Решение б/н АКТ ПРОВЕРКИ №П4-5/17 На основании: от 28 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

г. Тамбов

 

«28» июня 2017 г.

в 16 час. 00 мин.

АКТ ПРОВЕРКИ

№П4-5/17

На основании:

Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовское УФАС России) от 14.03.2017 № 17 «О проведении плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области» и приказа от 26.04.2017 № 65 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области»

была проведена проверка в отношении:

Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области (393570, р.п. Мучкапский, ул. Базарная, 6).

Продолжительность проверки:

с «3» апреля 2017 года по «28» июня 2017 года.

Акт составлен:

Пономаревой И.А. (государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов).

Копия приказа о проведении проверки направлена Мучкапского районному Совету народных депутатов посредством электронной почты 28.03.2017 в 15 час. 21 мин. С приказом о проведении проверки ознакомлен руководитель аппарата Мучкапского райсовета <…>04.04.2017.

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции:

Дедова Елена Николаевна, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

члены инспекции:

Кузнецова Кристина Сергеевна, главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Пономарева Ирина Александровна, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов.

При проведении проверки присутствовали:

Руководитель аппарата Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области <…>

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся

Председатель Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области <…>.

Предметом проводимой проверки является соблюдение Мучкапским районным Советом народных депутатов Тамбовской области требований статей 15,16,17,17.1,18,19,20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 15 Федерального закона от 26.07.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства - март 2016 года по март 2017 года.

Срок проведения проверки: с «3» апреля 2017 года по «28» июня 2017 года включительно.

Место проведения проверки: административное здание, расположенное по адресу: 393570, р.п. Мучкапский, ул. Базарная, 6.

В ходе проведения проверки:

изучены и подвергнуты оценке решения № 245-308 за март-декабрь 2016 года, № 309-331 за январь-март 2017 года, а также действовавшие в проверяемый период решения № 259 от 27.01.2011, № 337 от 20.12.2011, № 431 от 26.03.2013, в результате чего инспекция

УСТАНОВИЛА:

 

1. Действующее решение Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 20.12.2011 № 337 «Об утверждении положения «Об аренде муниципального имущества Мучкапского района» (далее - Положение) содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства: части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части отсутствия в качестве заявителя физического лица, которое в силу требований антимонопольного законодательства также является приобретателем права аренды имущества, а также в части порядка предоставления в аренду объектов инженерной инфраструктуры.

1.1 Так, пунктом 1 статьи 6 главы 1 данного Положения установлено: «Приобретение права аренды имущества индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами осуществляется только по результатам конкурсов или аукционов, либо на бесконкурсной основе в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Положением».

Данный пункт противоречит Правилам проведения торгов, утвержденным приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010, поскольку в данном пункте отсутствует получение права физического лица на аренду имущества, который в силу пункта 17 раздела 3 Правил проведения торгов также является приобретателем права аренды имущества.

Согласно пункту 17 раздела 3 Правил проведения торгов участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо о организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

Согласно пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

 

Указанное не учтено и в статьях 16 главы 2, 21 и 25 главы 3 данного Положения.

Это приводит или может привести к необоснованному ограничению доступа всех желающих к пользованию муниципальным имуществом (приобретение права аренды), и как следствие, к ограничению конкуренции на торгах, а значит, свидетельствует о создании дискриминационных условий, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

1.2 Главой 3 данного Положения предусмотрен порядок передачи в аренду объектов инженерной инфраструктуры.

Согласно статье 21 главы 2 Положения к объектам инженерной инфраструктуры относятся объекты водоотведения, водоснабжения, а также теплоснабжения.

Пунктом 1 статьи 22 данной главы Положения установлено: «Передача в аренду объектов инженерной инфраструктуры осуществляется по результатам торгов в форме конкурса, аукциона или на бесконкурсной основе».

Подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 23 главы 3, а также статья 24 главы 3 Положения также устанавливают возможность передачи в аренду объектов инженерной инфраструктуры посредством аукциона и на бесконкурсной основе.

Согласно Федеральному закону от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившему в силу с 8 мая 2013 года, передача прав владения или пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведения и части 3 28.1 Закон о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

А, если между датой вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее 5 лет, передача прав владения и (или) пользования данными Объектами может осуществляться по договору аренды. В обоих случаях должен проводиться конкурс.

Исходя из изложенного, вышеуказанное решение Мучкапского районного Совета народных депутатов в части сдачи объектов инженерной инфраструктуры на основании аукциона и на бесконкурсной основе противоречит требованиям Закона о водоснабжении и водоотведении, а также требованиям Закона о теплоснабжении, поскольку в отношении данных объектов должен проводиться исключительно конкурс. При этом, конкурс должен проводиться в каждом конкретном поименованном выше случае, т.е. либо на право аренды, либо на право заключения концессионного соглашения.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований (пункт 2);

создание дискриминационных условий (пункт 8).

Таким образом, решение Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 20.12.2011 № 337, определяющее передачу в аренду муниципального имущества, в том числе, объектов инженерной инфраструктуры посредством аукциона и на бесконкурсной основе, в то время как действующим законодательством установлены иные требования к передачи муниципального имущества, может привести к необоснованному ограничению деятельности хозяйствующих субъектов и, как следствие, к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, что запрещено пунктами 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. На территории Мучкапского района действует нормативный правовой акт - решение Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 21.02.2017 № 325 «Об утверждении Порядка определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений Мучкапского района Тамбовской области», который не соответствует требованиям антимонопольного законодательства и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Данным решением установлены проценты ставки размера арендной платы за земельные участки, государственной собственности на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений Мучкапского района Тамбовской области.

Так, в приложении к решению Мучкапского райсовета от 21.02.2017 № 325 установлены проценты ставки арендной платы за использование земельных участков от 0,3 до 150. При этом, наибольший процент ставки арендной платы за использование земельных участков (150%) установлен за земельные участки, предназначенные для размещения объектов радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуры спутниковой связи и телерадиовещания.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ №209-О от 11.05.2004 обязательным требованием при установлении коэффициентов дифференциации размера платы за землю является их экономическое обоснование. Такая дифференциация не должна осуществляться органами местного самоуправления произвольно, а должна основываться на всестороннем анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, характеризующих земельный участок в конкретной зоне.

Федеральные законы, устанавливающие право органов местного самоуправления устанавливать высокие проценты для расчета арендной платы за земельные участки, предназначенные под вышеуказанные объекты, отсутствуют.

В ходе проверки Мучкапский райсовет не обосновал установления повышающего процента в размере 150 % за земельные участки, используемые для размещения устройств связи. Мучкапский райсовет не представил документы и расчеты в подтверждение проведенного анализа и учета указанных факторов и характеристик при установлении коэффициента дифференциации размера платы за землю для размещения выше поименованных объектов.

  • обоснованием установления повышающего процента ставки при расчете арендной платы в размере 150% для указанного вида разрешенного использования - увеличение поступлений доходов в бюджет района, что не может быть признано экономически обоснованным.

Отсутствие экономического обоснования установления высокого процента для расчета арендной платы за земельные участки, предназначенные под вышеуказанные объекты, свидетельствуют о необоснованном препятствовании осуществлению нормальной деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающих услуги связи, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, установлено, что решением Мучкапского райсовета от 21.02.2017 № 325 выделены в отдельную категорию следующие виды разрешенного использования:

«размещение объектов связи», ставка арендной платы - 15;

  • объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности линий связи», ставка арендной платы - 3.

При этом, для земельных участков, предназначенных для размещения иных объектов связи, установлен процент, равный 150% .

Федеральные законы, устанавливающие право органа местного самоуправления выделять в отдельную категорию вид разрешенного использования, указанного, в отличие от иных объектов связи, отсутствуют.

Исходя из норм Федерального закона от 07.07.2003 № 126 «О связи», данный закон не устанавливает различий между операторами сотовой и иных видов связи и определяет единый правовой режим для земельных участков, предоставляемых операторам связи в целях строительства и эксплуатации сооружений связи.

Также, данным решением установлена разная плата за аренду земельного участка, предназначенного для размещения объектов линий электропередач, трансформаторных подстанций, ставка арендной платы - 10, от размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами в частности электричества, ставка - 3, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования «коммунальное хозяйство».

В ходе проверки Мучкапский райсовет также не обосновал установление процента ставки размера арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения указанных выше объектов и выделение в отдельную категорию выше поименованных видов разрешенного использования.

Из изложенного следует, что выделение в отдельную категорию видов разрешенного использования, указанных выше, приводит или может привести к созданию неравных условий (для кого-то преимущественных, а для кого-то дискриминационных) для хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке услуг связи, а также на рынке производства, передачи и распределения электроэнергии, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

3. На территории Мучкапского района действует нормативный правовой акт - решение Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 21.02.2017 № 324 «Об утверждении Порядка определение размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Мучкапского района Тамбовской области», в котором также установлен высокий процент ставки для расчета арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов сотовой связи (150%) и выделен в отдельную категорию вид разрешенного использования, а именно: земельный участок, предназначенный для размещения объектов сотовой связи, ставка арендной платы - 150, в то время как к иным видам связи, согласно вышеуказанному решению, применяется ставка арендной платы - 3 «Иные категории земель и виды использования», что не предусмотрено действующим федеральным законодательством и может способствовать созданию неравных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке услуг связи, что в свою очередь приводит к недопущению, устранению, ограничению конкуренции.

Создание необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и создание дискриминационных условий запрещено пунктами 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе проверки Мучкапский райсовет также не представил экономического обоснования установления повышающего процента в размере 150 % за земельные участки, используемые для размещения объектов сотовой связи в Мучкапском районе и выделение в отдельную категорию вышеуказанного вида разрешенного использования.

 

 

К акту проверки прилагаются (документы или их копии, связанные с результатами проверки).

Акт составлен в 2 экземплярах на 3 листах.

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

_______________________ Е.Н. Дедова

 

_____________________ К.С. Кузнецова

 

___________________ И.А. Пономарева

 

С актом проверки ознакомлен(а), экземпляр акта на 3 листах получил(а): ____________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя или представителя организации)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт

____________________________________________________________________________

 

В связи с невозможностью вручить акт проверки лично для подписания председателю Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области настоящий акт в одном экземпляре направлен проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 

Руководитель инспекции ___________________________________________(Е.Н. Дедова)

 

28 июня 2017 года

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны