пункт 1.2 договоров). 

Оплата за пластиковые окна и услуги ООО «Тамбовалюминиймонтаж» была произведена с лицевых счетов муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений   Бондарского района. 

Так, например, МБДОУ д/с «Аленушка» на основании платежных поручений № 681335 от 12.09.2017 на сумму 61142,40 руб., № 681336 от 12.09.2017 на сумму 119937,51 руб.,   № 25073 от 17.10.2017 на сумму 279854,21, № 25074 от 17.10.2017 на сумму 142665,60 руб., осуществило оплату конструкций ПВХ-профиля и услуги по монтажу ООО «Тамбовалюминиймонтаж».

Остальные детские сады - МБДОУ д/с «Малыш», МБДОУ д/с «Чебурашка» и МБДОУ д/с «Аленушка» произвели оплату за замену пластиковых окон в те же даты: 12.09.2017 и 17.10.2017.

Финансирование мероприятий по замене окон в детских садах осуществлялось в соответствии с Государственной программой Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 28.12.2012 № 1677, на основании Соглашения № 14-01/1 от 11.07.2017, заключенного между администрацией Бондарского района и Управлением образования и науки Тамбовской области.  

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения субсидия предоставляется, в том числе на:

- оплату проектно-сметной документации;

- оплату муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров на проведение капитального ремонта. 

 Порядок, условия предоставления и сроки перечисления субсидий установлены разделом 3 Соглашения.

Субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:

а) наличие в бюджете Бондарского района соответствующих бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств…

б) проведение процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок для муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется за счет предоставленной из бюджета Тамбовской области субсидии, через комитет государственного заказа Тамбовской области и Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Региональный центр по организации закупок». 

Таким образом, на время заключения договоров по замене пластиковых окон (21.08.2017) обязательным условием предоставления целевых субсидий являлось проведение конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок для муниципальных нужд на проведение капитального ремонта.

31.08.2017 управлением образования и науки Тамбовской области и главой администрации Бондарского района было заключено дополнительное соглашение № 1 к Соглашению № 14-01/1 от 11.07.2017 о предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Тамбовской области бюджету Бондарского района, согласно которому допускается проведение закупок у единственного поставщика, осуществляемых в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе (подпункт б пункта 3.2 Соглашения).

Вместе с тем, договоры на замену пластиковых окон были заключены 21.08.2017 т.е. до внесения соответствующих дополнений в Соглашение № 14-01/1.    Следовательно, при заключении договоров на замену окон были нарушены условия предоставления субсидий на их оплату.

Кроме того, из разъяснений ассоциации СРО «Тамбовские строители» (исх. от 14.10.1019 № 281/10, вх. от 14.10.2019 №7126) по вопросу отнесения замены пластиковых окон в детских садах Бондарского района к текущему или капитальному ремонту следует, что в случае, если замена окон с деревянных на пластиковые производилась в здании отдельно (как самостоятельный вид ремонтных работ) без выполнения каких либо работ, затрагивающих конструктивные элементы здания, и в процессе замены окон не изменялись размеры оконных проемов, не нарушалось целостность перемычек над оконными проемами, то работы можно отнести к текущему ремонту с целью поддержания эксплуатационных показателей здания. Если замена окон производилась в составе других работ, на которые был разработан проект капитального ремонта, то замена окон является частью работ по капитальному ремонту здания.

В ходе рассмотрения дела установлено, что работы по замене пластиковых окон в детских садах Бондарского района производились как самостоятельный вид ремонтных работ, что позволяет отнести их к текущему ремонту зданий.

Таким образом, выделенная управлением образования и науки Тамбовской области субсидия администрации Бондарского района на проведение капитального ремонта образовательных учреждений была использована на текущий ремонт.

В силу частей 1,2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частями 1,2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Детские сады при заключении спорных договоров по замене окон применяли пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе как образовательные учреждения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции от 26.07.2017) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567, работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Также, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

В силу указанных выше норм права заключение 21.08.2017 детскими садами договоров поставки окон и договоров подряда при проведении  капитального ремонта зданий дошкольных учреждений в соответствии с Государственной программой  Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области на 2013-2020 годы» с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур  не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов не обусловлено технологическими и организационными особенностями исполнения контрактов, а является исключительно намерением избежать необходимость проведения конкурентных процедур.

По сути, работы по замене оконных блоков намеренно и необоснованно   разделены на два договора по каждому из рассматриваемых детских садов – договор поставки окон и договор подряда (монтажа/демонтажа), чтобы было формальное соблюдение п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

При этом, все четыре детских сада оба вида договоров заключили в один день – 21.08.2017. Указанное единообразие и единовременность действий 4 детских садов по заключению договоров поставки окон и их замене, причем с одним и тем же хозяйствующим субъектом -  ООО «Тамбовалюминиймонтаж», не может быть простым и случайным совпадением.

 Собранные в ходе рассмотрения дела доказательства указывают на согласование (определение) действий заведующих детских садов со стороны директора МКУ ЦБ Васильевой И.В., которое стало возможным, в том числе, в связи с наличием определенного контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений в рамках предоставленных администрацией Бондарского района полномочий.

МКУ ЦБ в соответствии с Уставом является юридическим лицом, имеет статус муниципального казенного учреждения.

 В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться, в том числе, в форме учреждений.

МБДОУ д/с «Солнышко», МБДОУ д/с «Малыш», МБДОУ д/с «Чебурашка», МБДОУ д/с «Аленушка» также являются некоммерческими организациями, созданными администрацией Бондарского района в форме бюджетного учреждения.  Вместе с тем, данные учреждения осуществляют деятельность, приносящую доход (оказывают платные дополнительные услуги).

Следовательно, детские сады являются хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции. 

05.03.2018 МБДОУ д/с «Солнышко» было реорганизовано в форме присоединения к МБДОУ д/с «Аленушка», о чем имеется запись в ЕГРЮЛ.

Таким образом, выводы Комиссии Тамбовского УФАС Росси, изложенные в решении  по делу № А4-3/19   указывают о наличии  координации  со стороны МКУ ЦБ   деятельности МБДОУ д/с «Солнышко»,  МБДОУ д/с «Малыш»,   МБДОУ д/с «Чебурашка»,    МБДОУ д/с «Аленушка»  при определении поставщика по замене пластиковых  окон - ООО «Тамбовалюминиймонтаж».

 В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельность на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений.

Как следует из данного определения, координация возможна только при наличии двух условий, которые соблюдены в рассматриваемом случае:

1) координатор не входит в группу лиц ни с одним координируемым лицом;

2) координатор не является участником   рынка выполнения работ по ремонту зданий, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов – детских садов как покупателей. 

Из представленных в материалы дела документов прямо следует, что детские сады (координируемые лица) не входят в одну группу лиц с МКУ ЦБ (координатор) в понимании статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 данной статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.

В части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции поименованы последствия, среди которых   -  раздел товарного рынка по   составу продавцов (пункт 3).

Координация  со стороны  МКУ ЦБ экономической деятельности четырех хозяйствующих субъектов - детских садов Бондарского района привела к разделу товарного рынка  выполнения работ по ремонту  зданий в пользу ООО «Тамбовалюминиймонтаж» вместо самостоятельного поведения  детских садов по собственному  выбору каждым из них поставщика работ по замене  окон и проведению конкурентных процедур закупок, как было предусмотрено разделом 3 Соглашения о предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Тамбовской  области  бюджету Бондарского района   на проведение капитального ремонта в зданиях  муниципальных  образовательных организаций  и оснащение оборудованием с целью  предоставления услуг дошкольного образования.

           Факт нарушения МКУ ЦБ части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен в решении Комиссии Тамбовского УФАС России № А4-3/19 от 12.11.2019 (исх. от 12.11.2019 № 58-4-09/4544). 

В соответствии со статьей 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства  коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

            Частью 5 статьи 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

            Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере  от   одного миллиона до пяти миллионов рублей.

           МКУ ЦБ осуществило   координацию экономической деятельности МБДОУ д/с «Солнышко»,  МБДОУ д/с «Малыш»,   МБДОУ д/с «Чебурашка»,    МБДОУ д/с «Аленушка» при  проведении закупок пластиковых окон и услуг по монтажу/демонтажу старых в 2017 году в рамках проведения капитального ремонта  зданий дошкольных муниципальных учреждений.

Время совершения административного правонарушения -  дата заключения  договоров  МБДОУ д/с «Солнышко»,  МБДОУ д/с «Малыш»,   МБДОУ д/с «Чебурашка»,  МБДОУ д/с «Аленушка»  с  ООО «Тамбовалюминиймонтаж» - 21.08.2017.

Место совершения административного правонарушения - Тамбовская область, Бондарский район, с. Бондари, ул. Октябрьская, 5 (местонахождение МКУ ЦБ).

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: координация экономической деятельности   МБДОУ д/с «Солнышко»,  МБДОУ д/с «Малыш»,   МБДОУ д/с «Чебурашка»,    МБДОУ д/с «Аленушка», которая привела к вынужденному (несамостоятельному) заключению детскими садами  21.08.2017  договоров на замену пластиковых окон  и в обход процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе,  что привело  к разделу товарного рынка  выполнения работ по ремонту  зданий по составу продавцов. 

Субъект  административного правонарушения:    МКУ ЦБ.

            Субъективная сторона:  как следует из материалов дела  об административном правонарушении и установленных фактических обстоятельств, у МКУ  имелась возможность не совершать указанные выше действия, однако оно   этого не сделало, совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое,   установлена частью 5 статьи 14.32 КоАП РФ).

Срок давности  привлечения МКУ ЦБ к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

 Извещением от 22.01.2019 исх. № 58-4-07/4657 законный представитель МКУ ЦБ вызван для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении на 11.12.2019.

11 декабря 2019 года в присутствии директора МКУ ЦБ Васильевой И.В., был составлен протокол № 068/04/14.32-913/2019 об административном правонарушении. Копия протокола вручена законному представителю учреждения.

Определением от 11.12.2019 рассмотрение дела назначено на 24.12.2019 на 14-00 часов.

Определением от 24.12.2019 срок рассмотрения дела был продлен на один месяц, дело отложено на 24.01.2020.

 На рассмотрении настоящего дела 24.01.2020 присутствовал директор МКУ ЦБ – Васильева И.В.,   которая  признала факт нарушения. Заявила письменное ходатайство (исх. от 23.01.2020 № 14, вх. от 24.01.2020 № 335) о  замене административного штрафа на предупреждение, в котором указала, что МКУ ЦБ создано 01.02.2006 с целью осуществления  деятельности  в области бухгалтерского учета учреждений образования, культуры и прочих учреждений Бондарского района. Является казенным учреждением, финансируется по смете, утвержденной распорядителем финансовых средств - администрацией Бондарского района Тамбовской области, на основании договоров о передаче полномочий и организации и ведению бухгалтерского учета учреждение ведет  учет бухгалтерской отчетности 11 учреждений образования, культуры и МФЦ. Договорами плата за услуги не предусмотрена. МКУ ЦБ не занимается предпринимательской деятельностью и не имеет собственных доходов (копия бюджетной сметы на 2019 финансовый год, на 2020 и 2021 финансовые  годы представлена). Финансово-хозяйственная деятельность осуществляется согласно  утвержденной смете за счет средств, выделенных из областного  и районного  бюджетов. МКУ ЦБ просит  учесть данные обстоятельства при назначении размера административного штрафа.

Указанное ходатайство не подлежит удовлетворению в виду следующего.

  В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитываю характер совершенного  административного правонарушения, имущественное и финансовое  положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 068/04/14.32-913/2019  учтено следующее.

            Смягчающим обстоятельством в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ  является:

            -  оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2).

   Иных смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных  КоАП РФ, не установлено.

             Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

             Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

             Доказательств малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела не установлено.

   Размер административного штрафа в  соответствии с  частью 5 статьи 14.32 КоАП РФ составляет от одного миллиона до пяти миллионов   рублей.

 В соответствии с КоАП РФ размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, исчисляется согласно примечанию к статье 14.31 КоАП РФ.

            Согласно пункту 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

            При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

 

  Расчет базовой суммы штрафа:

  1 000 000 +(5 000 000 -1 000 000):2=3 000 000 руб.

 

  Расчет 1/8:= 5 000 000 -1 000 000 = 500 000 руб.

                                 8  

  3 000 000 – 500 000 = 2 500 000 руб.

 

            При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются в том числе защита законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Исходя из указанных выше положений КоАП РФ, целью административного наказания является в том числе предупреждение совершения новых правонарушений, а не нанесение непоправимого экономического вреда, ведущего к банкротству юридического лица.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

             В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

            Учитывая обстоятельства совершенного учреждением нарушения антимонопольного законодательства, сумму (2 275 990 рублей) заключенных четырьмя детскими садами: МБДОУ д/с «Солнышко»,  МБДОУ д/с «Малыш»,   МБДОУ д/с «Чебурашка» и  МБДОУ д/с «Аленушка»  договоров с ООО «Тамбовалюминиймонтаж» при координации экономической деятельности детских садов со стороны МКУ ЦБ, а также, что учреждение  находится на полном бюджетном финансировании и не  получает иных видов дохода,   считаю возможным  наложить   на МКУ ЦБ административный  штраф  в размере   100 000   (сто тысяч) рублей, то есть менее минимального размера предусмотренного КоАП РФ штрафа по вменяемому правонарушению.

            Руководствуясь статьей 14.32, а также статьёй 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьёй 29.10, статьёй 29.11 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Признать    Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений бюджетной сферы Бондарского района»   (ИНН  6801003519, ОГРН 1066828001074, адрес:  393230, Тамбовская область, Бондарский район, с. Бондари, ул. Октябрьская, 5)  виновным в совершении административного  правонарушения - координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,  ответственность за которое  предусмотрена  частью 5 статьи 14.32 КоАП РФ и назначить учреждению  наказание в виде   административного штрафа в размере   100 000  (Сто тысяч) рублей.

 Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии  с   частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3  КоАП РФ    постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение  десяти суток со дня вручения или  получения копии постановления.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф  должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

Предлагаю МКУ ЦБ в 60-дневный срок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области документы, подтверждающие оплату штрафа.

Согласно части 5 вышеназванной статьи при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному - приставу исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законом. 

В соответствии счастью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

 

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)

ИНН 6831001163 КПП 682901001

Отделение Тамбов

БИК 046850001

Счет: 40101810000000010005

ОКТМО 68701000

Код дохода бюджетной классификации:

161 1 16 02010 01 6000 140

УИН (16100500000000404092)

 

Назначение платежа - денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

 

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ).      

 

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела антимонопольного контроля

хозяйствующих субъектов                                                                                    С.В. Мазаева

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны