Решение №СМ/1964/24 Решение по делу № 068/05/5-238/2024 от 24 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО "Маркетплейс Консалтинг" г. Подольск, мкр. Климовск, ул. Ленина, д. 1, помещ. 315
<...>
<...> |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 068/05/5-238/2024 о нарушении законодательства
Российской Федерации о рекламе
«8» мая 2024 года г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены Комиссии: начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Рябова К.С.,
рассмотрев дело № 068/05/5-238/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения недостоверной рекламы,
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения – представителей ООО «Маркетплейс Консалтинг» <...> и <...> по доверенности от 02.05.2024,
в отсутствие:
- заинтересованного лица – <...>,
- заявителя – <...>, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступили обращения <...> (вх. от 11.03.2024 № 1727-ЭП/24, вх от 11.03.2024 № 1728-ЭП/24) по вопросу распространения недостоверной рекламы пятновыводителя «Easy clean».
Как следует из обращения, в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на YouTube канале <...> в видеоролике от 29.02.2024 под названием <...> распространяется реклама универсального пятновыводителя «Easy clean» следующего содержания: «Я люблю носить свободные вещи, у меня таких много. Обычно эти вещи для беременных и кормящих. У меня тоже их много, всё-таки одиннадцать родов. Конечно, из-за моего большого животика мне приходится носить вставочкой. А вот на кухне я люблю пользоваться своим проверенным и очень любимым средством «Easy Clean». Посмотрите, как много посуды у меня осталось после завтрака и в основном – это чашки. Чашки, которые с налётом от чая и кофе. Знаете, как их сложно отмыть даже в посудомоечной. И да, Вы правильно понимаете, я сейчас «Easy Clean» добавлю в посудомоечную машину. И поверьте, ни одного пятнышка там не останется. Белые вещи, конечно проще отстирать отбеливателем. Хлорный отбеливатель я не люблю потому что хлорка обычно делает так, что вещи выцветают, а вот с кислородным отбеливателем такое не произойдет. Сейчас я сортирую белье, у меня сегодня большая стирка. Но, например, вот такие носочки очень грязные, я замочу отдельно в кипятке, добавив всего лишь ложку «Easy Clean». Посмотрите какая активная реакция идет! В этот момент нужно носочки поместить в водичку с «Easy Clean», подождем полчаса. За это время бельё постирается в стиральной машинке. Для усиления эффекта и, чтобы отстирались мои полотенца в стиральную машинку, я тоже добавлю ложечку «Easy Clean». Ну вот на кухне я делаю сразу двойную работу, отстирываю кухонную тряпочку, замачиваю её вместе с нашей раковиной, которая, конечно же, вся в пятнах чайных и кофейных, мою чайник и, все это довожу до идеального состояния. «Easy Clean» не только отмывает, но еще и дезинфицирует. Очень полезное и многофункциональное средство! Посмотрите на результат раковины. Чистая тряпка, ничем не пахнет, всё очень хорошо отстиралось у меня в стиральной машинке, это и полотенчики, и бельё. Ну, а теперь посмотрим на наши носочки. Посмотрите какие они кипельно-белые, ни единого пятнышка. С «Easy Clean» мне очень удобно стирать детское бельё, во-первых, цветные вещи отстирываются также очень качественно и быстро. На груди у детей часто бывают пятнышки от еды, но и здесь цвет белья не пострадал, зато все пятнышки отстирались. С «Easy Clean» я мою весь дом и уверена в том, что мой дом чистый и продезинфицированный. Это абсолютно безопасное средство. «Easy Clean» продается на Wildberries и Ozon, а также Вы можете заказать его по моей ссылке в описании к этому ролику. Рекомендую это средство, Вы точно останетесь довольны результатом.».
Как следует из информации, в видеоролике от 29.02.2024 под названием<...> на YouTube канале <...>, рекламодателем является ООО «Маркетплейс Консалтинг» (ОГРН: 1215000106243, ИНН: 5074071862, дата присвоения ОГРН: 18.10.2021, КПП: 507401001, адрес: 142180, Московская область, г.о. Подольск, г. Подольск, мкр. Климовск, ул. Ленина, д. 1, помещ. 315), рекламораспространителем является <...>.
Определением от 11.04.2024 (исх. от 12.04.2024 № ЕГ/1402/24) по делу № 068/05/5-238/2024 ООО «Маркетплейс Консалтинг» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, <...> привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица.
Письмом (исх. от 27.04.2024 № 1, вх. от 03.05.2024 № 3248-ЭП/24) ООО «Маркетплейс Консалтинг» сообщило, что 21.01.2024 года с целью рекламы пятновыводителя «Easy Clean», ООО «Маркетплейс Консалтинг» был заключен договор оказания услуг по организации и проведению рекламно-информационных кампаний № 12/01/24-28 со <...>. Сотрудник Общества во исполнение договора № 12/01/24-28 направил <...> техническое задание по изготовлению рекламного видеоролика с подробным описанием действий и реплик, которые необходимо произнести во время презентации продукта в рекламном ролике. В техническом задании отсутствует фраза «абсолютно безопасное средство». Также ООО «Маркетплейс Консалтинг» сообщило, что видеоролик, содержащий рекламные материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о рекламе удален из общего доступа и не распространяется в телекоммуникационной сети «Интернет».
Письмом (вх. от 06.05.2024 № 3289-ЭП/24) <...> сообщила, что договор № 12/01/24-28 об оказании услуг по организации и проведению рекламно-информационных кампаний с ООО «Маркетплейс Консалтинг» был заключен 12.01.2024 со <...>. Согласно п. 4 технического задания (приложение № 1 к договору № 12/01/24-28) необходимо заранее прислать видео на согласование ООО «Маркетплейс Консалтинг». В связи с чем, текст видео-рекламы был согласован и утвержден с ООО «Маркетплейс Консалтинг». Также согласно техническому заданию, обязательно нужно было проговорить: «Перепробовала множество пятновыводителей, нашла наиболее эффективный и безопасный, теперь отмываю им весь дом». <...> был дан чек об оплате 17.01.2024. Период распространения рекламы: с 29.02.2024 по 16.04.2024.
08.05.2023 на рассмотрении дела посредством видео-конференц-связи присутствовали представители ООО «Маркетплейс Консалтинг» <...> и <...> по доверенности от 02.04.2024 № 1, которые поддержали позицию Общества, изложенную ранее в письме (исх. от 27.04.2024 № 1, вх. от 03.05.2024 № 3248-ЭП/24).
Комиссия Тамбовского УФАС России выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, рассматриваемая информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к объекту рекламирования – пятновыводителю «Easy clean».
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рассматриваемой рекламе пятновыводителя «Easy clean» используется фраза «это абсолютно безопасное средство».
На упаковке пятновыводителя «Easy clean» содержится информация о мерах предосторожности, в которой говорится о том, что средство необходимо использовать строго по назначению, с применением перчаток и средств для защиты глаз и хранить средство в недоступном для детей месте, а также противопоказано использовать средство для изделий из шерсти, шёлка, пуха, перьев, кожи, замши, нубука, мембранных тканей меди, алюминия и дерева и смешивать его с средствами, которые содержат хлор.
Следовательно, утверждение о том, что пятновыводитель «Easy clean» является абсолютно безопасным средством, не соответствует действительности, поскольку при непринятии мер предосторожности и противопоказаний может привести к нежелательным последствиям.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространяется с нарушениями пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 1.1 договора № 12/01/24-28 об оказании услуг по организации и проведению рекламно-информационных кампаний от 12.01.2024 (далее — договор № 12/01/24-28), Исполнитель (<...>) обязуется по заданию Заказчика (ООО «Маркетплейс Консалтинг») оказать услуги по организации и проведению рекламно-информационных кампаний, направленных на продвижение брендов, товаров, услуг блогов и инстаграм-аккаунтов ООО «Маркетплейс Консалтинг», в том числе оказать услуги по повышению узнаваемости брендов, продуктов, серваисов, товаров и услуг ООО «Маркетплейс Консалтинг» в сети Интернет, а ООО «Маркетплейс Консалтинг» обязуется принять и оплатить оказанные <...> услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
Согласно пункту 2.1.4 договора № 12/01/24-28 Заказчик (ООО «Маркетплейс Консалтинг») обязуется обеспечить соответствие всех предоставляемых материалов требованиям законодательства РФ, включая законодательство о рекламе, об авторских и смежных правах, о результатах интеллектуальной деятельности.
Согласно п. 2.1.2. договора № 12/01/24-28 Заказчик (ООО «Маркетплейс Консалтинг») обязуется предоставить Исполнителю (<...>) согласованные в конкретном Приложении к Договору исходные материалы (на электронных носителях, видеоматериалы и прочее), необходимые для оказания Услуг.
В соответствии с п. 2.1.3 Заказчик (ООО «Маркетплейс Консалтинг») имеет право вносить правки в материал не позднее, чем за 5 (пять) дней до целевого использования материала.
Согласно пункту 4 Технического задания, являющемуся Приложением 1 к договору № 12/01/24-28 от 12.01.2024, видео на согласование Заказчику (ООО «Маркетплейс Консалтинг») присылается заранее. То есть без согласования Заказчиком реклама не размещается.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 29.02.2023, подписанному ООО «Маркетплейс Консалтинг», Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и пояснений, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Маркетплейс Консалтинг».
Письмом (исх. от 27.04.2024 № 1, вх. от 03.05.2024 № 3248-ЭП/24) ООО «Маркетплейс Консалтинг» сообщило, что видеоролик, содержащий рекламные материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о рекламе, удален из общего доступа и не распространяется в телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 42-47 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922, Комиссия,
РЕШИЛА:
-
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Я люблю носить свободные вещи, у меня таких много. Обычно эти вещи для беременных и кормящих. У меня тоже их много, всё-таки одиннадцать родов. Конечно, из-за моего большого животика мне приходится носить вставочкой. А вот на кухне я люблю пользоваться своим проверенным и очень любимым средством «Easy Clean». Посмотрите, как много посуды у меня осталось после завтрака и в основном – это чашки. Чашки, которые с налётом от чая и кофе. Знаете, как их сложно отмыть даже в посудомоечной. И да, Вы правильно понимаете, я сейчас «Easy Clean» добавлю в посудомоечную машину. И поверьте, ни одного пятнышка там не останется. Белые вещи, конечно проще отстирать отбеливателем. Хлорный отбеливатель я не люблю потому что хлорка обычно делает так, что вещи выцветают, а вот с кислородным отбеливателем такое не произойдет. Сейчас я сортирую белье, у меня сегодня большая стирка. Но, например, вот такие носочки очень грязные, я замочу отдельно в кипятке, добавив всего лишь ложку «Easy Clean». Посмотрите какая активная реакция идет! В этот момент нужно носочки поместить в водичку с «Easy Clean», подождем полчаса. За это время бельё постирается в стиральной машинке. Для усиления эффекта и, чтобы отстирались мои полотенца в стиральную машинку, я тоже добавлю ложечку «Easy Clean». Ну вот на кухне я делаю сразу двойную работу, отстирываю кухонную тряпочку, замачиваю её вместе с нашей раковиной, которая, конечно же, вся в пятнах чайных и кофейных, мою чайник и, все это довожу до идеального состояния. «Easy Clean» не только отмывает, но еще и дезинфицирует. Очень полезное и многофункциональное средство! Посмотрите на результат раковины. Чистая тряпка, ничем не пахнет, всё очень хорошо отстиралось у меня в стиральной машинке, это и полотенчики, и бельё. Ну, а теперь посмотрим на наши носочки. Посмотрите какие они кипельно-белые, ни единого пятнышка. С «Easy Clean» мне очень удобно стирать детское бельё, во-первых, цветные вещи отстирываются также очень качественно и быстро. На груди у детей часто бывают пятнышки от еды, но и здесь цвет белья не пострадал, зато все пятнышки отстирались. С «Easy Clean» я мою весь дом и уверена в том, что мой дом чистый и продезинфицированный. Это абсолютно безопасное средство. «Easy Clean» продается на Wildberries и Ozon, а также Вы можете заказать его по моей ссылке в описании к этому ролику. Рекомендую это средство, Вы точно останетесь довольны результатом.», распространявшуюся с 29.02.2024 по 16.04.2024 в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на YouTube канале <...> в видеоролике от 29.02.2024 под названием <...>, поскольку при её распространении нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
-
Предписание не выдавать в связи с прекращением нарушения.
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Маркетплейс Консалтинг».
Решение изготовлено в полном объеме 24.05.2024
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии Н.В. Попова
К.С. Рябова
Исп.Рябова К.С.
тел.8-4752-72-93-54, 068-112
2024-2101